Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
консультация по коррекционной педагогике
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особенно актуально и важно применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Акваметод является эффективной технологией работы с детьми с ТМНР. Это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности для каждого ребенка. Вода, как особенный, естественный пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akva-metod_1.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: использование акваметода в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.
Авторы Здоровьесберегающих технологий выделяют такие ЗАДАЧИ:
- создание адекватных условий для развития и оздоровления детей;
- сохранение здоровья детей,
- повышение двигательной активности,
- создание положительного эмоционального настроения
- снятие психоэмоционального напряжения.
Мы, как педагоги работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) считаем, что особенно актуально и важно применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с воспитанниками ТМНР.
Тяжелые множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы по различным причинам.
Тяжелые и множественные нарушения развития у детей – это два и более первичных нарушения в развитии ребёнка, и эти нарушения влияют на его развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. (сложные нарушения развития)
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно - двигательном развитии детей. Моторика данной категории детей имеет свои особенности. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук; координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия детей замедленны, неуклюжи. У многих детей присутствует спастичность конечностей (повышение мышечного тонуса), часто осложнена гиперкинезами ( избыточные неконтролируемые движения, возникающие помимо воли ребенка).
Тяжелые и множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе развития и обучения.
В связи с выраженными нарушениями и искажениями у детей с ТМНР всегда имеется недоразвитие эмоционально – волевой сферы. В виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушения эмоционального контакта с окружающими (в частности с воспитателем или специалистом – особенно на начальном этапе (знакомство).
В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Для детей с ТМНР большое значение приобретает эмоциональная разгрузка.
Учитывая вышесказанное, мы начали искать технологии, которые помогли бы нам в получении наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, и при этом относились к здоровьесберегающим технологиям.
Известно, что здоровьесерегающие технологии делятся на:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- технологии обучения ЗОЖ
- коррекционные технологии
И в результате остановились на коррекционной технологии Аква-метод.
Аква-метод – это форма коррекционных технологий регулирования эмоциональных состояний ребенка, в основе которой лежит «игра ребенка с водой и пеной». Выстраивая коррекционно-развивающую работу мы поставили цель.
Цель: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей ТМНР посредством акваметода.
Здоровьесберегающая направленность обеспечивается через следующие задачи:
- создать комфортные условия и положительный эмоциональный фон для совместной деятельности с воспитанниками.
- развивать произвольное поведение, навыки взаимодействия друг с другом
- обеспечить снятие мышечного напряжения, используя игры с водой и пеной.
- совершенствовать умение захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации;
- повышать функциональные возможности организма (тренировать дыхательную и сердечно - сосудистую системы, опорно-двигательный аппарат);
∙ предоставить ребенку возможность самореализации в различных видах деятельности в том числе и в развитии двигательных навыках;
∙ соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
∙ создать условия для исключения эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка.
Применение аквамаетода стало эффективной технологией работы с детьми с ТМНР. Так как это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности для каждого ребенка. Вода, как особенный, естественный пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием.
Так как манипуляции с водой (брызгание, переливание, касание и т.д.) не только любимы детьми, но и дают положительный результат в работе с детьми ТМНР.
Сама фактура воды оказывает приятно – успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку и дарит положительные эмоции. А вместе с тем развивает различные рецепторы и помогает снять напряжение мышечного тонуса кистей и пальцев рук.
Во время взаимодействия с водой ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают тонизирующее и оздоравливающе действие на весь организм ребенка .
В нашем случае, применение данной технологии, акцентирует внимание на здоровьесбережение наших воспитанников, тем самым облегчает познавательный процесс.
Следует отметить, что игры мы подбираем в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен.
Для работы используется стол-таз, который можно поставить в любом удобном месте, либо небольшие контейнеры. Так же подбираются разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, наборы рыбок, поролоновые губки, водяные мельницы, ведёрки и многое другое. Выбор игрушек зависит, прежде всего, от индивидуальных возможностей ребенка: способности сохранять позу и использовать руки; умственного развития в целом, способности понимать речь и концентрировать внимание, в частности. Лучше всего подобрать игрушки и игры, подходящие именно конкретному ребенку.
На разных этапах организации образовательной деятельности с детьми и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр с водой и пеной:
- игры в объемном пространстве (контейнеры, тазы, ведра);
- игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий таз или контейнер и т. п.);
- игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
- игры с орбиз-шарами.
Кроме того в данную технологию мы добавили аквагимнастику – пальчиковые игры в воде; артикуляционную и дыхательную гимнастику с использованием воды.
Пальчиковые игры и упражнения в воде построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кистей рук, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Мы используем такие пальчиковые игры как:
- ножки-ножки
-маленькая лодочка
- рыбка
- медуза
- прятки
Для артикуляционной гимнастики используются упражнения, которые ребенок может воспроизвести не только артикуляционным аппаратом, но и повторить руками в воде. Это такие упр.
Как: - печем блинчики
- футбол
- вкусное варенье
Дыхательная гимнастика включает такие упражнения:
- подуй на пену
- веселые пузыри
- быстрый кораблик
- ветерок
Так же Аква-метод мы используем при проведении занятий. Мы переносим дидактические игры и упражнения в воду, адаптируем их под данные условия.
Например, на дно емкости с водой мы кладем счетные палочки и дети составляют из них различные фигуры, выкладывают в определенной последовательности, строят дома, заборы и т.д.
Либо такое упражнения как достань игрушку, разложи по цвету.
Такая игра как чудесный мешочек заменяется водной игрой с использованием пены или орбиз-шарами.
Данную технологию мы включаем не только в групповые занятия , но и как часть индивидуальной или подгрупповой коррекционной образовательной деятельности, а также как самостоятельный вид деятельности в свободное время.
Из практического опыта работы с детьми с ТМНР, мы сделали выводы о том, что применение представленного нами метода, способствует обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.
У воспитанников улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, дети более продолжительное время могут удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая деятельность.
У детей развиваются и закрепляются функционально важные навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными.
А еще, хочется добавить.
Акваметод - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Поэтому может использоваться и в работе с нормотипичными детьми.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...
Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и виде...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».
Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью...
«Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мирребенка вливается живительныйпоток представлений, понятий.Игра – это искра, зажигающаяогонек пытливостии любознате...
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяетразвивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,выполнение соответствующих действий...