Программа совместной деятельности "Моя родина - Россия!"
методическая разработка
Предлагаемая программа предназначена для детей 5-7 лет и соответствует принципам и целям дошкольного образования и в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_rodina_rossiya.docx | 500.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной деятельности
2.2.Описание технологий, форм, способов, методов и средств для реализации программы 2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
III. Организационный раздел
3.1.Особенности организации образовательной деятельности
3.2.Психолого-педагогические условия реализации программы
3.3.Кадровые условия
3.4.Сетевое взаимодействие
3.5.Материально-технические условия
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Программа «Моя родина – Россия!» направлена на достижение духовно-нравственного и патриотического развития и воспитания личности гражданина России, что является одной из ключевых задач современной государственной политики Российской Федерации. В программе представлен перспективный план работы воспитателя по духовно-нравственному воспитанию детей. Предлагаемая программа предназначена для детей 5-7 лет и соответствует принципам и целям дошкольного образования и в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО. Сроки реализации парциальной программы от1-2 лет.
1.1.Пояснительная записка
«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».
Сухомлинский В.А.
Наши дети начинают свой жизненный путь в непростое для страны время, которое отличается заимствованием всего иностранного, чужеземного всем, что нас окружает. Во многих странах идет уничтожение любых отголосков российской культуры.Далеко не в каждом русском, бурятском доме остались семейные традиции, народные праздники, знание народного фольклора и культуры нашего великого русского и бурятскогонарода.
Подготовка ребенка к жизни в социуме, разностороннее его развитие и воспитание - главные задачи, решаемые обществом и семьей. Ребёнок дошкольного возраста очень восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Все, что пережито и усвоено в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Программа «Моя родина – Россия!» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО и ФОП ДО.
Отбор содержания циклов программы, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлён в соответствии со следующими принципами:
- принцип доступности, обеспечивающим адаптацию материала в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
- принцип интеграциив соответствии возрастными возможностями и особенностями образовательных областей и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип культуросообразности, обеспечивающим становление личности ребенка на основе ознакомления с культурой своего народа, этнических особенностях своего региона;
-принцип преемственности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности родителей и ребенка;
- принцип минимакса – создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
- принцип творчества – образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
Пришло время, задать себе и обществу вопрос: «Таким ли мы хотим видеть подрастающее поколение?», «Какова главная цель семейного воспитания?», «Стоит ли соответствовать европейским стандартам?». А может быть вернуться назад, оглянуться и напомнить людям о главном: о своих исконно русских, бурятских традициях, своих кладезях нравственности и системы обучения. Ведь дети пресытились иностранной моралью, они так легко идут за своей исконно русской и бурятской моделью поведения, им нужно только помочь. Именно сейчас в условиях всемирного конфликта, необходимо вспомнить о своих корнях, своих предках, устоях, обычаях, традициях.
Мы живем сейчас в непростое время, время перемен во всех отраслях, не обошло это и систему образования. Мы стали мало уделять внимания духовному, нравственно-патриотическому воспитанию, приобщению к труду подрастающего поколения. Во все времена дети получали в наследие знание родителей о своем роде, своей семье. Спросите себя, что вы знаете о своих предках? Не все смогут ответить. Так может быть просто каждому родителю «отрыть зонт» и укрыть своих детей от «информационного дождя» в виде ужасающих передач, пропаганды агрессии и равнодушия, закрыть границы для европеизации в жизни детей и дать возможность детям прочувствовать, что такое детство. Ведь социальные сети уже давно полны выражений: «Такого детства больше не будет». Все в наших руках и если хоть одна семья и один ребенок примут необходимость возвращения к русским и бурятским ценностям и отстранятся от иностранных мотивов, тогда будет надежда полагать, что эту модель переймут их дети и внуки. Пришла пора вспомнить семейные вечера и совместные игры: русское лото, шашки, шахматы, морской бой, игра в слова, прятки, города, «Шагай наадан», «Таалсалга» ……их ведь так много, но телевизор, компьютер и социальные сети быстро вытеснили все это. Они остались вне конкуренции.
