Статья "Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников"
статья
Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников
Лихошерстова О.А., Сухова О.Н., Сытник Н.А
воспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Белгорода
Дошкольное образование
Известно, что чувство патриотизма не возникает само по себе в человеке. Это чувство нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста. Процесс этот достаточно длительный и не простой. На формирование личности ребёнка большое влияние оказывают любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу, стране. Особенно остро проблема патриотического воспитания встает в сейчас, в новых, современных реалиях, когда идёт переоценка сущности патриотического воспитания. Вопрос воспитания патриотизма и гражданственности рассматривается на государственном уровне. Так с чего начать воспитывать в маленьком человеке любовь к Родине? Конечно, с самого близкого и дорогого для ребёнка: с любви к родителям, родному дому, природе, культуре своей малой Родины.
Приобщение детей к ценностям родного края способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут в дальнейшем стать патриотом и гражданином своей Родины. Не секрет, что незабываемые детские впечатления яркие, связанные с красотой природы, историей родного края часто остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэтесса Анастасия Печура в своём стихотворении о Родине пишет:
А малая родина тянет и сердце зовет.
Какой бы она не была, эта родина — наша.
Частичка души непременно в том доме живет,
Где мама кормила нас утром душистою кашей.
Сколько бы лет ни было человеку, куда бы ни забросила его жизнь, он всегда с теплотой вспоминает свои родные места, где он родился и вырос, с друзьями детства, родной улицей, на которой жил, двором, в котором играл. Бешеный ритм современной жизни, новые технические оттеснили духовные ценности. Многие годы вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения не уделялось должного внимания. На сегодняшний день в развитии системы образования произошли достаточно весомые изменения. В соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовности ребёнка, эмоций, чувств, мышления. Данный возрастной период является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Таким образом, целью работы педагога в данном направлении является - формирование чувства патриотизма, любови и привязанности к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.
2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.
3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.
4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.
5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию:
- Целевые прогулки, экскурсии к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.;
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;
- Наблюдения (например, во время целевых прогулок по городу);
- Демонстрация тематических видеороликов, презентаций;
- Чтение художественной литературы;
- Праздники, развлечения, вечера, викторины;
- Знакомство с русским фольклором: сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов, художников;
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
- Участие в посильных общественно – полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
- Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни. При этом важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Для наиболее эффективной работы следует привлекать к сотрудничеству родителей. Стимулировать желание участвовать в совместных с детьми мероприятиях, (конкурсы, спортивные соревнования, различного рода выставки и т.д.).
Для формирования у детей нравственно-патриотических чувств большое значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Литература:
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
- Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
- Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
- «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова М ТЦ Сфера 2007.
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
- Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_rodnym_kraem_kak.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников
Лихошерстова О.А., Сухова О.Н., Сытник Н.А
воспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Белгорода
Дошкольное образование
Известно, что чувство патриотизма не возникает само по себе в человеке. Это чувство нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста. Процесс этот достаточно длительный и не простой. На формирование личности ребёнка большое влияние оказывают любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу, стране. Особенно остро проблема патриотического воспитания встает в сейчас, в новых, современных реалиях, когда идёт переоценка сущности патриотического воспитания. Вопрос воспитания патриотизма и гражданственности рассматривается на государственном уровне. Так с чего начать воспитывать в маленьком человеке любовь к Родине? Конечно, с самого близкого и дорогого для ребёнка: с любви к родителям, родному дому, природе, культуре своей малой Родины.
Приобщение детей к ценностям родного края способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут в дальнейшем стать патриотом и гражданином своей Родины. Не секрет, что незабываемые детские впечатления яркие, связанные с красотой природы, историей родного края часто остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэтесса Анастасия Печура в своём стихотворении о Родине пишет:
А малая родина тянет и сердце зовет.
Какой бы она не была, эта родина — наша.
Частичка души непременно в том доме живет,
Где мама кормила нас утром душистою кашей.
Сколько бы лет ни было человеку, куда бы ни забросила его жизнь, он всегда с теплотой вспоминает свои родные места, где он родился и вырос, с друзьями детства, родной улицей, на которой жил, двором, в котором играл. Бешеный ритм современной жизни, новые технические оттеснили духовные ценности. Многие годы вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения не уделялось должного внимания. На сегодняшний день в развитии системы образования произошли достаточно весомые изменения. В соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовности ребёнка, эмоций, чувств, мышления. Данный возрастной период является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Таким образом, целью работы педагога в данном направлении является - формирование чувства патриотизма, любови и привязанности к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.
2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.
3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.
4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.
5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию:
- Целевые прогулки, экскурсии к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.;
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;
- Наблюдения (например, во время целевых прогулок по городу);
- Демонстрация тематических видеороликов, презентаций;
- Чтение художественной литературы;
- Праздники, развлечения, вечера, викторины;
- Знакомство с русским фольклором: сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов, художников;
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
- Участие в посильных общественно – полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
- Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни. При этом важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Для наиболее эффективной работы следует привлекать к сотрудничеству родителей. Стимулировать желание участвовать в совместных с детьми мероприятиях, (конкурсы, спортивные соревнования, различного рода выставки и т.д.).
Для формирования у детей нравственно-патриотических чувств большое значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Литература:
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
- Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
- Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
- «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова М ТЦ Сфера 2007.
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
- Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников
Предлагаемые дидактические игры по краеведению помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...
Природа родного края как средство патриотического воспитания.
Экологическое воспитание....
Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада...
Статья "Познание природы родного края- как средство патриотического воспитания"
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!...