"Обогащение и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного фольклора"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Актуальность, задачи и принципы проекта, этапы работы по теме, диагностический инструментарий, система коррекционной работы, модель выпускника, перспективный план работы с детьми старшей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида II категории № 22 «Сказка»
ПРОЕКТ
Обогащение и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного фольклора
Автор проекта:
Скоблякова
Татьяна Владимировна
г. Сургут
Содержание
Нормативное обеспечение проекта 1
Введение ………………………………………………………….2
- Пояснительная записка … ………………………. …………..4
(Актуальность, цель, ожидаемый результат и задачи проекта)
- Основные принципы проекта…………………………………7
- Этапы работы по теме: «Обогащение и активизация
словаря у детей дошкольного возраста с ОНР средствами
фольклора» ..………………… …………………………………8
- Взаимосвязь педагогического персонала в логопедической
группе.……………...……………………………………………9
- Диагностический инструментарий …………………….…….10
- Формы, методы и приемы коррекционно-логопедической
работы ……………. …………………………………………….13
- Система коррекционно-педагогической работы…………....14
- Модель выпускника …………………………………………...18
- Перспективный план работы с детьми старшей группы..…..19
Библиография ….………………………………………………....36
Нормативное обеспечение проекта
- Конвенция о правах ребенка (Одобрена ООН 20.11.1989г.)
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (от 24.07. 1998 № 124)
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы
- Постановление Правительства РФ от 21.03.2007г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 -2010 годы»
- Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002г. № 03-51-5 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии»
- Постановление Правительства РФ от 31. 07. 1998г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 04.02.2010г., Пр. -271
- Проект «Стратегия развития муниципальной системы образования до 2020 г.
Введение
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания.
Специалисты разного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Особое значение придается развитию речи, умению правильно и грамотно выражать свои мысли, делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного. Важнейшим средством формирования указанных навыков становится фольклор. Колыбельные песни, прибаутки, докучные сказки легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект. Позже развитию памяти, смекалки, игровым навыкам способствуют загадки, скороговорки, считалки.
Некоторые фольклорные формы и приемы использованы детскими писателями при создании оригинальных произведений, сюжетные мотивы фольклора становились основой цикла повестей А. Волкова, С. Прокофьевой. Переделки детского фольклора представлены в сборниках «Стихи – детям» К. Чуковского, «Детские песенки» С. Маршака, сочинениях Т. Александровой и В. Берестова, Э. Мошковской и Д. Емеца.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не уделяется внимание жанровым и языковым особенностям. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский др.)
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура проекта отражает логику, содержание и результат работы. В пояснительной записке обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, методологическая основа и используемые методы. Проанализированы особенности развития речи дошкольников с ОНР и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В "Приложении" представлены диагностический материал, конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры и наглядный материал.
Пояснительная записка
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-нинзя, былинных героев - роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей».
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
Поэтому возникает потребность в разработке методики развития речи для детей дошкольного возраста с ОНР средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Актуальность темы:
У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества (не только русского, но и других стран), познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.
Большинство потешек - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным. В наши дни это становится еще актуальнее.
Возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников с ОНР и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей ОНР среднего и старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Исходя из этого, целью работы является творческое использования малых фольклорных форм в собственной описательной, повествовательной и доказательной речи.
Задачи:
- Развивать речевой аппарат (речевой слух, его основные компоненты: слуховое внимание, фонематический слух, речевое дыхание);
- Формировать готовность к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно – развивающей среды;
- Формировать хорошую дикцию через использование поговорок, скороговорок и чистоговорок;
- Формировать смысловое и художественное восприятие;
- Формировать навыки инсценировки, развитие мимики, выразительности движений;
- Развить общую и мелкую моторики, произвольность и регуляции поведения.
Условия реализации проекта – предполагается, что развитие активного словаря у детей с ОНР будет протекать быстрее в процессе использования малых фольклорных форм, если будут выполнены с условия:
– знание особенностей нарушения речи при ОНР;
– поэтапность работы над развитием активного словаря детей, с учетом онтогенеза;
– учет индивидуального уровня развития речи ребенка.
Основные принципы проекта
Данный проект требует соблюдения следующих принципов:
- Принцип системности (работа ведется по плану в течение учебного года).
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
- Принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
- Принцип «не мир, а ребенок». (Индивидуальные формы работы).
- Принцип «успешности». (Посильные задания детям).
- Общедидактические принципы (индивидуальный подход, научность, доступность).
Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно они служат базой и условием эффективности предлагаемого проекта. Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, принятым и понятым, а также был уверен в том, что его любят. Ребенок должен иметь представление о своих правах и обязанностях, должен овладеть нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.
Этапы работы по теме: «Обогащение и активизация словаря у детей дошкольного возраста с ОНР средствами народного фольклора».
Цель – творческое использования малых фольклорных форм в собственной описательной, повествовательной и доказательной речи.
