План образовательной работы с детьми среднего возраста на тему: «Народная культура и традиции»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
План образовательной работы был составлен на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы и др. Вариативная часть - программа "Наш дом - Южный урал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План образовательной работы с детьми среднего возраста на тему: «Народная культура и традиции»
Цель: Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно - прикладного и изобразительного искусства. Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением, а также с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
Временной период:
Итоговое мероприятие: Выставка «Осенние фантазии»
Ответственный: Ложкина Е.В.
Комплекс утренней гимнастики: УГГ «Насекомые» стр.12, П-е, под ред. Т.Е. Харченко
Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах | Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах | Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД | Взаимодействие с родителями |
ПОНЕДЕЛЬНИК | |||
1 половина дня | Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей , их настроении. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей | ||
Утренняя гимнастика. Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге; природные, сезонные, погодные изменения. Дождь-льет, моросит, капает, хлещет; ворона-летает, каркает, сидит, ест Утренние беседы – «Что такое народная игрушка?» (познакомить с понятием) Д /и «Кто больше вспомнит? Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса. Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.) Цель: Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначением. Подготовка к занятию | Пальчиковая игра «На ладошки мы подуем…» Цель: развиваем речь и мелкую моторику рук. Поручения, дежурства – «Мы дежурим по столовой» (сервировка стола, уборка посуды) – игровое упражнение – « Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят». Развивать умение мыть руки по мере загрязнения и перед едой под контролем взрослого, а затем самостоятельно. Способствовать формированию словаря: «полотенце махровое», «чистое»; «мыло душистое». | Внесение в изо уголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева. | |
IV. Непосредственно образовательная деятельность | |||
ПСЦ / ОМП Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. «Как избу построили» продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, в различении и назывании цветов. Физическая культура. Занятие 22 Цели: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, в ходьбе и беге врассыпную; повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на уменьшенной площади опоры. | |||
Прогулка | |||
К№04 | « Зайка беленький». Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом ; упражнять в прыжках; развивать двигательные навыки; воспитывать желание играть в подвижные игры. С/р о сезонных изменениях в природе «Как мы гуляли в парке», «Какие стали деревья» Цель: развитие наблюдательности, внимания | Создать условия для п/и «У медведя во бору…» Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) . Постройки из песка, игры с выносным материалом. | |
После прогулки | |||
Формирование КГН и навыков самообслуживания. Упражнение по мотивам стихотворения: Саша у нас зайчик, / Зайчик-побегайчик! / Зайчик Саша – скок-поскок, /Подберет шта ны, носок. / Свои вещи не теряет / И на место убирает. Закреплять навык аккуратно складывать одежду. Чтение художественной литературы: сказка «Про Иванушку-дурачка», (обр. М. Горького) закреплять умение слушать сказку | |||
2 половина дня | |||
После сна | Оформление папки- передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». | ||
Гимнастика пробуждения. Упражнение Ручками, как роботы, / Тоже поработаем. / Раз, два, три, четыре, / Мы считаем по четыре.(Махи руками круговыми движениями плеч, сидя на кровати.) Профилактические мероприятия. Дыхательное упражнение «На турнике»: – Встать, ноги вместе, гимнастическую палку держать пред собой. Поднять палку вверх, встать на носки – вдох, палку опустить назад за лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф» (повторить 3–4 раза). Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой. Чтение стихотворения «Маша варежку надела…..» Цель: Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положителный настрой. Д/и: "Составь картинку - матрешку" - учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук | Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Воспитание культуры поведения во время полдника Чтение потешки « Как у нашего кота…» Цель: знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру. (Наш дом – Южный Урал) Уборка игрушек в группе | Создать условия для с/р игры «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Цель: Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним • Ремонт книг и коробок из-под настольно-печатных игр. | |
Прогулка | |||
Наблюдение за погодой. Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать делать выводы. Подвижная игра «Лиса в курятнике» Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину. Игры с выносным материалом. |
Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах | Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах | Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД | Взаимодействие с родителями | |||||
ВТОРНИК | ||||||||
1 половина дня | Рекомендовать родителям нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка» | |||||||
