Консультация "Музыкальный фольклор как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста".
методическая разработка

Родичкина Мария Иосифовна

В консультации - сведения: на чём основан истинный патриотизм, какую роль играет музыкальный фольклор в развитии детского творчества; о важности использованя народной музыки на музыкальных занятиях; выделены разновидности детского музыкального фольклора (календарный, потешный, ировой - примеры.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx23.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Консультация для педагогов

 

Тема: «Музыкальный фольклор как средство патриотического

воспитания детей дошкольного возраста».

Истинный патриотизм основан на любви и уважении к своей стране и её многовековой культуре, ценностям, обычаям. Невозможно любить Родину и не интересоваться её историей и культурным наследием. Поэтому детям с раннего возраста необходимо читать классическую литературу, сказки, знакомить с культурой и традициями нашей страны. Страна начинается с нас самих, с наших семей и наших детей, с людей, которые живут на её просторах. Любовь к тому месту, где родился и живёшь, как и любые другие чувства, позитивные и негативные, присуща каждому человеку. И подобно тому, как родители учат своего ребёнка управлять этими чувствами, переживать радость, делиться счастьем с другими или, наоборот, справляться с недовольством, непослушанием, они могут взрастить и развить в своих детях любовь к Родине, стране, Отечеству.

Дошкольный возраст - важный этап формирования личности ребенка. Задача педагога – приобщать детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. В этом большую роль играет фольклор - живая память нации. На первый взгляд, это просто сказки, песни и обычаи, но на самом деле это душа народа. Фольклор передаётся из поколения в поколение, сохраняя историю, культуру и духовное наследие.

Музыкальный фольклор играет огромную роль в развитии детского творчества, несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Маленькие дети ещё не понимают, что такое Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его, это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад, друзья. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, я развиваю чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи.

В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию я использую различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, участие в концертной деятельности (в школе и в саду) с целью пропаганды народного творчества.

      Работая с детьми, я заметила, что народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги –обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Ребенок, воспитанный на русских песнях, сказках, учится быть добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь. Русский фольклор (прибаутки, пословицы, и поговорки, шуточные, игровые и плясовые песни, шутки, мифы, легенды, притчи, игры, хороводы, театрализованные представления русские народные праздники) имеет не только воспитательный, но и образовательный и развивающий эффект.

Разновидности детского музыкального фольклора:

  • Календарный фольклор. В него входят произведения, связанные с природой, календарными датами. Это колядки, весновки, егорьевские песни. Детский календарный фольклор - закликания явлениям природы, приговоры насекомым, птицам, животным.
  • Потешный фольклор. Включает в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение их - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-нибудь эпизод.
  • Игровой фольклор (народные, подвижные, хороводные игры).

 Накопленный материал помогает мне в интересной форме проводить утренники: «Осенины именины», посиделки «У бабушки Загадушки», досуги и развлечения: «Зимние святки -колядки», «Масленицу встречаем - зиму провожаем», «Встреча Весны», «На Ивана Купала», «Праздник русской берёзки». Для лучшего восприятия материала, стараюсь эпизоды брать из жизни, литературных источников, обращаюсь к средствам современных информационно- коммуникативных технологий. Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями, развивают эстетические чувства детей, расширяют их кругозор детей.

   Стараюсь праздники делать яркими, красочными. Используемый музыкально - фольклорный материал помогает детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Сценарии праздников составляю так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника. Мероприятия пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного, патриотического воспитания детей.         

На музыкальных занятиях, работая над интонационной выразительностью речи и чувством ритма детей, я использую песенки – заклички, приговорки, русские народные песенки.

Заклички –один из древнейших жанров фольклора. Закликательные песни  -это обращение к силам природы с просьбой о богатом урожае, о тёплом солнышке и обильном дождике, о здоровье, счастье. Люди верили, что природа их слышит и понимает. Ребёнок, проговаривая закличку, как бы произносит заклинание, что всё будет хорошо:

  • Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

 Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

  • Выйди, выйди, солнце,

Над моим оконцем.

Выйди, выйди солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

  • Радуга- дуга,

Подавай дождя!

Нам по ложке,

Медведю по плошке,

А серому волку –

По полному ведёрку.

Приговорка - это разновидность заклички: обращение к живой природе.

Отличается от заклички тем, что ребёнок не ждёт результата, не «закликает», а просто общается с силами природы и животными один на один:

  • Кукушка, кукушка, Серое брюшко,

Прокукуй мне: ку, ку-

Сколько лет жить на веку.

  • Курли, курли, курли,

Летят, летят журавли!

Курлы-си, курлы –си,

По Руси, по Руси!

  • Уродись, бобы,

Велики и круты,

Зелены и густы,

Стручки с пятачки.

  • Мышка, мышка,

Возьми мой зубишко!

Возьми репяной,

А дай мне золотой!

Ветер – ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Что идти было в силу.

Для снятия напряжения, усталости или просто для поднятия настроения использую скороговорки, загадки, потешки, русские народные игры. И, конечно, особое внимание уделяю игровому фольклору (народные, подвижные, хороводные игры). Народная музыка и песни вызывают у детей большой интерес, приносят им радость, создают хорошее настроение («Прялица», «Я на камешке сижу», «Бай-качи-качи»)

Дети, во время музыкальных занятий, праздников и развлечений, настолько увлечены, раскованы и в тоже время организованы и творчески активны, что казалось, традиции наших предков мы переносим в реальную жизнь. Важно то, что дети сопереживают друг другу, проявляют свои чувства, открыто выражают своё мнение, а самое главное – проникаются духом народных традиций и приобщаются к великому наследию русского народа. Хотелось бы, чтоб дети как можно чаще соприкасались с богатым миром народной культуры, который способен в полной мере дать им все основы для полноценного развития и воспитания. Считаю главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, достойным гражданином своей страны.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, формируются нравственные привычки и патриотические качества.

Список литературы:

1.Бабунова Т.М. «Дошкольная педагогика». - М. «Сфера», 2007.

2.Князева О.К., Маханёва Л.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург. -Детство - Пресс. 2000

3.Козлова С.А. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром», -М, «Педагогика», 1998.

4.Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», - М., «Воспитание человека», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают пот...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Тема по самообразованию «Фольклор как средство патриотического воспитания детей раннего возраста» 2024-2025г

Тема по самообразованию «Фольклор как средство патриотического воспитания детей раннего возраста»2024-2025г...