Комплексно тематическое планирование в средней группе ноябрь 2024г.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Тема: Моя страна
Цель: Познакомить детей с главным городом большой Родины - Москвой. Познакомить детей со становлением города от основания до наших дней. Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы. Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы. Расширять представления о нашем государстве. Расширять кругозор детей. Пополнять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_noyabr.docx | 102.39 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО « Лазурный»
Комплексно тематическое планирование в средней группе ноябрь 2024г.
Воспитатели: Ковтуненко Е.С.
Корчагина А.П.
Тема: Моя страна
Цель: Познакомить детей с главным городом большой Родины - Москвой. Познакомить детей со становлением города от основания до наших дней. Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы. Расширять кругозор, обогащать знания о достопримечательностях Москвы. Расширять представления о нашем государстве. Расширять кругозор детей. Пополнять словарный запас.
01.11.2024 Пятница
Корчагина А.П.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа: «Главный город нашей страны» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. | ( с подгруппой детей)Д/и «Определи какая это игрушка». Цель: развивать умение определять на ощупь. | Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. | Беседа«Не будь жадным» Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности. Учить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть. Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей. | Индивидуальные беседы по запросам родителей Консультация для родителей по теме недели «Достопримечательности Москвы». |
ОС | Физкультура (по плану педагога) Рисование Тема:» Мышь и воробей» И.А. Лыкова стр54 | ||||
Прогулка | Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки .Русская народная сказка «Про Иванушку дурачка» | ||||
Хореография (по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа «Москва – главный город России» Цель: рассказать детям о возникновении Москвы, Кремля, дать представление о памятниках культуры, памятниках знаменитым людям. | ( с подгруппой детей) Д/И «Назови одним словом» Цель: закрепить умение детей обобщать и классифицировать предметы и явления – | Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать.
| Беседа «Что хорошего можно сделать для друзей». Цель: Познакомить детей с различными ситуациями, обогащать опыт проявления дружеского расположения. Стимулировать желание делать что-то хорошее для друзей. | |
Прогулка | Наблюдение за ветром Цели:продолжать наблюдение за ветром;учить определять направление ветра. |
Тема: Рукотворный мир( посуда,мебель,бытовая техника). Из истории вещей.
Цель:Продолжать обогащать представление детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту,(посуда, мебель, бытовая техника) создающих комфорт. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их. Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей.
05.11.2024 Вторник
Ковтуненко Е.С
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Тема : «Путешествие в прошлое кресла. Цель: Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). | (с подгруппой детей) Игра «Угадай, чего не стало?» для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. | Закрепить умение намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки бумажным полотенцем. | Рассматривание иллюстраций с изображением мебели, посуды – развитие знаний, расширение кругозора | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Музыка (по плану педагога) ФЭМП Занятие № Занятие №8 Г.Е.Сычева | ||||
Прогулка | Наблюдение за облаками Цель: формировать понятия об облаках и тучах. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки .Сказка Перро Ш. «Красная шапочка» | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: разучивание пальчиковой игры «Много мебели в квартире». Один, два, три, четыре, Много мебели в квартире: ритмично сжимаем и разжимаем руки) (ладони соединены, на каждую строчку соединяем пальцы противоположных рук, начиная с мизинца) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку, Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, мы в кровати полежали. А потом мы с котом посидели за столом.(кулак-ладонь, кулак-ладонь) Чай с вареньем вкусным пили, Много мебели в квартире. | ( с подгруппой детей) Д/и «Что, из чего сделано? » - закреплять умение группировать предметы по общим признакам. | Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому. | С/ Р. игра «В мебельном магазине» Цель: Способствовать развитию сюжета игры, учить брать на себя знакомые роли, применять знания о правилах вежливого обращения, познакомить детей с соответствующими ролевыми действиями. | |
Прогулка | Наблюдение за дождем. Показать , что осенний дождь холодный, простейшие связи между явлениями в природе(небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь). |
06.11.2024 Среда
