Примерная рабочая программа дополнительного образования кружок "Весёлый язычок"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-7 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. В этом материале представлена первая её часть, предназначенная для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vesyolyy_yazychok_3-4_g.docx | 93.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № ___
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Принято: Утверждено:
Педагогическим советом Заведующей ГБДОУ д\с №
Протокол №____________ _______________________
_______________________
Приказ № г
Рабочая программа дополнительного образования
«Весёлый язычок»
Для детей 3-4 лет
Составитель:
Учитель-логопед Шуть Е.В.
Санкт-Петербург
2017
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………………… стр.3
Условия реализации программы…………………………………………….стр.4
Форма и режим организации программы…………………………………...стр.4
Возрастные особенности детей, необходимые для учёта при реализации программы…………………………………………………………………….стр.4
Ожидаемые результаты……………………………………………………... стр.7
Годовой план программы……………………………………………………стр. 8
Примеры игр и упражнений, примерные конспекты занятий……………………………………………………………………….стр.22
Пояснительная записка:
Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» основывается на нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитание детей дошкольного возраста, такие как : Конституция РФ; Конвенция ООН «О правах ребенка»; Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Главного санитарного врача РФ «СанПин 2.4.1.3049-13»;
Стратегия развития системы образования СПб 2011-2020 «Петербургская школа 2020» ; Постановлением правительства СПб « Об утверждении правил оказания платных услуг»; Приказом министерства образования и науки РФ « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и т.д
Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности.
Введение кружка « Весёлый язычок» в программу дополнительного обучения дошкольников обусловлено необходимостью осуществления действенного способа развития речевой, моторной и психической сферы.
В основу программы положена игровая и коммуникативная деятельность детей. Занятия включают в себя игровые упражнения для развития артикуляции, общих речевых навыков, лексико-грамматического строя речи, а также высших психических функций и мелкой моторики. Для большей эффективности всего образовательного процесса занятия построены с учётом лексических тем, принятых в календарно-тематическом планировании в младшей группе ДОУ.
Программа составлена с учетом реализации связи между компонентами образовательных областей ФГОС:
- «Речевое развитие»: - в программе реализуются задачи, связанные с развитием речи, профилактикой её нарушений.
- «Познавательное развитие»- на занятиях по данной программе у детей расширяются представления об окружающем мире, формируется любознательность и воображение, развиваются высшие психические функции.
- «Физическое развитие»- Этой связи уделяется особое внимание, так как используемые в программе логоритмические упражнения (физминутки с речевым сопровождением, физминутки без речевого сопровождения, пальчиковые игры и т.д) помогают в профилактике многих нарушений речи.
Программа дополнительного образования «Логоритмика» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-4 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. Занятия проходят 2 раза неделю во второй половине дня. Для большей эффективности дети делятся на небольшие группы по возрастам.
Сроки реализации программы:
1год
Форма и режим организации занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю, во фронтальной форме.
Продолжительность занятий:
3-4 года- 15 минут;
Возрастные особенности детей, необходимые для учёта при реализации программы:
Занятие по дополнительной программе « Весёлый язычок» начинаются в младшей группе. В этом возрасте активно развивается звукопроизношение, но не все дети произносят слова отчётливо, многие звуки произносят неправильно. В занятиях большое внимание уделяется развитию артикуляторных движений, способствующих правильному формированию простых звуков, профилактике нарушений более сложных звуков.
В работе над несовершенной слоговой структурой слов в этом возрасте помогают игры на звукоподражание (Иго-го, гав-гав…).
С детьми этого возраста очень важно развивать слуховое внимание, так как их речь развивается также путём подражания. Чем отчётливее они будут различать тонкости речи, тем лучше будет их собственная. В играх на слуховое внимание используются звучащие игрушки, погремушки, пищалки, музыкальные инструменты (игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»).
У детей 3-4 лет активно развивается связная речь, но многие дети по- прежнему используют короткие фразы, мало говорят и общаются. Игры типа «Игрушечный телефон» способствуют развитию активной устной речи.
Развитие голосового аппарата осуществляется в процессе игровых упражнений, когда детям предлагают произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью; при чтении стихотворений, считалок, потешек с разной силой голоса, с различной скоростью.
Важно вести работу над обогащением словаря различных частей речи (например игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию»).
Некоторые игры и упражнения, предназначенные для формирования правильного звукопроизношения, с успехом могут быть использованы и с целью расширения и активизации словаря, уточнения представлений ребенка об одежде, предметах домашнего обихода («Помоги одеться Тане», «Помоги Вале и Феде собрать вещи», «Что взяла обезьянка »), ознакомления с некоторыми животными и их детенышами («Кто бы это мог быть?», «Помоги найти маму»).
Выработка продолжительного плавного выдоха через рот, т. е. подготовительные упражнения для развития речевого дыхания, осуществляется при помощи таких игр, как «Снежинки», «Ветерок», «Бегущий лыжник».