Работа состояла из трех этапов:
1. Подготовительный этап.
Цель: Активизировать пассивный словарь. На этом этапе проводилась работа по развитию психических процессов, а также обогащению словаря существительных, прилагательных и глаголов.
2. Основной этап.
Цель: Обобщение и усвоение речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом.
3. Закрепительный этап.
Цель: Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.
Взаимосвязь педагогического персонала в логопедической группе
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ОВЛАДЕНИЯ СЛОВАРЕМ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их использования в развитии речевых умений у дошкольников, была проанализирована ситуация в группе. Какой уровень овладения словарем и насколько они владеют малыми формами фольклора. Для этой цели мной была выбрана методика О.С. Ушаковой и Е. Струниной. Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям:
Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации (потешка) подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Ребенок замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно"). Правильно определяет значение слова по функции предмета (например: «Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц"). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.
Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в
требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном (например: "Я был в лесу", "А я знаю, где лес есть"). Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень. Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы,
использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет"). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не". Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ
Мною были обследованы 12 детей подготовительной логопедической группы. Уровень овладения детьми словарем на начало учебного года определился следующими показателями: высокий уровень – 17%, средний уровень – 83 %. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети старшего дошкольного возраста знают считалки, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю».
В результате использования разработанной мной системы перспективного планирования словарь детей стал более насыщен, дети легко подбирают антонимы и синонимы, понимают смысл пословицы и поговорки, могут их проиллюстрировать и составить рассказ, используя выразительные средства. Понимают доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии. Обследование в конце года свидетельствует об эффективности проделанной работы, количество детей с высоким уровнем развития увеличился и составил 83 %, со средним уровнем уменьшился до 17 %. Очень важно, чтобы русский фольклор оказал огромное нравственное влияние и помог сформировать те качества, которые необходимы для успешной адаптации детей в школе.
Формы, методы и приемы коррекционно-логопедической работы |
|
|
Речевые досуги Фольклорные концерты Календарные праздники | Логопедические занятия Логоритмические занятия Музыкальные занятия | Другие виды занятия Совместная деятельность Самостоятельная деятельность |
Творческое использование малых фольклорных форм в собственной описательной, повествовательной и доказательной речи |
Система коррекционно-педагогической работы по обогащению словаря средствами народного фольклора детей старшего дошкольного возраста с ОНР
На первом этапе родителям было рекомендовано завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку (Приложение). В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Альбом – передвижку сделали по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.
На втором этапе организовала кружковую работу «Русские потешки».
Использование малых форм фольклора требуют такие методы и приемы как:
- разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных
произведений, подводя детей к осознанию его идеи;
- при обсуждении значения пословицы дети правильно понимают идею произведения;
- используют пословицы и поговорки для составления рассказов, историй;
- иллюстрируют ту или иную пословицу (поговорку), потешку и загадки.
Данные приемы предлагают Н. Гавриш, М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Они способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром и т.д.
Своеобразие психофизиологических особенностей дошкольников с ОНР заключается в недостаточной ориентировке в средствах языковой выразительности, в частом несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии большинстве случаев самоконтроля, в несовершенстве регулирующей функции речи, в неумении применять имеющийся языковый опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно – речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала.
Такой подход к усвоению языка позволяет усваивать структурные признаки текста, насыщать речь ребенка выразительно – изобразительными средствами. Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно – практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план.
На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно – речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей.
Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным путем.
Большое значение имеет специальная организация предметно – развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведения малых фольклорных жанров: использование в повседневной жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.
С целью повышения мотивации на занятиях часто использую прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – петушка, кота, ежа). Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 4 – 7 лет с ОНР.
Отбор коррекционно – развивающего материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
На начальных этапах развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам.
На логопедических занятиях дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо чудное, диво дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно – ласкательные суффиксы существительных (ходит конь по бережку, вороной по зеленому, он головушкой помахивает, черной гривушкой потряхивает).
Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по – разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?». С целью закрепления и активизации представлений о средствах лексической и интонационной выразительности, характерных для потешек, прибауток и сказок, используются активные методы анализа фольклорного текста.
Содержание, методы и приемы логопедической работы направлены на формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия (потешки, игровые песенки, скороговорки); на развитие грамматического и семантического компонентов языковой способности (поговорки, пословицы, небылицы, загадки, заклички), связной речи, диалога, навыков пересказа с опорой на вопросы, по сюжетной картине, по серии картин, описания (составление загадок, описательного рассказа по образной игрушке, доказательство на основе отгадывания загадки). Развитие выразительности речи включает: обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок; формирование навыков подбора и использование сравнений; развитие интонационной выразительности. Кроме того, в процессе работы развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Занятия по использованию произведений малых фольклорных жанров проводятся в соответствии с перспективным планированием. Умения и навыки, полученные в процессе специального обучения закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы – заочное консультирование, когда помимо общих рекомендаций по обогащению словаря детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на развитие словаря в домашних условиях, а также записанные в альбом известные детям выражения народной мудрости.
