Образовательная программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по логоритмике «Весёлый язычок»
рабочая программа по логопедии
Цель. Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и методико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывать благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Задачи логопедической ритмики.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи; Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; освоение ритмического многоголосья посредством игрового музицирования; осознания ритмического своеобразия слова.
- Развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого и певческого диапазона голоса. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений; Развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания.
- Стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений, умения перевоплощаться, согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими жестами; Воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой; Содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_yazychok.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 426 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Принято на заседании педагогического совета Протокол от___ ___ 20____г. №_____ | Утверждено Приказ от___ ___ 20____г.№_____ Заведующий Краснова И.Н. МКДОУ № 426 ____________________________ (подпись) (Ф.И.О. руководителя) |
ПРОГРАММАДОПОЛНТТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛОГОРИТМИКА «ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Руководитель.
Учитель-логопед
Локтионова Н.С.
Новосибирск 2016г
Содержание
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
1.1 Наименование Программы дошкольного образования………………………5
1.2. Цель и задачи Программы………………………………………………………5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………………..6
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………..7
1.5. Характеристика возрастных особенностей развития детей с ОНР 2, 3 уровнями речевого развития со стёртой дизартрией………………………………8
1.6. Взаимодействие с родителями…………………………………………………..14
ΙΙ.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Структура логоритмических занятий……………………………………………..15
2.1. Годовое комплексно – тематическое планирование…………………………19
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. Условия реализации Программы
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы…………….19
3.2. Расписание логоритмических занятий………………………………………………20
3.3. Программное и методическое обеспечение……………………………………20
Приложения…………………………………………………………………………..22
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию.
Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет за собой отставание в развитии.
Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.
Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного, связного речевого высказывания.
Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно, вовремя заняться исправлением звукопроизношения и коррекцией речи в целом.
Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основной коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.
Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, занятия, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации высших психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Актуальность данной программы, обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, в частности, на развитие связной речи у старших дошкольников с такими нарушениями речи, как общее недоразвитие речи 1, 2 и 3 уровня речевого развития, стёртой дизартрией, псевдобульбарной дизартрией, корковой дизартрией. И нарушением сенсорной интеграции.
В основу программы положена идея введения логоритмических элементов, упражнений в процесс подгрупповых и фронтальных логопедических занятия, а также в непосредственно образовательную деятельность.
Инновационная направленность программы состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка.
Педагогическая целесообразность использования коллективных логосказок, логоритмических упражнений и игр в коррекционной работе и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом за счёт включения ребёнка в творческую деятельность.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
1.1 Наименование Программы дошкольного образования
Программа дополнительного образования по логоритмике «Весёлый язычок» разработана, в соответствии с основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ детского сада комбинированного вида № 426 с учетом ФГОС ДО.
Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Срок реализации Программы – 2 год.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель. Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и методико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывать благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Задачи логопедической ритмики.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи; Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; освоение ритмического многоголосья посредством игрового музицирования; осознания ритмического своеобразия слова.
- Развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого и певческого диапазона голоса. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений; Развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания.
- Стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений, умения перевоплощаться, согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими жестами; Воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой; Содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей).
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
- Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
- Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
-Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:
Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.
Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
1.5. Характеристика возрастных особенностей развития детей с ОНР 2, 3 уровнями речевого развития со стёртой дизартрией
II уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет – поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.
Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок.
Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам.
Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.
Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
1) замены падежных окончаний;
2) ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов; при изменении существительных по числам;
3) отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме, возможна и замена предлогов.
Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих; грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов.
При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных.
Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.).
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения.
Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров).
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.
Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета;
б) подмена названий профессий названиями действия;
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот;
г) взаимозамещение признаков.
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные. Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
б) неправильное согласование числительных с существительными;
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание;
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа.
Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.
а) Паретичность мышц органов артикуляции.
б) Спастичность мышц органов артикуляции.
в) Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок.
г) Апраксия.
д) Девиация.
е) Гиперсаливация.
Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
1.6. Взаимодействие с родителями
Задачи в работе с родителями:
- Включение родителей в образовательный процесс;
- Духовное сближение детей и родителей;
- Формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к занятиям логопедической ритмикой.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.
