План по самообразованию на 2024 - 2025 г
методическая разработка (младшая группа)
Конструктивная деятельность детей раннего возраста проходит путь от игрового и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).
Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго и третьего года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4»
города Сосновоборска
Индивидуальный план по самообразованию
на 2024 – 2025 учебный год
Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста 2-3 лет.
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной категории
Филимонова Т.Ю.
Цель:
1.Повышение своего уровня компетентности в изучении развития конструктивных умений детей раннего возраста, как средства всестороннего воспитания дошкольников.
2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данной теме.
2. Создать в группе условия для ежедневного свободного, конструирования с использованием конструктивных материалов.
3.Разработать перспективный план работы с детьми;
4.Способствовать активизации речи и расширению словарного запаса посредством конструирования.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях дома и семьи.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Пояснительная записка.
В возрасте от 1 года до 3 лет нервно-психическая сфера малыша находится на так называемом «сенсорном» этапе своего развития. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок активно осваивает возможности собственного интеллекта: движения и действия маленького человека становятся все более и более осознанными, стремительно совершенствуется качество восприятия, внимания, мышления. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.
Конструктивная деятельность детей раннего возраста проходит путь от игрового и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).
Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго и третьего года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.
Актуальность выбранной темы
«Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши».
С. Приварская
Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач, заложенных во ФГОС ДО.
Ранний возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности», в частности в конструировании.
Конструктивная деятельность с использованием строительного материала является одним из видов детской познавательной и продуктивной деятельности, направленной на получение заранее задуманного продукта. Термин «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструктивная деятельность - это единственный вид деятельности, в котором результат ребёнка и взрослого совпадают однозначно, что позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату.
Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка
и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко
усваивает многие знания, умения и навыки:
- конструирование даёт возможность для творчества,
- формирует умение предвидеть будущий результат,
- воспитывает самостоятельность,
- развивает пространственно-образное мышление,
- даёт толчок обогащению речи,
- улучшает координацию движений глаз и рук.
В современной педагогике детская конструктивная деятельность рассматривается как средство всестороннего развития ребенка, и прежде всего - умственного. Создавая конструкцию, ребенок реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так он осуществляет и анализ и синтез). Формирование пространственных представлений происходит в процессе расположения частей постройки. Существенное влияние на развитие мышления оказывает усвоение детьми зависимости конструкции от ее практического назначения.
В процессе занятий конструктивной деятельностью дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел, учатся правильно обозначать названия направлений.
Этапы реализации самообразования.
1 этап (организационно – теоретический: сентябрь – октябрь 2019) – изучение возможностей конструирования в раннем возрасте от года до двух лет, анализ имеющихся условий.
2этап (накопительно - практический ноябрь – апрель2020) – практическое осуществление деятельности по конструированию, реализация проекта, мастер – класса по работе с родителями, педагогами, выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
3 этап (заключительный: май 2025) – осуществление полученных результатов.
Перспективный план работы по самообразованию на 2024 -2025 уч. год.
Срок | Этап | Содержание работы | Форма отчётности |
Сентябрь - октябрь | Организационно - теоретический | 1.Изучение нормативно – правовых документов 2.Изучение методической литературы. 3.Знакомство с передовым педагогическим опытом. 4.Составление перспективного плана занятий со строительным материалом во второй группе раннего возраста. | 1.Консультация для родителей «Конструктивная деятельность в раннем возрасте». 2.Изготовление альбома «Схемы по конструированию сентябрь |
Ноябрь - май | Накопительно - практический | 1. Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. 2.Введение конструирования в образовательный процесс с детьми раннего возраста. 3. Пополнение предметно – развивающей среды разыми видами конструктора: деревянного и пластмассового, игрушками для обыгрывания постройки (животные, птицы, куклы, матрёшки разных размеров). 4.Создание проекта. 5.Размещение стендовой информации о проекте. 6. Мастер – класс для воспитателей. 7.Взаимопосещение групп раннего возраста ДОУ с целью просмотров организации центров строительных игр 8. Консультации для педагогов, родителей. 9. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, открытые просмотры), 10. Оформить альбом «Схемы по конструированию для детей раннего возраста». 11.. Подборка стихов о строительном материале. | Предоставление необходимой информации по данной теме на сайте ДОУ в течение года Консультация для родителей «Как заинтересовать ребёнка конструированием» ноябрьМастер – класс для родителей «Мы строим домики». Декабрь. Оформление фотовыставки «Играем с кубиками» Февраль. Деловая игра для педагогов «Конструирование в ДОУ». Март Консультация для родителей «Играем вместе». Апрель |
Май | Заключительный | 1.Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. | Отчет на педагогическом совете. |
Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста»
О.Э. Литвинова.
4. «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Л.В. Куцаковой.
5. «Развитие и обучение детей раннего возраста» Е.С.Дёминой.
6. 1 Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности. Воспитатель МАДОУ ЦРР «Детский сад № 6» Бублик Любовь Михайловна г. Москва.
7.«Использование игровых приёмов, художественного слова в развитии навыков конструктивной деятельности у детей раннего возраста». Воспитатель Фирсова О.В. МБДОУ «Детский сад № 26» для детей раннего возраста г. Дзержинск
8.Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике.
9. Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала. Автор: Ася Валасина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/19/picture-34754.jpg)
Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст
Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-810390-1472659659.jpg)
Мастер-класс "Педагогические условия стимулирующие развитие игровой деятельности младшего дошкольного возраста"
Цель мастер-класса - разработка и создание педагогических условий для развития игровых умений и игр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/08/picture-710415-1625756887.jpg)
Отчет по теме самообразования «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста»
Актуальность Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/20/picture-1335154-1624188369.jpg)
Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст
Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-683535-1515996318.jpg)
Отчет по самообразованию «Конструирование, как средство игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию...
СОВМЕСТНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Младший дошкольный возраст Тема: ТУЧКА. ОТНОШЕНИЯ «ОДИН», «МНОГО», «СТОЛЬКО ЖЕ». ОСЯЗАНИЕ. ОДИНАКОВОЕ НА ОЩУПЬ.
Если совместная деятельность педагога с детьми наполнена увлекательным и содержательным общением, проходит в игровой форме и содержит разнообразный развивающий материал, то польза от неё очевидна. В э...
СОВМЕСТНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Младший дошкольный возраст ТЕМА: Солнышко и дождик. Счёт и цифры от 1 до 5. Эмоции гнева и удовольствия.
Интеграция лбразовательных областей и применение игрового материала при формировании математических представлений....