Как рассказать детям дошкольного возраста о современном искусстве на примере экспоната " Ковер-самолет"
проект
Актуальность:
Искусство вообще, а особенно современное искусство с его непредсказуемыми формами стимулирует игру воображения. Необычный внешний вид работы, разнообразие и нестандартный выбор материалов — все это может послужить почвой для фантазий, историй и диалога. Визит в музей для детей — это в первую очередь возможность научиться смотреть и видеть и получать от этого удовольствие. Дети, еще не скованные привычными визуальными рамками и стереотипами, могут даже помочь взрослым разглядеть искусство в том, что раньше казалось странной аляповатостью, попавшей в музей по недоразумению. Так что просмотр современного искусства с детьми поможет посмотреть на современное искусство свежим взглядом. Современное искусство рождается и существует в том же информационном поле, что и современный зритель, а потому объяснять или интерпретировать его гораздо легче, чем кажется. Художник-современник , живущий рядом с нами, чувствует и переживает все то же самое, что и мы, но художественно перерабатывает свой опыт, превращая его в произведение искусства.
Так же многие дети не интересуются искусством из-за современных гаджетов, занимающих одно из самых важных мест в их жизни, мало кто по-настоящему вникает в эту тему , не видя насколько интересным может быть искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как рассказать детям дошкольного возраста о современном искусстве»
ВВЕДЕНИЕ
Искусство вообще, а особенно современное искусство с его непредсказуемыми формами стимулирует игру воображения. Необычный внешний вид работы, разнообразие и нестандартный выбор материалов — все это может послужить почвой для фантазий, историй и диалога. Визит в музей для детей — это в первую очередь возможность научиться смотреть и видеть и получать от этого удовольствие. Дети, еще не подвластны стереотипам и даже могут помочь взрослым разглядеть искусство в том, что раньше им казалось странным. Так что просмотр современного искусства с детьми поможет посмотреть на современное искусство свежим взглядом.
Актуальность:
Искусство вообще, а особенно современное искусство с его непредсказуемыми формами стимулирует игру воображения. Необычный внешний вид работы, разнообразие и нестандартный выбор материалов — все это может послужить почвой для фантазий, историй и диалога. Визит в музей для детей — это в первую очередь возможность научиться смотреть и видеть и получать от этого удовольствие. Дети, еще не скованные привычными визуальными рамками и стереотипами, могут даже помочь взрослым разглядеть искусство в том, что раньше казалось странной аляповатостью, попавшей в музей по недоразумению. Так что просмотр современного искусства с детьми поможет посмотреть на современное искусство свежим взглядом. Современное искусство рождается и существует в том же информационном поле, что и современный зритель, а потому объяснять или интерпретировать его гораздо легче, чем кажется. Художник-современник , живущий рядом с нами, чувствует и переживает все то же самое, что и мы, но художественно перерабатывает свой опыт, превращая его в произведение искусства.
Так же многие дети не интересуются искусством из-за современных гаджетов, занимающих одно из самых важных мест в их жизни, мало кто по-настоящему вникает в эту тему , не видя насколько интересным может быть искусство.
Цель:
Рассмотреть иллюстрации экспоната «Ковер-самолет»( скульптуру художника Петра Рейхета, выполненную в 1989 году), с помощью которой можно рассказать о современном искусстве на примере музея Эрарта.
После демонстрации иллюстрации, беседы с детьми, обсуждения деталей провести беседу, чтобы выяснить закрепилось ли у детей понимание, что такое современное искусство, интересно ли оно им.
Используемые методы :
1.Анализ
2.Наглядный метод (демонстрация иллюстрации экспоната)
3.Рефлексия( размышление)
4.Игровой метод
ГЛАВА 1
Современное искусство сложно воспринимать, оно может быть не понятным не только детям ,но и взрослым. Современные произведения сложно объяснить из-за заложенного в них авторам глубокого смысла, своего авторского видения который часто не могут понять другие люди.
Зачастую даже взрослым сложно изучать современное искусство, многие не понимают смысл произведений и что хотел передать автор с помощью кисти и красок.
