Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2015-2016 г. «Весёлый язычок»
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы. Кружок создан для детей раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедический кружок | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ
детским садом №5 р.п. Хор
____________О.В.Солдатова
__________________2015г.
Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2015-2016 г.
«Весёлый язычок»
Автор и руководитель: учитель-логопед Терещенко Е.А.
2015г
Содержание:
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка
1.1.Актуальность.
1.2.Цель и задачи реализации.
1.3.Принципы.
2. Основные направления кружковой работы.
3.Прогнозируемый результат.
II.Организационный раздел.
1.Реализация деятельности кружка дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики.
2.Методическое обеспечение.
3.Материально-техническое обеспечение.
4.Учебно-тематическое планирование.
5.Учебно-тематический план программы.
III.Содержательный раздел.
1.Возрастные особенности детей 2-3 лет.
2.Характеристика детей I младшей группы.
3. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях.
4.Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
5.Работа с родителями.
Список использованной литературы.
Приложение: мониторинг на начало и конец года.
I .Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период для развития любознательности. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов! Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей.
Кружок "Весёлый язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.
В основе Рабочей программы первой младшей группы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждений», «Образовательной программе ДОУ», а так же ФГОСам к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреж- дения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
•Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
• Право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
• Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Рабочая программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Работа в первой младшей группе строится с учетом принципа интеграции (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В раннем возрасте в ходе разнообразных предметно - практических и орудийных действий, как и в процессе наблюдений и экспериментирования, осуществляется развитие сторон психики ребенка, в том числе и умственного развития. Рабочая программа первой младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физкультурно - оздоровительному, социально - личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому. Первую младшую группу посещают 20 детей. Основной контингент группы - дети из полных семей. Уровень жизни детей хороший.
1.1 Актуальность:
Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. Поэтому возникла идея оказать коррекционную помощь детям раннего возраста. Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме коррекционно-развивающего кружка «Весёлый язычок». Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным освоением лексических тем.
Таким образом, своевременно осуществлённая коррекция поможет преодолеть речевые нарушения у воспитанников.
1.2. Цель: содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения.
Задачи:
- формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком;
- развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
- развивать интерес к окружающей действительности, стимулировать познавательную активность;
- формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
- работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий),
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- формировать общие речевые умения.
1.3. Принципы:
- принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
- принцип системности;
- принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
- принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.
- Основные направления кружковой работы.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы. Кружок создан для детей раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений. Основными направления в работе являются:
- Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
- Развитие лексико-грамматических категорий. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями.
- Формирование связной речи. При развитии связной речи созданы условия для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).
3.Прогнозируемый результат.
* Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
* Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
* Правильное употребление грамматических категорий;
* Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале;
* Формирование связной речи;
* Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
II. Организационный раздел.
1. Кружковая деятельность реализуется в рамках коррекционно- развивающего процесса по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста на основе тематического принципа планирования занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Деятельность кружка осуществляется в форме НОД на основе методических пособий Косиновой Е.А., Жуковой Н.С., Лозбяковой М.И., Фомичёвой М.Ф. НОД проводится 1 раз в неделю с сентября по май по 10 - 15 минут во второй половине дня. Деятельность кружка включает следующие блоки:
1-й блок. Логопедическая деятельность направлена на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей. Занятие строится за счёт использования комплекса методов и приёмов:
- комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения для формирования навыков речевого дыхания;
- использование потешек, чистоговорок, сопровождаемых движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и памяти;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
2-й блок.
Формирование связной речи и речевой коммуникации у детей.
В ходе этой части занятия решаются задачи:
- развитие динамической стороны общения, позитивного самоощущения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- формирование культуры общения;
- формирование навыков связной речи (составление рассказов по картине, по демонстрируемым действиям, обучение пересказу);
- развитие у детей творческих способностей высказываний на основе применения наглядности.
2.Методическое обеспечение:
Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова ,-М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011_192с.:ил
Жукова Н.С. Я говорю правильно: от первых уроков устной речи к «Букварю» / Н.С.Жукова; ил. А.Разуваева.- М .:Эксмо, 2010.-726.:ил
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей.-М..;Вентана-Графф, 2003.-304с.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.№0308. «Дошк.воспитание» - М.:Просвещение, 1989.-239с.:ил.
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ.:-М.: ТЦ Сфера, 2012.—192с. (Модули программы ДОУ)
Краузе Е Г логопедия,-СПб.: Издательство «Корона.Век», 2012.-201с., ил.
3.Материально-техническое обеспечение программы:
групповая комната
столы, стулья
массажные мячики
прищепки
игрушки или картинки животных.