Результаты программы будут значимы для детей, родителей, педагогов и страны в целом. С помощью программы достигается основная цель– формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской и бурятскойнародной культуре. Дети и родители знакомятся и изучают русские и бурятские народные традиции, обычаи, посещают культурные места города, района, республики, вместе выполняют задания, участвуют в мероприятиях.
Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской и бурятской народной культуры, нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, обычаев, народного творчества.
3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (формирование представлений о формах традиционного семейного уклада) через активные формы взаимодействия.
4.Развивать эстетический и художественный вкус, через знакомство с декоративно-прикладным творчеством, народным фольклором.
5. Воспитывать уважение к семейным ценностям,учить различать добро и зло;
Реализация Программы призвана способствовать:
- Наличию у детей знаний об истории страны, родного края, достопримечательностях, природных богатствах;
- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны;
- Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
- Привлечение семьи к воспитанию детей.
Направления работы по реализации Программы
- Работа с детьми
- Создание РППС.
- Совместная работа детей, воспитателей и родителей.
- Самообразование воспитателей.
- Привлечение социальных партнеров.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (п. 3.2.3) при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Планируемые результаты при успешном освоении Программы:
- ребёнок обладает начальными представлениями о родном районе, городе, республике, знаком с их основными достопримечательностями и значимым социо-культурным окружением
- активно участвует в различных формах совместной творческой, проектной и познавательно-исследовательской деятельности;
- проявляет чувство любви к своей малой родине, гордости за её достижения, интерес к дальнейшему познанию;
- демонстрирует культуру общения со взрослыми и сверстниками, нравственно-патриотические качества, навыки безопасного поведения и здорового образа жизни. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Дети в процессе освоения программы получат представление:
- о планете, на которой мы живем;
- о своей нации, языке, традициях;
- о столице нашей Родины – Москве;
- о символах (флаг, герб, гимн) России;
- о символах (флаг, герб, гимн) республики Бурятия, Селенгинского района;
- о природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- о народных традициях, праздниках, обычаях;
- о представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- о жизни детей в других странах;
- о семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
- о культурных местах своей малой Родины;
- о культуре общения с взрослыми и сверстниками;
- о культуре поведения в общественных местах;
- о добре и зле, о выражении внимания к больному, проявлении заботы к малышам;
Возраст детей, участвующих в реализации данной парциальной образовательной программы – 5-7 лет
Сроки реализации парциальной образовательной программы от 1 -2 лет.
Система оценки качества реализацииПрограммы
Внутренняя система оценки качества реализации Программы.
Такая оценка проводится в ходе педагогического наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Результаты фиксируются в карте индивидуального развития ребёнка. Анализ результатов позволяет педагогу выявить динамику развития ребёнка. Кроме педагогического наблюдения используются следующие методы: опросы и анкетирование родителей, обратная связь (тетради отзывов, закрытые группы ВК, отзывы в сети Интернет, сайт ДОУ).
Внешняя система оценки качества реализации Программы.
Результаты участия детей в конкурсах, фестивалях, творческих мероприятиях.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности.
Реализация программы «Моя родина – Россия!» может осуществляется как на протяжении всего дошкольного детства (от 3 до 7) с более подробным изучением блоков, так и в течение одного года. Ее содержание представлено циклами «Русь моя. Наши предки», «Я живу в России», «Моя республика – Бурятия!»«Мой город-моя маленькая Родина», «Моя семья-частичка России», каждая изкоторых дифференцирован по темам (см. таблицу).
Блоки программы | Тема блока |
«Русь моя. Наши предки» | «Русская изба, быт» «Семья, труд людей на Руси» «Народный фольклор» «Народные праздники, традиции, обычаи» |
«Я живу в России» | «Наша Планета – Земля» «История России (элементарное представление)» «Россия. Символы государства» «Народы России» «Природа России» «Государственные праздники» «Промыслы народов России (чем славиться наша родина)» Неприкладное искусство (художественная литература, изо, театр, музыка) Спорт. Здоровый образ жизни. |
«Моя республика – Бурятия!» | «Бурятская юрта, быт» «Семья, труд людей в древние времена» «Народный фольклор» «Народные праздники, традиции, обычаи» |
«Мой город-моя маленькая Родина» | «Город Гусиноозёрск - местоположение. Достопримечательности». «Природа родного края». «Мой детский сад». |
«Моя семья-частичка России» | «Мои предки (родословная)» «Моя семья. Наши традиции». |
При разработке программы мы опирались на принципы ФГОС ДО, образовательную программу МБДОУ. Каждый цикл содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к русской и бурятской народной культуре, патриотическому воспитанию. Наличие циклов и тем способствует системному и целенаправленному блочно - тематическому планированию процесса реализации программы.