Модель выпускника
В процессе обогащения словаря средствами малого фольклора выпускники должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- развитие психических процессов (внимание, элементы логического мышления, память);
- усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями сочетаясь с развитием фонематического восприятия;
- развитие мелкой, артикуляционной и общей моторики, произвольности и регуляции поведения;
- самостоятельное применение фольклорного материала в игровой, повседневной жизни.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «РУССКИЕ ПОТЕШКИ»
СТАРШЕЙ ГРУППЫ « БУРАТИНО»
месяц | неделя | Лексическая тема | Цели и задачи проводимой работы | Игры на развитие дыхания, силы голоса, слухового внимания | Лексический материал | Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) |
сентябрь | 1 | Продукты питания | Формирование представлений о сельскохозяйственном труде, производству молочной продукции, полезной для здоровья человека. Активизация словаря по теме: творог, сыр, масло, сметана, кефир, простокваша, йогурт, молочный, плавленый, творожный, ферма, пастух, корова, пастбище. Учить понимать содержание пословиц и поговорок. Отгадывание и толкование загадок. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики. | «Приятный запах» - Развитие фразовой речи на плавном выдохе. «Узнай по интонации» - Воспитание выразительности речи и мимики. | Пословицы и поговорки: «Хлеб – батюшка, водица – матушка». «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной». Загадка: Половинки наломаю, я кораблик запускаю, ядра здесь вкусней всего, грецким все зовут его. (Орех) | КАША Каша в поле росла, к нам в тарелку пришла, всех друзей угостим, По тарелке дадим. Птичке – невеличке, зайцу и лисичке, кошке и матрешке, всем дадим по ложке. |
2 | Овощи, фрукты. Осень. | Уточнение и закрепление представлений о фруктах и овощах. Активизация словаря по теме: огород, овощи, фрукты, растить, убирать, копать, складывать, заготавливать, готовить, мариновать, тушить, нарезать. Вкусный, полезный, сочный, душистый, шершавый, гладкий, красный, оранжевый, зеленый, коричневый. Учить понимать содержание и значение пословиц и поговорок. Отгадывание и толкование загадок. Развитие речевого | «Повар» - Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. «Кто больше слов придумает?» Активизация словаря. | Пословицы и поговорки: «Холоден сентябрь, да сыт». «Лето со снопами, а осень с пирогами». Загадка: Раскололся тесный домик - на две половинки, и посыпались оттуда бусинки – дробинки». (Горох) | ФРУКТЫ Будем мы варить компот – Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, отожмем лимонный сок, слив положим и песок. Варим, варим мы компот, угостим честной народ. | |
| дыхания, артикуляционной моторики. | |||||
октябрь | 1 | Грибы, ягоды. Растительный мир. | Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, мухомор; ягода, кустик, брусника, клюква, малина; съедобный, ядовитый, спелый, сладкий, ароматный. Учить понимать содержание и значение пословиц и поговорок. Отгадывание и толкование загадок. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики. | «Угадай, чей голосок?» Определить товарища по голосу. «Узнай ягоду». Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха. | Пословицы и поговорки: «Красуется как мухомор род кустом». «Рыба – вода, ягоды - трава, а хлеб - всему голова». Загадка: Мальчик с пальчик, шапка красная. (Подосиновик) | Мы идем дорожками, мы идем тропиками, мы идем с лукошками, мы идем с корзинками. Прямо за опушкою вдруг. Нашли волнушки мы. И пенек с опенками под рябиной тонкой. Крепкий подберезовик вырос, под березой красный подосиновик вырос под осиной. |
2 | Дикие и домашние животные. Животный мир. | Закрепление представлений о домашних и диких животных, их внешнем виде, образе жизни. Активизация словаря по теме: животное, стойло, сено, пойло; домашний, теплый, кормить, поить, чистить, охранять; мех, шкура, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, добывать, охотится. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки, произносить с разной интонацией. Развитие восприятия фольклорных произведений. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики. | «Где звук?» нахождение места звука в слове. «Улиточка» - Узнай товарища по голосу. | Пословицы и поговорки: «Петух, как красненький клубочек, по двору хлопочет». «Еж под елками, что клубок с иголками». Потешки: Как у нашего кота шубка очень хороша, мягкая, пушистая, беленькая, чистая. | Заяц белый, куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду. - Кто брал? Родион. - Выйди вон.