Занятия базируются на лексико-грамматической теме, включает
-упражнения по совершенствованию артикуляторной моторики, мимической мускулатуры;
-задания на развитие просодических компонентов речи (ритм, темп речи, громкость и сила голоса и дыхания, их координация, интонационная выразительность высказываний и т.д.);
-упражнения на развитие мелкой моторики пальцев, самомассаж фаланг пальцев, координацию речи с движением пальцев и общими движениями;
- задание на развитие слуховой и зрительной памяти и внимания, мыслительных операций.
- упражнения и игры на развитие связной речи, диалога и монолога.
Все задания даются в интересной игровой форме, используются такие элементы как сказки, чистоговорки, стихи и рифмовки, песенки и логораспевки , подвижные, сюжетные игры и т.п.
Каждое занятие состоит из трёх частей:
- подготовительной ( организационный момент, сообщение темы занятия);
- основная ( работа над лексич. темой, игры и упражнения на развитие артикуляции, дыхания, голоса, интонации и т.д);
- Заключительная ( подведение итогов занятия, оценка деятельности детей)
В подготовительной части занятия могут быть различные задания и упражнения на слуховое или зрительное сосредоточение, мимические и релаксационные упражнения, задания на имитацию. Главная цель этой части заключается в положительном настрое на обучение, снятие напряжения. Сообщение темы занятия может происходить в виде слушания стихотворения, загадывания загадки, демонстрации картинок, появления сказочного героя, персонажей занятии в виде игрушек, кукол бибабо. Таким образом побуждается интерес к занятию, дети плавно включаются в тему занятия.
В основной части занятия проводится работа над разными компонентами речи в виде игр, произнесения чистоговорок, артикуляторных сказок и т.п. В этой части предусматриваются большое количество физминуток, динамических пауз, подвижных игр, которые связаны с лексической темой занятия.
На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка.
Ожидаемые результаты:
В результате занятий дети имеют более развитую артикуляторную моторику , нормализуется тонус мышц языка и губ, нормализуются сила, точность движений.
Дети умеют чётко произносить гласные звуки, простые согласные звуки, могут выговаривать слова с различной слоговой структурой.
В течение обучения у детей нормализуется речевое дыхание, дети выговаривают фразу из нескольких слов на одном плавном выдохе, умеют управлять своими голосовыми возможностями, умеют координировать ритм, темп речи, интонационно её окрашивать.
К концу обучения у детей обогащается словарный запас, речь становиться грамматически более правильной, улучшается качество связной речи.
Дети умеют координировать речь с движением, имеют более развитую пальчиковую моторику. Развивается память, внимание, мышление.
Годовой план
Октябрь
№ занятия Тема | 1 Здравствуй, это я! | 2 Здравствуй, это я! | 3 Магазин игрушек | 4 Магазин игрушек |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Знакомство « Как меня зовут?» (называние имени) | Что это такое? (называние части тела) Упр. «Олины помощники» | Что стоит на полке в магазине? (называние игрушек) | Продолжи предло- жение (Сидит.. Катится…) |
Общая моторика, речь с движениями | « Маленькие ножки…» -ритмич. движения. | Стих. с движ. «Девочки и мальчики» | Физминутка «Солдатики» | Игра «Карусели» |
Мелкая моторика, речь с движениями | « Здравствуй, пальчик…» (поочереди на кажд. руке) | « Здравствуй, пальчик…» (поочереди на кажд. руке) | Стих. с движением «Игрушки» | Упражнение «Танины игрушки» |
Фонопедич. упражнения | Упр. «Эхо» (повторение шёпотных гласных громко) | Упр. «Эхо» (повторение громких гласных шёпотом) | Упр. для дыхания «Шарики» | Упр. «Прокати мячик» (тренировка выдоха) |
Артик. и мимические движения, психогимнас тика | Стихотворения с элементами арт. гимн. «Зарядка для язычка» | Гномик плачет- веселится (эмоции); «Зарядка для язычка» | Арт. упр. « Качели», «Часики» | Мимич. упр. «Куклы веселятся, грустят, устали, удивились». |
Развитие внимания, памяти, мышления | « Найди дом для гномика»- зрит. воспр. | Что для чего? (части тела) | Упр. «Волшебный барабан» | Игра «Отзовись» (показать свою картинку) |
Речевые упражнения | Звукоподражания – упр.« Дудочка» (ду-ду) | Малыш учится говорить (прямые слоги) | Баюкаем куклу, мишку. Зовём их. | Договаривание (ха-ха, хи-хи, хо-хо) в стих. «Весёлые человечки» |
Октябрь
№ занятия Тема | 5 Наш любимый детский сад. | 6 В лесу. | 7 В огород мы пойдём, овощей соберём. | 8 В огород мы пойдём, овощей соберём. |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Кто работает в саду? Что делает? | Упр. «Один-много» | Посмотри и назови. | Согласо вание с мест. МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ |
Общая моторика, речь с движениями | «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». | Физминутка «Мы по лесу шли…» | «В огород мы пойдём…» | «В огород мы пойдём…» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Пальч. гимнастика «Домик» | Пальч. гимн. «12345, пошли пальчики гулять…» | Речь с движением «Огород у нас большой…» | Речь с движением «Огород у нас большой…» |
Фонопедич. упражнения | «Мы поём:ААА!, ИИИ!» (долгое пропевание) | Упр. «Ветерок в лесу» (нереч. выдох) | Упр. «Лесенка» (гласные звуки) | Дыхат. упр. «Помидор» |
Артик. и мимические движения, психогимнас тика | Психогимнастика «Как живётся нам в саду» | Мимич. гимнастика (съели сладкую, кислую ягоду…) | Арт. упр.для языка «Иголочка», «Блинчик» (огурец и капуста) | Арт. упр. для языка «Качели», «Часики» (переклады ваем овощи ) |
Развитие внимания, памяти, мышления | Угадай, что звучит (барабан, дудочка, погремушка…) | Узнай по контуру | Что лежит справа-слева. | Найди 2 одинаковых |
Речевые упражнения | Игра «Я-не я!» | «Заблудились в лесу» (произнесение имён детей по слогам) | Разговор овощей (Ох, ах, их, ух!) | Договори вторую половину слова (огу…, поми…) |
Ноябрь
№ занятия Тема | 1 Фруктовая корзинка | 2 Фруктовая корзинка | 3 Прогулка в лес (деревья) | 4 Прогулка в лес (деревья) |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь |
Что лежит в корзинке. | Чего нет? (Род.падеж) | Что растёт в лесу. | Назови ласково. |
Общая моторика, речь с движениями | Выполнение движений «Мы по саду шли, шли…» | Имитирование движений (собираем яблоки, режем,…) | Упр. «Вырастим деревья» (выполнение движений) | Речь с движением «Клён» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Упр. «Выжимаем сок» | Речь с движ. «Пальчики в саду» | Самомассаж фаланг пальцев | Упр. Ёлочка (выполнение движений) |
Фонопедич. упражнения | Произнесение названий фруктов на выдохе. | Произнесение фраз с различной интонацией (Мама купила яблоки!?. И т.д) | Упр. Вдыхаем аромат леса | Упр. Эхо (АУ) |
Артик. и мимические движения, психогимнастика | «Фрукты толстячки-худышки.» ( упр. для щёк) | Мимич. упр. «Кислый лимон; сладкое яблоко…» | Арт. упр. для языка «Блинчик», «Облизывание» (лежит листок, летит листок) | Арт. упр. для языка «Блинчик», «Облизывание» (лежит листок, летит листок) |
Развитие внимания, памяти, мышления | Найди ведёрко (подобрать по цвету) | Какой фрукт пропал? | Найди лист по его контуру | Запомни и повтори |
Речевые упражнения | Разговоры фруктов (слоги) | Чистоговорки | Логораспевка «В зелёном лесу» | Чистоговорки |
Ноябрь
№ занятия Тема | 5 Золотая осень | 6 Золотая осень | 7 Мой дом | 8 Мой дом |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | «Посмотри и скажи». Ответы на вопросы по картинке. | Один-несколько (идёт дождь-идут…) | Рассматр. картинки, составление предл. « Я вижу…». | «Один, два» (соглас. с числит.) «Что для чего?»- согласование сущ. с глаг. |
Общая моторика, речь с движениями | Стих. с движ. (прыжки) «Дождик» | Физминутка «Солнышко и дождик» | Упр. для мышц шеи « Что где?» | Физминутка «Зарядка» |
Мелкая моторика, речь с движениями | «Осенние листочки» | Речь с движением «Осень,осень, непогода…» | Стих. с движением « Дом» | Упр. с пальчиками «Стул», «Стол» |
Фонопедич. упражнения | « Дует осенний ветер» ([У] тихо, громко) | Сдувание листочков | Интонация « Ах!, Вот! Какой?( дом)» | Упр. «Великан-гномик» ( низкий- высокий голос) |
Артик. и мимические движения, психогимнастика | Мимич. упр. « Осень грустная, радостная…» | Арт. упр. для языка «Орешек» | Арт. упр. для губ, языка «Окошко», « Помоем окошко» (облизывание) | Психогимнастика «У меня в квартире…» |
Развитие внимания, памяти, мышления | Что не так изобразил художник? | Упр. «Дождик капает» (отхлопывание ритмов с различной скоростью / //, / / /, // /) | Найди 2 одинаковых домика. | Упр. «Внимательные ушки» |
Речевые упражнения | Разговор с листочками (а, о, у, и) | Договаривание строчек стих-я по картинкам | Строим дом «Тук..Так...» | Проговаривание слов по слогам с отхлопыванием (диван, комод…) |
Декабрь
№ занятия Тема | 1 Что в шкафу? | 2 Что в шкафу? | 3 На кухне. | 4 На кухне. |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Что висит в шкафу? (ед, мн. Число) | Нет чего? ( Род. падеж) Соглас. с мест. МОЯ, МОЙ… | Что купили, назовите. (Я купила чайник. ..) | Что у тебя на кухне? Один-несколько (ед- мн. Число) |