Модель организации образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьёй | |
образовательная деятельность (занятия) | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Образовательная деятельность не сопряжена с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми | Решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми | Создание условий для самостоятельной деятельности детей через формирование развивающей предметно пространственной среды | Повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно - образовательный процесс детского сада |
Т.о. реализация программы «Моя родина – Россия!»осуществляется через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность воспитанников, а также через взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
Перспективный план образовательной работы
Хотелось бы заметить, что все занятия с детьми легко включаются в режим дня, например, игры и считалочки проводим и разучиваем во время прогулки, пословицы и поговорки, приметы в течение дня, государственные праздники отражаются в плане детского сада. Сказки читаем перед сном, можем поставить прослушивание песен и колыбельных, дети это любят. Продолжительность тем зависит от интереса детей, их вопросов. Темы также могут идти непоследовательно – все зависит от желания и заинтересованности детей, готовности воспитателя. Данное построение программного материала не перегружает детей, что соответствует требованиям СанПин.
Цикл, краткая аннотация | Темы | Цель, задачи | Создание РППС, мероприятия | Примечания |
Русь моя. Наши предки На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье на Руси, устройством предметной среды русского дома, бытом людей, особенностями мужских и женских домашних дел, узнают народный фольклор и традиционные русские праздники. | Русская изба, быт Семья, труд людей на Руси Народный фольклор Народные праздники | Цель: Познакомить детей с внутренним содержанием избы, развивать интерес детей к жизни и быту русских людей в старину. Задачи: -приучение к бережному отношению с предметами быта. -рассказать о внутреннем убранстве избы: зачем в доме печь, некоторые предметы утвари, где хранились продукты, как стирали, где мылись. - рассказать детям, что такое «красный угол» в избе, что в нем находится Цель: рассказать детям об основных занятиях мужчин и женщин на Руси, как трудились дети. Задачи: - формирование у детей образа традиционной русской семьи - рассказать детям о иерархии в русской семье, о том, чтодети с ранних лет помогали взрослым, каждая семья имела хозяйство. -рассказать детям о том, откуда появлялись продукты питания, и кто в семье являлся добытчиком (земледелие, охота, рыбалка, сбор грибов и ягод) - рассказать детям о том, какую роль занимала женщина в семье. Цель: познакомить детей с русским народным фольклором. Задачи: - познакомить детей с потешками, пестушками, пословицами, поговорками, считалками, скороговорками, небылицами. Рассказать для чего они нужны, разучить понравившиеся. - пополнение багажа русских народных сказок, знакомство с былинами. - знакомство с русскими народными песнями, исполнение, прослушивание, хороводы. Цель:Дать детям возможность принять участие в русских народных праздниках, рассказать о традициях и старинных обрядах. Задачи: - рассказать детям о русских народных праздниках, традициях, как проводились праздники; - всестороннее развитие личности, духовное обогащение ребенка; - прививать любовь и интерес к традициям своего народа; | Пополнение мини музея «Русская изба» в группе. Фото или жилищ разных времен. Посещение «Тридевятое царство», интерактивный музей сказок Просмотр фотографий «Дом моей бабушки, прабабушки». Картинки с изображением одежды традиционной и современной. Русская кухня Беседы Просмотр фильма «Деревенский быт». Картинки с изображением атрибутов занятий мужчин и женщин на Руси и в современном мире. Беседы о занятиях мужчин и женщин на Руси. Чтение и разучивание потешек, закличек, считалок, небылиц, пословиц, пестушек, русских народных сказок Прослушивание и разучивание русских народных песен, танцевальных движений. Постановкасказки «Гуси- лебеди» Создание театра (пальчиковый, рукавички, шапочки) Неделя семейной театрализации Просмотр фото и видео праздников на Руси. Праздники: Святки, Колядки, Рождество, Крещение,Вербное Воскресение, Масленица, Пасха, Иван-Купала, Троица, Заклички Весны, Праздник русской березки | Картинки с изображением русской избы, карточки с изображениями предметов быта. Картотека малых форм народного фольклора. Дети выбирают сказку и показывают ее с членами своей семьи. Проведение праздников совместно с детьми и членами семьи. |
