Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема "Путешествие по волшебному Крыму" ( Подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Леушина Людмила Константиновна

Данный материал может использоваться воспитателями подготовительных групп при проведении НОД по краеведению. Использован интересный материал о Крыме, о его достопримечательностях. Имеется интересная информация о легендах Крыма, горе Демерджи, о редких растениях , занесенных в Красную книгу, о замечательном селе Лучистое. Использован материал авторов: Э.Ф.Кемилева, Т.В.Лапшина, Л.В.Огурцова "Путешествие по волшебному Крыму".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

  учреждение «Детский сад №18 «Лучик» города Алушты

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Путешествие по волшебному Крыму»

              (подготовительная группа)

                                   Воспитатель: Леушина Людмила Константиновна

                                             

Алушта 2017 г.

Цель: создать условия для ознакомления дошкольников с Крымом, с родным селом.

Задачи:

Образовательные: формировать знания детей о родном Крыме, родном селе; расширять представления детей о достопримечательностях Крыма, родного города, родного села, активизировать познавательный интерес; знакомить детей с расположением села Лучистое на карте и глобусе.

Развивающие: развивать активный словарь, логическое мышление, воображение, внимание, память, совершенствовать диалогическую речь в общении; закреплять экологические знания детей через решение творческих заданий.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному селу.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-этетическое развитие».

Предварительная работа: экскурсии по родному селу, посещение сельской библиотеке, сельской амбулатории, магазинов, почты, территориального органа; заучивание с детьми стихотворений по данной тематике. Проведение цикла бесед по ОБЖ «Если ты вдруг потерялся», «Правила поведения в общественных местах». Изготовление выставки рисунков «Мое село».

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация «Путешествие по Крыму», карта Крыма, глобус; фотографии достопримечательностей городов Крыма, фотографии с видом родного села.

Организованная структура НОД

  1. Организационный момент, игровая ситуация.

Дети становятся напротив друг друга, образуя круг.

Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?

Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Воспитатель: это тепло наших рук, давайте передадим его друг другу (дети касаются ладонями друг друга, тем самым замыкая круг), улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

                                      Мы пришли сюда учиться,

                                       Не лениться, а трудиться.

                                        Будем слушать, рассуждать,

                                        И друг другу помогать.

(Раздается звонок. Воспитатель берет трубку. В телефоне слышится голос.)

Голос: Здравствуйте, это детский сад «Лучик»?

Воспитатель: Да, это детский сад «Лучик».

Голос: Я Великий и добрый путешественник Крымуша, и хочу пригласить ребят подготовительной группы «Радуга» в очень интересное и увлекательное путешествие по волшебному Крыму. Сейчас вам принесут пригласительный билет и волшебную палочку. С их помощью вы сможете оказаться в любой точке Крыма.

Воспитатель: Ну, что ж, мы очень рады и с удовольствием примем твое приглашение. Правда, ребята?

(Воспитатель достает большой конверт, на котором написано «Пригласительный билет» и волшебную палочку.

Воспитатель: Ребята, Крымуша приглашает нас на экскурсию по Крыму на двухэтажном автобусе. Вы согласны? Тогда занимайте свои места в автобусе, а буду вашим экскурсоводом.

(Дети  рассаживаются  в автобусе).

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в путь. Ребята, во время путешествия вам предстоит ответить на мои вопросы, вспомнить все, что вы учили или вам рассказывали.

Воспитатель: Итак. Первый вопрос: Где вы живете?

Дети. Мы живем в Крыму. Крым _ это наша малая Родина.

Воспитатель: А что такое малая Родина?

Дети: Это уголок земли, где человек родился и вырос.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о Крыме?

 Дети: Крым –это полуостров, расположенный на юге России. Он очень похож на маленький листочек, плывущий по морю.

Ребенок: А еще наш полуостров похож на гроздь винограда, потому что она состоит из множества сочных, вкусных, красивых и богатых витаминами ягод. Так и Крым – богат множеством прекрасных мест – это и море, и леса, и горы, и степи, с богатым растительным и животным миром. Вот почему Крым похож на виноградную гроздь.  

Воспитатель: А сколько морей омывает наш полуостров?

Дети: Два. Черное и Азовское. Черное море глубокое и вода в нем холоднее, Азовское море – мелкое и теплое.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста столицу Крыма.

Дети: Симферополь.

Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему она так называется?

Дети: «Поль» -вторая половина слова означает «город» в переводе с греческого. А первая половина –слово «симфо» -значит собирать. Это – «город-собиратель». Все, кто приезжает в Крым, сначала собираются в Симферополе, а потом разъезжаются по другим городам Крыма.