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа: «Что такое мебель?» Цель: Уточнить с детьми название предметов мебели, для чего нужна мебель. Рассказать о значении предметов мебели в жизни человека. Развивать связную речь детей, активизировать словарь по теме. | ( с подгруппой детей)Д/и «Скажи ласково» Цель: Обогащать словарь детей словами с уменьшительно ласкательными суффиксами. Развивать умение образовывать данные слова; речь, память, внимание. | Закреплять умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу; правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды; есть с широкого края, бесшумно. | Наглядно – дидактические пособия: набор предметных картинок «Мебель», набор сюжетных картинок «Мой дом», «Столярная мастерская» Книжки – раскраски по теме «Мебель» | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура в зале ( по плану педагога) Развивающие занятия с педагогом-психологом ( по плану педагога) | ||||
Прогулка | Наблюдение за ветром Цели:продолжать наблюдение за ветром;учить определять направление ветра. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Сказка К. Чуковский «Федорино горе» | ||||
Занимательная логика. | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа «Для чего нужна мебель?» Цель: Закреплять знания детей о предметах мебели, о значении мебели в жизни человека. Рассказать детям о назначении каждого вида мебели. | ( с подгруппой детей) Д/ И: «Найди предмет по описанию». Цель: развивать внимание, наблюдательность. | Ситуативный разговор «Нужно ли самому уметь одеваться?». Закрепить последовательность одевания и раздевания. | Наглядно – дидактические пособия: набор предметных картинок «Мебель», набор сюжетных картинок «Мой дом», «Столярная мастерская» Книжки – раскраски по теме «Мебель». | |
Прогулка | Наблюдение за кустиками Цели:формировать представление об основных частях кустарника;воспитывать бережное отношение к растительному миру. |
07.11.2024 Четверг
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Рассматривание иллюстраций по теме «Посуда» - закрепить полученные знания, развивать внимательность.. | ( с подгруппой детей) Дидактическая игра «Подбери пару». Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания. | Д/и «Моем руки правильно». Цель: Формировать умение детей самостоятельно выкладывать последовательно алгоритм умывания. Развивать внимание, логическое мышление, память. Закреплять последовательность действий при умывании. | Обеспечить цветными карандашами, раскрасками по теме «Посуда» – формировать умение правильно держать карандаш | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Музыка ( по плану педагога) Ознакомление с окружающим миром Тема: « Мебель» Истоки знаний стр127 | ||||
Прогулка | Наблюдение за птицами Цели:продолжать наблюдение за птицами, их повадками;сравнить воробья и голубя. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Стихотворение «Вышла чашка погулять» Яснов М.Д. | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа «Такая разная посуда» - дать детям знания о разнообразии посуды. Познакомить с чайной и столовой посудой. | ( с подгруппой детей) И/У «Один, одна, одно» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Мебель», учить согласовывать существительные с числительным по родам. | Совершенствование навыков культурного поведения за столом. | Ситуативный разговор о дружбе. Объяснить детям, что не нужно ссориться из-за игрушек, нельзя драться и кусаться, а нужно играть дружно, делиться игрушками. | |
Прогулка | Наблюдение за дождем. Цель: Показать , что осенний дождь холодный, простейшие связи между явлениями в природе(небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь). |
08.11.2024г. Пятница
Корчагина А.П.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Электроприборы в жизни человека». Цель: пополнение, закрепление, знаний о бытовых приборах. Слушание песни "До чего дошёл прогресс" О бытовых приборах - вспомнить названия и их назначение. | ( с подгруппой детей)Д/и «Определи на ощупь» - закреплять знания детей о материалах (дерево, бумага, ткань). | Беседа по ОБЖ «Разговор с незнакомцем по телефону». Цель: Цель: Обучать детей правильному, безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми. | Поддерживать детей в стремлении самостоятельно играть в центрах активности | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура (по плану педагога) Рисование: Тема:» Осенний ковер для ежиков» Истоки знаний стр.144 | ||||
Прогулка | Наблюдение за работой дворника. Цели:продолжать наблюдения за работой дворника;способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса;воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки .Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | ||||
Хореография (по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа «Как вести себя с электроприборами». Цель: формирование представлений о безопасном использовании бытовой техники, формирование основ безопасности жизнедеятельности. Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы - Уроки осторожности - Бытовые приборы» | ( с подгруппой детей) д/и «Когда это бывает» - закрепить знания о частях суток. | Ситуативный разговор «Полезные продукты» - закрепление представлений о вкусной и здоровой пище (об овощах, фруктах и молочных продуктах). | Обеспечить необходимое оборудование для игр детей с настольными играми – развивать мелкую моторику рук | |
Прогулка | Наблюдение за осенними листьями. Цель: Развивать у детей способность к наблюдению листопада, подводить детей к самостоятельному выводу - листочки падают, потому что стало холодно. Активизировать в речи глаголы - падают, опадают, облетела. Вызвать эстетический отклик на красоту осенних деревьев, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву. |
Тема:Все профессии нужны, все профессии важны.