Общая моторика, речь с движениями | Имитация движений « Шью платье» | Игра « Прятки с платком» | Имитация движений в стих. «Посуда» | Стих. с движением «Постираем и помоем» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Самомассаж пальцев « Иголочка» | Имитация движений «Стираем одежду» | Считалка «1, 2, 3, 4, мы посуду перемыли» | Называние посуды и загибание пальцев. |
Фонопедич. упражнения | Укололи пальчик (ОЙ!АЙ!+ подуть на больное место) | Произнесение названий одежды/обуви на одном выдохе | Упр. на нереч. дыхание «Пьём коктейль» | Упр. «Лесенка» (гласные звуки) |
Артик. и мимические движения, психогимнастика | Арт. упр. « Стучит швейная машинка» (ба-ба, бо-бо, по-по …) | Упр. для губ «Пуговицы большие и маленькие» | Психогимнас тика «Разбили чашку» | Арт. упр. для языка «Тарелочка» (плоский язык), «Ножик» (острый язык) |
Развитие внимания, памяти, мышления | Найди пары для ботинок. | Что купили в магазине? (запоминание) | Нелепицы «Беспорядок на кухне» | Стих. «Федорино горе»: какая посуда убежала?» |
Речевые упражнения | Шьём и поём песенки (ля-ли-ле…) | Потешка в умеренном темпе «Пузырь» | Упр. «Пыхтящий чайник» (пых, пах, пох) | Чистоговорка |
Декабрь
№ занятия Тема | 5 Зимушка-зима. | 6 Зимушка-зима. | 7 С Новым Годом! | 8 С Новым Годом! |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Продолжи предложение «Зимой люди носят…» | Назови ласково (шубка, снежок…) | Изменение сущ. в косвенных падежах. | Упр. «Продолжи предложение: Под ёлкой лежали…» \ |
Общая моторика, речь с движениями | Стих. с движением «Мороз» | Подвиж. игра «Снежинки» | Стих. с движ. « Снежинки» | Стих. с движ. « Снежинки» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Самомассаж пальцев «Шёл медведь» | Стих. с движ. «На прогулку мы ходили и снежок с тобой слепили» | Пальч. игра « Наряжаем ёлку» | Самомассаж фаланг пальцев «Причесалась ёлочка» |
Фонопедич. упражнения | Упр. для дыхания «Греем руки» | Упр. для голоса «Вьюга» | Упр. для голоса « Поющие шарики» (гласные звуки) | Интонация «Ура! Спасибо! С Новым годом!» |
Артик. и мимические движения, психогимнастика | Упр. для языка «Сосулька» | Упр. для языка « Саночки» | Психогимнастика «Ёлочная игрушка» | Упр. для языка и губ. «Шарики», «Иголочка» |
Развитие внимания, памяти, мышления | «Что звучит?» слух. внимание | Найди отличия (зима-лето) | Сложи картинки в том же порядке и расскажи | Разложи ёлочки по росту. |
Речевые упражнения | Потешка «Наша Маша маленькая..» | Логораспевка «Всю зиму метели…» | Звенят шарики : Динь!- Дон! Едем с горки: Ухты!… Бах! | Логораспевка «Всю зиму метели…» |
Январь
№ занятия Тема | 1 Животные в лесу | 2 Домашние животные. | 3 Дикие и домашние животные | 4 Животные в зоопарке. |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | «Где живут?» (Медведь живёт в лесу. Белка живёт в лесу..) | Кто у бабушки, у дедушки живёт? Кто как кричит? (зв/подраж.) | « Кто что ест?» «Что кому?» | Один-много, Нет кого? (Род. падеж ед. и мн. число) |
Общая моторика, речь с движениями | Подвиж. игра «Волки и зайцы» | Подвиж. игра « Козочки и барашки « (со зв/подражаниями) | Упр. для шеи «Медведь отмахивается от пчёл» | Игра « Превра-щения» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Игра с пальчиками «Ёж, Волк» | Стих. с движением «Котик» | Самомассаж пальцев « Больно кусается котёнок» | Упр. для пальцев «Крокодил» |
Фонопедич. упражнения | Упр. для голоса « Волк воет» | Звукоподража ния | Мамы и малыши (звукоподражания голосом разной высоты) | Упр. «Великан и гном» |
Артик. и мимические движения, психогимнас тика | Арт. упр. для губ и зубов «Зайчик», «Волк» | Арт. упр. для губ «Телёнок сосёт молочко» | Арт. упр. для языка «Орешек белочки», «Котёнок лакает молочко» | Мимич. упр. «Зубастый крокодил», «Обезьяньи ужимки» |
Развитие внимания, памяти, мышления | Игра «Прятки животных» | Кто спрятался за забором? | Игра «Детёныши потерялись» | Игра «Вниматель ные ушки» |
Речевые упражнения | Разговор зайца и лисы (са-за, зу-су…) | Упр. « Маленький бычок и корова» | Чистоговорки | Проговарива ние слов по слогам. |
Февраль
№ занятия Тема | 1 На чём едем, летаем, плаваем. | 2 На чём едем, летаем, плаваем. | 3 Кто такие наши папы? | 4 Кто такие наши папы? |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Что это? Что как движется? | Большой-маленький | Название профессий (шофёр, строитель, врач..) | Кто что делает? |
Общая моторика, речь с движениями | Речь с движ. « Самолёт» | Подвиж. игра «Светофор» | Физминутка «Зарядка» | Имитирование движений (ведёт машину, кладёт кирпичи…) |
Мелкая моторика, речь с движениями | Пальч. игра «Самолётик» | Стих. с движением « Шофёр» | Стих. с движением « Шофёр» | Самомассаж пальцев |
Фонопедич. упражнения | Игра «Долго-коротко» | Дыхат. упр. « Паровоз» | Упр. «Великан-гномик» | Упр. «Стрелочки» |