Зачем стоит изучать искусство:
Первая причина, по которой люди во все времена обращаются к искусству, заключается в удовлетворении изобразительной потребности личности, а так же:
- Для развития социального и культурного вкуса
- Для развития мышления
- Для украшения человеческой жизни
Обсудим вопрос зачем ребенку искусство:
- Формирование аналитического мышления,
- Развитие фантазии и воображения,
- Развитие логики,
- Познание себя
В книге Франсуаза Барб-Галль: «Как говорить с детьми об искусстве» говорят как рассказывать об этом детям:
- «Постарайтесь просто выразить свои чувства»
- «Не увлекайтесь»
- «Обратитесь к собственному опыту»
- «Откажитесь от стереотипов»
Этапы знакомства детей с искусством:
1)знакомство с произведениям искусства стоит провести в музее или же распечатать фотографии произведений искусства выбранного автора, затем, показать их ребенку , ведь с помощью наглядного материала дети намного лучше запоминают детали и художник запомнится им лучше.
2)спросить детей о том, что они видят.
3)рассказать детям о произведении искусства и авторе данного произведения искусства.
4)еще раз уточнить о впечатлениях ребёнка.
Чтобы помочь детям, мы можем попытаться объяснить все сложные названия простыми словами и обязательно так же показать им примеры.
Первым шагом стоит необходимо изучить данную тему о котором будет идти речь и выделить в ней характерные черты, чтобы школьник не запутался не стоит углубляться во все направления сразу.
Чтобы ребенку было интересно, можно подать материал в игровой форме, например: викторина или игра.
Итак, в своем произведении Наташа Кайя («играем в искусство») говорит о том как познакомить ребёнка с искусством:
- Выберете автора
- Придерживайтесь одного направления, чтобы не запутаться
- Лучше начать знакомство с классическими авторами
- Используйте репродукции и слайды
- Выбрать игровую форму
Как показать ребенку произведение искусства, чтобы ребенок заинтересовался и понял то, что вы пытаетесь донести ему:
- Говорить с ребенком понятными ему словами
- Найти интересные факты чтобы ребенок заинтересовался выбранным произведением
Какие вопросы лучше задать ребенку во время рассказа :
- Что ты видишь?
- Что это тебе напоминает?
- Что ты чувствуешь?
ГЛАВА 2
По разработанному алгоритму, написанному в 1 главе, было проведено занятие с детьми с рассказом о современном произведении искусства , с просмотром иллюстраций, с закреплением от увиденного-беседой и вопросами по теме. А так же выполнению творческих работ ( поделок)
Конспект занятия:
Первым делом я показала детям презентацию, в которую входили фотографии скульптуры ковра-самолета с разных сторон, чтобы они смогли внимательно рассмотреть все произведение.
После, я задала вопросы:
- Что вы видите и на что это похоже?
- А вам не кажется что этот предмет странный? Чем он для вас необычен?
- Как вы считаете для чего такой ковер предназначен?
- Почему используются такие материалы и такие краски?
- В каких сказках есть волшебный предмет ковер-самолет?
- Перечислите пожалуйста, какие дела и сказочные обстоятельства предшествовали и были совершенны с ковром самолетом.
После ответа детей на вопросы, я похвалила их, чтобы больше заинтересовать.
«Молодцы! Вы правильно подметили!»
« Очень интересные предположения и взгляды!»
Затем, я задала такие вопросы:
- Знаете ли вы какой-нибудь летающий ковер?
- В каких сказках есть волшебный предмет ковер-самолет? («Царевна-лягушка», «Сказке о лягушке и богатыре».)
- Перечислите пожалуйста, какие дела и сказочные обстоятельства предшествовали и были совершенны с ковром самолетом.
С помощью этих вопросов, дети начнут размышлять о заданной им теме и заинтересуются ей.
Но он же не выглядит как ковёр, он выглядит как самолёт!
А настоящий летательный аппарат называемый самолётом.
Автор в одном произведении соединил сказку и настоящий мир, выдуманное и реальное. Вы же смотрели мультик Алладин? А помните ли вы, что там был настоящий ковер самолёт, который помогал главному герою со всеми трудностями, разве это не чудесно?!
После того как заинтересовала детей, я рассказала где можно увидеть эту скульптуру. современный скульптор создал ее во времена советского союза в 1989 году, на тот момент ему было 36 лет, скульптура называется «Ковер-Самолёт».