Цель:познакомить с многообразием профессий, формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях.
11.11.2024г. Понедельник
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа «Что такое профессии?» Закрепить представление детей о труде людей разных профессий. Чтение произведения | ( с подгруппой детей)Д/И «Назови одним словом». Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас. | Ситуативный разговор «К нам пришли гости» - продолжать знакомить детей с правилами этикета, учить быть вежливыми, реагировать на приход взрослых и сверстников словами-приветствиями | Д/и «Профессии». Уточнить представления детей о труде взрослых. Расширять знания о предметах, облегчающих труд человека. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Ознакомление с художественной литературой и фольклором Ткма: « У страха глаза велики» Истоки знаний стр133 Аппликация Тема: «Заюшкин огород» И.А.Лыкова стр56 Физкультура на улице (по плану педагога) | ||||
Прогулка | Наблюдение за облачным небом. Цель: Развивать элементарные представления - облака летят высоко-высоко, облака большие, могут менять форму, цвет. Побуждать замечать простейшие взаимосвязи - наличие ветра и движение облаков. Воспитывать интерес к данному явлению природы, развивать воображение (догоняют друг друга, как будто играют, столкнулись, изменили форму, на кого стали похожи и пр.) | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки .Сказка «Заяц и ёж» Братья Гримм | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Чтение произведения Д. Родари "Чем пахнут ремесла?" | ( с подгруппой детей) Д/И «Узнай по описанию». Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию | Беседа: «Правила безопасности за столом» Почему нельзя разговаривать за столом? Почему нельзя размахивать столовыми приборами? Почему нельзя вертеться за столом? Цель: закрепить правила поведения за столом. | Беседа с детьми на тему: «Все работы хороши». Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию беседы. | |
Прогулка | Наблюдение за сезонным явлением – инеем, заморозками. Формировать представление об инее, как об одном из состояний воды. Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег? |
12.11.2024г. Вторник
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа на тему "«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Развивать речь детей. | ( с подгруппой детей)Игры на развитие мелкой моторики. «Кто скорее свернет ленту?». Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений. | «Содержание в порядке одежды и обуви» Цель: Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвавшиеся пуговицы. | Рассматривание альбома «Кому что надо для работы» Цель: воспитывать доброжелательное отношение к труду людей. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Музыка (по плану педагога) ФЭМП Занятие № Занятие №9 Г.Е.Сычева | ||||
Прогулка | Наблюдение «За сезонными изменениями». Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Английская сказка «Три поросенка»(обработка С. Михалкова) | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа «Кем работают мои родители» - расширять представления детей о профессиях своих родителей, подчеркнуть значимость их труда. «Загадки- разгадки» про профессии. | ( с подгруппой детей) Д/игра с группой детей «Исправь ошибку". Учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий, н-р: Повар лечит, а врач готовит. | «Одевание – раздевание» Цель: Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь. | Рассматривание картинки «В магазине». Беседа по картине. Цель: Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи. | |
Прогулка | Наблюдение «Осадки» за снегом. Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега. |
13.11.2024г. Среда
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа «Кто работает у нас в детском саду». Цель: обогащать словарный запас детей, воспитывать уважение к людям труда. Настольно – печатные игры «Отгадай-ка». Цель: развивать у детей умение узнавать и называть профессию по отличительным особенностям одежды (формы). | ( с подгруппой детей)Д/И«Закончи предложение». Цель: упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. | «Умывание» Цель: Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. | С/р игра «Салон красоты». Цель: совершенствовать умение объединятся в игре, распределять роли, согласовывать действия. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура в зале ( по плану педагога) Развивающие занятия с педагогом-психологом ( по плану педагога) | ||||