Я живу в России На занятиях данного цикла дети узнают о своей планете, стране, ее истории, народных промыслах, особенностях природы, многообразии народов населяющих страну, узнают о государственных праздниках и здоровом образе жизни. | Наша Планета - Земля История России (элементарное представление) Россия. Символы государства Народы России Природа России Государственные праздники Промыслы народов России (чем славиться наша родина) Неприкладное искусство (художественная литература, изо, театр, музыка) Спорт. Здоровый образ жизни. | Цель: Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так, как только на Земле есть жизнь, воспитывать стремление беречь нашу Землю. Задачи: - закрепить знания детей о нашей планете: ее форме, природе, о животном и растительном мире; - уточнить знания детей о частях суток, временах года; - воспитывать любознательность и бережное отношение ко всему живому. Цель:воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, к своему народу. Задачи: - доступным образом познакомить детей с историей возникновения страны; - рассказать детям о том, что на территории страны было много войн. Дать понять детям, что война – самое страшное на планете; - развивать познавательный интерес к истории государства; - рассказать детям о подвиге российского народа в Великой Отечественной войне; Цель: воспитывать в детях чувство гордости за то, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками русских традиций. Задачи: - закрепить знания о нашей стране, ее огромных возможностях. - обобщить знания детей о символике России, её происхождении, назначении, символическом значении, воспитывать уважение к флагу, гербу, гимну. - расширить представления детей о Москве – столице России. Цель: ознакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Задачи: - рассказать детям о народах, проживающих на территории России, их обычаях и традициях; - дать элементарные представления о национальных костюмах, традициях и обычаях; Цель:рассказать детям о разнообразии природы России, показать ее красоту и уникальность; Задачи: - дать представление о растительном и животном мире; -закреплять знания детей о внешнем виде домашних и диких животных, среде их обитания, воспитывать заботливое отношение к животным; - рассказать детям о растениях, произрастающих на территории России; Цель: познакомить детей с традиционными русскими праздниками, их историей. Задачи: - закрепить знания детей о основных государственных праздниках, их значении и «символах»; - рассказать детям, что помимо праздников есть памятные даты, дни воинской славы; -провести праздники совместно с родителями и детьми; Цель: Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладном искусством, учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства Задачи: - развивать навыки художественного творчества; - познакомить детей с народными промыслами: Хохлома, Гжель, Дымково, Жостово, Городец; - развитие эстетического вкуса; Цель: - художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Задачи: - воспитание в детях чувства красоты, ритма, художественного вкуса, творческого воображения, помочь реализовать себя; - приобщать родителей к проведению совместной художественной деятельности дома; - знакомство с деятелями и произведениями искусства; Цель: формирование мотивации у детей к занятиям физической культуры и спорта. Задачи: - расширить кругозор в вопросах спортивной жизни; - сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять свое здоровье; | Планетарий, создание макета «Космос» Картинки с изображением космоса Выставка рисунков «Космос» Создание макета космоса. Знакомство с глобусом и картой Просмотр фильма «История России для детей» Просмотр фильма «Рассказать о Великой Отечественной войне детям» Посещение семей праздника 9 мая Участие в акции «Свеча памяти» (памятник Славы) Изображения символики государства. Мультфильм «Я расскажу вам о России» Просмотр клипа «Дети поют гимн России» Просмотр ролика «Советские дети о России» Беседы о российской символике. Просмотр Мульти-Россия «Россия» Просмотр «Мульти-Россия.