Программа дополнительного образования "Весёлый язычок"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Актуальность создания кружка «Весёлый язычок» доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy-yazychok_programma.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 100 Эврика»
Нижнекамского муниципального района РТ
Рабочая программа кружка
«Весёлый язычок»
Автор: Гарифуллина Зульфия Разимовна,
воспитатель
г. Нижнекамск
Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом.
Актуальность
Актуальность создания кружка «Весёлый язычок» доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель – содействовать развитию речи детей.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование правильных артикуляционных навыков.
- Формирование речевого и слухового внимания.
Развивающие:
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие силы голоса и выразительности речи.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие чувства ритма, темпа, просодики.
- Укрепление лицевых мышц.
Воспитательные:
- Воспитывать осознания каждым ребенком своей индивидуальности и нужности.
- Воспитывать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к родной речи.
Структура и форма занятий
Формы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Упражнения на расслабление (релаксация).
Структура занятия:
- Подготовительная часть. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
- Основная часть включает в себя подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
- На развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Заключительная часть. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции.
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
- Упражнения, направленные на развитие чувства темпа, метра (размера), ритма.
- Упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие творческой инициативы.
- Игра.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Коррекция звукопроизношения.
- Релаксация.
Данная программа рассчитана на возрастные группы от 2 до 3 лет. Занятия с детьми проходят 2 раза в неделю во второй половине дня с учетом требований, предъявляемым к временным рамкам: первая младшая группа – 10 мин. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам. Общее количество занятий в месяц 8.
Диагностический блок
В начале проведения занятий по программе и в конце проводится мониторинг для проверки эффективности работы кружка. Для диагностики детей младшего дошкольного возраста больше подходит наблюдение.
Соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме | |
Речевая активность | ||
Мелкая моторика | ||
Развитие артикуляционного аппарата | ||
Словарный запас |
Уровень развития оценивается не только в соответствии с возрастными нормами, но и прослеживается в динамике для каждого ребенка по сравнению с уровнем в начале занятий.
Ожидаемые результаты:
- развитие и укрепление артикуляционного аппарата и фонематического восприятия;
- развитие коммуникативной функции речи (умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, соотносить названия предметов и действий со словесным обозначением, желание подражать словам взрослого, простыми предложениями отвечать на вопросы).
Перспективный план занятий
Январь 7 занятие «Одежда» | |
Артикуляционные упражнения Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Сказка о веселом язычке «Коготочки» Игра «поиграй со щенком» Песня щенок Железнова Расширить и уточнить словарь по теме |
Январь 8 занятие «Моя семья» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Закрепить гласные звуки А О У И Мячик «Ёжик» «Самовар» Песня на гласные звуки Железнова Расширить и уточнить словарь по теме |
Февраль 1 занятие «Домашние животные» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуху Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (т) «Подуй на ладошки» Выдели звук (т) хлопками из ряда звуков п, м, т, п, а, о, т Тук, Тук, туки-тук (Железнёвой Е.) Расширить и уточнить словарь по теме |
Февраль 2 занятие «Дикие животные» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуху Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (п) «Сомкни губки» «Подуй на снежинку» «Какой музыкальный инструмент звучит» Расширить и уточнить словарь по теме |
Февраль 3 занятие «Машины» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуху Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма | Познакомить с внешним видом и назначением грузовых и легковых машин, их частями, цветом, формой Песня автобус Железнова Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (к) |
Февраль 4 занятие «Зимующие птицы» | |
Артикуляционные гинастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма | Уточнение движений артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (н) «Иголка», «Заборчик» «Самовар» «Капусту рубим» Расширить и уточнить словарь по теме |
Февраль 5 занятие «Обувь» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Воспитание чёткого произнесения звука (м) Учить детей чётко произносить слова со звуком (м) «Иголка», «Заборчик» «Самовар» «Капусту рубим» Расширить и уточнить словарь по теме |
Февраль 6 занятие «Наши защитники» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (в) «Сказка о веселом язычке» Мячик «Ёжик» Расширить и уточнить словарь по теме |
Февраль 7 занятие «В гостях у сказки» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (с) «Иголка», «Лопата» «Подуй через трубочку» «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (с) Логопедические песенки на звук (с) |
Февраль 8 занятие «В зоопарке» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | «Лопатка», «Чайник» «Чей снежок укатится дальше» «Кыш муха» Железнова Расширить и уточнить словарь по теме Закрепить движения органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (в) |
Март 1 занятие «Весна» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | «Сказка о веселом язычке» «Подуем на листочки» «Спрятались ручки» Закрепить движения органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (с) Игра « Покорми птиц» |
Март 2 занятие «Мамин праздник» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Чайник», «Заборчик» «Подуем на ладошки», «Мы растем» Расширить и уточнить словарь по теме Составление рассказа по картинке «Повтори» дети повторяют ритмический рисунок |