Прогулка | Наблюдение «За погодой» Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки .Русская народная сказка «Зимовье» | ||||
Занимательная логика( по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть». Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами. | ( с подгруппой детей) Д/и «Что изменилось?» Цель: учить детей понимать суть игрового задания. Развивать внимание, память, речь. | «Содержание в порядке одежды и обуви» Цель: Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. | С/р ига «В столовой». Ц: Развивать у детей интерес и уважение к профессии повара. Воспитывать внимательное отношение к посетителям, культуру общения. | |
Прогулка | Наблюдение «Небо» Цель: учить замечать изменения на небе поздней осенью. |
14.11.2024г. Четверг
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа с детьми на тему: «Все работы хороши». Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию беседы. Уход за комнатными растениями. Цель: воспитывать бережное отношение к природе. | ( с подгруппой детей)Д/и: «Чудесный мешочек» Цель: развивать тактильное восприятие, создать эмоционально благоприятный настрой. | Дежурство по столовой. Цель: воспитывать желание помогать взрослым. | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Профессии». Цель: расширять запас слов по теме «Профессии». Отгадывание загадок на тему «Профессии». Цель: развивать внимание, продолжать учить отгадывать загадки. | Индивидуальные беседы по запросам родителей Беседа на тему:«Если дети играют в агрессивные игры». |
ОС | Музыка ( по плану педагога) Ознакомление с окружающим миром Тема:» Книги» Истоки знаний стр146 | ||||
Прогулка | Наблюдение «Воздух» Цель: дать представление о необходимости воздуха для жизни человека и животных. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Рассказ «Четыре желания» Ушинский К.Д. | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Ситуативный разговор «Кто работает в нашем детском саду» Упражнение «Спроси вежливо». Д/и | ( с подгруппой детей) Д/И «Назови одним словом». Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас. Пальчиковые игры | КГН: продолжать учить правильно размещать свои вещи в шкафу. | Внести иллюстрации по теме: «Профессии». Цель: продолжать целенаправленное знакомство детей с различной деятельностью человека | |
Прогулка | Наблюдение «Луна и звёзды» Цель: дать детям элементарные представления о луне и звёздах. |
15.11.2024г. Пятница
Корчагина А.П.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа «Кем работают мои родители» - расширять представления детей о профессиях своих родителей, подчеркнуть значимость их труда. | ( с подгруппой детей) Д/И «Узнай по описанию». Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию | КГН: продолжать учить одеваться в правильной последовательности. | Игровая ситуация: «В д/с привезли продукты». Задачи: учить детей называть представителей разных профессий, рассказать об их труде, о выполняемой ими работы. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура ( по плану педагога) Рисование Тема:» Зайка серенький стал беленький» И.А.Лыкова стр58 | ||||
Прогулка | Наблюдение за птицами - уточнить о наличии лап у птиц и их функциях. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Русская народная сказка «Лиса и волк» | ||||
Хореография ( по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Чтение: С. Черный «Когда никого нет дома». Цель: воспитывать любовь к художественной литературе. Подклейка книг в книжном уголке. Цель: воспитывать бережное отношение к книгам, учить ремонтировать книги. | ( с подгруппой детей) Игры на развитие мелкой моторики. «Кто скорее свернет ленту?». Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений. | Дежурство по занятиям. Цель: воспитывать ответственность за порученное дело. | Помочь организовать с/р игру «Детский сад». Цель: Учить развивать сюжет новыми линиями, поощрять активных детей уступать главные роли другим. Строительные игры с конструктором по замыслу детей. Цель: учить договариваться об общем замысле | |
Прогулка | Наблюдение за трудом шофера - продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. |
Тема: Моя семья (родословная,семейные традиции). Семейные праздники.
Цель:Формировать позитивное отношение к семье, чувства принадлежности к семье, представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Беседовать с ребенком о членах его семьи.