Я рассказала только интересное про автора (Пётр Рейхат известен своими инсталляциями, объектами из пластиковых пивных бутылок, папье-маше, винила, железных труб и борщевика. Автор в детстве видел перед глазами ковры на стенах, и создал все свои произведения на основе простых и всеми доступных вещей.)
Современное искусство может соединить реальность и вымысел в одном произведении.
Чтобы больше расширить тему, я задала такой вопрос:
Узнав об этом что вы чувствуете когда видите данную скульптуру?
Эта скульптура находится в музее современного искусства: «Эрарта», он стал первым в стране музеем о современном искусстве.
Далее, я задала такие вопросы:
- Как вы думаете на что похож этот предмет?
- Из какой он сказки ?
- Какой формы?
- Как вы думаете какой волшебной силой он обладает?
После показа презентации дети из бумаги сделали поделку ковра-самолета, некоторые дети нарисовали свой волшебный ковер-самолет.
У каждого ребенка я спросила: « Куда отправится твой ковер, какие добрые дела он будет совершать?» Или: « Почему у тебя такой яркий ковер, как ты думаешь, что символизируют эти цвета»; Или: « Твой ковер перевозит в разные страны много людей, для чего, почему люди хотят путешествовать с помощью волшебного предмета» и т. д
Выводы: с помощью моего занятия, показанных иллюстраций ,сделанных поделок, на основе беседы я сделала выводы что детям стала более доступна и интересна тема современного искусства.
Дети заинтересовались данным экспонатом, и хотели бы посетить музей «Эрарта» вместе с родителями , в котором можно более детально, «в живую» рассмотреть объект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Восприятие современного искусства детям даётся очень сложно.
Чтобы помочь им с данной проблемой, я сделала презентацию, провела урок который можно будет использовать для проведения уроков у детей 5-ых классов. С помощью моей презентации и проведенного занятия, ученики смогут легче воспринимать современное искусство.
С помощью моего урока, я смогла подтолкнуть детей к изучению современного искусства, вопросы заданные детям, показали что им был интересен урок и они хотели бы посетить музей современного искусства.
Дети прошли анкетирование, которое показало, что после проведенного мною урока многие заинтересовались данной темой и хотели бы посетить музей Эрарта.
Выводы:
Мы изучили литературу и сделали вывод, что заинтересовать ребенка современным искусством не сложно, стоит просто задать правильные вопросы , чтобы ребенок смог задуматься.
Мы разработали план занятия с детьми и провели его с помощью презентации.
По результатам исследования был проведен сравнительный анализ, понравилось ли детям занятие и заинтересовало ли оно их.
1.Я изучила источники информации
2. Проанализировала существующие книги и статьи
3.Собрала информацию
4. Создала презентацию
5.Продемонстрировала презентацию детям
6. Вместе с детьми сделали поделки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Франсуаза Барб-Галль:
«Как говорить с детьми об искусстве».
2. https://weekend.rambler.ru/
3. https://pedsovet.org/article/kak-uvlec-detej-sovremennym-iskusstvom
4. Наташа Кайя (книга «Играем в искусство»)
5. https://www.erarta.com/ru/visit/children/kak-pomoch-rebenku-polyubit-sovremennoe-iskusstvo/
6.Постригай, Григорьян: Современное искусство детям. От модерна до Бэнкси
7. Сьюзи Ходж «Энциклопедия для детей»
8.Уильямс Решау «Детям об искусстве».
9.Майкл Берд « Звездная ночь Ван Гога и другие истории о том, как рождается современное искусство»
10. Сэм Филипс « Как понимать современное искусство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО (на примере работы объединения «Чистоговорка»)
Выступление Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО(на примере работы объединения «Чистоговорка»)...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами славянского фольклора на примере стран России и Украины.
Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к уважительному и доброму отношению к представителям других культур....
Развитие и коррекция восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на примере дидактического материала «Знакомство с формой»
В статье рассматриваются вопросы развития и коррекции восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Даны описания специальных упражнений-тренировок для профилактики и успешной корре...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы на примере творчества Агнии Барто.
Консультация для информационного стенда...