Психогимнастика в работе воспитателя с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)
учебно-методический материал (старшая группа)
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр. упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика в работе воспитателя с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Воспитатель Хохлова Людмила Игоревна
В настоящее время широко используются разные виды психотренингов, однако, довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр. упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, с нарушениями характера, задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Структура комплекса психогимнастики
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны по возможности усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.
Занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4 фаз:
1 фаза: Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства.
Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и других) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и других). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.
2 фаза: Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (доброта, жадность, честность и т.п.), их моральная оценка.
Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. Гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит профилактический характер.
3 фаза: Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза: Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе, – «минутка шалости». Воспитатель не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.
Между 3 и 4 фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Психогимнастика «Шалтай-Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
– Сережа, давай поиграем в «Шалтай-Болтай»!
Шалтай-Болтай сидел на стене
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...

Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития
Статья по формированию предметно практической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мирребенка вливается живительныйпоток представлений, понятий.Игра – это искра, зажигающаяогонек пытливостии любознате...

Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяетразвивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,выполнение соответствующих действий...

Презентация к образовательной практике : Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Учитывая такие особенности детей со сложным дефектом развития, как быстрая утомляемость, малая усидчивость, нестабильный эмоциональный фон, нарушение мелкой и общей моторики, а так ж...