18.11.2024г.Понедельник
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Разговор «Я похож на маму (папу)» - учить составлять рассказы из личного опыта. | ( с подгруппой детей)«Чудесный мешочек». Цель: развивать тактильные ощущения, словарь признаков | Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки. Учить выполнять поручения ответственно. | Проблемная ситуация «Мама заболела»- формирование стремления к соблюдению моральных норм (взаимопомощь, забота), воспитания уважительного отношения к родителям. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Ознакомление с художественной литературой и фольклором Тема: « Лесной колобок-колючий бок» Лепка Тема: «Вот ежик -ни головы ни ножек» Истоки знаний стр 140 Физкультура на улице (по плану педагога) | ||||
Прогулка | Наблюдение за осенним дождем. Цели: - продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь); воспитывать эстетическое чувство восприятия природы. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Русская народная сказка «Теремок» | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Отгадывание загадок о семье: - Для мамы она дочка -кто она для брата? …Развитие логического мышления. | ( с подгруппой детей) Индивидуальная работа на развитие внимательности, активизация словаря. Игра «Расскажи мы, отгадаем» | «Как вести себя за столом?» - объяснить необходимость есть аккуратно (пищу брать понемногу, тщательно пережевывать), не стучать ложками, пользоваться салфеткой. Словесная игра «Накроем на стол»-повторить правила сервировки стол | Игра « Скажи о друге ласковое слово». Цель: Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры. | |
Прогулка | Наблюдение за ветром Цель: уточнять и расширять знания о многообразии неживой природы: воздух, ветер, причина его возникновения |
19.11.2024г. Вторник
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Разговор: «Моя семья». Цель: Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | ( с подгруппой детей)Дид. игра «Наоборот» - учить подбирать антонимы к заданным словам, придумывать словосочетания небылицы, обогащать словарный запас | За завтраком продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой. | Настольно-печатные игры. Цель: поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Музыка (по плану педагога) ФЭМП Занятие № Занятие №10 Г.Е.Сычева | ||||
Прогулка | Наблюдение за птицами - обогащать знания о жизни птиц поздней осенью. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Рассказ «Лгун» Толстой Л.Н. | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа: «С кем ты живешь» - Совершенствовать знания о своей семье. | ( с подгруппой детей) Д. и «Расскажи о членах своей семьи»- закреплять умение называть имена членов семьи. | Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). | Разговор «Ласковые имена моих близких людей» Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). | |
Прогулка | Наблюдение за осенним дождем - продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь). |
20.11.2024г.Среда
Ковтуненко Е.С
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Разговор о членах семьи «С кем ты приходишь в д.с». Развитие диалогической речи | ( с подгруппой детей)«Назови ласково». Цель: Активировать нормативного словаря детей. Словообразование образов существительных с уменьшительным ласкательным суффиксом. | Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). | Игры в уголке театра (по выбору детей) Цель: Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура в зале ( по плану педагога) Развивающие занятия с педагогом-психологом ( по плану педагога) | ||||
Прогулка | Наблюдение за осенними листьями-показать многообразие красок золотой осени. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Русская народная сказка «Лиса и заяц» | ||||
Занимательная логика ( по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Чтение художественной литературы: Разучивание русской пословицы «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Игровая ситуация: «Мама пришла с работы» - Объяснить детям, что мама устала на работе, ей надо помочь. | ( с подгруппой детей) Дидактическая игра: «Подскажи словечко» - развивать умение подбирать слова по смыслу | Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки. | Дидактическая игра: «Очень мамочку люблю» - активизировать в речи детей слова добрая, красивая. | |
Прогулка | Наблюдение за инеем, первыми заморозками - формирует представление об инее, как об одном состоянии воды. |
21.11.2024г. Четверг
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа: «Мама заболела» - формирование стремления к соблюдению моральных норм (взаимопомощь, забота, воспитания уважительного отношения к родителям. | ( с подгруппой детей)Дидактическая игра: «Назови правильно» - Формировать умение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи. | Д.И. «Полезно-вредно» - развивать потребность в соблюдении режима питания. | Создать ПРС для игры с пальчиковым театром - Учить детей передавать эмоциональное состояние персонажей, развивать диалогическую речь. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Музыка ( по плану педагога) Ознакомление с окружающим миром Тема: « Одежда» Истоки знаний стр160 | ||||
Прогулка | Наблюдение за льдом - формировать представление о состоянии воды в окружающей среде. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки .Сказка С.Я.Маршак «Тихая сказка» | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Чтение художественной литературы: Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - определять основную идею произведения. | ( с подгруппой детей)Дидактическая игра: «Разложи картинки по порядку» - систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. | КГН: продолжать формировать навыки детей самостоятельно мыть руки с мылом перед едой. | Дидактическая игра: « Накрой стол для угощения» - совершенствовать умение сервировать стол, совершенствовать навыки общения. | |
Прогулка | Наблюдение за явлениями первых заморозков - формировать предпосылки логических умозаключений - замерзание воды в лужах связать с холодной погодой. |
22.11.2024 Пятница
Корчагина А.П.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа: «Моя семья» — составление рассказов - понимать, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге. | ( с подгруппой детей)активизировать в речи детей предлоги: «под», «на», «в», «около», «рядом», «между». | КГН: Напомнить детям, как надо правильно садиться за стол | Чтение художественной литературы: литературы Г.Браиловская «Наши мамы, наши папы » - познакомить детей с новым произведением. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура ( по плану педагога) Рисование Тема:Тема: « Сороконожка» истоки знаний стр 169 | ||||
Прогулка | Наблюдение за кустарниками на участке -дать представление об основных частях кустарника, воспитывать бережное отношение к растительному миру. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки С.Я.Маршак «Кошкин дом» | ||||
Хореография( по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа: «Что я знаю о своих родных» - Побуждать детей более широко и творчески использовать в практике знания о своей семье. | ( с подгруппой детей)Дидактическая игра: « Чьи это вещи?» - закреплять представления о личных вещах членов семьи. | КГН: Учить видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его. | Сюжетно-ролевая игра: «Строители» - Формировать умение детей использовать в игре выполненные ими постройки, разворачивать сюжет вокруг строительных игр. | |
Прогулка | Наблюдение за погодой»Цели: — продолжать формировать представления о сезонных изменениях; — развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы. |
Тема: Я и мир вокруг (домашние животные). Домашние животные и питомцы.
