«Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
консультация по коррекционной педагогике
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости
и любознательности».
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство.
Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка.
Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствует-ся самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:
- дидактические – формирование определенных умений и навыков, необходи-мых в практической деятельности;
- воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определен-ных позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
- развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
- социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №21 «Надежда»
городского округа Ступино Московской области
Выступление на ММО учителей-логопедов и учителей-дефектологов
«Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Учитель-дефектолог:
Пчелкина Елена Александровна
дата проведения: 28.03.2023г.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости
и любознательности».
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство.
Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка.
Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствует-ся самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:
- дидактические – формирование определенных умений и навыков, необходи-мых в практической деятельности;
- воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определен-ных позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
- развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
- социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру ребенок не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребенок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребенка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать. Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.
Игровая деятельность должна происходить на всех видах занятий, что позволяет продвинуться в развитии.
Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.
Главной задачей модификации игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с ТМНР игры, которая будет способствовать его развитию. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные игровые навыки.
Как играть с пирамидками
Лучше всего подойдут самые простые пирамиды – крупные, с пятью-шестью кольцами контрастных цветов, которые резко различаются по размеру.
Отверстия в кольцах должны быть большими, чтобы ребенок смог надеть кольцо на стержень. Задача – побудить ребенка самостоятельно снимать кольца со стержня пирамидки и надевать их обратно.
Взрослый берет в свои ладони руки ребенка и проводит ими по пирамидке, позволяет ребенку осмотреть пирамидку со всех сторон. После этого показывает, как правильно снимать кольца с пирамидки, чтобы она не упала: аккуратным движением снизу вверх. Затем показывает, как надевать кольца на пирамидку. Пока ребенок не способен собирать пирамидку в правильном порядке и будет делать это произвольно. На данном этапе главное, чтобы ребенок научился нанизывать на пирамидку кольца и снимать их.
Игры с пирамидкой:
- Раскладывать колечки в ряд по увеличению или уменьшению размера.
- Выкладывать колечки друг на друга в любом порядке. Построить самую устойчивую башню (положить колечки по убыванию размера). Собирать колечки от разных пирамидок и строить башню.
- Выкладывать 2-4 колечка в порядке возрастания (убывания) размера и предлагать ребёнку выбрать из оставшихся колечек подходящее для продолжения цепочки.
- Выкладывать последовательности, пропуская колечко в середине. Ребёнок должен найти, какое колечко должно занять пустое место.
- Бросать колечки в корзинку.
- Нанизывать колечки от пирамидки на веревку. Привязывать колечко от пирамидки к веревке – ребенок будет стараться поймать раскачивающееся колечко.
- На палочку от пирамидки можно надевать маленькие резинки для волос.
- Раскладывать деревянные бусины на колечки по соответствию цветов (зеленую бусинку на зеленое колечко и т.п.). Расселять матрешек по домикам (колечкам пирамидок) соответствующего размера.
- Нарисовать на колечках глаза, рот. Надеть колечко на палец и разыгрывать кукольные представления (самое большое колечко папа, поменьше – мама и т.п.)
Система предъявления материала должна быть доступна для ребенка. Перегрузка информацией, действиями и огромным количеством этапов делают многие игры непригодными для применения их относительно детей с ТМНР. Педагогу следует структурировать содержание игры, то есть избавиться от сложных многоэтажных действий и длинных фраз, которые могут быть не понятны ребенку, могут сбить его с толку. Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребенка. В тоже время не следует забывать, что данные дети имеют очень неустойчивый эмоциональный фон, поэтому так же не желательно перенасыщать игру яркими эмоциями, так как это может привести к эмоциональной неадекватности детей. Вместе с этим обязательно нужно переработать инструкцию, предъявляемую ребенку. Инструкция, предназначенная нормально развивающимся детям, часто представляет собой сообщение правил, которые распространяются на всю игру. Данный вариант не пригоден для игр с детьми с ТМНР. Следует избегать длинных, незнакомых слов. Предложения должны быть простыми, в них должно быть четко сказано, что требуется от ребенка. Следует заметить, что речь должна быть ласковой и эмоциональной. Ребенку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. У всех детей с ТМНР разный уровень самостоятельности, поэтому в процессе игры педагогу приходится использовать различные способы взаимодействия с ребенком (сопряженно, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции).
Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса сенсорного развития. У детей с ТМНР имеются разнообразные сенсорные расстройства, что делает коррекционную работу необходимой и проходящей через все виды деятельности. В качестве тренировочного материала используют образцы цветной бумаги, ткани, пирамиды, вкладыши, через игры «Собери лесенку по цвету», «Найди такой же по цвету, размеру». Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления можно использовать комплект геометрических фигур, игру «геометрическая мозаика», игру «Какая фигура спряталась?», блоки Дьенеша (в игровой форме можно находить соответствующий этаж, подъезд, где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие треугольной формы и т.д.).
Для коррекции слухового восприятия, на формирование умения вслушиваться, узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости можно проводить игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, людям. «Кто позвал?» – модуляция голоса, «Что упало?» – (звон упавшей монеты, линейки и др., предметов, которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).
Природная потребность в тактильных ощущениях велика, а в работе с детьми с ТМНР просто незаменима. Для этого проводят игры и упражнения «Найди такую же поверхность», «Волшебный мешочек» (достань мягкое, круглое, колючее и т.д.). Материалы для тактильных игр могут быть самыми разнообразными: листья, шишки, бумага, пуговицы, ткань, семена гороха, фасоли и т.д. Хороший эффект дает использование массажных мячей, разных по форме, упругости, фактуре поверхности. Мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.
Игровые действия должны обязательно сопровождаться речью.
Особенно важны пальчиковые игры. Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с ТМНР, можно выделить следующие нарушения:
- слабость моторики пальцев и кистей рук;
- отклонения в координации движений;
- медлительность и нечеткость движений;
- нет согласованности в действиях обеих рук;
- с большим трудом формируется техника письма.
Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:
- удержание вложенного в руку предмета разной формы;
- перекатывание карандаша;
- перекладывание предмета из одной руки в другую;
- бросание предмета в различные емкости;
- сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты;
- рвать, разглаживать, комкать бумагу;
- ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста;
- катание различных мячей в руках;
- перебор крупы;
- нанизывание колечек, бусинок;
- собирание пирамидки, пазлов;
- рисование в воздухе;
- работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
- сортировка монет, пуговиц;
- работа со счетными палочками;
- шнуровка на специальных рамках, ботинок;
- завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
- игры с песком (манной крупой), водой и т.д.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
1. Содержательные игры должны служить развитию и воспитанию.
Игры должны быть обязательно:
- эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
- познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
- игры должны быть социально ориентированные.
2. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужден-ности.
3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестает быть игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...
Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития
Статья по формированию предметно практической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...
Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяетразвивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,выполнение соответствующих действий...
Использование акваметода в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
применение технологии Акваметод в работе с детьми ТМНР...