Артик. и мимические движения, психогимнастика | Арт. упр. для губ «Лодочка качается», «Паровоз пыхтит» | Психогимнас тика «Моряки» | Мимическая гимнастика (основные эмоции) | Арт. упр. для языка «Маляр», «Барабанщик» |
Развитие внимания, памяти, мышления | Угадай, что гудит? | Угадай, где гудит. | Что для кого? | Бывает-не бывает |
Речевые упражнения | Упр. «Прокололась шина» (Ша-ши..), «Гудит машина», «Гудит поезд» | Договарива ние слов в стихотворении «Самолёт» | Проговарива ние предложений | Чистоговорки |
Февраль
№ занятия Тема | 5 День защитника отечества | 6 День защитника отечества | 7 Кто такие наши мамы? | 8 Кто такие наши мамы? |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Беседа по картинке. | Один-несколько (солдат-солдаты…) | Найди картинку (Доктор лечит. Учитель учит…) | Кто что делает? |
Общая моторика, речь с движениями | Имитирование движений «Солдат на тренировке» | Физминутка «Зарядка» | Игра «Лови мяч и повторяй» | Имитирова ние работы поварихи, парикмахера, швеи… |
Мелкая моторика, речь с движениями | Пальч. гимнастика «Подарите мне фуражку» | Пальч. гимнастика, речь с движением «Подарите мне фуражку» | Упр. для пальчиков «Веер» | Речь с движ. «Замок» |
Фонопедич. упражнения | Игра на развитие реч. Выдоха «Парад» (УРА!) | Проговарива ние фраз из 3-4 слов на выдохе | Дыхат упр. с бумажкой «Фокусники» | Дыхат. и голос. упр. «Горячий суп» |
Артик. и мимические движения, психогимнастика | Мимич. упр. по пиктограммам | Арт. упр. для языка «выполни команду» (вверх, вниз, вправо, влево…) | Игра «Доктор пришла лечить зубки» (арт. упр) | Психогимнс тика |
Развитие внимания, памяти, мышления | Отхлопывание ритмов (быстро-медленно - -,* *, - * | Упр. «Внимательные ушки» | нелепицы | Что кому нужно для работы. (кастрюля, книжка, шприц) |
Речевые упражнения | Повтори за мной слова | чистоговорки | Отхлопывание слов по слогам | Логораспевка |
Март
№ занятия Тема | 1 Мамин праздник. | 2 Мамин праздник. | 3 Моя семья. | 4 Моя семья. |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Какая мама? Активизация словаря прилага- тельных. | Назови маму (бабушку, сестру) ласково. | « Один- несколько» (ед. и мн. число) | Кто что делает? (глаг. словарь) |
Общая моторика, речь с движениями | Имитирование движений « Мамины помощники» | Физминутка «Маме помогаем» | Стих. с движением «Непослушная дочка» | «Семейная зарядка» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Речь с движением «Мамин день» | Упр. « Бусы для мамы» | Пальч. гимн. «Семья» | Пальч. игра « Этот пальчик-дедушка…» |
Фонопедич. упражнения | Упр. для дыхания « Вырастим большими» | Упр. для речевого дыхания и интонации «выбираем цветок для мамы» | Соревнование « Кто кого?» (громкость голоса) | Игра «Я-не я» |
Артик. и мимические движения, психогимнастика | Арт. упр. для языка « Вкусное варенье» (облизывание верхней/нижней губы) | Мимич. движения по пиктограммам | Упр. для мышц шеи. « Хочу-Не хочу» | Арт. упр. для языка «Расчёска», «Блинчик» |
Развитие внимания, памяти, мышления | Упр. « Выбери маме подарок» | Найди отличия | Что изменилось? | Запомни и повтори |
Речевые упражнения | Чистоговорки | Договори слово | « Кто это сказал? Повтори» | Учим маленького брата говорить. (слоги) |
Март
№ занятия Тема | 5 Растения в доме. | 6 Растения в доме. | 7 В аквариуме, в пруду. | 8 В аквариуме, в пруду. |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Назови ласково. | Чего нет? | Гле живут рыбки? (по картинкам) | Назови ласково |
Общая моторика, речь с движениями | Имитирование движений (сажаем, копаем, поливаем…) | Физминутка «На окне в горшочках» | Упр. «Рыболов» | Физминутка «Рыбка плавает в водице» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Соединение пальцев руки в кольцо поочерёдно | Пальч. гимнастика «Распускается цветок» | Упр. для пальчиков «Рыба-ёж» | Стих. с движением «Рыбка плавает в пруду» |
Фонопедич. упражнения | Упр. для речевого выдоха. «Ах! Как пахнет!» | Упр. «Великан-гном» | Беззвучное произнесение гласных «Молчаливые рыбки» | Упр. для дыхания «Пускаем пузыри» |
Артик. и мимические движения, психогимнас тика | Психогимнас тика «Радуемся солнышку» | Арт. упр. «Лопатка», «Иголочка» | Упр. для губ «Рыбка шлёпает губами» | Арт. упр. «Рыбка прячется» (высовывать и прятать язык) |
Развитие внимания, памяти, мышления | Собери цветок | Как растёт растение (собери и расскажи по порядку) | Какого цвета рыбка? | Собери рыбку. (разрез. картинка 2-4 части) |
Речевые упражнения | Договори словечко | Чистоговорки | Договаривание слова «Рыба» в стихотворении (косв. падежи) | Чистоговорки |
Апрель
