Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: Путешествие в заповедник «Чӑваш Вӑрманӗ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Венера Михайловна Орлова

Тема: Путешествие в заповедник «Чӑваш Вӑрманӗ»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chavash_varmane.docx422.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 2 «Колосок » Урмарского муниципального округа  ЧР.

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное   развитие»

Тема: Путешествие в заповедник «Чаваш Вармане»

C:\Users\1\Desktop\черновик заповед\лесовик\59e482c0e126934f77efa89bff8d89c7.png

Выполнила: воспитатель первой категории

Орлова Венера Михайловна

Тема: Путешествие в заповедник "Чаваш вармане"

Программное содержание:

Цель: Познакомить с чувашским заповедником «Чаваш вармане»

Задачи:

Образовательные: Расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они создаются.

Сформировать знания детей о редких и исчезающих видах птиц России и о мерах, необходимых для их сохранения, пополнять и активизировать словарный запас.

 Формирование у воспитанников чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете.

 Развивающие:  Помочь детям запомнить правила поведения в природе.

Совершенствование уровня накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (изготовление книжки малышки)

 Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в группе по двое и по трое.

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать доброе, милосердное, ответственное, бережное отношение к природе и её обитателям, чувство доброты и сострадания ко всему живому.

Словарная работа:  заповедник «Чаваш вармане»

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Формы реализации детских видов деятельности: Беседа, физкультминутка, практическая деятельность.

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки,  просмотр видео ролика Красная книга Российской Федерации, чтение художественных произведений “Зеленая страна” Е. Серова, “Сказки матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова, рассматривание альбома « Заповедники» , участие в акции «Поможем пернатым», знакомство с представителями животного и растительного мира, занесенными в «Красную книгу».Знакомство с птицами : черный аист, змееяд, могильник, беркут, орел карлик, филин ,обыкновенный перепел и каростель.

Методические приемы:

Вводная часть:

1.Игровая ситуация с установкой на последующую практическую  деятельность

Загадывание загадки про Лесовичка

 Лесовичок приглашает в заповедник "Чаваш вармане"

Игра Запрещается – разрешается.

Рассказ Лесовичка про экологические тропы заповедника «Чаваш вармане».

Игра «Назови птицу»

Основная часть:

Создание творческой ситуации (постановка цели)

Физкультминутка

Самостоятельная деятельность детей.

Помощь воспитателя при затруднениях.

Заключительная часть:

Рефлексия.

Чтение рассказа Н. Сладкова « Друг или враг»

Демонстрационный наглядный материал: презентация «В гости к Лесовичку»

Раздаточный материал: цветные листы, конвертики с вырезанными деталями, клей, салфетка, тряпочка, клеенка.

Приоритетная образовательная область: «Познавательная»

Ход: Игровая ситуация с установкой на последующую практическую деятельность 

Лесовичок приглашает в заповедник "Чаваш вармане"

 1 слайд: Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, чтобы посмотреть, какие вы умные и умелые дети. А что принято делать, когда приходят в гости?

Дети: здороваться

Воспитатель: Вы правы. Поздороваемся с гостями и с друг другом.

 Здравствуй, Солнце золотое!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй друг и здравствуй гость

Добро пожаловать в наш дом.
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в удивительное путешествие .Нам поможет. А кто нам поможет, угадайте из загадки.

Очень странный старичок,
Вместо носика -сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок...(ЛЕСОВИЧОК)

2 слайд: (голос за кадром.)

3 слайд: Воспитатель : Ребята смотрите, какой длинный путь нам предстоит. А кто скажет карта, какой республики на слайде?

Дети: Чувашии.

Воспитатель: Молодцы . А кто  знает 2024 год в Чувашии объявлен, каким годом?

Дети: Годом экологической культуры и бережного природопользования.

Воспитатель: Логотип  этого года  это Дерево, священный дуб, который находится на гербе Чувашии. 