Москва» Раскраска Народы России Картинки с изображением национальных костюмов. Картинки с изображением овала и деталей лица людей европеоидной, негроидной, монголоидной рас. Выставка домашних питомцев Создание альбомов «Природа России», «Природа Бурятии». Создание «Красной книги» «Красная книга Бурятии» в группе. Фотографии или картинки животных и растений России. Проведение праздников в детском саду (Новый год, 23 февраля, 8 марта,9 мая, Деньзащиты детей, День любви,семьи и верности, День смеха, День космонавтики) Образцы росписи Раскраски Гжель, Жостово, Дымковская, Хохлома Мастер-класс «Дымковская игрушка», Мастер-класс «Валяние яблочка». Просмотр видеороликов о декоративно-прикладном искусстве. Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы -мотанки для детей и родителей: «Кубышка-травница»,«Крупеника»,«Птички – заклички»,«Веснянка», «Венчик». Мастер класс по «Бурятский орнамент» Выставка предметов рукоделия. Репродукции картин, открытки, фотоальбомы. Подборка художественной литературы. Просмотр фильмов. Фото знаменитых деятелей страны и культуры. Посещение выставок города. Выставка народных музыкальных инструментов. Спортивные соревнования. Изображения видов спорта Рассказ «Олимпийские игры». Просмотр спортивных соревнований. | Дети приносили фотографии своих домашних питомцев Семейный рассказ о питомце. Мастер – класс по изготовлению народных кукол Выставка детских работ. |
«Моя республика – Бурятия!» На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в бурятской семье в древние времена, устройством предметной среды бурятской юрты, бытом людей, особенностями мужских и женских домашних дел, узнают народный фольклор и традиционные бурятские праздники. | Бурятская юрта, быт Семья, труд людей в древние времена в Бурятии Народный фольклор Народные праздники | Цель: Познакомить детей с внутренним содержанием юрты, развивать интерес детей к жизни и быту бурят в старину. Задачи: -приучение к бережному отношению с предметами быта. -рассказать о внутреннем убранстве юрты: зачем центр юрты «гал-гуламта», некоторые предметы утвари, где хранились продукты, как стирали, где мылись. - рассказать что, внутреннее пространство юрты делится на пять частей: центр - галгуламта, место расположения главного сакрального объекта юрты; северная сторона - хоймор тала, почетная "высокая" часть юрты; западная, правая (баруун) сторона - гостевая или мужская; восточная, левая (яуун) сторона - хозяйственная или женская, юг - выход из юрты. Цель: рассказать детям об основных занятиях мужчин и женщин в древние времена на территории Бурятии, как трудились дети. Задачи: - формирование у детей образа традиционной бурятской семьи - рассказать детям о иерархии в бурятской семье, о том, чтодети с ранних лет помогали взрослым, кочевой образ жизни. -рассказать детям о том, откуда появлялись продукты питания, и кто в семье являлся добытчиком. - рассказать детям о том, какую роль занимала женщина в семье. Цель: познакомить детей с бурятским народным фольклором. Задачи: - пополнение багажа бурятских народных сказок, знакомство с эпосом. - знакомство с бурятскими народными песнями, исполнение, прослушивание, хороводы. Цель:Дать детям возможность принять участие в бурятских народных праздниках, рассказать о традициях и старинных обрядах. Задачи: - рассказать детям о бурятских народных праздниках, традициях, как проводились праздники; - всестороннее развитие личности, духовное обогащение ребенка; - прививать любовь и интерес к традициям своего народа; | Пополнение мини музея «Бурятская юрта» в группе. Фото или жилищ разных времен. Посещение кукольных спектаклей «Сагаалган», «Храбрый брат» Просмотр фотографий, картин бурятских художников. Картинки с изображением одежды традиционной и современной. Бурятская кухня Беседы Картинки с изображением атрибутов занятий мужчин и женщин в древние времена и в современном мире. Беседы о занятиях бурят в древние времена. Чтение бурятских народных сказок, сказаний и эпоса. Прослушивание и разучивание бурятских народных песен, танцевальных движений, «Ёхор». Постановка сказки «Пять сокровищ Бурятии» Создание театра (пальчиковый, би-ба-бо, шапочки) Неделя семейной театрализации Просмотр фото и видео праздников «Сагаалган», «Сурхарбан». Праздники: «Сагаалган», «Сурхарбан». | Картинки с изображением бурятской юрты, карточки с изображениями предметов быта. Картотека малых форм народного фольклора. Дети выбирают сказку и показывают ее с членами своей семьи. Проведение праздников совместно с детьми и членами семьи. |