№ занятия Тема | 1 Мой город. ПДД | 2 Мой город. ПДД | 3 Таинственный космос. | 4 Таинственный космос. |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Ответы на вопросы по картинке | Что я вижу. ( Я вижу улицу. Я вижу дом…) | Беседа по картинке. | Один-несколько. (сущ. и глаголы) |
Общая моторика, речь с движениями | Игра «Машины на дороге» | Муз. игра «Поехали» | Физминутка «Ракеты» | Игра «В невесомости» (удержание поз) |
Мелкая моторика, речь с движениями | Упр. с пальцами «Шажочки» | Пальч. игра «12345, в город я пойду гулять» | Пальч. упр. «Планеты» ( большой круг, маленький, овал) | Речь с движ. «Отталкиваем тучки» |
Фонопедич. упражнения | Произнесение фразы с постепенным прибавлением слов на выдохе (Машины. Машины едут. Быстро машины едут. Быстро машины едут по дороге.) | Работа над интонацией «Какой красивый (любимый, чудесный) город!» | Дыхат упр. «Чья ракета дальше полетит» | Речевое дыхание: «Раз. два, три, четыре, пять — старт!» |
Артик. и мимические движения, психогимнас тика | Мимич. гимнастика по пиктограммам | Арт. упр. для губ «Фонтан» (трубочка с выдохом), «Улыбка» | Арт. упр. для языка «Планета» (описывание языком вокруг округлённого рта) | Психогимнас тика «В космосе» |
Развитие внимания, памяти, мышления | Что появилось? | Сделай как скажу. | Отхлопывание ритмов | Упр. «внимательные ушки» |
Речевые упражнения | Проговарива ние слов по слогам(город, дорога, улица…) | Договори слово ГОРОД в стихотворении (изменение по падежам) | Считалка «Звездочёт» | Проговарива ние слов по слогам ( космонавт, планета..) |
Апрель
№ занятия Тема | 5 Домаш ние птицы. | 6 Домаш ние птицы. | 7 Весна! Птицы прилетели | 8 Весна! Птицы прилетели |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Найди и назови. (Картинка «Птичий двор») | «Кто как говорит?» Образование глаголов от звукоподража ний. | Что за окном? (Беседа о весне). Ответы на вопросы. | Кто прилетел к нам? Куда села птичка? (простые предлоги) |
Общая моторика, речь с движениями | Подвиж. игра «Домашние птицы» | Игра с ловлей мяча «Назови одного» | Подвиж. игра «Весенний ручеёк» | Подвиж. игра «Летают, прыгают, ходят» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Пальч. упр. «Птички» | Речь с движ. «Драчливый гусь» | Упр. «Рисуем и рассказываем» (Весна) | Речь с движ. «Птички» |
Фонопедич. упражнения | Неречевое дыхание. Динамич. упр. «Полёт крыльев» | Упр. «Стрелочки» (звукоподраж.) | «Песенка каплей и ручейка» (кап, буль-различ. Интонацией и тоном голоса) | Неречевое дыхание «Чья птичка дальше полетит?» |
Артик. и мимические движения, психогимнас тика | Арт. упр. «Голодные птенчики», «Птенцы глотают пищу» | Мимич. упр. «Сердитый индюк», «Драчливый петух», «Испуганный цыплёнок» | Арт. упр. « Улыбнёмся солнышку» (С прикусываниемязыка) | Психогимнас тика «Птицы радуются весне» |
Развитие внимания, памяти, мышления | Парные картинки. | Найди маму птенцу. | Бывает-не бывает | Нелепицы |
Речевые упражнения | Проговарива ние потешки «Золотой петушок» | Игра «На птичьем дворе» (звукоподража ния) | Дилог Весны и Зимы. (Нет, ДА-с различ. интонацией) | Четверостишие «Воробушки» |
Май
№ занятия Тема | 1 День победы! | 2 Цветы | 3 Насеко мые | 4 Ах, Лето! |
Лексика/ Грамматика/ Связная речь | Беседа по теме, ответы на вопросы по картинке. | Что растёт на полянке? | Кого ты видишь? ( я вижу…) | Беседа по картинке |
Общая моторика, речь с движениями | Физминутка «Оловянный солдатик» | Упр. «Косари» | Подвиж. игра «Насекомые и дождик» | Подвиж. игра «Жмурки с лягушками» |
Мелкая моторика, речь с движениями | Пальч. гимнастика «Подарите мне фуражку» | Речь с движ. «Цветок» | Речь с движением «На лугу среди цветов….» | Упр. для пальчиков «Едем на лошадках» |
Фонопедич. упражнения | Игра на развитие реч. Выдоха «Парад» (УРА!) | Дыхат упр. «Тихий ветерок» (дуем на султанчики-цветы) | Дыхат. упр. «Подуй на бабочку» | Дыхат. упр. «Подуй на одуванчик» |
Артик. и мимические движения, психогимнас тика | Мимич. гимнастика «На параде» | Психогимнас тика «Радуемся солнышку» | Арт. упр. для языка «шмель» | Мимич. упр. «Солнце светит нам в глаза» зажмуривание |
Развитие внимания, памяти, мышления | Отхлопывание ритмов (быстро-медленно - -,* *, - * | Найди одинаковые цветы. | Кто спрятался? | Нелепицы |
Речевые упражнения | Проговаривание четверостишия хором «День победы! День победы!...» | Стих. «Колокольчик» (догова ривание) | Звукоподражания « Насекомые над лугом» | Четверостишие «Про лягушку» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры игр и упражнений, примерные конспекты занятий.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯТОРНЫХ МЫШЦ