| |
3 3 | Помещение детского сада. Дети и взрослые. | Формирование представлений о сотрудниках детского сада, о трудовых процессов, орудиях их труда. Активизация словаря по теме: профессия, педагог, заведующая детским садом, помощник воспитателя, логопед, психолог, музыкальный руководитель, дети, дошкольники. Учить, объяснять, лечить, заниматься, стирать, гладить, здороваться благодарить, нужный, полезный, любимый. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки, произносить с разной интонацией. Развитие восприятия фольклорных произведений. Развитие фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики. | «Горшочек» Закрепление представлений «горячий - холодный». Развитие координации движений рук. «Успокой куклу» - Развитие тембра голоса. | Пословицы и поговорки: «Нет такого дружка, как родная матушка». «Вся семья вместе, так и душа на месте». Потешки: Уж я Танюшке - заюшке пирог испеку, весь хрустящий да румяненький, на нем корочка пшеничная, а начинка в нем яичная, а помадочка медовая, моя внученька бедовая! | Есть игрушки у меня: паровоз и два коня, серебристый самолет, три ракеты, вездеход, самосвал, подъемный кран Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите посчитать!
| |
4 | Электроприборы. Техника и человек. | Закрепление представлений о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки, сопровождая жестами, мимикой. Отгадывание и толкование загадок. Развивать силу голоса и фонематический слух, артикуляционную моторику. | «Эхо» - Развитие речевого дыхания. Силы голоса «Кто больше?» - Нахождение звука в названиях предметов по картине. | Пословицы и поговорки: «Труд человека кормит, а лень портит». «Каков строитель, такова и обитель». Загадка: Вот так дом – одно окно: каждый день в окне кино! (Телевизор). Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот, любит | Я взял бумагу и перо, нарисовал утюг. Порвал листок, швырнул в ведро, в ведре раздался стук.
| |
| робот чистоту, и гудит, как лайнер ТУ, он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос) | |||||
ноябрь | 1 1 | Насекомые Подготовка к зиме (природа и человек). | Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация словаря по теме: насекомое, паук, бабочка, стрекоза, муха, гусеница, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо, ползать, летать, жужжать, порхать, собирать, пчелиный, комариный, разноцветный, вредный. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки, произносить с разной интонацией. Отгадывание и толкование загадок. Развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики. | «Песенка стрекозы» - Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. «Гудок» - Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. | Пословицы и поговорки: «Осенняя муха сильнее кусает». «Где муха ни летала, а к пауку попала». Кто он? (Загадка – шутка): Жу – жу, жу – жу. Я на ветке сижу, я на сетке сижу, букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, я жужжу весной и летом. (Жук). | У тропинки под рябиной сеть раскинул паучок, нить прозрачной паутины намотал на кулачок.
|
2 2 | Перелетные птицы. | Закреплять представления о позднем периоде осени, о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Активизация словаря по теме: птица, утка, гусь, лебедь, ласточка, скворец, летать, зимовать, курлыкать, возвращаться, тосковать, перелетный. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки, сопровождая жестами, мимикой. Отгадывание и толкование загадок. | «Аист» - Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право – лево». «Осторожно птицы» Закрепление представлений по теме «Птицы». | Пословицы и поговорки: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат». «Лебедь несет на носу снег». Загадка: На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля). По лужку он важно бродит, | Грачиха говорит грачу: Слетай с грачатами к врачу прививки делать им пора для укрепления пера!
| |
Развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики. | из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки (Гусь). | |||||
3 3 | Семья | Расширять и закреплять представления о семье, о родственных связях, о жизни и быте русских людей. Активизация словаря по теме: бабушка, дедушка, мама, папа, братья, сестры, заботится, любить, уважать, помогать, добрый, отзывчивый. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие тонкой и артикуляционной моторики. | «Кто умеет улыбаться?» Активизация мышц губ. «Соседи» - Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве. | Пословицы и поговорки: Нет лучше дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло, при матушке добро. В гостях хорошо. А дома лучше. Скороговорка: Как на утренней на зорьке два Петра и три Федорки соревнуются с Егоркой говорить скороговоркой. | Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь. И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, но она всего одна.
| |
4 4 | Профессии | Закреплять представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Активизация словаря по теме: профессия, работа, ателье, фабрика, швея, ткань, швейная машина, нитки, ножницы, пуговица, кроить, шить, нужный, полезный. Отгадывание и толкование загадок. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Развитие фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики. | «Повар» - Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. «Капитаны» Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. | Пословицы и поговорки: «Терпенье и труд все перетрут». «Двор что огород, изба что терем». «Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи». Загадка: Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Назови скорей, кто я? Ну, конечно же…(Швея). Он на мостике стоит и имеет грозный вид, управляя | Прошлый раз был педагогом послезавтра, машинист. Должен знать он очень много, потому что он артист.
| |
кораблем. А бинокль всегда при нем. (Капитан) | ||||||
декабрь | 1 1 | Зима | Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: зима, снег, снежинка, хлопья, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, пушистый, морозный, снежный, замерзать, покрывать, заметать. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Развитие восприятия фольклорных произведений. Развитие физиологического дыхания, артикуляционной моторики.
