План образовательной работы с детьми среднего возраста на тему: «Народная культура и традиции»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Ложкина Елена

План образовательной работы был составлен на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы и др. Вариативная часть - программа "Наш дом - Южный урал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План образовательной работы с детьми среднего возраста на тему: «Народная культура и традиции»

Цель: Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно - прикладного и изобразительного искусства. Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением, а также с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).

Временной период:

Итоговое мероприятие: Выставка «Осенние фантазии»

Ответственный: Ложкина Е.В.

Комплекс утренней гимнастики: УГГ «Насекомые» стр.12, П-е, под ред. Т.Е. Харченко

Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах

Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах

Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД

Взаимодействие с родителями

ПОНЕДЕЛЬНИК

1 половина дня

Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей , их настроении. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Утренняя гимнастика.

Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге; природные, сезонные, погодные изменения.

Дождь-льет, моросит, капает, хлещет; ворона-летает, каркает, сидит, ест

Утренние беседы – «Что такое народная игрушка?» (познакомить с понятием)

Д /и «Кто больше вспомнит? Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.) Цель: Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначением.

Подготовка к занятию

Пальчиковая игра «На ладошки мы подуем…» Цель: развиваем речь и мелкую моторику рук.

Поручения, дежурства – «Мы дежурим по столовой» (сервировка стола, уборка посуды) – игровое упражнение – « Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят».

Развивать умение мыть руки по мере загрязнения и перед едой под контролем взрослого, а затем самостоятельно.

Способствовать формированию словаря: «полотенце махровое», «чистое»; «мыло душистое».

Внесение в изо уголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева.

IV. Непосредственно образовательная деятельность

ПСЦ / ОМП

Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Как избу построили» продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, в различении и назывании цветов.

Физическая культура. Занятие 22

Цели: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, в ходьбе и беге врассыпную; повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на уменьшенной площади опоры.

Прогулка

К№04

« Зайка беленький». Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом ; упражнять в прыжках; развивать двигательные навыки; воспитывать желание играть в подвижные игры.

С/р о сезонных изменениях в природе «Как мы гуляли в парке», «Какие стали деревья» Цель: развитие наблюдательности, внимания

Создать условия для п/и «У медведя во бору…»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Постройки из песка, игры с выносным материалом.

После прогулки

Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Упражнение по мотивам стихотворения:

Саша у нас зайчик, / Зайчик-побегайчик! / Зайчик Саша – скок-поскок, /Подберет шта ны, носок. / Свои вещи не теряет / И на место убирает.

Закреплять навык аккуратно складывать одежду.

Чтение художественной литературы: сказка «Про Иванушку-дурачка», (обр. М. Горького)

закреплять умение слушать сказку

2 половина дня

После сна

Оформление папки- передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Гимнастика пробуждения. Упражнение
на улучшение кровообращения верхних
и нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса:

Ручками, как роботы, / Тоже поработаем. / Раз, два, три, четыре, / Мы считаем по четыре.(Махи руками круговыми движениями плеч, сидя на кровати.)

Профилактические мероприятия.

Дыхательное упражнение «На турнике»:

Встать, ноги вместе, гимнастическую палку держать пред собой. Поднять палку вверх, встать на носки – вдох, палку опустить назад за лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф» (повторить 3–4 раза).

Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой.

Чтение стихотворения «Маша варежку надела…..» Цель: Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых

Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положителный настрой.

Д/и: "Составь картинку - матрешку" - учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.

Воспитание культуры поведения во время полдника

Чтение потешки « Как у нашего кота…» Цель: знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру. (Наш дом – Южный Урал)

Уборка игрушек в группе

Создать условия для с/р игры «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Цель: Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком.

Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним

• Ремонт книг и коробок из-под настольно-печатных игр.

Прогулка

Наблюдение за погодой.

Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать делать выводы.

Подвижная игра «Лиса в курятнике» Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину. Игры с выносным материалом.

Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах

Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах

Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД

Взаимодействие с родителями

ВТОРНИК

1 половина дня

Рекомендовать родителям нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»

Утренняя гимнастика

Беседы: «Дымковские чудо-игрушки»,«Почему игрушки называют дымковскими»Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Раскраски «Дымковская игрушка» Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно не выходя за контуры.

Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.

Д/и «Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих

Создать условия для Развивающей образовательной ситуации «Мишка моет посуду» Цель: обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса; способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность.

IV. Непосредственно образовательная деятельность

Рисование/Аппликация

«Украшение фартучка» Цель: учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента Развивать цветовое восприятие. Рассмотреть с детьми несколько фартуков, обратить внимание на то, как они украшены. Вызвать для показа ребенка.

Музыка

Прогулка

К№05

Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Цель: развивать ловкость.

Стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть

Создать условия для игры в песочнице «Построим терем для матрешки» Цель: учить детей играть дружно , группой, помогать друг другу.

После прогулки

Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи;

Слушание р.н. песен: «Ах вы сени», «Светит месяц», «Ой встала я раненько»

2 половина дня

После сна

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок».

Пересказ сказки «Колобок»Цель: воспитывать умение пересказывать рассказ, отвечая на вопросы воспитателя

Д/и « Близко- далеко». Цель: обогащать словарь, формировать навыки свободного общения; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание играть с воспитателем

Поручения индивидуальные и коллективные «Как мы соблюдаем порядок»

Приучать соблюдать порядок и чистоту в группе.

Воспитывать желании е принимать участие в посильном груде( уборке игрушек). Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий (помощник воспитателя).

Предложить детям различные виды конструктора развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали на свое место.

Прогулка

Наблюдение за почвой в морозную погоду.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Расширять словарный запас новыми словами: иней, изморозь.

П/И «Хитрая лиса» Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах

Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах

Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД

Взаимодействие с родителями

СРЕДА

1 половина дня

Рекомендовать родителям рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;

Утренняя гимнастика. Д/и «Чудесный мешочек» Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления.

Игра-ситуация «Зайцы и охотники» Цель: приобщать детей к русским народным традициям; учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку)

Беседа: история Дымковская игрушка

Повторение потешки «Как у нашего кота»

Напомнить детям фольклорное произведение; развивать активный словарь .

Создать условия для рассматривания русской матрешки Цель: Знакомить с народной игрушкой - матрешкой. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрешке

IV. Непосредственно образовательная деятельность

ПИД/ФЭМП

Занятие 4 Цель: продолжать учить считать в пределах 3 , соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера

Физическая культура

Прогулка

К№06

П/и «Найди себе пару».

Цель: выбирать себе по сигналу разные пары.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Создать условия для с/р игры «Детский сад, девочки матрешки вышли на прогулку»

Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада

После прогулки

Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Чтение сказки «Лисичка соскалочкой»Знакомство с предметами обихода – скалкой.

За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов

2 половина дня

После сна

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Рисование «Обведи трафарет»» Цель: обведение по трафарету силуэтов посуды. Учить правильно держать карандаш, закрашивать предметы, не заходить за контуры.

Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положительный настрой.

Д/и «Дорисуй узор»

Цель: учить внимательно изучать образец и выбирать нужные цвета. Развивать интерес к изучению народных промыслов

Труд в уголке природы_ полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль, воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями, работа с календарем природы

Создать условия для Сюжетно-ролевая игра «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки стола.

Прогулка

Наблюдение за воробьями

Цели:: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Игры с выносным материалом.

Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах

Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах

Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД

Взаимодействие с родителями

ЧЕТВЕРГ

1 половина дня

Привлечение родителей к оформлению альбома «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей».

Утренняя гимнастика.

Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари

Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе.

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Д/и «Где матрешка?»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Создать условия для «Магазин» (отдел игрушек). Цель: продолжать развивать умение распределять роли, объединятся для игр

IV. Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи

Пересказ сказки «Пузырь , соломинка и лапоть» Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употребляя форму повелительного наклонения глаголов.

Музыка

Прогулка

К№07

П/и «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели:- учить выполнять упражнение с мячом; развивать глазомер, быстроту бега

Трудовая деятельность

Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Создать условия для самостоятельной деятельности детей на прогулке.

П/и «Догони меня».

Цель: учить бегать в нужном направлении.

Игры с выносным материалом

После прогулки

Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) Цель воспитывать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по прочитанному.

2 половина дня

После сна

Составление картотеки устного народного творчества:

пословицы, поговорки,

заклички, потешки,

песни,

шутки,

загадки.

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

ХБТ. Мытьё игрушек. Игр. приём: я не узнаю игрушки, они изменились - запылились. Их нужно помыть. Практическая деятельность: я буду мыть, а вы вытирать. Беседа по ходу: Какие игрушки стали наощупь? (мокрые) Что делаешь?(вытираю) Какие стали? (сухие)

Заучивание пальчиковой игры

«Мы – веселые матрешки»

Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?»

Создать условия для

Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Чтение потешки «Ночь пришла, темноту увела»

Прогулка

Наблюдение за птицами

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Цели: упражнять в подлезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость.

Групповая и подгрупповая совместная деятельность взрослых и детей в режимных процессах

Индивидуальная деятельность взрослого с ребенком в режимных процессах

Организация самостоятельной деятельности детей: РППС, приёмы активизации СДД

Взаимодействие с родителями

ПЯТНИЦА

1 половина дня

Рекомендовать родителям рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)

Утренняя гимнастика (картотека)

Проведение гимнастики под р.н. песню «Два весёлых гуся»

С/р игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

Д/и «Дымковская игрушка»

Цель: ознакомление детей с разнообразными видами декоративного искусства

Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?»

Выставка книг: «Русские народные сказки»

Дидактическая игра «Узнай роспись» Цель: учить сравнивать росписи и определять нужную.

Создать условия для Игра-инсценировка» У матрешки новоселье»(Гербова В.В.стр.52)Ц:формировать диалогическую речь.

С/р игра «В гостях у матрёшки игра «Угощение» Цель: развивать умение реализовывать игровой замысел

IV. Непосредственно образовательная деятельность

Лепка/КМД

«Украшение платочка» Цель: Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Физическая культура . Занятие 24

Задачи. Повторить ходьбу и бег колонной по одному; упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер.

Прогулка

К№08

П/и «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

П/и «Кот на крыше», «Найди себе пару» Цели: развивать ориентировку в пространстве.

Создать условия для игр с выносным материалом

После прогулки

Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Игра «Передай другому» Цель: учить ласково обращаться друг с другом. Упражнение «Улыбнемся друг другу»

2 половина дня

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажнымдорожккам

Д/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики

С/р игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

Ситуативный разговор во время умывания (вспомнить художественные произведения, где упоминается вода). Повторение потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»

(Наш дом –Южный Урал)

Д/И «4-й лишний» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Создать условия для развивающей ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»

Прогулка

Наблюдение за вороной

Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Подвижные игры

«Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано».

Цели:упражнять в бросании и ловле мяча; учить ориентировке в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».

Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России...

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на неделю.Тема: "Народная культура и традиции"

Планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе на неделю....

Перспективный план образовательной работы с детьми дошкольного возраста на летний оздоровительный период

В данном перспективном плане на летний оздоровительный период представлена подборка различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с темой дня...