Воспитатель: Какие вы молодцы. Все вы знаете!  Отправляемся в путешествие? Отлично .А кто знает что такое заповедник?

Дети: Заповедник - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются.

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему исчезают животные, растения , птица на нашей планете?

Дети: Из за браконьеров, болезней, все меньше остается мест для жизни, потому что люди вырубают деревья на их месте строят города.

Воспитатель: Правильно. Животные и растения в нашей стране охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек может быть очень жестоким к растениям и животным. Очень часто люди их не жалеют, а уничтожают в своих целях. Одни животные страдают из-за красивой шерсти, другие - из-за вкусного мяса, третьи - из-за того, что их боятся люди. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа. Поэтому решили, что растения и животных необходимо охранять. И поэтому начали создавать заповедники. Одним из таких заповедников стал заповедник «Чаваш Вармане»
Воспитатель; Чтобы оказаться в заповеднике нужно произнести клятву всех защитников природы:

Повторяйте за мной.

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Слайд 4:Лесовик: В нашем заповеднике есть животные, насекомые ,растения которые занесены в Красную книгу России и Чувашской Республики. Чтобы познакомиться с животным и растительным миром в заповеднике созданы экологические тропы. И у каждой тропы тоже есть своя карта. Хотите отправиться со мной там и свое хозяйство проверю и вам расскажу.

Дети: Хотим.

Лесовичок: На каждой тропе вас ждет задание, будьте очень внимательны .

Первое задание :  Прежде чем войти в заповедник  вспомним  правила поведения в заповеднике. Для этого я предлагаю вам поиграть в  в игру «Запрещается-  разрешается» Возьмите  дубовый листочек, где прописаны эти правила.

Воспитатель:  Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

Слайд 5:  На экологической тропе  «Травкина премудрость» можно  узнать о примечательных особенностях лесных растений, об их маленьких тайнах, о растениях, нуждающихся в особой охране, о видах, занесенных в Красную книгу. У каждой травинки, есть свои биологические «секреты», иногда они просто удивительны.

Воспитатель: Сама королева всех трав и цветов вышла вас встречать .

Послушайте, какое задание она для вас приготовила: Смотрите, какой красивый сундучок, чтобы открыть сундучок нужно ответить на вопрос

Эти цветы,  первыми расцветают после зимы на лугах и в лесах.  Как можно называть эти цветы одним словом?

Дети: Первоцветы

Воспитатель открывает сундучок .

Воспитатель : Дети посмотрите, какие красивые картинки. А картинки не простые, а с секретом. Надо посветить фонариком, и угадать какой цветок спрятался.

Воспитатель раздает 3-4 картинки .Дети светят фонариком и называют цветок.

Воспитатель: Сундучок возьмем с собой там маленький секрет, о котором мы узнаем в конце занятия.

Слайд 6:Лесовичок:  Вы любите играть в игру «у медведя во бору» .А нас так тропа называется. И там сколько остановок:  остановка «Птицы», остановка «Еж», остановка «Волк»,остановка «Лиса»,остановка «Заяц», остановка «Лось», остановка «Рысь», остановка «Белка»,  остановка «Медведь».На каждой остановке вас со зверем познакомят, все о нем расскажут и покажут.

Воспитатель: Я предлагаю отправить на остановку «Птицы». Вы согласны?

Дети. Согласны

Слайд 7: Лесовичок: А эти птицы занесены в Красную книгу. И они обитают в заповеднике «Чаваш вармане» и находятся под защитой. Сможете назвать?

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю сделать книжку – малышку про этих птиц,  чтобы ее

могли посмотреть другие дети из других групп и тоже о них узнать. ,Вы согласны  сделать своими руками  книжку?

Дети: да

Воспитатель: Как вы думаете как ее можно сделать быстрее ?

Дети: разделиться на пары, группы.

Воспитатель: Договоритесь между собой, кто с кем будет делать, и какую работу выполнять.

