статья сюжетно- ролевая игра как средство патриотического воспитание старших дошкольников .
статья (старшая группа) на тему
игра-есть образ детство,его школа марали.
Д.Б Эльконин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_l.i._tokarevoy.docx | 49.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.И. ТОКАРЕВА
МДОУ «Детский сад
комбинированного
вида № 175»
г. Иркутск
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра — есть образ детства,
его школа морали.
Д. Б. Эльконин
На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма. Сейчас, в нестабильный период в обществе, остро возникает потребность вернуться к самым лучшим народным традициям, к вековым корням, к важным и вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года подчеркивает, «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»[1].
Одной из задач Федерального государственного стандарта по дошкольному образованию является «формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств...»[2].
В разделе «Социально-коммуникативное развитие» Образовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание образования должна быть «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности...; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых...»[3].
Можно с уверенностью утверждать, что воспитание патриотизма у детей является приоритетной задачей ДОУ.
В современных условиях актуальность патриотического воспитания подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795[4].
В. В. Путин, Президент РФ, акцентирует особое внимание на воспитание патриотов в России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию, отмечено: «Необходимо строитьсвое будущее и будущие своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом[5].
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ личности: развития целостного восприятия окружающего мира, непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к нуждам и переживаниям людей; развития таких черт характера, как милосердие, гуманность, толерантность и т. д.
В воспитании патриотических чувств самое главное место занимает непосредственное их проявление в поступках, повседневной жизни.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я часто сталкиваюсь с тем, что у современных дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким людям, товарищам по группе. Также отмечу, что родителями мало уделяется внимания проблеме патриотического воспитания в семье.
Прав был С. Михалков, который говорил, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, и стать подлинным патриотом».
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны, но все же самой приоритетной является задача воспитания любви и привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья, детский сад и др.).
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области. Но, на мой взгляд, наиболее доступной и значительной областью является игровая деятельность. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка[6].
В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни»[7], а Л. С. Выготский утверждает, что «игра — арифметика социальных отношений»[8].
Г. В. Плеханов, Д. Б. Эльконин обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, т. к. дети отображают то, что видят вокруг[9].
А. Н. Леонтьев рассматривал игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений, в котором растет интерес к окружающему, формируются социальные мотивы поведения, вырабатываются субкультурные нормы и правила[10].
В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности»[11].
Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных целях позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам[12].
В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для развития личности детей в период адаптации к социуму.
Отечественные педагоги и психологи установили уникальность незаменимость сюжетно-ролевой игры в развитии патриотизма у детей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др.).
В Типовой «Программе обучения и воспитания детей» М. А. Васильевой, выделены задачи по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. Нравственное воспитание рассматривается в этой программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Содержание программы направлено на воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру[13].
Сюжетно-ролевая игра позволяет воспитывать чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье и создает основу, на которой формируется наиболее сложное образование — любовь к родному Отечеству.
По моим практическим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей нравственных представлений и гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения. Эти отношения определяют развитие у детей умения выделять и познавать нравственные нормы и регулировать поведение с окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. В основном детьми используются сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты.
В организации патриотического воспитания детей, я особо обращаю внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетно-ролевых игр. Выполняя роли, у детей развиваются моральные, патриотические чувства, чувства привязанности к родным и близким. В процессе игры дети проявляют организаторские способности, настойчивость и инициативу.
При планировании образовательной деятельности и отборе содержания сюжетно-ролевых игр, я учитываю принцип единства трех компонентов:
- представление о нормах гуманности;
- гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие);
- соответствующие поступки.
При этом я, стараюсь обеспечить усвоение норм, регулирующих патриотическое поведение детей и одновременно сохранить самостоятельный характер игры, так как именно в игре происходит развитие ее содержания, а также позитивно изменяется граданско-нравственное и морально-этическое поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.
Мною, в рамках реализации ФГОС ДО, разработан педагогический проект — игровая гостиная из множества сюжетно-ролевых игр, направленных на воспитание патриотических чувств у дошкольников. Данный проект дает возможность создать благоприятные условия для развития чувств и навыков каждого ребенка как субъекта социальных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, адаптации к жизни, к отождествлению себя с Родиной в современном социокультурном пространстве.
Игровая гостиная выступает как альтернативное предметно-развивающее и экспериментальное пространство, это объединение нескольких микроцентров для патриотического воспитания дошкольников:
- «Краеведение» («музей», картины, выставка рисунков, фотоколлажи, фото- и видеотека и др.);
- «Русская изба» (народная утварь, фольклор и т.п.);
- «Библиотека» (стеллажи с книгами, учебная зона)
- «Чудо-дерево» (панно, картины, устное народное творчество)
- Островок здоровья и красоты (атрибуты для игр «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская» и др.);
- Уголок природы (зимний сад, аквариум, «полянка» и др.).