Мой город – моя маленькая Родина | Город Гусиноозёрск- местоположение. Достопримечательности Природа Мой детский сад | Цель: систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство; знакомство с культурными местами г. Гусиноозерска Задачи: - уточнить и закрепить знания детей о родном городе, об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях. - рассказать детям о географическом положении г. Гусиноозёрска; - посетить места культурные места г. Гусиноозёрска; Цель: рассказать детям о природе Бурятии, ее особенностях, чем она уникальна. Задачи: - обогащение знаний детей о произрастающих деревьях, кустарниках, цветах; - закрепление знаний детей о животных, населяющих леса Бурятии; - формирование бережного отношения к природе; Цель:расширять и закреплять знания детей о своем детском саде. - расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада - показать взаимосвязь между разными видами труда; - воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. | Фотографии города, республики, достопримечательностей. Создание альбомов «Мой город» Альбом «Наш Селенгинский район» Видеоролик «Гусиноозерск 2017» Создание уголка в группе «Мой Гусиноозерск» Создать карту любимых мест г. Гусиноозёрска Экскурсия по достопримечательностям города Фотовыставка «Знаменитые люди нашего города». Посещение краеведческого музея. Музей Природы в г. Улан-Удэ Просмотр «Фильм о Бурятии» Фотографии помещений детского сада. Экскурсия в логопедический кабинет, кабинет завхоза, методический кабинет,мед кабинет, пищеблок, прачечную, знакомство с трудом дворника, завхоза, старшего воспитателя, медицинской сестры, кастелянши, повара. Прогулка по территории детского сада, знакомство с растениями. | Создание фильма о Гусиноозерске - городе, в котором мы живем». |
Моя семья – частичка России Данный цикл дает представление детямо семейных узах, воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. | Мои предки (родословная) Моя семья. Наши традиции. | Цель: формировать представление о семье и родственных отношениях. Задачи: - познакомить детей с понятием родословная; - учить составлять рассказы о своей семье; - расширение знаний о близких родственниках ребенка; - пропаганда в семьях знания своей родословной; Цель: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. Задачи: - уточнение знаний ребенка о своих родителях, их занятиях, месте проживания; - беседы с детьми о том, что семьи бывают разные, главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу, взаимопонимание; - воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; - заставить родителей задуматься о семейных традициях и их присутствии или отсутствии. | Просмотр семейных фотографий. Рассказ о своей семье по фотоальбому День мамы – праздник. Рисование портретов членов семьи, заучивание стихов о маме, бабушке, папе. Картинки с изображением хороших и плохих поступков. Беседы Рассказ ребенка «Наши традиции». | |
Работа с родителями Направления деятельности: 1. Просветительское (предоставление информации для повышения нравственно – патриотической компетентности, повышение уровня культуры родителей); 2. Практическое (повышение заинтересованности родителей, проявлении творческих способностей). | Цель:создание благоприятной среды для совместного общения детей, родителей, педагогов Задачи: - приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания. - развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. - обобщение опыта семейного воспитания. | Анкета для родителей «Что я знаю о фольклоре?» Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание» Анкета для родителей «Трудовое воспитание в семье». Консультация «Роль фольклора в развитии детей» Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Помощь в организации среды, беседы с детьми, повторение материала, участие в мастер-классах, совместное посещение музеев, достопримечательностей |
2.2. Описание технологий, форм, способов, методов и средств для реализации Программы
В реализации Программы используются следующие современные образовательные технологии:
Личностно-ориентированные технологии. Предполагают тесное взаимодействие педагога и ребенка. Педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. Такой подход позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам, создать благоприятные, комфортные условия для развития детей, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, развивать творческий потенциал.
Здоровьесберегающие технологии. В ходе реализации программы проводится «месячник здоровья», физкультурные досуги и развлечения, квесты, подвижные игры, проектная деятельность и др., в том числе с участием родителей. В группах оформлены спортивные уголки и «центры здоровья», имеется нетрадиционное спортивное оборудование, массажные рукавички, дорожки для босохождения.