 Кто - то вырезать, кто то мазать клей, а кто то наклеивать.

Воспитатель: Перед тем, к приступить к изготовлению книжки малышки , немного разомнёмся а в этом  помогут  лесные друзья . Предлагаем и нашим гостям вместе с нами выполнить лесную зарядку.

Слайд 8: Физкультминутка: Лесная зарядка

Воспитатель: У нас лежат конвертики, которые мы с вами приготовили вечером (вырезали фигурки животных  и текст к ним и положили в конвертики). Сейчас мы приклеим наши заготовки на  альбомный лист сложенный вдвое. По окончании работы мы соберем в одну общую книгу.

Слайд 9 :Самостоятельная деятельность детей.

Помощь воспитателя при затруднениях.

Звучит музыка природы.

Слайд 10: Чувашский лес хорош в любое время года и в любую погоду- каждый раз он удивляет и восхищает своим неповторимым обликом. Изумительно красивые, дремучие и светлые леса, сосновые боры, березовые рощи, разнообразие ягод и грибов, птиц и зверей удивляет даже много повидавших путешественников. На тропе «Тайны чувашского леса « можно встретиться с Бабой Ягой, поговорить с ученным котом, пройти по висячему мосту. Ну как ребята хотите приехать к нам на настоящую экскурсию?

Дети: Да

Лесовичок: Приезжайте , а наш деревянный лесовичок,  говорит вам «До новой встречи».

Рефлексия:  Ребята, с каким заповедником нашего края мы с вами сегодня познакомились?
- Кто нас познакомил с ним и помог совершить путешествие по заповеднику?
- Какую книжку -малышку мы с вами сделали?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? 

Воспитатель: Как вы думаете,  красота природы зависит от человека? Всегда ли человек помогает природе, животным ,растениям? 

Дети: Детские ответы

 Воспитатель: Что надо сделать человеку , чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных?

Дети: Запретить охоту, не разрушать места обитания животных, создавать заповедники, не разжигать костры в лесу, не мусорить, помогать пережить голодный период зимой, не рвать охапками цветы.

Слайд 11:Воспитатель: А наше путешествие я хочу закончить маленьким рассказом. Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».
Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Эта сказка без конца…конец вы должны дописать своими добрыми делами, поступками чтобы вам поверили, что вы приходите  с добрыми мыслями и желанием помочь лесу.

Воспитатель: Вот и подошла к конку наша экскурсия. Мы ничего не забыли , как вы думаете?

Дети: Нужно открыть сундучок, чтобы узнать что за секрет там спрятался.

Воспитатель открывает сундучок

Воспитатель: А в сундучке спрятались подарки для наших гостей .

Дети дарят подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий. Образовательная область - «Познавательное развитие» Тема: « Путешествие в мир бумаги».

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 329Невского района Санкт – Петербурга...

КОНСТРУКТ непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» тема:«Путешествие в еловый лес»

Тема: «Путешествие в еловый лес»Вид группы: общеобразовательнаяВозрастная группа: 5-6Длительность: 20-25 минутФорма совместной деятельности: занятие-путешествиеПредварительная работа: закрепление пред...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема "Путешествие по волшебному Крыму" ( Подготовительная группа)

Данный материал может использоваться воспитателями подготовительных групп при проведении НОД по краеведению. Использован интересный материал о Крыме, о его достопримечательностях. Имеется интересная и...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие по зимнем лесу»

Тема: «Путешествие по зимнем лесу»Задачи:-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  « Зима», «Дикие животные»;-Упражнять детей в образовании и практ...

НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ» СТАРШАЯ ГРУППА 5-6 ЛЕТ

В свете новых требований к содержанию образовательной деятельности в ДОУ, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу по формированию общей культуры лич...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в весенний лес ».

Конспектнепосредственно организованной образовательнойдеятельности  педагога с детьми средней группы с использованием развивающих технологий Образовательная область « Познавательное ра...