4. Учебно-тематическое планирование :
№ | Тема | Количество часов |
I | Подготовительный этап | 4 |
II | Формированиe произносительных умений и навыков | 20 |
III | Совершенствованиe фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | 4 |
IV | Развитиe внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале | 4 |
V | Развитиe связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков | 4 |
Всего часов | 36 |
5.Учебно-тематический план программы:
02.09.2015 | Артикуляционная гимнастика: сказка «Зоопарк», упр. «Бегемотики». |
Пальчиковая игра «Зайка» (зайка, зайка,где твой хвостик?) | |
Игра «Солнце и дождик» | |
09.09.2015 | Артикуляционное упр. «Лягушка» |
Массаж с помощью специального мяча «Колючий ёж» | |
Игра «Поспешили-насмешили» | |
26.09.2015 | Повторение арт. упр. « Бегемотики», «Лягушки» |
Пальчиковая игра «Машина» Игра «Лягушки» | |
29.09.2015 | Артикуляционное упр. «Слон» |
| Игра «Угадай, что делать» |
| Упражнение «Самолёт» |
30.09.2015 | Повторение арт. Упр. «Слон» |
| Пальчиковая игра «Ворона» (у вороны голова…) |
| Игра «Где звенит?» |
07.10.2015
| Повторение арт. Упр. «Бегемотики», «Лягушки». Упр. «Уложим куклу спать» Упр. «Смешная песенка» |
| |
14.10.2015
| Артикуляционное упр. «Змея» Пальчиковая игра «Машина» (заведу свою машину….) |
| Игра «Лягушка и ёж» |
21.10.2015
| Артикуляционное упр. «Расчёска» Пальчиковая игра «Паровоз» Игра «Угадай, кто кричит» |
28.10.2015
| Артикуляционное упр. «Часики» Массаж с помощью специального мяча «Колкие иголки» |
Игра «Гуси» | |
11.11.2015
| Артикуляционное упр. «Любопытный язычок» Пальчиковая игра «Очки» (бабушка очки надела…) Игра «Птицеферма» |
| |
18.10.2015
| Упр-е для языка «Накажем непослушный язычок» Игра «Пастушок и телятки» Пальчиковая игра «Шалун» (наша Маша варила кашу…) |
25.11.2015
| Упр-е для языка «Пожалеем язычок» Игра «Угадай, кто идёт» Массаж с помощью специального мяча «Испечем мы каравай» |
| |
30.11.2015
| арт.упр. "Колечко" Массаж с помощью специального мяча "Мячик" Игра "Иди-беги" |
| |
02.12.2015
| Повтор упр. «Накажем непослушный язычок», «Пожалеем язычок» Игра «Дудочка» Пальчиковая игра «Белочка» (сидит белка на тележке…) |
09.12.2015
| Арт. упр. «Малыш плачет» Игра «Поезд» |
Игра «Подскажи словечко» | |
16.12.2015
| Арт. упр. «Весёлый и грустный» Игра «Петушок и курочки» |
«Про девочку Таню» | |
23.12.2015
| Арт. упр. «Шарик» Пальчиковая игра «Пирог» |
| «Любит наша Таня в садике играть» |
30.12.2015
| Повторение арт.упр. «Весёлый и грустный» Массаж с помощью специального мяча «Колючий ёж» |
Игра «Подскажи словечко» | |
13.01.2016
| Арт. упр. «Поцелуй» Игры с прищепками «Бабушка, девочка Таня и котёнок Буся» |
| |
20.01.2016
| Арт. упр. «Рыбка» Игра «Угадай по звуку» |
| Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» |
27.01.2016
| Арт. упр. «Тигр» Игра «Где раздаётся звук?» |
| Массаж с помощью специального мяча «Этот шарик не простой»
|
03.02.2016
| Повторение арт.упр. «Рыбка», «Тигр» Игра «Наседка и цыплята» |
Игра «Сделай правильно» | |
10.02.2016
| Арт. упр. «Лопатка» Игра «Зайка беленький » |
Игра «Коробок-коробок, подай голосок» | |
17.02.2016
| Арт. упр. «Прятки» Игра «Воробышки и автомобиль» |
Пальчиковая игра «Пастушок» | |
24.02.2016
| Арт. упр. «Кошечка» Игра «Козлята и ягнята» |
Пальчиковая игра «Машинка» | |
02.03.2016
| Арт. упр. «Часики» Игра «Мы-козочки» Д/и «Умеет ходить или нет» |
16.03.2016
| Арт. упр. "Качели" Игра "Котёнок умывается" игры с прищепками |
23.03.2016
| повторение арт.упр. «Часики", "Качели" Игра "Кто к нам пришёл?" Игра "Звенит-жужит" |
| |
30.03.2016
| Арт.упр. "Обезьянка" Игра "Весёлый перезвон" |
06.04.2016 | Арт.упр. "Обезьянка и банан" "Котёнок Буся и белка" Игра "Буратино в гостях у детей" |
13.04.2016 | Арт.упр. "Лошадка" Пальчиковая игра "Пальчики" Игра "Галя кормит гусей" |
20.04.2016 | Арт.упр. "Стой,лошадка!" "Добрый воробей" Игра "Буратино ошибается" |
27.04.2016 | Повторение упр. "Бегемотики" Вот так приключение" Игра "Песенка комара" |
04.05.2016 | Повторение упр. "Лягушка" "Умный маленький мышонок Пик" Игра "Козлик ошибается" |
18.05.2016 | Повторение упр. "Слон" Пальчиковая игра "По грибы" Игра "Где раздаётся звук? |
25.05.2016 | Повторение упр. "Любопытный язычок" Пальчиковая игра "Лодка" Д/и «Угадай, чего не стало?» |
III Содержательный раздел
1.Возрастные особенности детей 2-3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
2. Характеристика детей первой младшей группы ( с 2 лет до 3 лет)
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое, причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Поскольку малыш ещё только делает первые шаги в разных видах деятельности, ему во всём нужна поддержка взрослого. Педагог подбирает занятие, соответствующее возможностям ребёнка, заинтересовывает видом деятельности, который стимулирует развитие, старается вызвать эмоциональную вовлеченность в учебно- игровые ситуации. Программа охватывает разные стороны воспитания: умственное, физическое, социально-личностное и художественно-эстетическое. Они представлены в программе как шесть сфер: предметная деятельность и познавательное развитие. Предметная деятельность - ведущая в раннем возрасте. Малыш учится использовать предметы согласно их назначению. Пользуясь примером взрослого и методом проб, ребёнок открывает для себя способ действия с предметами из окружающей обстановки и всевозможными игрушками. Одновременно с этим развивается и познавательная деятельность.
