Статья: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ"
статья (средняя группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Григорьева М.О
Кольцова И. Н.
воспитатели МБДОУ «Детский сад № № 146»
города Чебоксары Чувашской Республики»
antosha.grigorev.2013@mail.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программе выделяет развитие речи в отдельную структурную единицу «Речевое развитие». Одной из важнейших сторон в развитии речи у детей дошкольного возраста является развитие словаря. Многие исследователи (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин и др.) подчеркивают, что именно через актуализацию словаря реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Природа активного словаря на психологическом уровне, его механизмы и особенности его формирования у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Л. В. Щербы, в которых отмечается сложная организация активного словаря и указывается необходимость специального речевого развития.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.
Одними из основных средств, которыми овладевает ребенок в среднем дошкольном возрасте, являются наглядные: сенсорные образцы, разнообразные символы и знаки (модели, схемы, таблицы). Наглядные модели, передавая строение рассказа, его последовательность, предназначаются для построения своеобразного наглядного плана в процесс активизации словаря.
В наглядные модели включаются стилизованные изображения реальных предметов, символы для выделения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков некоторых видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним. Необходимо отметить, что применение наглядных моделий в активизации словаря позволяет актуализировать лексический запас дошкольника.
Наглядное моделирование в дошкольной педагогике Л. С. Выготский называл мнемотехникой, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. В. К. Воробьева предлагает использовать словосочетание «метод наглядного моделирования, представленный сенсорно-графическими схемами».
По мнению Ю. С. Волковой, Л. В. Чертковой, наглядные модели служат той реальной формой актуализации словаря, которая доступна детям среднего дошкольного возраста [1]. У ребенка появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
По наблюдениям Л. В. Омельченко [3], наглядными моделями могут служить стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.
Н. Г. Смольникова, рассматривая вопросы активизации словаря, предлагает использовать в виде модели круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа [4]. Вначале такая модель выступает как изображение структуры текста, а потом как ориентир для самостоятельного составления рассказа.
Свою систему логопедической работы по активизации словаря с применением наглядного моделирования выработала В. К. Воробьева, опираясь на предметно-графическую схему в определенной последовательности: на первом месте должно стоять обозначение предмета, на втором месте – действие, на третьем месте – вновь уже обозначение нового предмета ситуации. Данная схема, по мнению автора, способствует созданию удобного целенаправленного восприятия и последующего анализа предложений [2].
Т. А. Ткаченко считает, что при проведении организованной образовательной деятельности по активизации словаря у детей целесообразно использовать наглядные модели, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания, например, описание игрушек, предметов, времен года [5]. Для этого применяются абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, которые стоят в начале каждой части повествования или рассуждения (например, геометрические фигуры: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка).
Составляя систему работы по активизации словаря у дошкольников среднего возраста мы использовали методические разработки и рекомендации Т. А. Ткаченко. В своей работе на первом этапе обучали детей конструированию моделей на готовых известных текстах, второй этап был посвящен обучению воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и на заключительном этапе обучали детей с ОНР самим создавать свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки - заместители.
Перечисленные развивающие педагогические условия применения наглядного моделирования демонстрируют ресурсный потенциал активизации словаря детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, в дошкольной педагогике накоплен достаточно богатый опыт по активизация словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования, но в каждом индивидуальном случае требуется своя программа педагогической работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волкова Ю. С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю. С. Волкова, Л. В. Черткова. – М. :Сфера, 2014. – 16 с.
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
- Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
- Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №12. – С.21-23
- Ткаченко Т. А. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном, 2004. – 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации словаря прилагательных....
Развитие воображения и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через нетрадиционные занятия.
Доклад из опыта работы с детьми с общим недоразвитием речи включает в себя теоретическую и практическую часть. Раскрывает основные функции воображения, тесную связь воображения и речи ребёнка. Раскрыт...
Создание дидактических игр по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка содержит иформацию о значении, целях и задачах дидактических игр, примеры и картотеки....
"Обогащение и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного фольклора"
Актуальность, задачи и принципы проекта, этапы работы по теме, диагностический инструментарий, система коррекционной работы, модель выпускника, перспективный план работы с детьми старшей группы....
«Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
Игровой практикум «Театр на фартуке» как средство активизации словаря у детей раннего дошкольного возраста
Игровой практикум «Театр на фартуке» как средство активизации словаря у детей раннего дошкольного возраста. Цель: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произв...
Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста методом наглядного моделирования
Выступление на педагогическом форуме...