Технология исследовательской деятельности. Дети участвуют в опытах, экспериментах, изучая природу родного края, а также при реализации детских тематических проектов. Для успешных результатов важно поддерживать желание детей высказывать свои предположения, доказывать и делать выводы.
Игровые технологии. Деятельность по реализации программы построена с использованием игровых упражнений, игровых моментов. Одно из приоритетных направлений – поддержка разнообразной игровой деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии. В реализации программы используются мультимедийные презентации, видеоматериалы по всем циклам программы. Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность детей, делает образовательную деятельность эмоционально насыщенной и полноценной, наиболее наглядной, способствует повышению качества образования.
Технология проектной деятельности помогает ребенку–дошкольнику развивать познавательные способности, расширять знания об окружающем мире и приобретать необходимые социально-коммуникативные навыки. Программа предполагает проектную деятельность по таким темам, как «Трудовые династии моей семьи», «Писатели Бурятии» и др.
Методы и приёмы работы: словесные, наглядные, практические, творческие.
Формы: игры, экскурсии (в том числе виртуальные), «путешествия по реке времени», целевые прогулки, проекты, беседы, Дни встреч с интересными людьми, викторины, квесты, рукоделие, проведение совместных праздников, мастер-классы, просмотр фильмов, «Клубный час», театрализация, презентации, организация выставок и др.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель данной работы - создание необходимых условий для развития ответственных, партнёрских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих повышение компетентности родителей в области воспитания детей.
Данная программа отличается от аналогов тем, что родители являются постоянными ее участниками не только в реальном времени, но и в режиме онлайн. В этом нам помогает программа WhatsApp, «Viber» и социальная сеть «В Контакте» через нее же и получаем обратную связь от родителей, т.к. данный вид общения является распространенной и доступной культурной практикой наших дней. Важным этапом работы является информирование родителей о наличии сайтов культурных центров нашего города, республики, возможности получения рассылки о готовящихся народных праздниках и мероприятиях. Это позволяет нам переключить родителей с виртуальной жизни, на реальность (при помощи излюбленного интернета), дает возможность посмотреть по сторонам, обрести хобби, задуматься о семейных ценностях. Начинать в любом случае надо с родителей. Только если с момента рождения и раннего детства ребенок будет жить в системе нравственных ценностей и традиций, он сможет стать патриотом и носителем бурятской и русской культуры. Данная программа призвана напомнить родителям о том, что ребенку более родными будут добрые образы русских сказок, бурятского эпоса, отечественных фильмов, которые пропагандируют добро и труд, семейные ценности.
Программа «Моя родина – Россия!» призвана включить всю семью в преобразовательный процесс, дать возможность задуматься родителям о том, что и в наше время есть масса мест и мероприятий, которые можно посетить совместно с детьми или составить родословную, пересмотреть свое отношение к спорту и здоровому образу жизни. Считаем данную программу актуальной и легко включаемой как в общий образовательный процесс, и как парциальную. Гибкая структура программы позволяет усложнять материал в соответствии с возрастными потребностями детей, что позволяет использовать ее в любых возрастных группах.
Задачи по взаимодействию с семьей | Форма работы с родителями |
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей | Беседы, опросы, анкетирование |
Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе | Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, проектная деятельность, совместное творчество и др. |
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей | Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания |
План сотрудничества с родителями
№ | содержание | Срок |
1 | Анкетирование Совместные экскурсии Установочные родительские собрания (информирование о старте программы «Моя родина Россия!», приглашение к сотрудничеству) Осенняя ярмарка | Сентябрь |
2 | Участие родителей в месячнике здоровья Фотоакции Проектная деятельность | октябрь |
3 | Родительские собрания в нетрадиционной форме (дискуссии, вечера вопросов и ответов и др.) Участие в литературной гостиной, экскурсиях | ноябрь |
4 | Экскурсии выходного дня Родительские чтения Конкурс «Символ года» | декабрь |
5 | Мастер-классы, практикумы, дни встреч с интересными людьми Совместная досуговая деятельность | январь |
6 | Тематические акции Дни встреч с интересными людьми | февраль |
7 | Родительские чтения Тематические выставки Коллекционирование | март |
8 | Проектная деятельность Совместная деятельность по техническому творчеству | апрель |
9 | Анкетирование, опросы Итоговое родительское собрание | май |
III. Организационный раздел
3.1.Особенности организации образовательной деятельности
Программа предназначена для детей средних, старших и подготовительных групп (4-7 лет). В реализации программы используется событийный подход и разнообразные формы организации образовательного процесса (экскурсии, акции, досуги и развлечения, викторины, соревнования и др.).