| «Игра в хоккей» - Активизация мышц языка. «Вьюга» - Развитие силы голоса и речевого дыхания. | Пословицы и поговорки: «Снег на полях – хлеб в закромах». «Много снега – много хлеба». «Новый год – к весне поворот». Потешки: Ох, ты, заюшка! Попрыгаюшка! В саже тонкое ушко, в мучке белое брюшко. Зайчишка – трусишка по полю бежал, в огород забежал, морковку нашел, капустку нашел, сидит, грызет. Иди прочь – хозяин идет! Уж ты зимушка – зима, закурила да замела все дорожки, все лужки: негде Сонечке пройти. | Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили, с горки мы потом катались, а еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли.
|
2 | Зимовка зверей. Дикие животные севера | Расширять представлений о диких животных севера, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Активизировать словарь по теме: зверь, северный олень, морж, тюлень, песец, рога, копыта, мех, шкура, лапа, дикий, хищное, травоядное, голодный, | «Медведь и елка» - Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса. | Пословицы и поговорки: «Хорош заяц белый, а охотник смелый». «Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью». «Волки рыщут, пищу ищут». | Два пингвина пошли гулять, а вторые – догонят. Третьи пингвины – бегом. А четвертые – пешком. Пятые поскакали. И в конце пути упали. | |
злой, линять, добывать, охотиться. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Заучивание считалки. Развитие фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики. | Считалка: Заяц бегал по болоту, он искал себе работу, да работы не нашел, сам заплакал и пошел. | |||||
3 | Наш край | Расширять представления о родном крае, о коренном населении ханты, обогащать лексический запас по теме (охотник, рыбак, оленевод, малица, чум). Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Отгадывание и толкование загадок. Развитие тонкой и артикуляционной моторики. | «Кто внимательнее?» - Активизация словаря, автоматизация разных звуков. «Дует ветер» - Развитие силы голоса и речевого дыхания. | Пословицы и поговорки: «Без корня и полынь не растет». «На родной стороне и камешек знаком». Загадки: Страны без людей, города, без домов, леса без деревьев, моря без воды. (Географическая карта). | Шуршат по дорогам веселые шины, спешат по дорогам машины машины…А в кузове важные, срочные грузы –цемент и железо, изюм и арбузы. | |
4 | Зимние развлечения Новый год | Закрепление представлений о новогоднем празднике. Активизация словаря по теме: елка, хоровод, карнавал, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегурочка, веселый, праздничный, новогодний, украшать, дарить, получать. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики. | «Улавливай шепот» - Развивать остроту слуха. «Волшебное зеркало» - Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. | Пословицы и поговорки: «Лес зимой словно седой». «Первый снег как лебяжий пух». Скороговорки: У елки иголки колки, елка, елка, елочка, колкая иголочка. Сыпься, сыпься, снег, снег, посыпай всех, всех! | Утром дети удивились, что за чудеса случились этой ночью новогодней. Ожидали что угодно, а увидели парад: В ряд снеговики стоят, глазки весело горят, а перед ними елочка пушистая в иголочках. | |
январь | 1 | Животный мир морей и океанов
| Расширение представлений об аквариумных рыбках, пресноводных рыбах, их внешнем виде и образе жизни, повадках. Активизация словаря по теме: рыба, река, пруд, аквариум, малек, икра, хищник, меченосец, скалярия, карп, ерш, окунь, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, прозрачный, зубастый, ловить, охотиться, размножаться). Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики. | «Лягушка» - Узнать товарища по голосу. «Поймай рыбку» Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков. | Пословицы и поговорки: «Лебеди плывут, ровно стружки с белыми парусами». Скороговорки и чистоговорки: Из хлебушка лепешку не ешь, не ешь, рыбешка. Отведаешь лепешки и будешь в поварешке. Щука в речке жила, щеткой воду мела, щи варила | «Акула» Приплывали две севрюги, у них спины словно дуги. Налетели с двух сторон. Ты, акула, выйди вон. |
2 | Комнатные растения | Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. Активизация словаря по теме: растение, толстянка, герань, бегония, подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон, лейка, ухаживать, рыхлить, поливать, комнатный, зеленый, гладкий. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, | «Узнай цветок» - Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха. «Приятный запах» - Развитие фразовой речи на плавном выдохе. | Пословицы и поговорки: «Каков уход, таков и доход». «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Скороговорки и чистоговорки: Шелест шелестит листвой, шепот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. Тише, тише, - слышно мне. | «На окне в горшочках» На окне в горшочках поднялись цветочки. К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись. К солнышку листочки повернут цветочки. Развернут бутоны, в солнышке утонут. | |
тонкой и артикуляционной моторики. | ||||||
февраль | 1 | Одежда, обувь, головные уборы. | Закрепление представлений об одежде и обуви, ее назначении, деталях, материалах из которых она сшита (сделана). Активизация словаря по теме: одежда, комбинезон, куртка, пальто, рубашка, кофта, платье, пижама, рукав, воротник, карман, удобный, теплый, шерстяной, шелковый, носить, стирать, чистить, обувь, сапоги, ботинки, надевать, снимать, чистить, кожаный, резиновый, замшевый. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики. | «Волшебное зеркало» - Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. | Пословицы и поговорки: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Разрядится как пугало огородное». Скороговорки и чистоговорки: Мама шьет сорочку дочке. Строчит, строчит на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: растет дочка, как росточек. | Рукавички новые, Теплые, пуховые. Мне их бабушка связала, подарила и сказала: «Вот теперь у внучки. Не озябнут ручки».
