Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
статья

Каманина Нина Андреевна

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников - это познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию детей.

Через устное народное творчество ребёнок приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все «формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью». Это, по мнению В.П. Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей».

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Фольклор — доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней открытости навстречу друг другу участников фольклорного действия. Наконец, занятия фольклором — это содержательный, наполненный досуг, причем досуг коллективный, несущий ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместного действия и совместной жизни.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. В дошкольном возрасте, фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, ощущает родной язык природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами.

Фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражается в играх, песнях, сказках. Именно фольклор создает образец поведения, отношения к природе, музыкальную культуру.

Детский фольклор – прежде всего фольклор, который принадлежит культуре традиции, в основе которой типологическая преемственность и типологическая повторяемость. Детский фольклор не может рассматриваться вне общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.

Что бы приобщить детей к народно – художественному творчеству, можно использовать следующие виды фольклора:

•        Потешки - игры взрослого с ребенком.

•        Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

•        Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

•        Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

•        Дразнилки, поддевки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

•        Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

•        Скороговорки – произношение трудновыговаремых слов.

•        Русские народные песни – развитие музыкального слуха, развитие любви к природе, к родной земле.

•        Былины – воспитание любви к родной истории.

•        Сказки – приучают детей воображать, фантазировать.

•        Пословицы – сжатое изречение, обобщающие различные явления жизни («Хлеб всему голова», «Сытый голодному не товарищ», «Слово дорого, а молчание золото » и т.д.)

•        Поговорки – краткое высказывание («Коса – девичья краса», «Яйца курицу не учат» и т.д.)

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача воспитателя, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Знакомя детей с произведениями устного народного творчества необходимо выполнять следующие задачи:

-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

-формирование любви к истокам культуры, интереса к устному народному творчеству.

В современных публикациях, посвящённых экологическому воспитанию детей, особо отмечается, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой, что его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой, а потому в экологическом воспитании исключительную значимость приобретает этап организованного дошкольного детства ребёнка, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой начинают систематизироваться и обобщаться.

Что бы подробно изучить проблему экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через использование фольклора мы обратилась к педагогическому опыту воспитателей. Нами изучено 8 статей,  опубликованных журналах по дошкольному воспитанию (Таблица 1).

Таблица 1

Список изученный статей

Год издания

Кол-во статей

Название статей, автор

«современное образование»

2017

1

«Народный детский фольклор», А.С.Машнова

2015

1

«Экологическое воспитание в детском саду», Николаева С.Н

«Дошкольное образование»

2013

1

«Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

2014

1

«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста», Жукова Т.Н

2018

1

«Родителям о фольклоре», Кузьменко С.Н

2016

1

«Система экологического воспитания детей дошкольного возраста», С.Н. Николаева

«Интерактив плюс: научно – практические конференции»

2017

1

«Фольклор как экологическое воспитание детей», Романовская Т.Б, Шамарина О.С

2015

1

«Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы», Сазоньева Т.С, Серебрякова Т.А

В статье «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» написано, что в любом дошкольном возрасте начальные предпосылки экологической культуры развиваются в основном через разные виды привлекательной для детей игровой деятельности.

В статье «Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы», авторов Сазонтьевой Т.С.; Серебряковой Т.А. представлен инновационный опыт работы дошкольных образовательных учреждений Нижнего Новгорода и Нижегородской области по вопросам экологического воспитания и образования детей. Особое внимание в статье обращено к проблеме оптимизации процесса формирования у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры [14].

В статье «Экологическое воспитание в детском сад» автор  Николаева С.Н. раскрывает проблему и новизну экологического воспитанию детей дошкольного возраста. Статья включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОО.

В статье «Народный детский фольклор» раскрывается проблема восприятия детьми детского фольклора. Первое знакомство с народно – художественным творчеством у детей начинается с самых первых дней, когда родители поют колыбельные и т.д. Но к сожалению потом идя по ступенькам жизни, в современном обществе, не все родители используют народный фольклор, потешки, стишки и т.п. Фольклор – это важное средство формирования ребенка. Автор статьи рассказывает о проблемах современного мира, на влияние и воспитание детей.

Изучив данные статьи, можно сделать следующие выводы: экологическая культура формируется на протяжении всей жизни, начиная с первых дней жизни ребенка; благодаря взрослым, дети начинают понимать ценность окружающей природы. Благодаря наблюдению за природой и взаимодействию с окружающей средой ребенок расширяет свой культурный опыт.

Таким образом, сделав анализ педагогического опыта, мы можем сделать вывод, что экологическое воспитание детей нужно рассматривать не как часть формирования всесторонне развитой личности, оно должно стать основой педагогической системы. Только через природу можно осуществить воспитание личности «с большой буквы». Природа должна рассматриваться как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, самого себя. Только воздействие на ребенка через природу сделает нашу работу богаче, многограннее, содержательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру....

Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...

Доклад на тему: «Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном дет...