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Цель: развитие и укрепление мышц языка, развитие динамических и статических движений языка.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Весёлая артикуляторная гимнастика
Цель: развитие и укрепление мышц языка, развитие динамических и статических движений языка, губ.
Бегемотик рот открыл, Широко открывать и закрывать рот Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. |
Улыбается щенок, Улыбка Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. |
Хоботок слоненок тянет, Хоботок Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. |
Хомячок надует щечки, Хомячок (надувание щек) У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. |
И т.д
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Игра «Поезд»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.
Поезд мчится во весь дух:
— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:
«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).
Упражнение «Вырастим большими».
Цель упражнения: развивать неречевое дыхание, учиться координировать движения и дыхание
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.
Игра « Пузырь».
Цель игры: развивать речевое дыхание, тренировать произношение звука Ф.
Дети стоят тесным кругом, опустив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем , медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая : «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся1» образуется большой круг, по сигналу логопеда «воздух выходит, пузырь лопается», дети идут к центру круга, «пузырь сдувается», дети произносят длительный звук Ф, имитируя выходящий воздух.
МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПСИХОГИМНАСТИКА.
Мимическая зарядка
Цель: Учить детей гибко использовать свою мимику и уметь исполнять движения по подражанию, координируя их с речью.
Описание игры: Педагог рассказывает и показывает, а дети за ним повторяют.
Здесь живет Дразнилка | Упражнение «Буратино», ребенок показывает язык; |
Здесь живет Смешилка | Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается; |
Здесь живет Хмурилка | Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей; |
Это носик Бибка | Указательные пальцы сведены на кончике носа; |
А где твоя улыбка? | Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога; |
ОБЩАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ.
Пальчиковая игра : «Домик».
Цель: координировать речь и движения, развивать мелкую моторику пальцев.
1, 2, 3, 4, 5.
Разжимаем пальцы, сжатые в кулак, по одному, начиная с большого.
Вышли пальчики гулять.
Ритмично разжимаем все пальцы вместе.
1, 2, 3, 4, 5.
Сжимаем широко расставленные пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.
В домик спрятались опять.
Ритмично сжимаем все пальцы вместе.
Повторить 2 раза.
Пальчиковая игра : «Птички».
Цель: координировать речь и движения, развивать мелкую моторику пальцев.
Птички полетели,
Скрестить ладони «птичкой».
Крыльями махали.
Махи ладонями с широко расставленными пальцами.
На деревья сели.
Руки как «Деревья».
Вместе отдыхали.
Опять показать птичку.
Физминутка : «Аист».
Цель: развивать координированные движения нижних конечностей, развивать устойчивость, уточнить понятия «право-лево»
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Дети стоят на одной ноге.
- Топни правой ногой,
Топни левой ногой,
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придёте домой.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ.
«Кто лежит (бежит, прыгает)?».
Цель: Воспитание внимания к слову; накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и его действия.
Ход: Логопед ставит детей полукругом и говорит: «Я буду говорить, кто лежит, а вы внимательно слушайте. Я могу ошибиться, сказать неправильно, например «кошка летит». Когда я скажу правильно-произносите слово «да», а когда неправильно-«нет». В начале игры водит логопед, потом водящим может быть ребенок. Игра проводится в разном темпе: сначала-медленно, затем быстро.
«Кто лучше слышит?»
Цель игры: развитие слухового внимания.
Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети - в другом.
Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!»
Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение.
И гра « Чудесный мешочек».
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание и память.
Раздать детям мешочки, в которых лежат помидор, огурец, репа или морковь. Попросить, не заглядывая в мешочек, на ощупь, угадать, какой овощ там лежит.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Упражнение «Смешинки»
Цель: упражнять в употреблении родительного падежа множественного числа существительных со словом НЕТ.
Игра проводится по типу игры в фанты. Воспитатель предлагает ответить на вопрос:
У кошек есть рога? – У кошек нет рогов.
У собак есть рога? – У ослов есть когти? -
У верблюдов есть рога? – У коз есть когти? -
У свиней есть рога? – У кошек есть копыта? -
У коров есть когти? – У собак есть копыта? -
У коней есть когти? – У кроликов есть копыта? –
«Олины помощники»
Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: кукла Оля.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле... (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...(ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле ...(зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки - сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...(глазки).
После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка: -Кто твои помощники? Что они умеют делать?»
Занятие по теме «Магазин игрушек»
1. Организационный момент.
Дети входят в зал. На стульях под вывеской «Магазин» разложены различные игрушки.
Педагог. Вот волшебный магазин —
Среди всех такой один.
В нем есть куклы,зайки, мишки,
Неваляшки, дудки, книжки,
Много мячиков, хлопушек.
Это магазин игрушек.
(В. Кныш)
- Как это всё называется? (Игрушки). Какие игрушки вы знаете?
2. Упражнение «Волшебный барабан» (на развитие слухового внимания, чувства ритма)
Педагог. Волшебный этот магазин потому, что в нем игрушки могут оживать и плясать под музыку. Позовут их волшебные барабаны. Я буду говорить их голосами, а вы повторяйте.
Бьет волшебный барабан: Бан! Бан! Бан! (Громко и размеренно)
Дети. Бан! Бан! Бан!
Педагог. А волшебный барабам: Бам! Бам-бам!
Дети. Бам! Бам-бам! (В заданном ритме)
Педагог. А волшебный барабум: Бум-бум! Бум!
Дети. Бум-бум! Бум! (В заданном ритме)
Педагог. А волшебный барабух:
Бух-бух-бух... (Шепотом быстро)
Дemu. Бух-бух-бух...
(По А. Усачеву)
3. Артикуляторные упражнения «Качели», « Часики»
-Давайте покажем игрушки язычком.
3. Физминутка
Педагог.Вот солдатики шагают:
Ножки четко выставляют. (Маршировка на месте или по кругу)
Повязав платки в горошки,
В пляс отправились матрешки. (Ритмичная ходьба с поворотами туловища вправо—влево; руки на поясе)
На носочки, Ванька-встанька,
А потом на пятки встань-ка. (Перекатывание с носков на пятки и наоборот)
И юла плясать пустилась:
Завертелась, закружилась. (Круговые поскоки)
Вот поехала машина
Без мотора, без бензина. (Семенящий бег с имитацией вождения)
Зазвенели погремушки. (Резко и ритмично встряхивать руками перед собой) Тише всех стоял Петрушка. (На вдох плавно поднять руки, на выдох — опустить) (В. Кныш)
4. Дыхательное упражнение «Шарик»
Педагог. Петрушка принес воздушный шарик. Будем его надувать.
Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох; на шаг назад — остановиться, выдох: ф-ф-ф... и т. д., пока круг не растянется на вытянутые руки детей. Педагог кладет воздушный шар к игрушкам.
5. Музыкальная минутка. Дети садятся на ковер. Звучит песня Л. Абелян «Домик для игрушки» (3 куплета).
Педагог.А как вы ухаживаете за своими игрушками?
6. Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки»
Педагог. А вот девочка Таня собрала свои игрушки, но не может их сосчитать. Поможем ей.
Хором.
На большом диване в ряд Куклы Танины сидят.
(Чередовать хлопки с постукиванием сжатых кулаков друг о друга)
Тут медведь, и Чипполино, И веселый Буратино,
И котенок, и слоненок. (Загибать поочередно пальцы в кулак)
Раз, два, три, четыре, пять — (Поочередно разгибать пальцы) Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать.
(Чередовать хлопки с постукиванием сжатыми кулаками друг о друга)
(Н. Нищева)
8. Игра «Завертелись карусели»
Педагог. Покатаем игрушки на каруселях.
Дети берут игрушки, садятся на ковер в круг, вытянув ноги вперед, игрушки кладут рядом с собой; под белорусскую народную мелодию «Бульба» передают что-нибудь, например, обруч или мяч, по кругу и поют.
Хором: Завертелись карусели
И помчались с ветерком,
Поначалу еле-еле,
А потом бегом, бегом!
Темп музыки ускоряется, затем она резко обрывается. Выбывает тот ребенок (и его игрушка), у которого в руках обруч.
9. Итог занятия.
Педагог. Спать пора.
Уснул бычок,
Лег в кроватку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать —
Всем игрушкам надо спать. (По А. Барто)
-Давайте убаюкаем кукол и тихонько уйдём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"
Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"...
Программа дополнительного образования "Непослушный язычок"
Оглавление 1. Пояснительная записка 2.Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей 3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития...
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Послушный язычок"
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников с нарушениями речи (ФФН, ФД)...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
Пояснительная записка.Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодар...
Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок» средняя группа
Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок», предназначена для детей средней группы.Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают д...