|
2 | Лекарственные травы | Уточнение и расширение представлений о лекарственных растениях, их назначении целебных свойствах, об охране природы. Активизация словаря по теме: природа, охрана, цветок, листья, корень, ромашка, мать – и – мачеха, подорожник, полевой, луговой, душистый, полезный, заваривать, пить, прикладывать. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить | «Приятный запах» - развитие фразовой речи на плавном выдохе. «Улавливай шепот» - Развивать остроту слуха.
| Пословицы и поговорки: «Дал меду – дай ложку». «Апрель богат водою, а май – травою». Скороговорки и чистоговорки: Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже. | «На окне в горшочках» На окне в горшочках поднялись цветочки. К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись. К солнышку листочки повернут цветочки. Развернут бутоны, в солнышке утонут. | |
чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики. | ||||||
3 | Защитники Отечества | Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Активизировать словарь по теме «Наша армия»: армия, Родина, граница, защита, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк, защищать, охранять, оберегать, служить, трудный, опасный, государственный, осторожный. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие речевого слуха, зрительного внимания, артикуляционной моторики. | «Чей пароход лучше гудит?» - Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. | Пословицы и поговорки: «Друг не испытанный, что орех не расколотый». «Конь познается при горе, а друг при беде». Скороговорки и чистоговорки: Разодрались петухи, закачались лопухи. Громко лает пес Трезор, во дворе у нас раздор. | 23 ФЕВРАЛЯ Февраль, февраль, зима и солнце. И первых птичек переклик. Сегодня выглянул в оконце: застыл, к стеклу лицом приник. Мои друзья – вчера мальчишки – сегодня выросли и вдруг. Все, как один, забросив книжки. За руки взялись, встали в круг. И обещали мамам, сестрам. Границы радости беречь. | |
4 | Правила дорожного движения | Расширение представлений о правилах дорожного движения. Активизация по теме: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, милиционер, регулировщик, жезл, пешеходный, проезжая, соблюдать, нарушать. Отгадывание, толкование и заучивание загадок. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. | «Палочка - выручалочка» - развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве. | Пословицы и поговорки: «Великому кораблю великое и плавание». «Были бы кони, ездоки будут». Загадки: Встало с краю улицы в длинном сапоге чучело трехглазое на одной ноге. (Светофор). | Шуршат по дорогам веселые шины, спешат по дорогам машины, машины, а в кузове важные, срочные грузы – цемент и железо, изюм и арбузы. | |
Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимание, артикуляционной моторики. | Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. (Автомобиль). | |||||
март | 1 | Мамин праздник | Расширение представлений о профессиях мам, их общественной значимости. Активизация словаря по теме: труд, польза, воспитатель, повар, продавец, врач, швея, полезный, трудный, ответственный. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Заучивание потешки. Развитие тонкой и артикуляционной моторики. | «Принеси игрушки» - Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений. «Кто больше слов придумает?» Активизация словаря, автоматизация разных звуков. | Пословицы и поговорки: При солнышке тепло, при матери добро. «Материнское сердце как летнее солнце». Потешка: Бабушка старенька, бабушка добренька, внучат любит, всех приголубит, погладит по головке, сошьет обновки. | Знаю я, что у меня дома дружная семья: Это мама, Это я, Это бабушка моя, это папа, это дед. И у нас разлада нет. |
2 | Наш город | Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях. Активизация словаря по теме: город, Сургут, река, улица, проспект, площадь, музей, театр, красивый, стоять, возвышаться. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Заучивание считалки. Развитие тонкой и артикуляционной моторики. | «Перебежки» - развитие силы голоса. Активизация мышц губ. «Палочка - выручалочка» - развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве. | Пословицы и поговорки: «На чужом месте – что в лесу». «На родной сторонке, что на мягкой соломке». «Без корня и полынь не растет». Считалка: чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, начинаю строить дом. | «НАША КВАРТИРА» В нашей комнате - столовой, есть отличный стол дубовый, стулья – спинки все резные, ножки гнутые, витые. И ореховый буфет, для варенья и конфет. В комнате для взрослых - спальне. Есть для платьев шкаф зеркальный, две широкие кровати с одеялами на вате и березовый комод, мама там | |
белье берет. А в гостиной кресла есть, телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, в стенке – центр музыкальный. | ||||||
3 | Моя страна | Расширение представлений о России и историческом прошлом страны. Активизация словаря по теме: страна, Россия, герб, флаг, гимн, моря, океаны, реки, города, горы, природа. Толкование и заучивание пословиц и поговорок о Родине. Развитие тонкой и артикуляционной моторики.