3.2. Психолого-педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.3. Кадровые условия
Программу реализуют воспитатели средних, старших и подготовительных групп во взаимодействии со специалистами.
Руководство реализацией Программы осуществляют:
∙Вологдина В.В. заведующий ДОУ,
∙Олейникова В.Б. старший воспитатель 1 квалификационной категории
Для осуществления деятельности по Программе необходимо следующее кадровое обеспечение: воспитатели групп.
Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений. Педагогический коллектив детского сада способствует распространению и обобщению передового опыта через участие в конференциях, семинарах и методических объединениях различного уровня, таких методических мероприятиях, как региональный этап международной ярмарки «Инновации в образовании» ,городские научно – практические конференции и др.
3.4. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство Программа реализуется при активном участии социальных партнеров. В ДОО налажена система сетевого взаимодействия и социального партнёрства с различными учреждениями и организациями города для решения программных задач. Использование в реализации Программы ресурсов социального партнерства способствует позитивной социализации и подготовки детей к жизни в современном обществе, создания открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества и государства в воспитании подрастающего поколения.
1.5. Материально-техническое обеспечение
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по реализации программы «Моя родина Россия!» организован с использованием музыкального зала, физкультурного зала, методического кабинета, мини-музея «Дымка», игровой студии «Игралочка», логопедического кабинета. В методическом кабинете имеется необходимая для реализации программы методическая литература и пособия, периодические издания (журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ» и др.), детская познавательная и художественная литература, в том числе авторов Бурятии. С целью внедрения современных информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс приобретены проектор, копиры, музыкальный центр, принтеры, мониторы, многофункциональные устройства. Подключено к сети Интернет 4 компьютера.
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей, постоянно пополняется и обновляется. В группах оборудованы центры патриотического воспитания, в которых представлены:
∙ книги писателей Бурятии;
∙ наглядные материалы - тематические альбомы, иллюстрации, картинки, коллажи (достопримечательности города и района, известные люди, животный и растительный мир родного края и др.);
∙ макеты;
∙ символика страны, республики Бурятия и Селенгинского района (герб, флаг);
∙ дидактические игры;
∙ детско-родительские поделки по теме краеведения и др.
Содержание центров обновляется и пополняется в соответствии с реализуемым тематическим блоком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Моя Родина - Россия"
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы Моя Родина – Россия Цель:Дать детям представление о Родине – России.Формировать представление детей о красоте природы Рос...
Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста. Тема: «Наша Родина – Россия»
Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста.Тема: «Наша Родина – Россия»...
Конспект совместной деятельности. Тема: «Россия – Родина моя», в старшей группе.
Тема: «Россия – Родина моя»Цель: создание условий для уточнения знания детей о государственных и неофициальных символах России в процессе образовательной деятельности. Задачи: Обучающие:Расширить...
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме « Моя родина - Россия» в подготовительной группе
ОО «Конструирование из строительного материала»Конструкторское бюро «Проекты городов России»...
Образовательная деятельность по познавательному развитию "Наша родина-Россия" в подготовительной группе (совместно с родителями)
Дети закрепят государственные символы России и познакомятся с неофициальными символами, по которым можно узнать нашу страну.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16826492","attributes":{"...
ПРОГРАММА кружка «Моя Родина - Россия»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,...
Технологическая карта совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Моя родина – Россия".
Форма НОД: Интегрированная НОДФорма организации: Фронтальная (групповая),Ведущий вид детской деятельности/образовательная область: ПознаниеЦель НОД: Создание условий для развит...