Цель:познакомить детей с домашними животными , воспитывать заботливое отношение к животным ,способствовать обогащению знаний детей о домашних животных (внешний вид ,условия жизни)
25.11.2024г.Понедельник
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа: «Обитатели скотного двора» Цель: закрепить названия домашних животных и их детёнышей; знания об их назначении и пользе для человека. | ( с подгруппой дет ей)«Назови жилище» - закрепление знания детей о жилище животных. | Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания, воспитывать уважение к взрослым. | Создать условия для самостоятельной деятельности детей в центрах активности | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Ознакомление с художественной литературой и фольклором Тема: « Чудо-дерево» Истоки знаний стр170 Аппликация Тема: « Полосатый коврик» И.А. Лыкова стр.62 Физкультура на улице (по плану педагога) | ||||
Прогулка | «Наблюдение за осенним дождем»Цели: — продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь); — воспитывать эстетическое чувство восприятия природы. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?». | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. | ( с подгруппой детей) Настольно - печатная игра: «Парные картинки» | КГН: повторение правил поведения за столом: садиться за стол с чистыми и насухо вытертыми руками, есть ложкой, пользоваться салфеткой после еды. | Д/игра: «Отгадываем загадки» - о домашних животных. | |
Прогулка | «Наблюдение за трудом шофера»Цели: — продолжать формировать представление детей о труде шофера; — воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. |
26.11.2024г.Вторник
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Беседа «Животные на улице» Цель: познакомить детей с правилами поведения при встречи с животными, рассказать, как нужно действовать в различных ситуациях. | ( с подгруппой детей)Словесная игра: «Узнай по описанию» | Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь | Настольно - печатная игра: «Домино - домашние животные». | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Музыка (по плану педагога) ФЭМП Занятие №11 Г.Е.Сычева | ||||
Прогулка | Наблюдение за погодой – продолжать наблюдать за погодой. Вспомнить пословицы и поговорки про осень. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Чтение стихотворения: Б. Заходер «Барбосы» | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа: «Мой домашний питомец». Цель: продолжать работу по активизации и и расширению словаря.
