Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы на примере творчества Агнии Барто.
консультация по психологии (младшая группа)
Консультация для информационного стенда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimost_stihov_agnii_barto.docx | 225.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы на примере творчества Агнии Барто.
«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»
В. А. Сухомлинский
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы детей является художественная литература.
Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе.
Особое внимание стоит уделить всем нами любимым стихам Агнии Барто. Веселые и интересные стихи Агнии Барто, ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Потому что в своих детских стихах она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница.
Работа над эмоциональной окраской стихов.
Развитие эмоционального интеллекта.
От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
Пример домашнего чтения: посмотрите на картинку вместе с ребенком, зачитывая стихотворение. После задайте ему вопросы.
- Стихотворение веселое, грустное или гневное?
- Вам жалко зайку?
- Почему ему так грустно?
- Послушайте и ответьте, какое настроение у следующего стихотворения.
- Про кого это стихотворение?
- Какое настроение у Тани?
- Почему она грустит и плачет?
- Покажи, как Таня грустит.
- Есть еще одно хорошее стихотворение, может, вы его знаете уже. Посмотрите на картинку и послушайте.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
- Про кого это стихотворение?
- Оно веселое, грустное или гневное?
- Чему мальчик радуется?
Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.
А я не знал, что я расту.
Всё время, каждый час.
Я сел на стул
Но я расту,
Расту, шагая в класс
Ясно обрисовывая в своих лаконичных, всегда сюжетных стихах характер героев, автор не выражает к ним своего отношения с назойливой прямолинейностью или с отталкивающей детей нравоучительностью. Просто поэт рассказывает о своих героях с той же серьезностью и увлеченностью, какая отличает рассказы, игры самих детей. У нее особый дар говорить с детьми. Она для ребят "своя".
Примерный список литературы для чтения детям:
• младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет - с помощью любимых игрушек инсценировать стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки») «Бычок», «Мячик», «Слон», «Мишка», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик»; «Кто как кричит»; «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;
• средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа) - «Уехали», «Я знаю, что надо придумать», для заучивания наизусть - «Я знаю, что надо придумать»;
• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) - «Веревочка».
Как видно из списка литературы поэзия А. Л. Барто сопровождает дошкольника весь период его пребывания в ДОУ.
Вывод: художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Перечень художественных произведений по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
развитие эмоциональной сферы детей...
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. В концепции дошкольного образования приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста поределяется формирование их...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера — это состояния, которые выражаются в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения, они же являются одним из главных регуляторов любой деятельности, поведения и стан...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера — это состояния, которые выражаются в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения, они же являются одним из главных регуляторов любой деятельности, поведения и стан...
- Мне нравится (1)