Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
методическая разработка по теме
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей. В приложении представлены примеры конспектов по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Примеры конспектов по обучению грамоте.
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.
Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.
Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.
Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.
Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [1;5;6].
По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.
На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.
У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).
Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.
Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:
1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.
Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.
Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.
Применяются следующие виды дидактического материала:
- предметные и сюжетные картинки;
- текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);
- разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);
- схемы и таблицы и др.
При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:
1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.
3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.
В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.
Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно - - использовать при подготовки детей к обучению грамоте:
- уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
- определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
- отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
- придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
- узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
- находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
- отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
- выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;
- выделить из предложения слова с заданным звуком.
Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.
Примерные конспекты занятий находятся в приложении (4 конспекта). Конспекты составлены по лексическим темам.
Список литературы:
1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной.
М., 1992.
2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.
3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.
4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.
6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.
7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Конспект 1.
Звук и буква У
Цель:
1. Четкое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного.
3. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа).
4. Знакомство с буквой У.
Оборудование: предметные картинки со звуком У, индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой У, разрезная азбука, пластилин, панно.
План занятия
1. Оргмомент.
2. Знакомство с темой - выделение на слух звука У из слов: улица, умный, Уля.
3. Длительное произнесение звука У:
а) логопедом;
б) детьми (хором, индивидуально);
в) громким и тихим голосом;
г) наблюдение за положением губ (в зеркалах), за воздушной струёй, голосом;
д) характеристика звука У: поется - гласный
4. Выделение звука У на слух (лицо логопеда закрыто экраном)
а) из ряда гласных: уа, ау, иу, оу, уо, ауи, иуа, уиа...;
б) из слов: дуб, береза, туча, сук, осина, ураган, буря, осень.
5. Выделение ударного начального гласного в слоге, слове: ух, ах, ох, их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля.
6. Физкультминутка
7. Выделение звука У на слух и в произношении по предметным картинкам на панно: проговаривание картинок, отбор картинок на звук У.
8. Игры на развитие внимания и памяти: «Что изменилось?» «Чего не стало?»
9. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У, отыскивание ее в разрезной азбуке, лепка буквы У из пластилина, выкладывание из красных ниток.
10. Припоминание ранее рассмотренных картинок на У.
11. Упражнение в составлении предложений - договаривание начатых логопедом предложений с использованием ранее предъявленных картинок на У:
В реке плавает... (утка)
У ребенка болит ...(ухо)
На листе сидит ...(улитка)
У Михаила черные ...(усы)
12. Итог.
Конспект 2.
Звук и буква А
Цель:
1. Четкое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного (повторение)
3. Звуковой анализ ряда из двух гласных
4. Развитие внимания и памяти
5. Договаривание предложений по предметным картинкам
6. Знакомство с буквой А.
Оборудование: предметные картинки со звуком А, индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, разрезная азбука, пластилин, нитки красного цвета, панно.
План занятия
1. Оргмомент
2. Повторение звука У, припоминание рассмотренных ранее картинок на звук У.
3. Знакомство с темой - выделение звука А из слов: август, аист, адрес, Анна.
4. Произнесение звука А, наблюдение за артикуляцией, характеристика (пение звука логопедом, детьми, руками регулируем силу звука). Вывод: звук А - гласный.
5. Выделение звука А на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: у а, ау, аи, и а, ао, ио, уо, уиа
б) из обратных слогов: ал, уп, ом, ах, их, им, он
в) из слов: осень, холод, туча, дождь, лист, береза, осина, дуб, тополь
6. Звуковой анализ слов из двух гласных - «Отгадай, сколько произнесу звуков»: ау, уа, аи, иа, ну, уи, ао, оа
7. Выделение звука А в произношении в словах по предметным картинкам:
а) хоровое проговаривание
б) отбор картинок на А. Игра «Четвертый лишний»
в) игра на развитие внимания с оставшимися картинками «Чего не стало?», «Что изменилось?»
8. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение пальцем по контуру буквы А, лепка из пластилина красного цвета буквы А, выкладывание на панно из ниток буквы А.
9. Упражнение с разрезной азбукой - составление из букв по следам анализа слов: ау, у а
10. Итог.
Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): …тка, … литка, …ист,
…раган, …стра, …гурец.
Конспект 3.
Звуки [П] и [П′].
Буква П.
Цель:
1. Закрепление произношения и различения звуков [П] и [П′].
2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов ап, уп, ип.
3. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по образцу - согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
4. Знакомство с буквой П.
5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение обратных слогов.
Оборудование: предметные картинки на звуки [п],[п′], сюжетные
картинки (Поля поливает. Петя поливает. Дети поливают.), индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, счетные палочки.
План занятия
1. Оргмомент.
2. Повторение и характеристика изученных гласных.
3. Знакомство со звуками [п],[п′]:
а) выделение повторяющегося звука [п]: полоть, поливать, Поля, помидор. Произнесение его логопедом, детьми. Характеристика звука: не поется - не гласный - согласный, активно участвуют губы.
б) выделение звука [п]: пить, помидор, песок, пирог.
в) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием.
Вывод: П - твердый - ап, уп, ип.
П′ - мягкий - апь, упь, ипь.
4. Различение П-П′ на слух (выделение П):
а) па, пя, по, пе, пу, пи, пю, ап, оп, апь, ипь...
б) пить, полоть, компот, песок, пирог, помидор.
в) игра «Наоборот»
па - пя ап - апь
по - опь –
пу - упь –
пы - топ -
5. Дифференциация в произношении по картинкам:
- проговаривание названий картинок на панно;
- отбор картинок на звук [п], игра с ними на развитие внимания и памяти
«Назови указанную картинку».
- отбор картинок на звук [п] - «Чего не стало?»
6. Физкультминутка.
7. Звуковой анализ обратных слогов ап, оп, уп, ип:
- выделение первого гласного;
- выделение последнего согласного;
- полный анализ слога синтез обратного слога.
8. Воспроизведение слоговых рядов:
ап-оп-уп ап-оп-уп-ип
ап-уп-оп оп-уп-ип-ап
оп-уп-ап уп-ип-ап-оп
9. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на которых изображено простое действие, с помощью вопросов по образцу:
Поля поливает. Петя поливает. Дети поливают.
Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с существительными.
10. Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание ее, конструирование из счетных палочек.
11. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов: ап, уп, ип, по следам анализа, чтение.
12. Итог.
Конспект 4.
Звук и буква Ы
Перелетные птицы.
Цель:
1. Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы.
2. Звуковой анализ слогов без стечения согласных. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы.
3. Чтение слогов из изученных букв.
4. Развитие слухового внимания и памяти.
Оборудование: предметные картинки со звуком [ы], разрезные азбуки, таблицы слогов.
План занятия
1. Оргмомент (чтение написанных слогов - по цепочке):
ап ат ак ка па та
оп от ок ко по то
уп ут ук ку пу ту
ип ит ик ки пи ти
2. Знакомство с темой – определить общий звук в словах: дрозды, крылья, хвосты, аисты.
3. Знакомство с буквой Ы: рассматривание, отыскивание.
4. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, скла дывание из букв слогов: ып → пы → ты → ыт → ык → кы → пыт → тып
5. Воспроизведение слоговых рядов:
пы-ты-кы-хы пы-кы-хы-ты ых-ык-ып-ыт
ты-кы-хы-пы пы-хы-ты-кы ык-ып-ыт-ых
кы-хы-пы-ты пы-ты-кы-хы ып-ыт-ых-ык
хы-пы-ты-кы кы-хы-ты-пы ыт-ых-ык-ып
6. Физкультминутка.
7. Игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало?» - с 9 картинками;
«Цепочка».
8. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...