Воспитатель: А еще Симферополь называют «город пользы». А какие еще города Крыма вы знаете?

Дети называют города: Алушта, Алупка, Ялта, Феодосия, Евпатория, Судак, Севастополь, Керчь (город-герой), Бахчисарай (раньше этот город был столицей Крымского ханства), Красноперекопск, Армянск, Джанкой.

Воспитатель: А что вы можете рассказать об Алуште?

Дети: Алушта – это наш родной город. Алушта – это город-курорт. Миллионы туристов каждый год приезжает к нам отдыхать: покупаться в море, позагарать, полюбоваться красотой нашей природы, подышать целебным морским и горным воздухом.  

Дети читают стихи об Алуште.

Ребенок 1. В Крыму средь гор у Черного, у моря.

                     Раскинулся курортный город мой!

                     Объятый солнцем, красотой пленяя.

                    Для многих стал он розовой мечтой.

Ребенок 2. Здесь горы, море, солнце, шум прибоя.

                     Доступны всем, лишь стоит пожелать.

                     Здесь ласковые волны с ветром споря.

                     Зовут всех тех, кто любит отдыхать.

 Ребенок 3. В Алуште море голубой волною.

                      Приветливо ласкает берега.

                      Пред желтым солнечным лучом весною

                      Играют озорные облака.

Ребенок 4. На пляже летом морю нет покоя,

                      Веселые повсюду голоса,

                       Сезон в разгаре, солнце, шум прибоя,

                      Идет у нас курортная страда.

Ребенок 5. Иной всю жизнь по земле скитался,

                     Весь в поисках заветной Шамбалы

                     И лишь приехав в Крым,

                                                    Он всем признался,

                   Что лучше, чем Алушта не найти.

                                               (Автор Илмарс Нутраймс).

Слышится шум воды, воспитатель взмахивает «волшебной полочкой» и на экране появляются реки.

Дети: Ой, как красиво!

Воспитатель: Это крымские реки. Ребята, какие реки в Крыму вы знаете?

Дети: Салгир, Альма, Кача, Бельбек, Бурульча.

Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и появляется картинка озера Сиваш.

Воспитатель: А сейчас вы стоите на берегу необычного озера. Называется оно Сиваш. Ребята, может вы мне расскажите, а чем же оно необычное?

Дети: Озеро Сиваш необычное тем, что вода в этом озере очень – очень соленая. Такая вода называется рапой. Озеро это неглубокое, самое самая большая глубина метра три будет, солнце воду выпаривает-вот соли-то много и образуется в оставшейсе воде. Поэтому она очень соленая.

Воспитатель: Молодцы! А нам пора ехать дальше. Посмотрите в окно, мы сварачиваем с широкой трассы Симферополь –Алушта-Ялта, и поворачиваем налево. Я вижу фиолетовые цветы. Как же они называются?

Дети: Эти цветы называются лаванда. Она очень душистая. Из нее делают лавандовое масло. Масло это обладает целебными свойствами.
Воспитатель: Да, все правильно. А поселок который находится рядом тоже называют Лавандой.

Воспитатель: Еще есть цветы шалфея. Из него, как и из лаванды готовят масла. Из лаванды-лавандовое масло, из цветов шалфея -шалфейное масло, розовое – из цветов розы. Эти масла называют эфирными.

                     В крымских лесах встречаются редкие растения. Чтобы уберечь их от гибели, люди создали для них заповедники и занесли эти растения в Красную книгу.  

Дети: Мы знаем некоторые растения, которые занесены в Красную книгу: ландыш, подснежник, первоцвет, пион, фиалка.

Воспитатель: Правильно. Каждый цветок, каждое дерево – неповторимое создание природы- оно может навсегда исчезнуть. Поэтому нужно беречь цветы и травы, деревья и кустарники.

Вы, наверное, устали. Я предлагаю выйти на остановку и отдохнуть:

Физкульминутка.  «По поселку мы пройдемся».

По поселку мы пройдемся                                        Ходьба на месте

Дружно за руки возьмемся.

Есть у нас дома побольше                                          руки вверх.

Много есть домов поменьше.                                   Руки вниз.

Зелень яркая вокруг.                                                    Руки в стороны.

На ветру качается.                                                         Покачивания вправо-влево.

Ты мой друг, и я твой друг.                                        Вытянуть правую руку вперед, затем – левую.

Пусть дружба не кончается.                                       Хлопки в ладоши.