Утренняя гимнастика Беседы: «Дымковские чудо-игрушки»,«Почему игрушки называют дымковскими»Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Раскраски «Дымковская игрушка» Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно не выходя за контуры. Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. | Д/и «Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих | Создать условия для Развивающей образовательной ситуации «Мишка моет посуду» Цель: обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса; способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность. | ||||||
IV. Непосредственно образовательная деятельность | ||||||||
Рисование/Аппликация «Украшение фартучка» Цель: учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента Развивать цветовое восприятие. Рассмотреть с детьми несколько фартуков, обратить внимание на то, как они украшены. Вызвать для показа ребенка. Музыка | ||||||||
Прогулка | ||||||||
К№05 | Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться. Цель: развивать ловкость. Стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть | Создать условия для игры в песочнице «Построим терем для матрешки» Цель: учить детей играть дружно , группой, помогать друг другу. | ||||||
После прогулки | ||||||||
Формирование КГН и навыков самообслуживания. Развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи; Слушание р.н. песен: «Ах вы сени», «Светит месяц», «Ой встала я раненько» | ||||||||
2 половина дня | ||||||||
После сна | ||||||||
Постепенный подъём, гимнастика после сна. Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок». Пересказ сказки «Колобок»Цель: воспитывать умение пересказывать рассказ, отвечая на вопросы воспитателя Д/и « Близко- далеко». Цель: обогащать словарь, формировать навыки свободного общения; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание играть с воспитателем | Поручения индивидуальные и коллективные «Как мы соблюдаем порядок» Приучать соблюдать порядок и чистоту в группе. Воспитывать желании е принимать участие в посильном груде( уборке игрушек). Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий (помощник воспитателя). | Предложить детям различные виды конструктора развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали на свое место. | ||||||
Прогулка | ||||||||
Наблюдение за почвой в морозную погоду. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Расширять словарный запас новыми словами: иней, изморозь. П/И «Хитрая лиса» Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. | ||||||||
Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах | Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах | Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД | Взаимодействие с родителями | |||||
СРЕДА | ||||||||
1 половина дня | Рекомендовать родителям рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»; | |||||||
Утренняя гимнастика. Д/и «Чудесный мешочек» Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления. Игра-ситуация «Зайцы и охотники» Цель: приобщать детей к русским народным традициям; учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку) Беседа: история Дымковская игрушка | Повторение потешки «Как у нашего кота» Напомнить детям фольклорное произведение; развивать активный словарь . | Создать условия для рассматривания русской матрешки Цель: Знакомить с народной игрушкой - матрешкой. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрешке | ||||||
IV. Непосредственно образовательная деятельность | ||||||||
ПИД/ФЭМП Занятие 4 Цель: продолжать учить считать в пределах 3 , соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера Физическая культура | ||||||||
Прогулка | ||||||||
К№06 | П/и «Найди себе пару». Цель: выбирать себе по сигналу разные пары. Трудовая деятельность Сбор крупного мусора на участке. Цель: формировать умение трудиться подгруппой. | Создать условия для с/р игры «Детский сад, девочки матрешки вышли на прогулку» Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада | ||||||
После прогулки | ||||||||
Формирование КГН и навыков самообслуживания. Чтение сказки «Лисичка соскалочкой»Знакомство с предметами обихода – скалкой. За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой. поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов | ||||||||
2 половина дня | ||||||||
После сна | ||||||||
Постепенный подъём, гимнастика после сна. Рисование «Обведи трафарет»» Цель: обведение по трафарету силуэтов посуды. Учить правильно держать карандаш, закрашивать предметы, не заходить за контуры. Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положительный настрой. Д/и «Дорисуй узор» Цель: учить внимательно изучать образец и выбирать нужные цвета. Развивать интерес к изучению народных промыслов | Труд в уголке природы_ полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль, воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями, работа с календарем природы | Создать условия для Сюжетно-ролевая игра «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки стола. | ||||||
Прогулка | ||||||||
Наблюдение за воробьями Цели:: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность Подвижные игры «Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках. Игры с выносным материалом. | ||||||||
Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах | Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах | Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД | Взаимодействие с родителями | |||||
ЧЕТВЕРГ | ||||||||
1 половина дня | Привлечение родителей к оформлению альбома «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей». | |||||||
Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе. Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи. | Д/и «Где матрешка?» Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). | Создать условия для «Магазин» (отдел игрушек). Цель: продолжать развивать умение распределять роли, объединятся для игр | ||||||
IV. Непосредственно образовательная деятельность | ||||||||
Развитие речи Пересказ сказки «Пузырь , соломинка и лапоть» Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употребляя форму повелительного наклонения глаголов. Музыка | ||||||||
Прогулка | ||||||||
К№07 | П/и «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?». Цели:- учить выполнять упражнение с мячом; развивать глазомер, быстроту бега Трудовая деятельность Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе. | Создать условия для самостоятельной деятельности детей на прогулке. П/и «Догони меня». Цель: учить бегать в нужном направлении. Игры с выносным материалом | ||||||
После прогулки | ||||||||
Формирование КГН и навыков самообслуживания. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) Цель воспитывать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по прочитанному. | ||||||||
2 половина дня | ||||||||
После сна | Составление картотеки устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, потешки, песни, шутки, загадки. | |||||||
Постепенный подъём, гимнастика после сна. Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. ХБТ. Мытьё игрушек. Игр. приём: я не узнаю игрушки, они изменились - запылились. Их нужно помыть. Практическая деятельность: я буду мыть, а вы вытирать. Беседа по ходу: Какие игрушки стали наощупь? (мокрые) Что делаешь?(вытираю) Какие стали? (сухие) | Заучивание пальчиковой игры «Мы – веселые матрешки» Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» | Создать условия для Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Чтение потешки «Ночь пришла, темноту увела» | ||||||
Прогулка | ||||||||
Наблюдение за птицами Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения. Подвижная игра «Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость. | ||||||||
Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах | Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах | Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД | Взаимодействие с родителями | |||||
ПЯТНИЦА | ||||||||
1 половина дня | Рекомендовать родителям рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;) | |||||||
Утренняя гимнастика (картотека) Проведение гимнастики под р.н. песню «Два весёлых гуся» С/р игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. Д/и «Дымковская игрушка» Цель: ознакомление детей с разнообразными видами декоративного искусства Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» Выставка книг: «Русские народные сказки» | Дидактическая игра «Узнай роспись» Цель: учить сравнивать росписи и определять нужную. | Создать условия для Игра-инсценировка» У матрешки новоселье»(Гербова В.В.стр.52)Ц:формировать диалогическую речь. С/р игра «В гостях у матрёшки игра «Угощение» Цель: развивать умение реализовывать игровой замысел | ||||||
IV. Непосредственно образовательная деятельность | ||||||||
Лепка/КМД «Украшение платочка» Цель: Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников. Физическая культура . Занятие 24 Задачи. Повторить ходьбу и бег колонной по одному; упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер. | ||||||||
Прогулка | ||||||||
К№08 | П/и «Поймай мяч». Цель: развивать ловкость. Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать стремление к труду. | П/и «Кот на крыше», «Найди себе пару» Цели: развивать ориентировку в пространстве. Создать условия для игр с выносным материалом | ||||||
После прогулки | ||||||||
Формирование КГН и навыков самообслуживания. Игра «Передай другому» Цель: учить ласково обращаться друг с другом. Упражнение «Улыбнемся друг другу» | ||||||||
2 половина дня | ||||||||
После сна | ||||||||
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажнымдорожккам Д/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики С/р игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. Ситуативный разговор во время умывания (вспомнить художественные произведения, где упоминается вода). Повторение потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико» (Наш дом –Южный Урал) | Д/И «4-й лишний» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. | Создать условия для развивающей ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси» | ||||||
Прогулка | ||||||||
Наблюдение за вороной Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц. Подвижные игры «Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано». Цели:упражнять в бросании и ловле мяча; учить ориентировке в пространстве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».
Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России...
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Зимующие птицы»
Для детей старшего дошкольного возраста...
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Здоровому все здорово»
Для детей старшего дошкольного возраста...

Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Транспорт. Профессии людей работающих на транспорте» с учетом гендерного типа детей и соответствующими методическими рекомендациями.
Тема: «Виды транспорта» Цель: Обогащать представления о видах ...

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на неделю.Тема: "Народная культура и традиции"
Планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе на неделю....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней гр. по теме: народное, декоративно-прикладное творчество: «Красивые горшочки»
НОД по теме :народное, декоративно-прикладное творчество "КРАСИВЫЕ ГОРШОЧКИ" для средней группы....
Перспективный план образовательной работы с детьми дошкольного возраста на летний оздоровительный период
В данном перспективном плане на летний оздоровительный период представлена подборка различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с темой дня...