Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
консультация по коррекционной педагогике

Макарова Снежана Сергеевна

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особенно актуально и  важно применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Акваметод является эффективной  технологией работы с детьми с ТМНР. Это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности для каждого ребенка. Вода, как особенный, естественный пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akva-metod_1.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: использование акваметода в коррекционно-развивающей работе с детьми  с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный  процесс.

Авторы  Здоровьесберегающих технологий выделяют такие  ЗАДАЧИ:

- создание адекватных условий для развития и оздоровления детей;

- сохранение здоровья детей,

- повышение двигательной активности,

- создание положительного эмоционального настроения  

- снятие психоэмоционального напряжения. 

Мы, как педагоги работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) считаем, что особенно актуально и  важно применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с воспитанниками ТМНР.

 Тяжелые множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы по различным причинам.

Тяжелые и множественные нарушения развития у детей – это два и более первичных  нарушения в развитии ребёнка, и эти  нарушения влияют на его развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. (сложные нарушения развития)

 Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно - двигательном развитии детей. Моторика данной категории детей имеет свои особенности. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук; координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия детей замедленны, неуклюжи. У многих детей присутствует спастичность конечностей (повышение мышечного тонуса), часто осложнена гиперкинезами ( избыточные неконтролируемые движения, возникающие помимо воли ребенка).

 Тяжелые и множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе развития и обучения.

  В связи с выраженными нарушениями и искажениями у детей с ТМНР всегда имеется недоразвитие эмоционально – волевой сферы. В виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушения эмоционального контакта с окружающими (в частности с воспитателем или специалистом – особенно на начальном этапе (знакомство). 

В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях.  Для детей с ТМНР большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. 

Учитывая вышесказанное, мы начали искать технологии, которые  помогли бы нам в получении  наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, и при этом относились к здоровьесберегающим технологиям.

Известно, что здоровьесерегающие технологии делятся на:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья.

- технологии обучения ЗОЖ

- коррекционные технологии

И в результате остановились на         коррекционной технологии Аква-метод.

 Аква-метод – это форма коррекционных технологий регулирования эмоциональных состояний ребенка, в основе которой лежит «игра ребенка с водой и пеной». Выстраивая коррекционно-развивающую работу мы поставили цель.

Цель: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей ТМНР посредством акваметода.

Здоровьесберегающая направленность обеспечивается через следующие задачи:

- создать комфортные условия и положительный эмоциональный фон для совместной деятельности с воспитанниками.

  • развивать  произвольное поведение, навыки  взаимодействия друг с другом
  • обеспечить снятие мышечного напряжения, используя игры с водой и пеной.
  • совершенствовать умение захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации;
  • повышать функциональные возможности организма (тренировать дыхательную и сердечно - сосудистую системы, опорно-двигательный аппарат);

   предоставить ребенку возможность самореализации в различных видах деятельности в том числе и в развитии двигательных навыках;

 соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;

 создать условия для исключения эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка.

Применение аквамаетода стало эффективной технологией  работы с детьми с ТМНР. Так как это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности для каждого ребенка. Вода, как особенный, естественный пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. 

Так как манипуляции с водой (брызгание, переливание, касание и т.д.) не только любимы детьми, но и дают положительный  результат в работе с детьми ТМНР. 

Сама фактура воды оказывает приятно – успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку и дарит положительные эмоции. А вместе с тем развивает различные рецепторы и  помогает снять напряжение мышечного тонуса кистей и пальцев рук.

 Во время взаимодействия с водой ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают тонизирующее и оздоравливающе действие на весь организм ребенка .

В нашем случае, применение данной технологии, акцентирует внимание на здоровьесбережение наших воспитанников, тем самым облегчает познавательный процесс.

Следует отметить, что игры мы  подбираем в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен.  

 Для работы используется стол-таз, который можно поставить в любом удобном месте, либо небольшие контейнеры. Так же подбираются разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, наборы рыбок, поролоновые губки, водяные мельницы, ведёрки и многое другое. Выбор игрушек зависит, прежде всего, от индивидуальных возможностей ребенка: способности сохранять позу и использовать руки; умственного развития в целом, способности понимать речь и концентрировать внимание, в частности. Лучше всего подобрать игрушки и игры, подходящие именно конкретному ребенку.

На разных этапах организации образовательной деятельности с детьми и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр с водой и пеной:

  • игры в объемном пространстве (контейнеры, тазы, ведра);
  • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий таз или контейнер и т. п.);
  • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
  • игры с орбиз-шарами.

 Кроме того в данную технологию мы добавили аквагимнастику – пальчиковые игры в воде; артикуляционную и дыхательную гимнастику с использованием воды.

Пальчиковые игры и упражнения в воде  построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кистей рук, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Мы используем такие пальчиковые игры как:

- ножки-ножки

-маленькая лодочка

- рыбка

- медуза

- прятки

Для артикуляционной гимнастики используются упражнения, которые ребенок может воспроизвести не только артикуляционным аппаратом, но и повторить руками в воде. Это такие упр.

Как:  - печем блинчики

- футбол

- вкусное варенье

Дыхательная  гимнастика включает  такие упражнения:

- подуй на пену

- веселые пузыри

- быстрый кораблик

- ветерок

 Так же Аква-метод мы используем при проведении занятий. Мы переносим дидактические игры и упражнения в воду, адаптируем их под данные условия.

Например, на дно емкости с водой мы кладем счетные палочки и дети составляют из них различные фигуры, выкладывают в определенной последовательности, строят дома, заборы и т.д.

Либо такое упражнения как достань игрушку, разложи по цвету.

Такая игра как чудесный мешочек заменяется водной игрой с использованием пены или орбиз-шарами.

 Данную технологию мы включаем не только в групповые занятия , но и как часть индивидуальной или подгрупповой коррекционной образовательной деятельности, а также как самостоятельный вид деятельности в свободное время.

Из практического опыта работы с детьми с ТМНР, мы сделали  выводы о том,  что применение представленного нами метода, способствует обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.

 У воспитанников улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, дети более продолжительное время могут удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая деятельность.

У детей развиваются и закрепляются функционально важные навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными.

А еще, хочется добавить.

Акваметод - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Поэтому может использоваться и в работе с нормотипичными детьми.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...

Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и виде...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».

Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями».  Данная цель была достигнута с помощью...

«Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мирребенка вливается живительныйпоток представлений, понятий.Игра – это искра, зажигающаяогонек пытливостии любознате...

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяетразвивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,выполнение соответствующих действий...