Формы взаимодействия с родителями:
- Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
- Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
- Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
- Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой работе;
- Оформление информационных стендов для родителей.
ΙΙ.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Структура логоритмических занятий
К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования.
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 40 минут. Занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы. Речедвигательные упражнения на занятиях по логоритмике проводятся под музыкальное сопровождение.
На занятиях может быть активно использован компьютер, DVD-центр, ИТК-технологии.
Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Занятие по логопедической ритмике проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно состоит из трех частей:
- Вводная часть – продолжается 3-5 минут.
Цель: организовать детей, настроить на занятие, сконцентрировать внимание.
В этой части занятия используются коммуникативные игры – приветствия. Они направлены на формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения вступать в контакт. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств (мимики, жестов, поз, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения
2. Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
- на развитие общей моторики и пространственной ориентации
Развитию основных движений способствуют различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения и общеразвивающие упражнения (повороты, наклоны и пр.)
Ходьба включается в каждое занятие. Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
Помимо всестороннего воздействия на организм, с помощью общеразвивающих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. Рекомендуем выполнять эти упражнения со стихами и под музыку.
- на регуляцию мышечного тонуса
Данные упражнения направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
- на развитие внимания и памяти
На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Именно эти операции особенно нарушены у детей с ОВЗ. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
- на развитие дыхания, голоса, мимики и артикуляции
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Здесь широко используются фонопедические упражнения, пение.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Можно использовать « Сказку о веселом язычке», либо упражнения артикуляционной гимнастики обыграть в контексте занятия.
- на развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка. Дети с ОВЗ в той или иной степени имеют его нарушения. Дети не овладевают слоговой структурой слов. Они не могут произнести слово целиком, называя только первый слог. Дети часто пропускают, переставляют слоги, не чувствуют ритмику и мелодику слова и фразы, допускают ошибки в ударениях. Работа начинается с развития слухового восприятия.
Задачи:
- Различение неречевых звуков.
Упражнения направлены на воспитание умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, определять направление звука, различать высоту, силу, тембр, длительность звуков и звукокомплексов, а также воспроизводить ритм.
- Различение речевых звуков.
Материалом для игр и упражнений становятся звуки родного языка. Игры подбираются с учетом этапа работы над звуком. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
Произношение под музыку текстов, насыщенных звуками, способствует развитию слухо-произносительной дифференциации фонем. А воспитание ассоциацией, связанных со звуками ( [с] - мелодия журчащего ручейка, [ж] - полет шмеля, [ц] - стрекотание кузнечика, [з] - зудение комара, [ш] - шумящая по ветру листва), позволяет детям лучше усвоить звуки на слух.
-. на развитие чувства ритма
Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, темпа, метра, что позволяет детям лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Основные задачи этих упражнений :
1). Восприятие и воспроизведение простого ритма
Обязательно в занятия включается игра на детских музыкальных инструментах. Кроме развития чувства ритма, этот вид деятельности способствует развитию эмоционально – волевой сферы.
2). Движение под музыку в соответствующем ритме
Широко используются песенки – игры. Они развивают умение слушать и выполнять движения, соответствующие тексту песни.
- на координацию речи с движением
В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Это позволяет создавать ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном. Это речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.
- на автоматизацию звуков
Можно использовать «Логопедические распевки», речь с движением, игры-драматизации стихотворного или прозаического текстов на различные темы и сюжеты. Эти игры представляют для детей большой интерес и усложняются в зависимости от возраста и этапа коррекционной работы.
- на развитие тонких движений пальцев рук
Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальчиковые игры проводятся с проговариванием текста, а также с пением, под музыку.
В занятие не обязательно включать все рассмотренные виды деятельности. Логопед строит занятие в зависимости от конкретных целей и задач на данном этапе работы.
- Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, а также подводятся итоги занятия.
Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, способствует реализации основной задачи: совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей. Логоритмические занятия, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных, позволяют развивать эмоционально – волевую сферу ребенка с ОВЗ, помогают ему научиться работать в детском коллективе, что способствует его социальной адаптации.
2.1. Годовое комплексно – тематическое планирование
В Программе представлен перспективный план. Приложение 1.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. Условия реализации Программы
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
В дошкольном учреждении созданы все условия для разностороннего развития детей.