| ( с подгруппой детей) Дидактическая игра «Чей детёныш?». Цель: учить применять в игре знания о детёнышах животных, правильно употреблять их названия в речи в нужной форме (например -котят, щенят). Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи. | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол
| Рассматривание альбома «Домашние животные». Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными, рассказать о том какую пользу они приносят, учить отражать полученные впечатления в речи | |
Прогулка | «Наблюдение за осенним дождем»Цели: — продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь); — воспитывать эстетическое чувство восприятия природы. |
27.11.2024г.Среда
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Просмотр презентации «Домашние животные. Что едят дом. животные?» Цель: закрепить знания детей о различных дом. животных, какую пользу приносят человеку. | ( с подгруппой детей)Дидактическая игра: «В чем ошибся художник?» знать особенности внешнего вида домашних животных; уметь дорисовывать недостающие части животного, называть их. | Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
| Игра – ситуация (театрализованная) Коза –дереза Цель: познакомить детей с театром , его устройством, увлечь театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура в зале ( по плану педагога) Развивающие занятия с педагогом-психологом ( по плану педагога) | ||||
Прогулка | «Наблюдение за осенними листьями»Цель: показать многообразие красок золотой осени. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Н.Носов «На горке» | ||||
Занимательная логика( по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа с детьми о пользе домашних животных для человека. Цель: уточнить представление о домашних животных. | ( с подгруппой детей)«Один - много». Цель: закрепить умение образовывать форму множ. числа названий домашних животных | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п. | Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Обратить внимание на взаимоотношения детей, на выход из конфликтных ситуаций. | |
Прогулка | Наблюдение за погодой - продолжает формировать представления о сезонных изменениях; развивает наблюдательность, учит анализировать, делать выводы. |
28.11.2024г. Четверг
Ковтуненко Е.С.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Рассматривание книги «Сказки о животных» - расширить представления о домашних животных, повадках, их внешнем виде - развивать и поощрять в детях познавательную активность и уважение к живой природе. Дид.игра «Четвёртый лишний». - проверить знания детей, развивать быстроту мышления, речь.
| ( с подгруппой детей)Дидактическая игра «Семья животных»Цель: развивать внимание, память, воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным. | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком. | Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского. Цель: познакомить с произведением. Познакомить с правилами безопасного поведения дома, объяснить, почему козлята попали в беду. | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Музыка ( по плану педагога) Ознакомление с окружающим миром Тема: « Обувь» Истоки знаний стр. 167 | ||||
Прогулка | Наблюдение за птицами - уточнить о наличии лап у птиц и их функциях. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки К.Чуковский «Доктор Айболит» | ||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Чтение худ/лит С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». | ( с подгруппой детей «Узнай животное по контуру». Цель: формировать умение детей определять животное по контуру. С детьми по желанию) | Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. | Рассматривание игрушек – домашних птиц (курица, утка, петух и их детёныши) - учить зрительно различать, называть, анализировать игрушки птиц, сравнивать их с изображением на картинке. | |
Прогулка | Наблюдение за птицами - обогащать знания о жизни птиц поздней осенью. |
29.11.2024г. Пятница
Корчагина А.П.
Режим | Групповая подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Утро | Прием детей. Утренняя гимнастика (картотека прилагается) Утренний круг Рассказ воспитателя «Как появились домашние животные» (О. А. Скоролупова «Домашние животные, дикие животные средней полосы России. Стр 12). - привлечь внимание детей; - дать детям доступные сведения о том, как человек приручил животных. | ( с подгруппой детей)Дид.игра. «Кто лишний» - закрепить знания детей о дом. жив. | Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать. | Центр дидактических и развивающих игр. Разрезные картинки, домино, пазлы, Дид. игры «Кто здесь лишний», «Хвосты», «Чей детёныш», «Кто что ест» | Индивидуальные беседы по запросам родителей |
ОС | Физкультура ( по плану педагога) Рисование декоративное рисование с элементами аппликации Тема: «Перчатки и котятки» Истоки знаний стр 159 | ||||
Прогулка | Наблюдение за трудом шофера - продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. | ||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных. Чтение сказок. Прослушивание аудиосказки Рассказ К.Ушинский «Бодливая корова» | ||||
Хореография ( по плану педагога) | |||||
Вечер | Постепенный подъем. Гимнастика после сна (картотека прилагается) Хождение по массажным коврикам. Вечерний круг: Беседа «Животные у нас дома». Цель: вызвать у детей интерес к теме недели. Расширять знания детей о домашних животных Артикуляционная гимнастика. | ( с подгруппой детей) Словесная игра: «Так бывает или нет?» | Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. | Рассматривание альбома «Домашние животные». Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными, рассказать о том какую пользу они приносят, учить отражать полученные впечатления в речи | |
Прогулка | Наблюдение за осенним дождем - продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...
календарно- тематическое планирование в средней группе ноябрь
календарно- тематическое планирование в средней группе ноябрь...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе на ноябрь
Комплексно-тематическое планирование в средней группе на ноябрь...
Календарно-тематическое планирование в средней группе Ноябрь
По программе "От рождения до школы"...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе на ноябрь месяц.
Комплексно-тематическое планирование. Средняя группа. Ноябрь....
Комплексно тематическое планирование в средней группе декабрь 2024г.
Тема: Здравствуй зимушка-зима!Цель:Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы....