Статья на тему: "Мультфильмы как средство патриотического воспитания дошкольников"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Ключевые слова: мультфильм, патриотизм, патриотическое воспитание, российские и отечественные мультфильмы.
Аннотация: в статье рассматриваются примеры положительного воздействия отечественных мультфильмов в воспитании ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультфильмы как средство патриотического воспитания дошкольников
Гарина Татьяна Геннадьевна - воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринск
Ключевые слова: мультфильм, патриотизм, патриотическое воспитание, российские и отечественные мультфильмы.
Аннотация: в статье рассматриваются примеры положительного воздействия отечественных мультфильмов в воспитании ребенка дошкольного возраста.
В современной педагогике и деятельности специалистов в детских образовательных организациях ключевая задача заключается в тщательном отборе и оптимальном применении разнообразных средств воспитания моральных качеств личности, среди которых особое место занимает использование мультфильмов для дошкольников.
Исследования психологов-педагогов (Л.И. Баженова), искусствоведов (Г.Н. Козак) и теоретиков киноискусства, таких как С.М. Эйзенштейн с его концепциями художественного воздействия на зрителя, а также творчество видных мультипликаторов (Юрий Норштейн), подчеркивают уникальную роль мультфильма в формировании нравственности детей благодаря мастерскому сочетанию фантазии и реального мира, что особенно сильно влияет на восприимчивую дошкольную психику [4].
В условиях широкого распространения мультфильмов через кинотеатры и интернет-платформы, эти произведения становятся мощным инструментом формирования жизненных установок у детей. Особенно актуально это в контексте темы патриотизма, обусловленной:
-разрывом культурной преемственности;
-навязыванием через СМИ низкокачественного контента с искаженными ценностями;
-отсутствием целенаправленного воспитания патриотических чувств и снижением интереса к государственным профессиям.
Для успешной социализации ребенка необходимо создавать среду, где он через яркие примеры осознает границы добра и зла (например, дружба против предательства), формируя собственные моральные ориентиры. Взрослые играют решающую роль в этом процессе: их поведение служит основой для закладывания нравственных норм. Негативный опыт окружающих может привести к искаженному восприятию морали, поэтому задача взрослых – направлять ребенка через диалог и обсуждение моральных аспектов поступков героев мультфильмов, подкрепляя положительные примеры доступными для дошкольника способами. Только так возможно заложить прочный фундамент нравственности на будущее [1].
На процесс освоения и применения дошкольником совокупности нравственных норм и ценностей в системе социальных отношений оказывает влияние огромное количество факторов, в частности семья, сверстники, педагоги, игры, образовательная деятельность и т.д. В последние десятилетия в качестве одного из ведущих факторов прочно закрепилось воздействие информационной среды на подрастающее поколение. Среди современного многообразия медиа-средств особо отмечены мультипликационные фильмы, притягательные и интересные для детей дошкольного возраста.
В результате анализа был выявлено то, что советские мультфильмы соответствуют возрасту детей, они просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят хорошим красивым языком, их поступки можно использовать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, мультфильмы могут быть средством нравственного развития детей дошкольного возраста только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. С выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее [3].
Подборка детских патриотических мультфильмов, которые помогут привить любовь к родине и познакомить детей с историей и культурой:
1. «Сказка о царе Салтане» — мультфильм по мотивам произведения А.С. Пушкина, рассказывающий о смелости и верности, о любви к родине и семье.
2. «Котенок по имени Гав» — история о дружбе и патриотизме, где главный герой учит детей ценить родные места и заботиться о них.
3. «Золотая рыбка» — адаптация русской народной сказки, которая учит детей ценить простые радости и заботиться о своей семье и родине.
4. Цикл мультфильмов о трех богатырях Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце (три богатыря стоят за честь земли русской, совершая подвиги во имя спасения Руси-матушки), мультфильм полон юмора и приключений.
5. "Князь Владимир" — мультфильм, рассказывающий о князе Владимире и его подвигах по защите Руси и распространению христианства.
6. "Легенда о Коловрате" — история о русском богатыре, который защищает свою землю от врагов, показывающая силу духа и патриотизм.
7. «Белка и Стрелка: Звездные собаки» (мультфильм повествует о двух собаках, которые прошли отбор в Центре подготовки космонавтов и опередив Америку, полетели в Космос (снято по реальным событиям 1960 года) [2].
Также для того, чтобы нравственное воспитание проходило эффективнее выделяются ситуации, которые оптимально помогают ребёнку понять и воспринять нравственные ценности, заложенные в мультфильме. Ситуации контакта ребёнка с мультфильмом представляют собой целостный процесс личностного развития дошкольника, который осуществляется при активной поддержке взрослого.
- ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания, происходящего на экране.
- ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. Педагог привлекает внимание дошкольников к разбору и анализу фрагментов, несущих в себе нравственный смысл, с помощью обсуждения, метода инсценировки, интерактивных приёмов оценивания ребёнком эпизода, героя, поступка.
- ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям. Для реализации поставленной цели используется обращение к личным ощущениям и чувствам ребёнка.
- ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения [5].
Для этого предлагаются проблемные ситуации по мультфильмам, морально - этической направленности с опорой на сюжет мультфильма, а также сравнение поступков персонажей с собственным поведением. На примере мультипликационного фильма ребёнок получает представления о преимуществах выполнения нравственных и социальных норм, акцентирует своё внимание на последствиях жадности, зависти, не дружелюбности и равнодушия [6].
Педагогическое сопровождение просмотра позволяет ребёнку получить опыт сопереживания, создаёт предпосылки для формирования зачатков художественного вкуса и способности к самоидентификации и рефлексии собственного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное и системное использование мультфильмов способствует нравственному развитию детей.
Список использованной литературы.
1. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник / Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под ред А. А. Реана.– Санкт - Петербург: ЗАО издательский дом «Питер», 2018. – 320 c.
2. Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм: метод. пособие / А. Ф. Бурухина.–Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. – 89 с.
3. Корепанова, М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников / М. В. Корепанова, О. В. Куниченко.– Москва, 2013. –31с.
4. Лалетина, А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных
фильмов /А.Ф. Лалетина, 2010 – 87 с.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 272 c.
6. Немирич, А.А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста / А.А. Немирич, 2011. - 38 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/04/picture-82689-1367614579.jpg)
Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"
В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...
Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников
Предлагаемые дидактические игры по краеведению помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»
Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192317-1359558491.jpg)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСВА ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-955399-1508766407.jpg)
статья сюжетно- ролевая игра как средство патриотического воспитание старших дошкольников .
игра-есть образ детство,его школа марали.Д.Б Эльконин...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/10/picture-1237876-1589133131.jpg)
Статья "Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников"
Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольниковЛихошерстова О.А., Сухова О.Н., Сытник Н.Авоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Аквар...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-1224563-1585399362.jpg)
Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Интерактивная экскурсия, как средство патриотического воспитания дошкольников»
Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками....