Мастер-класс "Педагогические условия стимулирующие развитие игровой деятельности младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа) на тему
Цель мастер-класса - разработка и создание педагогических условий для развития игровых умений и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
на тему «Педагогические условия, стимулирующие развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
провела: воспитатель
второй младшей группы
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 10 «Лазорик» г. Донецка
Стоянова И.Н.
Цель мастер-класса - разработка и создание педагогических условий для развития игровых умений и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Опираясь на теоретические положения ученых А.А.Люблинской, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, исследования педагогов-практиков и собственный опыт можно считать, что условиями развития игровой деятельности могут служить следующие позиции:
- - подбор разнообразных дидактических игрушек, для обогащения сенсорного опыта и уточнения представлений детей о способах действий с различными предметами и игрушками;
- - организации различных игр-занятий по сенсорному воспитанию и индивидуальных игр с ребенком, показа данных занятий родителям;
- - использование в работе с детьми народных и сюжетных игрушек;
- - использование в работе с детьми проблемных ситуаций, словесных (простых и сложных) инструкций, конфликтных ситуаций, предметов – заместителей.
Исходя из этого, можно определить этапы формирования игрового пространства и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
1 этап – обогащение предметной развивающей среды посредством создания условий для игр и занятий детей в режиме дня;
2 этап - работа с детьми по следующим направлениям:
а) содержание игры;
б) выполнение взятой на себя роли;
в) реализация игровых действий ;
г) взаимоотношения детей в игре.
3 этап – работа с родителями по организации и проведению игровой деятельности с детьми в детском саду и дома.
Считается, что предметно-игровая деятельность является ведущей для ребенка раннего возраста и оказывает особое влияние на его развитие. Сенсорный опыт детей — основа познавательного развития. Дидактические игрушки, для детей младшего дошкольного возраста, должны развивать наглядно-действенное мышление, обогащать чувственный опыт ребенка, учить их мыслить, рассуждать. Игрушки для развития мелкой моторики, должны вызывать у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами помогают ребенку запоминать и воспроизводить способы действий, которые мы показываем детям на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Главной задачей в работе воспитателя является – активизировать внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор предметов и мелких игрушек по сходству и различию. Для детей младшего дошкольного возраста подбираются игрушки, отличающиеся по цвету, форме, величине, качеству и количеству.
Для младших групп существуют самые разнообразные игрушки для организации игр-занятий по сенсорному развитию:
- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное
отверстие разнообразные пирамидки, конусы и т.д.; - для проталкивания и вкладывания предметов различных форм в соответствующие
отверстия; - для прокатывания предметов по дорожкам, игрушки каталки и т.д.;
- образные фигурки со шнуровками, с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
- игрушки и фигурки разной величины, формы, цвета для сравнения и раскладывания предметов, резко различающихся по форме (куб), и т.д.
В практических действиях детей на соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
Так же рекомендуется иметь в группе коллекцию народных игрушек (матрешки, яйца, лошадки, качалки и др.), изготовленных из дерева, глины, стекла, яркие иллюстрации народных промыслов. В беседах с родителями мы должны говорить о роли игрушки из натуральных материалов и предостерегать их от покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др.
Для развития сюжетно-отобразительной игры в группе должны быть разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.), мебель, конструкторы, модули.
В плане воспитания здорового и физически развитого ребенка в младших группах проводятся различные подвижные игры с целью профилактики плоскостопия, нарушений осанки, координации движений и развития разных видов двигательной активности.
Игры для развития речи имеют особое значение в развитии детей раннего возраста поскольку в данном возрасте идет ее становление. Если взрослый мало говорит с ребенком, то этот малыш может не получить опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить. В своей работе мы учитываем речевые возможности ребенка, подбираем и проводим разнообразные игры для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, жизнь ребенка младшего возраста, проходит с обязательным включением игры. Мы в своей группе проводим игры в течение всего дня: в процессе выполнения режимных моментов, на прогулке, на занятиях, в самостоятельной деятельности, игры – занятия во второй половине дня, игры с родителями (на родительских собраниях) и игры дома. Для правильной организации игровой деятельности детей мы разработали рекомендации для воспитателей «Как играть и общаться с маленьким ребенком».
В исследованиях Н.Н. Поддьякова отмечается, что ребенок присваивает себе знания, которые не всегда отчетливы и вполне правильны. Ученый отмечает, что именно они, не сформированные знания детей, являются основой активной детской деятельности. Подсказка взрослого в виде проблемной ситуации дает детям возможность активного поиска решения игровых проблем.
В своей работе, по разработке педагогических условий для игровой деятельности детей раннего возраста, мы используем метод проблемных ситуаций и систему постепенно усложняющихся словесных инструкций в процессе игровых действий детей.
На первом этапе детям даются прямые инструкции. Например: «Дай кукле пить из чашки». Данная словесная инструкция побуждает ребенка к активной игровой деятельности. При этом сами игровые ситуации могут различаться по сложности. Наиболее простой можно считать ту, в которой предметы находятся рядом с ребенком. Например, он держит в руках куклу, чашка - рядом, на столике. Более сложная ситуация, когда игрушки нужно сначала найти. На этом же этапе дается прямая инструкция, которая усложняется за счет того, что в ней не раскрывается способ действий (например, «Дай кукле пить»).
В возрасте до 2-х лет дети могут выполнить игровые действия с проблемной ситуацией, опираясь на собственный опыт. Прямую инструкцию или поручение взрослого можно заменить косвенной: «Кукла хочет пить». Ребенок слышит только названия действия и предмета и сам должен решить, как ему поступить дальше и что надо сделать.
Проблемные ситуации и словесные инструкции мы постепенно усложняем. В игру вводятся предметы-заместители или воображаемые предметы. Например, палочка – это градусник, карандаш, ложка, другой предмет кубик – мыло, телефон. Эти ситуации мы считаем простыми проблемными ситуациями.
Наиболее сложными являются конфликтные ситуации, когда игровой персонаж не хочет что-либо делать, «плачет». Часто, не зная, как решить такую проблему, дети уходят от ее решения.
Например, на обращение взрослого: «Кукла не хочет пить молоко - оно горячее», - девочка (2 года б месяцев) ответила: «Она хочет горячее». В данном случае она решила проблему, используя свой практический опыт.
Девочка (2 года 9 месяцев), играя с куклой, уронила ее. После обращения воспитателя: «Она плачет», - подняла куклу, вытерла ей слезы. А потом взяла из игровой аптечки грушу для измерения давления, приложила ее к губам, как микрофон, и начала петь песню кукле.
Мальчик (3 года) мял в руках игрушечного медведя. В ответ на слова взрослого: «Ему больно, он не хочет, чтобы его так мяли», - нашлепал медведя и погрозил ему пальчиком. Видимо, такой у ребенка жизненный опыт.
Анализ многочисленных игровых ситуаций, предложенных детям в возрасте от 1,5 до 3 лет, показал, что использование проблемных игровых ситуаций является эффективным педагогическим условием, стимулирующим развитие игровой деятельности детей в данном возрасте.
С возрастом возможности организации детских игр и формы руководства игрой могут быть более разнообразными. Постепенно усложняются и проблемные ситуации, они уже требуют более активного использования предметов-заместителей. Дети 2-3 года жизни начинают сами ставить перед собой проблемы и решать их либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Например: девочка (2 года 11 месяцев) играет с куклой: прикладывает лист бумаги к ее спине. Воспитатель спрашивает у него: «Заболела?». Оля кивает. Берет карандаш, смотрит на него, как на градусник, говорит: «Высокая, пусть спит. Поеду на автобусе». Обращается к воспитателю: «Где билеты?». Сама берет листы бумаги, садится в игрушечную машину. Обращается к воспитателю: «Авария - надо красить». Карандашом водит по машине, как кистью: «Все, починила».
Марина (2 года 10 месяцев) варит кукле суп. Карандашом водит по шарикам (чистит картошку), сообщает: «Эти плохие». Ставит кастрюлю с шариками на плиту. Кладет куклу в коляску: «Поеду гулять». Возит коляску. Обращается к воспитателю: «Суп убежал». Воспитатель советует: «Нужно огонь убавить». Аня карандашом пробует суп. Воспитатель: «Соли мало?». Девочка карандашом из воздуха набирает соль и насыпает в кастрюлю. Обращается к воспитателю: «Нужно шить». Воспитатель дает воображаемую иглу. Аня «берет» ее и делает движения, будто шьет: «Это шапку сшила».
Использование детьми предметов-заместителей в период до 2-х лет носит единичный характер. В игре 3-летних детей предметы-заместители становятся многофункциональными:
- один предмет-заместитель заменяет несколько предметов (палочка - нож, ложка, градусник, ручка, игла; бумага - полотенце, билет, рецепт, одеяло);
- дети самостоятельно могут предложить любой предмет (цилиндр) и его замещение других предметов (мороженое, хлеб).
Исследования ученых показали, что уже к 2 годам предметы-заместители, используемые в игре, дети отыскивают по просьбе взрослого. Например, «Возьми ложку», - предлагает взрослый. Ребенок находит палочку, которой «ест» суп. В дальнейшем дети сами называют предметы-заместители и функции, которые те выполняют в игре. В этом же возрасте дети начинают использовать воображаемые предметы.
Таким образом, проблемное руководство игрой уже в раннем возрасте стимулирует игровую деятельность детей, их интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. К педагогическим условиям развития игровой деятельности детей 3-го года жизни можно отнести:
- - использование различных приемов и форм комплексного руководства игрой;
- - создания разнообразной, многофункциональной игровой среды;
- - обогащение игрового опыта детей через наблюдения, показы, совместные игры;
- - включение в педагогический процесс проблемных ситуаций (простых и сложных) и словесных инструкций;
- - педагогическое просвещение родителей по организации игровой деятельности детей в домашних условиях.
Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что при правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Это свидетельствует о том, что сюжетно-отобразительная игра достигла совершенства и есть все основания для перевода ее на качественно новую ступень развития – на этап сюжетно-ролевой игры.
Дидактическая игра «Забавные фигурки» (по сказке «Репка»)
Задачи для воспитателей:
- Познакомить воспитателей с игрой как формой воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Научить пользоваться различными методами и приёмами при организации игр. Совершенствовать формы работы с воспитателями, повышая их педагогическое мастерство и навыки общения с детьми.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, психических процессов: памяти, воображения, речи, мышления, восприятия, внимания.
Задачи:
- Обучающие:
Продолжать знакомить с русскими народными сказками, трудом взрослых в природе. Закрепить знания основных цветов и их названий. Продолжать учить различать дополнительные цвет. (белый, оранжевый).
- Развивающие:
Развивать интерес к русскому народному творчеству, сказочным героям, желание участвовать совместной инсценировке, координацию движений, координацию, речь (в том числе диалогическую), память, мышление, воображение. Формировать и игровую активность.
- Воспитательные:
Воспитывать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; взаимодействовать в игре со взрослым, как с равным игровым партнёром, сопереживать героям.
Словарная работа: названия цветов, «ласковые» прилагательные, глаголы, обозначающие действия кошки, названия частей тела человека, числительные: два, две, одна, один, одно
Оборудование: короб картонный, муляж репы с зелёной верхушкой, и сюрпризом в виде мешка сумки с обратной стороны, 6 кругов разного цвета (жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, красный, белый), кубик со сторонами из цветной плёнки 6-ти цветов, книга – русская народная сказка «Репка» с персонажами в виде наклеек, элементы костюмов героев сказки, (шапка-ушанка, платок, сарафан (косынка), ушки и хвосты собаки, кошки, мышки).
Организация и проведение игры:
- Игровая.
Форма проведения: игра «Забавные фигурки» ( по сказке «Репка»)
Условия игры: с помощью разноцветного кубика дети находят по выпавшему цвету конверт с фигуркой персонажа сказки, описывая его, выполняют задание данного героя, приближая финал игры. После того, как все 6 заданий будут выполнены, дети смогут подойти к коробу и узнать, что за сюрприз их ждёт.
-Молодцы! Все справились с заданиями. Что же за сюрприз ждёт нас в волшебном коробе.
1 задание. Красный конверт – для внучки.
- Кто это ? (правильно) Внучка просит помочь рассадить цветы на клумбах. Цветы должны быть такого же цвета как клумба.
Дидактический материал: картонные цветы и клумбы.
Цель: развитие цветового восприятия.
2 задание. Зелёный конверт – для бабушки.
Цель: Пополнение словарного запаса, воспитание дружеского взаимоотношения друг к другу.
Давайте скажем бабушке комплименты, ей будет приятно (добрая, заботливая, милая, красивая, весёлая и т.д.).
3 задание. Синий конверт – для мышки.
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Я буду называть различных животных, а как только я скажу слово мышь нужно хлопнуть в ладоши (корова, собака, мышь, тигр, лошадь, мышь, кот, обезьяна, мышь).
4 задание. Белый конверт – для кошки.
Цель: развитие основных движений детей, игровых навыков, артистизма, создание хорошего настроения
- Сейчас мы превратимся в котят.
- Что умеют котята? (мяукать, ходить на носочках, лакать молоко, мурлыкать и умываться). Далее дети и воспитатель выполняют имитационные движения.
5 задание. Оранжевый конверт – для дедушки.
Какие части тела есть у дедушки? (перечисление: ноги, руки, голова, туловище, на голове: рот, глаза, уши, нос ) Сколько у дедушки рук? (ног, голов, глаз и т. д.)
6 задание. Жёлтый конверт – для собаки.
-Кто это?
- Как мы её назовём?
- Где живут собаки?
- Что любит есть?
Итог игры:
- Все цветные круги открыты. Из какой сказки пришли эти герои? (спросить нескольких детей, отметить лучший ответ, повторить его весте).
Сколько героев сказки? Посчитайте.
Подхожу к коробу, открывают его и достают репку и книгу!
Ребята, а вы смогли бы рассказать эту сказку гостям и родителям? (да)
Тогда я предлагаю вам стать сказочниками.
- Театрализация сказки «Теремок»
- Итоговая.
Молодцы! Молодцы наши артисты
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/19/picture-34754.jpg)
Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст
Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-734790-1454373752.jpg)
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-1030120-1537549806.jpg)
Консультация для педагогов «Организация развивающей среды, стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Организация развивающей среды, стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста» Вопрос организации раз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/24/picture-720603-1621880087.jpg)
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию пре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1276059-1604273305.jpg)
«Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития. Особенно это касается дошкольного возраста, когда игра является ...
Семинар для педагогов на тему "Планирование и реализация образовательной деятельности, направленной на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста"
Тема выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Педагоги всё чаще стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, о...