Март 3 занятие «Быть здоровыми хотим» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Иголка», «Чистим зубы» «Дует дует ветерок» Расширить и уточнить словарь по теме «Повтори» дети повторяют ритмический рисунок Тук, Тук, туки-тук Железнова |
Март 4 занятие «Деревья» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произнесения звука (д) Самомассаж: «Дождик» упр. «Теплый ветерок» Расширить и уточнить словарь по теме «Деревья» Игра: «Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д- д-д. |
Март 5 занятие «В гостях у сказки» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Уточнение произношения звука (д) в словах Игра: «Весёлый животик» вдох — надуваем животик, выдох опускаем животик. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (д) среди гласных звуков |
Март 6 занятие «Аленький цветочек» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Солнечные лучики», «Теплый ветерок» «Мы понюхаем цветочки» Громко-тихо (громкое звучание металлофона птички летают, тихое приседают) «Цветочки» танец с колокольчиками |
Март 7 занятие «Мамины помощники» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Самомассаж: «Дождик» «Теплый ветерок» «Угадай, что гремит» (витамины, соль, бобы, горох) Игра «Мамины помощники» |
Март 8 занятие «Инструменты» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Иголка», «Чистим зубы» «Дует дует ветерок» Расширить и уточнить словарь по теме «Повтори» дети повторяют ритмический рисунок Тук, Тук, туки-тук Железнова |
Апрель 1 занятие «Экскурсия в цирк» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Предлог НА «экскурсия в цирк» Закрепить диких и домашних животных |
Апрель 2 занятие «Космос» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Предлог В Расширить и уточнить словарь по теме «Космос» |
Апрель 3 занятие «Птицы прилетели» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Предлоги НА В Расширить и уточнить словарь по теме «Птицы прилетели» Игра «подуй на листочек» |
Апрель 4 занятие «Цветы» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Игра: «Пускаем мыльные пузыри» «Слушай и повторяй» «Самый сильный пальчик» (Железнёвой Е) Расширить и уточнить словарь по теме «Цветы» |
Апрель 5 занятие «Насекомые» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Слушай и повторяй» «Паучок» (Железнёвой Е) Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з) Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые» |
Апрель 6 занятие «Дождик» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие Общую и мелкую моторику | Червячки (Железнёвой Е) Игра: «Дождик» Игра « Подуй на листочек» Закрепление движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з) |
Апрель 7 занятие «Безопасность на улице» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие Общую и мелкую моторику | Песня «Светофор» Игра « Перекресток» Игра « Подуй на листочек Закрепление движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з), (с) Расширить и уточнить словарь по теме |
Апрель 8 занятие «Кораблики» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие Общую и мелкую моторику | Игра «На море» Игра «подуй на цветочек» Закрепление пройденного материала Расширить и уточнить словарь по теме |
Май 1 занятие «Мир, труд, май» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | Самомассаж: «Дождик» «Теплый ветерок» Расширить и уточнить словарь по теме Игра: «Дятел» дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит. На весь лес он стучит д- д-д. Расширить и уточнить словарь по теме |
Май 2 занятие «9 мая» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Сказка о веселом язычке» «Подуем на листочки» «Спрятались ручки» Закрепить движения органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (с) Игра « Покорми птиц» Расширить и уточнить словарь по теме |
Май 3 занятие «Майский жук» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Слушай и повторяй» «Самовар» «Жук жужжит» Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (ж) |
Май 4 занятие «В гостях у сказки» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма Развитие связной речи | «Иголка», «Лопата» «Подуй через трубочку» «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (с) Логопедические песенки на звук (с) |
Май 5 занятие «Птицы» | |
Артикуляционные гинастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуха Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма | Уточнение движений артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука (н) «Иголка», «Заборчик» «Самовар» «Капусту рубим» Расширить и уточнить словарь по теме |
Май 6 занятие «В мире животных» | |
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие фонематического слуху Пальчиковая гимнастика Развивать память мышление Развивать чувства ритма | «Подуй на ладошки» Выдели звук (т) хлопками из ряда звуков п, м, т, п, а, о, т Тук, Тук, туки-тук (Железнёвой Е.) Расширить и уточнить словарь по теме |
Май 7 занятие «Насекомые» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие, Общую и мелкую моторику | «Слушай и повторяй» «Паучок» (Железнёвой Е) Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звука (з) Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые» |
Май 8 занятие «Лето» | |
Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика с мячиком. Развитие фонематического слуха Развивать память мышление, слуховое восприятие Общую и мелкую моторику | Игра «На море» Игра «подуй на цветочек» Закрепление пройденного материала Расширить и уточнить словарь по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2015-2016 г. «Весёлый язычок»
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить...
Примерная рабочая программа дополнительного образования кружок "Весёлый язычок"
Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-7 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. В...
Образовательная программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по логоритмике «Весёлый язычок»
Цель. Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и мето...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...