В кабинете учителя-логопеда создан логоритмический уголок, в котором собран необходимый материал для проведения логоритмических занятий, игр, логоритмических минуток.
- аудио-, CD проигрыватели,
- детские музыкальные инструменты и их заменители,
- шумовые игрушки,
- кисточки,
- массажные и резиновые разноцветные мячики,
- деревянные ложки,
- природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки),
- наборное полотно с тематическими комплектами,
- кубики и таблицы с ритмо-схемами,
- мягкие, резиновые игрушки,
- куклы Би-ба-бо.
3.2. Расписание логоритмических занятий
Среда 15.10-15.50
3.3. Программное и методическое обеспечение
- Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие». – СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009г.
- Алифмнова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М.: 2001
- Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: 2003г.
- Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. – Дефектология. – 1995. - №1
- Гоголева М. Ю Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группа. – Ярославль. 2006.г.
- Громова О. Е. Инновации в педагогическую практику. – М.: «Линка - пресс», 2008г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
- Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. – М.: «Скрипторий», 2014 г.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: 2008
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7лет. М.: 2006
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., «САГА», 2002.
- Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение. – СПб., 1997. - 229с.
- Лукина 4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб., Издательство «Каро» 2009 г.
- Отрошко Г.В. Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений. - // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - №2
- Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией.// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии №1 2005
- Слюсарь К.Н Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 г.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)
№ п\п | Название занятия | Методическое обеспечение | Месяц 1 |
1. | «Путешествие язычка» | Фонограмма спокойной музыки, пьесы «Поезд» Н. Метлова; шапочка волнушки | октябрь |
2 | «В гостях у лесного гнома» | Иллюстрации ягод; кленовый лист; игрушки: гном, домик, детские музыкальные инструменты | |
3 | «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева | Игрушки: ворона, белка, ёжик, заяц, яблоня, осенний листок | |
4 | «Спор овощей » | Фонограмма пьесы «Октябрь», иллюстрации овощей и фруктов | |
5 | «Колосок» по мотивам украинской народной сказки | Игрушки: два мышонка, петушок, домик, колосок | |
6 | «Приключения дождика» | Иллюстрации: туча, грибы, дождь, плоскостные лужи | ноябрь |
7 | «Краски осени» | Иллюстрации осени, маска ёжика | |
8 | «Палочка - выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева | Маска ёжика, волка, фонограмма «Осень» А. Вивальди | |
9 | «Как коза в лесу избушку построила» | Фланелеграф, картинки: старуха, дуб, яблоня | |
10 | «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки | Игрушки: кот, петух, лиса, металлофон | декабрь |
11 | «Теремок - холодок» | Бубен, колокольчики, металлофоны, треугольники, фланелеграф, картинки | |
12 | «Дед Мороз построил дом» | Игрушки – ёлочка, дом, Дед Мороз, иллюстрации – лиса, заяц, медведь | |
13 | «Отчего у белого медведя нос чёрный» по мотивам юкагирской народной сказки | Металлофон, треугольники, бубны, иллюстрации | |
14 | «Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева | Маска Деда Мороза, иллюстрации, колокольчики | |
15 | «Снеговик на ёлке» | Ёлка, игрушки, бубны | январь |
16 | «Морозята» | Детские музыкальные инструменты, ёлка, игрушечный Дед Мороз | |
17 | «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского | Иллюстрации, бубны, колокольчики, треугольники | |
18 | «Приключения снежинки» | Большая снежинка, иллюстрации – лиса, белка, синица, яблоко февраль | февраль |
19 | «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки | Иллюстрации к рассказу | |
20 | «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки | Маска филина, яблоко, иллюстрации | |
21 | «Гуси - лебеди» по мотивам русской народной сказки | Фланелеграф, картинки реки, яблони, маска филина, | |
22 | «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской | Иллюстрации строительных инструментов | март |