Развитие речи. Ранний возраст - эго время развития коммуникативной, диалоговой речи. Ребёнок овладевает ей в общении с взрослым и закрепляет в играх со сверстниками. Активизируя маленького собеседника выражать чувства и мысли словами, педагог предлагает игры; в которых используется ритмическая речь, потешки и стихи.
В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 2-3 лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям:
• «Социально- коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно- эстетическое развитие»
• « Физическое развитие»
3. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие | Игры, способствующие развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками |
Познавательное развитие | Формирование первичных представлений о собственном артикуляционном аппарате и его возможностях, о ритмичности речи, модуляции голоса (на примере звукоподражаний), о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе). |
Речевое развитие | обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания, чувства ритма, |
Художественно-эстетическое развитие | развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства - устного народного творчества, фольклора, стихотворных текстов. |
Физическое развитие | Упражнения на укрепления периферического речевого аппарата (артикуляционные гимнастики), игры и упражнения на координацию движений, на укрепление и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук |
4. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка. Формирование интереса и потребности в чтении. Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для первой группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба), развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале; формирование связной речи; умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми. Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение девяти месяцев, способствует - помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
5.Работа с родителями.
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
1.Советы логопеда «Значение семейного воспитания в развитии речи детей».
2.Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционных упражнений.
3.Консультация для родителей «Почему у ребёнка возникло нарушение речи?».
4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в формировании правильного произношения».
5. Консультация для родителей «Методы и приёмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
6.Советы логопеда «Как помочь ребёнку заговорить?».
7. Консультация для родителей «Как провести выходной день вместе с детьми».
8. Консультация для родителей «Игра и умственное развитие ребёнка».
9.Памятка для родителей «Волшебный справочник добрых слов».
10.Советы логопеда «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».
11. Консультация для родителей «Игры с мячом для развития речи детей».
12.Фотовыставка «Что умеют наши пальчики», «Наш весёлый язычок».
Список использованной литературы:
Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова ,-М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011_192с.:ил
Жукова Н.С. Я говорю правильно: от первых уроков устной речи к «Букварю» / Н.С.Жукова; ил. А.Разуваева.- М .:Эксмо, 2010.-726.:ил
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей.-М..;Вентана-Графф, 2003.-304с.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.№0308. «Дошк.воспитание» - М.:Просвещение, 1989.-239с.:ил.
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ.:-М.: ТЦ Сфера, 2012.—192с. (Модули программы ДОУ)
Краузе Е Г логопедия,-СПб.: Издательство «Корона.Век», 2012.-201с., ил.
Приложение:Мониторинг на начало и конец года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Программа дополнительного образования кружка развития мелкой моторики руки с элементами изобразительной деятельности
программа кружка...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)
Пояснительная записка Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у среднего дошкольного возраста "Лепим и играем."
программа доп образования "Лепим и играем " для детей среднего возраста...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет
Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первы...
Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2016-2017 г.
Кружок "Весёлый язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных спосо...
Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2017-2018 г.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную пр...