Проект предполагает компететностный подход, направленный на формирование навыков патриотического поведения (социальная значимость) и включает в себя несколько его аспектов: развитие патриотических чувств и эмоций, толерантное отношение к другим людям и др.; формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.
Целью проекта является развитие и создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, к традициям своего народа.
Для реализации цели мною определены задачи проекта:
- Создание предметно-развивающей среды «игровая гостиная» с учетом особенностей детей и уровня развития игры:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций своего народа, осознанию себя частью большого этноса, выражению своей субкультуры;
- уважительное отношение к наследиям других народов;
- чувство гордости, уважение к Родине и своему народу;
- гражданско-патриотические чувства.
Формировать у детей:
- гражданскую позицию;
- представление о Российской Федерации как о родной стране;
- чувство любви к Родине, своему краю, городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- умение анализировать, обобщать различные социальные явления и события.
Развивать у детей:
- бережное, эмоционально-ценностное, созидательное отношение к своей Родине, городу, родной природе;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей Иркутской области;
- представления о ценностях жизни, чувства заботы и внимания к окружающему миру.
- Повышение качества взаимодействия педагогов и специалистов в автоматизации и закреплении корригируемых знаний, умений и навыков у дошкольников посредством игровой гостиной.
- Просвещение родителей по вопросам актуальности игры для патриотического воспитания детей.
- Использование эффекта новизны игрового пространства как фактора улучшения образовательного процесса.
Предполагаемыми результатами проекта является разработанная карта компетентности патриотического развития детей с выделенными знаниями, умениями и навыками, а также уровнями развития:
Высокий уровень - знает название столицы, страны, городов области, свой адрес; называет и узнает достопримечательности, зеленые зоны родного села, улицы; знает и узнает флаг, герб, гимн России и области; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.
Средний уровень - знает название страны, столицы, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень – не знает названий страны, столицы, города; не может назвать адреса; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия городов, улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Работа с детьми проводилась в нескольких направлениях:
- Привлечение детей к активному участию в игровой деятельности.
- Работа с родителями по привлечению их к совместной творческой и игровой деятельности.
- Работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания.
- Методическое сопровождение проекта (создание игровой гостиной, видеотеки, альбомов, фотографий, консультаций для педагогов и родителей и др.).
Перспективный план проекта включает следующие блоки:
- «Я и моя семья». Цель: Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- «Я и мой детский сад». Цель: Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
- «Я и мой город». Цель: Знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывать любовь к родному городу.
- «Я и моя малая родина». Цель: Воспитывать у дошкольников позицию «Я – иркутянин». Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Знакомить с названиями близлежащих городов области. Воспитывать чувство любви к природе родного края.
- «Я и моя страна». Цель: Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Формировать у воспитанников уважение и интерес к государственным символам России. Воспитывать правосознание, способность к своих прав и прав другого человека.
- «Я служу Отчизне». Цель: Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
- «Я мой народ». Цель: Знакомить детей с бытом и традициями России. Знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.
Реализация проекта рассчитана на 3 года обучения патриотических чувств у детей в сюжетно-ролевой игре.
Данный проект предполагает организацию процесса ознакомления дошкольников с семьей, детским садом, страной, родным городом, с его достопримечательностями, народной культурой. В проекте представлены методические разработки по созданию действенных педагогических механизмов, направленных на воспитание патриотических чувств дошкольников:
- план сюжетно-ролевых игр для дошкольников;
- игровая гостиная (зоны сюжетно-ролевых игр);
- конспекты сюжетно-ролевых игр;
- методические рекомендации для педагогов и родителей.
Таким образом, проект позволит решить основные задачи патриотического воспитание дошкольников — воспитание уважения и любви ко всему родному (дому, семье, детскому саду, городу, природе, культуре др.).
Список литературы:
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48-57.
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
- Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - С. 4.
- Павельева Е.А., Шепилова Н.А. Проекты в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 354-355.
- Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Липецк,2001. - 178 с.
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3VIKX51AY.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 1.6. [электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984 г. С. 127.
- Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lawmix.ru/prof/92129.
- Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ; 2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта. 3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.
- Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – М., 1996. - № 3. - С. 5-19.
[1] Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 1.6. // URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.
[3] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 2.6. // URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht
[4].Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3VIKX51AY.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» // URL: http://www.lawmix.ru/prof/92129.
[6] Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
[7] Постановление от 16 июня 1989 года № 7/1. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания.
[8] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48-57.
[9] Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 5-19.
[10] Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. С. 4.
[11] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984 г. С. 127.
[12] Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ; 2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта. 3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.
[13] Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 5 изд.,испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"
В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...
Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников
Предлагаемые дидактические игры по краеведению помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»
Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСВА ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ...
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ....
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...