| «Телеграф» - развитие фонематического слуха. | Пословицы и поговорки: «Человек на родной стороне – что медведь в лесу (то есть хозяин)». «Чужбина не родная мать, хлеба не даст». Скороговорки и чистоговорки: Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна. | Хоровод «Береза»: Береза моя, березонька. Береза моя белая, береза кудрявая. Стоишь ты, березонька, посреди долинушки, на тебе, березонька, листья зеленые, под тобой, березонька, трава шелковая.
| |
4 | Ранняя весна | Закрепление представлений о весне и ее приметах, активизация словаря по теме: весна, оттепель, солнце, сосулька, капель, проталинка, верба, ручей, подснежник, грач, скворец, гнездо, ласточка, утка, первый, звонкий, наступать, таять, капать, набухать, расцветать, прилетать. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие речевого слуха, | «Дождик, дождик» - развитие ритмичной и выразительной речи. Координации движений и ориентировки в пространстве. | Пословицы и поговорки: «Весенний ледок, что чужой избы порог, ненадежен». «Весенняя пора – поел и со двора». «Солнце пригреет – все поспеет». Потешка: Уж ты ласточка, ты касаточка! Ты возьми ключи, лети на небо, ты запри зиму, отопри лето! | ЛУЧ Солнца луч скользнул в окошко. Я зажму его в ладошке. Аккуратно, чуть дыша. Спрячу в ларчик малыша. И тихонько шаг за шагом маме отнесу бродягу. | |
тонкой и артикуляционной моторики. | ||||||
апрель | 1 | Перелетные птицы весной | Закрепление представлений о весне и ее периодах, о перелетных птицах, образе жизни. Активизация словаря по теме: птица, стая, утка, гусь, лебедь, ласточка, скворец, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, маленький, голый, голодный, поздний, весенний. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить чистоговорки и скороговорки в умеренном темпе. Развитие внимания, тонкой и артикуляционной моторики. | «Аист» - Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право – лево». «Осторожно птицы» Закрепление представлений по теме «Птицы». | Пословицы и поговорки: «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает». «Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать». Скороговорки и чистоговорки: Скворец скроил сороконожке из кожи красные сапожки. Сошьет скворец исправно в срок все сорок скроенных сапог. | Грачиха говорит грачу: «слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!» |
2 | Космос | Формирование представлений о космосе, освоение космоса людьми, работе космонавтов. Активизация словаря по теме: космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, планета, звезда, орбита, первый, космический, орбитальный, осваивать, летать, запускать. Учить произносить приговорки и считалки с разной интонацией. Развитие слухового внимания, тонкой и артикуляционной моторики. | «Соседи» - Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве. «Эхо» - Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса. | Приговорки: Бабочка – коробочка, улетай под облачко! Твои детки на лугу гнут черемуху в дугу, тебя ожидают, зайчиков гоняют! Бабочка – коробочка, ветер или дождь? Полетишь – так ветер, упадешь – так дождь! Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, | В космосе сквозь толщу лет ледяной летит объект хвост его – полоска света, а зовут объект «комета». | |
десять – выплывает белый месяц. Кто до месяца дойдет, тот и прятаться пойдет! | ||||||
3 | Мое здоровье | Формирование представлений о себе самом и необходимости бережного отношения к своему организму, осознанно встраивать поведение к нездоровому образу жизни. Активизация словаря по теме: части тела, голова, шея, пальцы рук, глаза, уши, нос, зубы, здоровье, сердце, танцевать, плавать, мыть, беречь, лечить, голубые, карие, зеленые, курносый, большой, сладкий, горький, кислый. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Развитие тонкой и артикуляционной моторики. Отгадывание и толкование загадок. | «Перебежки» - Развитие силы голоса. Активизация мышц губ. «Обгони» - Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений. | Пословицы и поговорки: «Крутится, как вихрь на дороге». «Тянется, как дым в трубу». «Плывет, как осенний лист по реке». Загадки: Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня, я прыгаю через нее, а она – через меня. (Скакалка) Не обижен, а надут, его по полю ведут. (Мяч) | ГОЛОВА Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови. Скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки. Нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой. | |
4 | Откуда хлеб пришел | Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Активизация словаря по теме: хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, мука, пекарь, тесто, сдоба, булка, пряник, печенье, золотой, усатый, тяжелый, свежий, ржаной, сдобный, растить, ухаживать, убирать, молотить, месить. Развитие слухового внимания, тонкой и артикуляционной моторики. | «Узнай по интонации» Воспитание выразительности речи и мимики. «Улиточка» - Узнать товарища по голосу. | Пословицы и поговорки: «Дождик, дождик, поливай – будет хлеба каравай, будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки!» «Хлеба ни куска – так и в доме тоска, а хлеба край – так и под елью рай!» Скороговорки: Бублик, | Каша в поле росла. К нам в тарелку пришла. Всех друзей угостим, По тарелке дадим. Птичке - невеличке, Зайце и лисичке, Кошке и матрешке, всем дадим по ложке! | |
Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. | баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. | |||||
май | 1 | Мы все разные. | Формирование представлений о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях, о мужских и женских профессиях. Активизация словаря по теме: семья, мужчина, женщина, забота, героизм, смелость, отвага, благородство, отзывчивость, доброта, красота, военные, милиционер, пожарные, спасатели, парикмахер, педагог, портниха, хореограф. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Заучивание считалки. Развитие силы голоса, тонкой и артикуляционной моторики. | «Кто больше?» - Нахождение звука в названиях предметов по картине. «Эхо» - Развитие силы голоса. | Пословицы и поговорки: «Красуется, как мухомор под кустом» «Каков родился, таков и пригодился» Считалка: Белка прыгала – скакала, и на ветку не попала, а попала в царский дом, где сидели за столом: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Выбирай поскорей, не задерживай добрых и честных людей! | ГОЛОВА Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови. Скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки. Нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой.