Воспитатель  взмахивает  «волшебной палочкой» и появляется фотография горы Демерджи и села Лучистое.

Воспитатель: Ребята, а что это за село?

 Дети: Это наше село Лучистое.

Воспитатель: А что вы можете о нем рассказать?

Дети: Это наше родное село. Мы здесь родились, живем и растем. Здесь живут наши семьи.

Воспитатель: А почему наше село называется Лучистое?

Дети: Потому что его освещают первые лучи солнца, и оно всегда имеет разные цвета заката и рассвета, как буд-то переливается разными цветами и купается в лучах солнца.

Воспитатель: А какие вы знаете достопримечательности нашего села?

Дети: Это наша природа и прекрасная гора Демерджи.

Воспитатель: А вы знаете легенду о нашей горе? Кто может рассказать?

Дети рассказывают легенду о горе Демерджи. «О красавице Марии и Чернобородом кузнеце»

   -Жила-была в одной горной деревушке красавица Мария. Отец и бра ее очень любили. Они были кузнецами и жили у самого подножия горы. Гора эта называлась Фуна, что значит «дымящаяся». Светло было вокруг горы и днем и ночью, потому что с вершины горы в небо поднимался высокий столб огня.

     Жители деревни славились кузнечным мастерством. Они Работали в своих маленьких кузницах и растили своих детей.

      В те далекие времена напали на эту землю кочевники.

      Все ближе подходили они к деревне. Лица у них были круглые, глаза – маленькие, руки длинные, а взгляд –свирепый. Но не испугались их жители деревни, не покорились им. Встали они на защиту своей земли.

      Но вот закончилось у кочевников оружие. Где новое взять, не знают.

      Дошли они до горы с названием Фуна и увидели над ее вершиной большой столб дыма и огня. Посмотрел самый главный начальник завоевателей на вершину горы и решил: тут будем ковать себе оружие. Лучшей кузницы не найдешь. Подозвал он к себе человека с длинной черной бородой и широкой грудью, тихо сказал несколько слов Чернобородому. Тот кивнул головой и отправился кс воинами в селение. Схватили воины десять жителей и повели на вершину.

     С той поры у завоевателей стало много оружия. Ковал его в огромной кузнице на вершине горы Чернобородый кузнец. Целыми днями гора гремела и дрожала. Все говорили, что Чернобородый обладал тайной силой. Он ковал такие крепкие сабли и копья, что рубили они другое оружие с большой легкостью.

      Пылавшее над горой пламя сушило землю. Иссякли родники, зачахли сады. Самых сильных мужчин уводили кочевники на вершину горы. Забрали туда отца и брата девушки Марии.

      Не знали люди, как им потушить кузнецу, чтобы перестала она ковать страшное оружие.

      Тогда решила Мария поговорить с кузнецом. Ночью едва заметной тропинкой добралась она до вершины горы.

      Увидела Мария десять клокочущих горнов, разлетающиеся искры, уставших людей. Увидела она Чернобородого кузнеца, бившего молотом по раскаленному железу.

    _ Послушай, чужестранец, прошу тебя: не губи ты людей, уходи отсюда!

       Засмеялся кузнец.

    _ Нет, не уйду я. Зачем мне уходить? И тебя здесь оставлю. Ты будешь моей невестой.

      И он протянул свои руки к девушке. Оттолкнула его Мария, упал он возле горна, опалил волосы и одежду. В безумной злобе схватил тогда кузнец кинжал – вонзил в сердце прекрасной Марии.

       Не выдержала такого злодейства старая гора. Дрогнула она, задышала огнем, зашаталась. Рухнул навес, и горны с наковальнями провалились в раскаленную глубину горы вместе с Чернобородым и другими чужестранцами.

       Когда утром потухло пламя, то люди увидели, что на склоне горы поднялись безобразные каменные статуи кузнеца и его помощников. Этот склон они назвали Долиной Приведений. А на самой вершине горы появилась скала, похожая на женскую голову. Гору эту с тех пор называют Демерджи, что значит «кузнец». И каждый, кто смотрит на ее вершину, вспоминает о прекрасной и смелой девушке Марии.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю выйти из автобуса и продолжить нашу экскурсию пешком. И мы находимся в центре нашего села.

Звучит спокойная музыка, появляется слайд №1

Воспитатель: Первая достопримечательность … отгадайте

                          Что за чудо перед нами?

                           Все звенит колоколами.

                            Купола огнем горят

                            Чудо радует наш взгляд. (Церковь)

Слайд №2. Фотография медпункта.

                            В этом домике врачи

                             Ждут людей, чтоб их лечить.

                             Всем они помочь готовы –

                             Отпускают лишь здоровых.

                                                           (Больница)

Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали загадку. Но в нашем селе не большая больница, а сельская амбулатория, в которой работает семейный врач, медсестра. И мы идем дальше. Слушаем следующую загадку. Слайд №3. Фотография почты.

                            Что за домик у ворот?

                             Угадай, кто в нем живет?

                             Здесь газеты покупают

                             И посылки отправляют,

                             Людям пенсии вручают.

                                             (Почта)

Воспитатель: Правильно. Кто здесь работает? Чем занимается почтальон и работники почты? (Почтальон разносит почту, письма и газеты. На почте продают журналы, газеты, открытки, детские журналы, отправляют и получают посылки, платят за свет, воду и др.) Молодцы, а мы идем дальше. Попробуем отгадать следующую загадку. Слайд №4. Фотография магазина.

                               Надо хлеба нам купить

                               Иль подарок подарить,

                                Сумку мы с собой берем

                                И на улицу идем,

                                Там проходим вдоль ветрин

                                 И заходим в … (магазин)

Воспитатель: Правильно. А что вы любите покупать в нашем магазине?

Дети отвечают.

Воспитатель: И мы идем дальше. Слайд №5. Фотография библиотеки.

                                 Снаружи смотришь – дом как дом,

                                 Но нет жильцов обычных в нем,

                                  В нем книги интересные

                                  Стоят рядами тесными.

                                  На длинных полках вдоль стены

                                  Теснятся сказки старины.    

                                   И Черномор, и царь Гвидон,

                                    И добрый Дед Мозай…

                                     Как называют этот дом?

                                     Попробуй, отгадай!

                                                              (Библиотека)

Воспитатель: Следующая загадка, попробуйте отгадать. (Слайд №:6. Фотография терроргана.)

                                   Здесь вопросы обсуждают,

                                    Жителей своих встречают.

                                    Справки тоже здесь дают,

                                    А потом прием ведут.    

                                                    (Лучистовский территориальный орган).

Воспитатель: И слушайте последнюю загадку. (Слайд№7. Фотография детского сада).

                                 Здесь встречаются ребята,

                                 Воспитатели всем рады.

                                 Здесь ребята не скучают,

                                 И гуляют, и играют.

                                                         (Лучистовский детский сад).

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы все любим наше село, гордимся его историей и будем сохранять и чтить его традиции.

Дети читают стихи о селе.

Ребенок1.             Тут горный воздух свежий и прохладный

                                 Здоровье дарит – дышится легко.

                                 И лес «под носом» чистый и нарядный.

                                 И травостой, душистый как вино.

Ребенок 2.              На Демерджи в долину приведений

                                   Спешат туристы горною тропой

                                    Тут Чертов палец без всяких сомнений

                                     Стоит средь скал как вечный часовой.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? Скажите, а почему наш Крым называют волшебным?

Дети отвечают.

Использованные материалы: Э.Ф.Кемилева, Т.В.Лапшина, Л.В.Огурцова «Путешествие по волшебному Крыму». Лидия Огурцова «Путешествие Даши по волшебному Крыму».

             

     

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по волшебному Крыму

Слайд 2

Полуостров Крым

Слайд 3

Симферополь

Слайд 4

Алушта

Слайд 7

Сиваш

Слайд 8

Лаванда

Слайд 9

Роза

Слайд 10

Ландыши

Слайд 11

Подснежники

Слайд 12

Первоцвет

Слайд 13

Фиалки

Слайд 14

Гора Демерджи

Слайд 15

Церковь Святого Николая

Слайд 16

Амбулатория

Слайд 17

Магазин

Слайд 18

Библиотека

Слайд 19

Сельсовет

Слайд 20

Детский сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Состав числа 6 Лексическая тема: Дикие животные.Образовательные задачи-Знакомить детей с составом числа 6;- учить расклады­вать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять чи...

методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативному развитию "Домашние жизни" для детей подготовительной группы.

Цель: Обобщить и  систематизировать у детей знание и представление о домашних животных. Задачи:      -  Совершенствовать грамматический  строй речи, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание. Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание.  Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы

Занятие проводится с целью закрепления, расширения, применения полученных ране детьми знаний, умений и навыков в сходной ситуации. Форма проведения: игра- путешествие....

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию с использованием ИКТ в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка – детский сад № 188Конспект проведениянепосредственной образовательнойдеятельности по математи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Украшение рукавички».Лепка во второй группе раннего возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Украшение рукавички».Цель: научить детей украшать ...