23 | «Кем быть? » | Иллюстрации людей разных профессий | |
24 | «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноимённой сказки Р. Киплинга | Иллюстрации обезьяны, носорога, бубен | |
25 | «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга | Иллюстрации верблюда, собаки, обезьяны, флажок | апрель |
26 | «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга | Маска кита, иллюстрации разных рыб апрель | |
27 | «Космическое путешествие» | «Телескоп», ракета, игрушки – кот, птичка | |
28 | «Лекарство от зевоты» | Игрушки – бегемот, обезьяна, слон, попугай, солнышко | |
29 | «Колобок» | Картинки – колобок, заяц, петушок, маска тучки | май |
30 | «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки | Игрушки – зайчик, белочка, птичка, медведь, маска тучки, пчелы | |
31 | «Как муравьишка май дом солнца искал» | Иллюстрации муравья, муравейника, гусеницы, маски пчёл | |
32 | «История о том, как гном построил дом» | Картинки для фланелеграфа – гном, муравей, кузнечик, жук, паук, бабочка, пчела |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
№ п\п | Название занятия | Методическое обеспечение | Месяц |
1 | Сивка - бурка | Иллюстрация осеннего леса, фонограмма пьесы «Октябрь», игрушка гномик. | октябрь |
2 | Как заяц и дрозд урожай растили | Иллюстрации – зайчик, белочка, щегол, фонограмма колыбельной песни | |
3 | Вершки и корешки | Фонограмма народной песни, иллюстрации к сказке | |
4 | Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка. | Иллюстрации к сказке, маски овощей | |
5 | Лягушка – путешественница | Игрушка лягушка, бубен, - енот, белка, заяц. | |
6 | Новый каравай | Металлофон, иллюстрация трактор | ноябрь |
7 | Четыре желания | Иллюстрации времён года, металлофон, маска цапли | |
8 | Разноцветная книга | Большая книга с разноцветными листами, пособия для развития дыхания | |
9 | Проказы зимы | Шапка снеговика, иллюстрации четырёх сестёр | |
10 | Заяц – косач, медведь и Дед Мороз | Иллюстрации зайца, медведя, Деда мороза, шапка снеговика, белые ленточки | декабрь |
11 | Почтовая история | Иллюстрация бурых медведей, металлофон, бубен | |
12 | Как ворона Снегурочкой стала | Белые ленточки, бубен, иллюстрация вороны | |
13 | Двенадцать месяцев | Ёлка, иллюстрации к сказке | |
14 | Серебряное копытце | Фонограмма пьесы «Уральские самоцветы» | |
15 | Зима – пекариха | Иллюстрации – заяц, медведь, олень, дети | январь |
16 | Госпожа Метелица | 2-3 металлофона, маски зайца и лисы, иллюстрации к сказке | |
17 | Каша из топора | Фонограмма военного марша, маски зайца и лисы | |
18 | Стойкий оловянный солдатик | Иллюстрации к сказке, цветные флажки февраль | февраль |
19 | Сказка об Иване – крестьянском сыне и Ытыре - Фытыре | Иллюстрация богатыря, цветные флажки февраль | |
20 | Звёздный мальчик | Иллюстрации к сказке, пиктограммы эмоциональных состояний | |
21 | Заколдованный холм | Шапка сапожника, пиктограммы | |
22 | Два клёна | Фонограмма лирической р. н. мелодии | март |
23 | Как поп работницу нанимал | Иллюстрации к сказке, констаньетты | |
24 | Снегурочка | Маска медведя, силуэты облаков | |
25 | Звёздный бал | Мяч, колокольчик, маска медведя | апрель |
26 | Космонавтом быть хочу | Иллюстрации на тему «Космос», мяч | |
27 | Робот | Карточки к попевке «Шаловливые апрель сосульки», иллюстрации роботов | |
28 | Беляночка и Розочка | Иллюстрации рыбы, бычка, карточки к попевке | |
29 | Баллада о юном барабанщике | Фонограмма песни «День Победы», иллюстрации военной техники май | май |
30 | В гостях у лесных гномов | Изображение семи гномов | |
31 | Подарки гномов | Различные музыкальные инструменты | |
32 | Приключения Буратино | Пиктограммы эмоциональных состояний, иллюстрации к сказке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...
Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.
Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"
Цель программы «Веселый Язычок» – совершенствование коммуникативно-речевых возможностей дошкольника, через развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического восприятия...
Образовательная программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная сказка»
Предлагаю разработку образовательной программы кружка по творческому и нравственному развитию "Волшебная сказка", для детей старшей и подготовительной(логопедической)к школе группе.Данный ма...