|
2 | День Победы. | Формирование представлений о государственных праздниках. Активизация словарь по теме: (День Победы, ветераны, парад, цветы, военная техника, медаль, государственный, отважный, защищать, охранять). Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Учить произносить скороговорки в умеренном темпе. Развитие силы голоса, | «Красный – белый» - Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. «Чей пароход лучше гудит?» - Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. | Пословицы и поговорки: «Счастье, что вольная пташка: где захотела, там и села». «Счастье и несчастье как день и ночь». Скороговорки и чистоговорки: На лесной концертной сцене слышится | Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, тихо засыпают, головой качают. | |
тонкой и артикуляционной моторики. | синицы пенье. Цыц! На цыпочках – лисица. Цель лисицына – певица. | |||||
3 | Любимый детский сад | Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Активизация словаря по теме: детство, детский сад, праздники, играть, заниматься, участвовать, концерты, слушать, танцевать, подарки, помогать, дарить, любимый, хороший. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки. Отгадывание и толкование загадок. Развитие фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики. | «Пузырь» - Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. «Угадай, чей голосок?» - Определить товарища по голосу. | Пословицы и поговорки: «Изба детьми весела». «У милого дитяти много имен». Загадки: Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты? (Повар) Мы учим детишек, считать, рисовать, природу любить, всякий труд уважать. (Воспитатель) Кто болен – тому даст лекарство принять. Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач) | Есть игрушки у меня: паровоз и два коня, Серебристый самолет, три ракеты, вездеход самосвал, подъемный кран - настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите посчитать! | |
4 | Скоро лето | Закрепление представлений о лете и его приметах. Активизация словаря по теме: лето, жара, солнце, отпуск, каникулы, отдых, река, море, загар, пляж, купание, летний, жаркий, прохладный, горячий, солнечный, отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, летать. Активизировать в речи | «Одуванчик» - Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. «Песенка стрекозы» - развитие ритмичной, выразительно й речи и | Пословицы и поговорки: «Солнышко как печка – всех согревает». «Солнечный луч тянется, как красная нитка». Скороговорки и чистоговорки: | Я РИСУЮ ЛЕТО Я рисую лето Красной краской – солнце, На газонах розы, На лугах покосы, синей краской – небо и ручей певучей. | |
детей пословицы и поговорки. Учить произносить скороговорки в умеренном темпе. Развитие артикуляционной моторики. | координации движений. | Две подруги загорали. Загорали за горами. За горами зря загорали – загорожено солнце горами. |
Библиография.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –400с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –159с.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
- Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. –255с.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. –328с.
- Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии – СПб.: Питер, 2006 – 304с.
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
- Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. – Барнаул: БГПУ, 2001. –С.128-133.
- Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320с.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. /Сост.: Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976. –127с.
- Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
- Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: АСТ, 1997. –С.8-34.
- Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. –239с.
- Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. –191с.
- Путешествие по Стране Загадок. /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
- Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
- Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. – М.: Детская литература, 1977. –32с.
- Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции. /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. –384с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
- Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/ МГПИ.- М., 1980
- Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. – М., 1956.
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие. — М.: Соц. полит, журн., 1994.
- Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
- Логопедия: методические традиции и новаторство. /Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – Межвузовский сборник трудов. Под ред. Л.И. Беляковой, МГПИ. М., 1985.
- Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии, М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации словаря прилагательных....
Развитие воображения и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через нетрадиционные занятия.
Доклад из опыта работы с детьми с общим недоразвитием речи включает в себя теоретическую и практическую часть. Раскрывает основные функции воображения, тесную связь воображения и речи ребёнка. Раскрыт...
Создание дидактических игр по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка содержит иформацию о значении, целях и задачах дидактических игр, примеры и картотеки....
Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...
Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр"
Чтобы речь ребенка развивалась своевременно, необходимы специальные условия, которые складываются из системы разнообразных воздействий, создания благоприятных условий для обучения, в использовании спе...