Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста методом наглядного моделирования
методическая разработка (подготовительная группа)

Гераськина Людмила Владимировна

Выступление на педагогическом форуме

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста методом наглядного моделирования Гераськина Людмила Владимировна-учитель-логопед

Слайд 2

Цель Развить познавательные процессы исследовательской и творческой активности детей старшего дошкольного возраста как субъектов познания,нацелить на открытие нового и на способность к глубокому осознанию своего опыта.

Слайд 3

Задачи Сформировать сенсорно-перцептивные действия. Совершенствовать сенсорно-перцептивную подготовку. Развить ориентировочные стороны познавательных процессов. Научить умениям абстрагироваться от конкретного содержания м сосредотачиваться на структуре своей мысли. Способствовать развитию ясности и четкости мышления. способности предельно уточнять «предмет» мысли, находить рациональное зерно, оценивать доказательную силу высказываний в споре, дискуссии. Находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок. Показать типичные приемы решения логических задач и упражнений, уметь критически разбираться в различных решениях логических ситуаций. Помочь систематизировать знания с помощью структурно-логических схем. Обучить планированию, пересказу, сочинению собственных сказок, загадок, рассказов на основе моделирования. Формировать наглядное, действенное, образное моделирование, включающее в себя овладение действиями замещения, построения модели путем придания «заместителям» отношений замещаемых предметов и использование моделей для решения основной задачи. Способствовать творческой активности и психологической активности детей к школе. Способствовать охране физического и психического здоровья, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Слайд 4

Принципы 1. Системность педагогического процесса. 2. Научность. 3. Достоверность. 4. Оптимальность. 5. Постоянного развития. 6. Индивидуализация педагогического процесса. 7. Системность в развитии и учет возрастных особенностей. 8. Диагностика и коррекция развития. 9. Социализация. 10. Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от содержания, формы, качества. 11. Деятельный принцип коррекции. 12. Принцип активного привлечения родителей к формам совместной деятельности с ребенком. 13. Принцип оптимизма.

Слайд 5

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребенок может подняться «до потолка» своих возможностей. Этот союз позволит разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Моделирование может дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Моделирование – это ступеньки, которые всегда создают условия для развития логического мышления. Поднимаясь каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. Моделирование может быть очень разнообразно по форме и содержанию, не терпит принуждения и создает атмосферу свободного и радостного творчества. Занимаясь с детьми, педагог приобретает для себя очень важное умение – не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Слайд 6

1 этап работы Развитие зрительных ощущений: цвета, звука, запаха, осязания, обоняния, вкуса, запаха. Создание образа эмоционального состояния. Развитие восприятия частей предметов (анализ и синтез). Формирование приемов анализа и синтеза, комбинирования. Знакомство с геометрическими фигурами как «символами-значками». Знакомство с геометрическими формами. Замена предметов геометрическими формами. Развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной и т.д. Формирование произвольной памяти, внимания, запоминания, воспроизводства, припоминания. Игры-задания на распознание различных свойств предметов (прием расчленяющей абстракции). Формирование умения обозначать отдельные признаки предметов: анализ строения предметов, ориентировка, развитие умения создавать и комбинировать новые образы предметов, выполнение с заместителями предметов разнообразных действий в наглядном и словесном плане. Использование схем-значков. Формирование умения выполнять действия по плану-картинке. Повышение уровня развития аналитико-синтетических способностей ребенка, его умения анализировать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую информацию, находить общие и отличительные черты (признаки), осознавать основания для различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки. Развитие рефлексии, наблюдательности. Развитие мелкой моторики, двигательной координации. Обучение умственному действию, основанному на двигательном и визуальном действии. Формировать умение принимать замещение персонажей сказки и воспринимать эпизоды.

Слайд 7

2 этап Задания на поиск общих и отличительных признаков одной группы предметов от другой. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Развитие творческой активности, памяти, внимания, мышления. Расширение межанализаторных связей. Игры на внимание и ориентацию в пространстве на основе умственных действий. Варианты ориентации на листе бумаги и в реальном пространстве. Формировать умения принимать замещение персонажей сказки, воспроизводить эпизоды. Формировать умения составлять план-схему сказки с помощью плоскостных фигур. Формировать умения пользоваться готовой схемой при пересказе хорошо знакомой сказки по принципу аналогии или составлении собственной сказки. Логические задания-игры на поиск недостающих элементов. Использование метода наглядного моделирования с целью формирования временных представлений. Использование метода моделирования для формирования научных понятий об окружающей действительности.(Обогащение знаний о животных, растениях, времени года, предметов быта….) Игры на выработку тонкого глазомерного различения разновидностей формы и градационной величины. Игры, упражнения по зрительно-осязательному переносу. Эмоционально-экспрессивное развитие. Элементы саморегуляции.Пантомимическое изображение ответов. Использование пиктограмм иллюстрирующих понятия. Работа с визуальными картинками (зрительная информация). Зарисовка по памяти того, что еще не запомнил, вербализация того, что еще не зарисовал. Составление геометрических фигур с помощью счетных палочек. Их преобразование. Выкладывание сериационных рядов. Работа с логической схемой отношений между понятиями. Формирование действий замещения. Расширение межанализаторный связей.

Слайд 8

3 этап Игры-задания на конструирование объемных фигур с помощью чертежа-раскладки. Логические игры-головоломки, занимательные математические игры и упражнения. Использование интеллектуальных игр. Использование метода моделирования с целью формирования временных представлений. Использование метода моделирования для ознакомления с научными понятиями. (Установление логических отношений между родовыми понятиями и видовыми). Формирование способности устанавливать логические отношения между различными понятиями. Преобразование сложных геометрических фигур составленных с помощью счетных палочек, схем, чертежей. Использование схем в составлении описательных рассказов. Моделирование плоскостных или объемных изображений. Решение наглядных логических задач. Продолжение ряда отличий. Нахождение закономерностей. Использование алгоритмов. Игры-упражнения с логическими схемами, чертежами, планами. Использование символов-пиктограмм. Коллективное моделирование сказок замещением персонажей и воспроизведением эпизодов. Формирование умения анализировать условия предъявленной задачи, планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат. Развивать способность к анализу и синтезу зрительно воспринимаемой информации, осознание закономерностей, удержание задачи. Классификационный анализ сюжетной картинки.

Слайд 9

Используемая литература Е.А.Бугренко,А.Л.Венгер.Готовность детей к школе.Москва.1992год. Венгер А.А., Венгер А.Л. Дошкольная школа мышления. Москва.1985 год Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.Москва.1998 год. Венгер А.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И. Игра и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва. 1989 год. Крочко С.П., Азареню Т.А. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования.Минск. 1993 год. Андреева Г.В., Лик Н.В. Играем в сказку. Санкт-Петербург. 1993 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста

Развитое логическое мышлениеявляется очень важным показателем интеллекта растущего ребенка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями,которые помогут развить у них логику, необходимо при...

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи: - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, - развивать у детей умения обобщать; кла...

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....