Дидактические игры для активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме
Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации словаря прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_na_razvitie_slovarya_prilagatelnyh.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных.
1. Игра «Из чего сделано?»
Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.
Ход игры. Я, бросая мяч ребенку, говорила: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из меха», а ребенок,возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные), Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
2.Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Цель игры формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.
В ходе игры я, бросая мяч ребенку, называла прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называл существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный - мак, огонь, флаг, оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки и т. д.
3. Игра «Чья голова?»
Целью игры является расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
В ходе игры я, бросая мяч кому-либо из детей, говорила: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы - рыбья, у кошки - кошачья, у сороки - сорочья, у зайца - заячья, у кролика - кроличья, у верблюда - верблюжья, у лошади - лошадиная, у утки – утиная, лебедя - лебединая, у оленя - оленья, у лисы - лисья, у собаки - собачья, у птицы - птичья, у овцы - овечья, у белки — беличья, у медведя - медвежья, у тигра - тигриная, у курицы - куриная, у голубя - голубиная, у орла - орлиная. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.
Игра «Горячий — холодный»
Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Логопед: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый - Медленный; Частый - Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий - низкий)
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
- 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
- 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
- 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)
- 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
- 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)
- 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
- 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
- 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)
- 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
- 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
- 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
- 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
Игра «Угадай игрушку»
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Игра «Скажи какой»
Цель:формировать словарь прилагательных,учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий").
Игра «Сравни зверей»
Цель:формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Логопед предлагает рассмотреть мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще, какой Мишка... (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая... (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка... (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула - ножка стола - ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у чашки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...
"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"
доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....
Компьютерная дидактическая игра «Что лишнее?» для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры:•Развитие аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах•Развитее умения делать обобщения•Развитие умения устанавливать логическую обоснованность•Развитие четкости ...
Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...
Дидактическая игра «Волшебные палочки», для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Волшебные палочки», для детей старшего дошкольного возраста.Автор: Мурахина Ирина Петровна воспитатель коррекционной группы ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида Приморского ...
Дидактическая игра «Петербургские окна» ,для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Петербургские окна» ,для детей старшего дошкольного возраста.Автор: Мурахина Ирина Петровна воспитатель коррекционной группы ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида Приморского...
картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".
КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста. ...