Карта одаренного ребенка - маршрут (воспитатель Можаева Е.Н.)
методическая разработка (подготовительная группа)
Признаки одаренности: Театрализованная деятельность, задатки художественного мастерства
Выводы и рекомендации: Содействие достижению наивысших результатов в развитии художественно эстетических качеств детей с психомоторной одарённостью посредством совершенствования их познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_odarennogo_rebenka_marshrut_vospitatel_mozhaeva_e.n.docx | 325.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта одаренного ребенка
ФИО ребенка: Кереев Лев Михайлович
Возраст ребенка : 7 лет
Медицинское заключение (группа здоровья): 2
Сведения о родителях: Кереева Анна Павловна
Кереев Михаил Алекасандрович
Состав семьи: Мама, папа, сестра
Статус семьи: Обычная, социальный статус обеспеченная
Результаты педагогической диагностики: У ребенка выявлены художественные способности, активность, целеустремленность.
Область одаренности: художество
Признаки одаренности: Театрализованная деятельность, задатки художественного мастерства
Выводы и рекомендации: Содействие достижению наивысших результатов в развитии художественно эстетических качеств детей с психомоторной одарённостью посредством совершенствования их познавательной активности.
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
Цель Программы: Развитие у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности
Задачи Программы:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности. - Развитие творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
Формирование навыков трудовой деятельности
Формы проведения итогов реализации Программы
Участие в выставках, конкурсах разного уровня (учреждение, округ, город)
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Фантазия»
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизацииучебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизациипредметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Условия, необходимые для эффективного художественного развития детей старшего дошкольного возраста:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
- создание развивающей среды для непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Отличительная особенность данной образовательной программы состоит в том, что
в ней представлены:
- новая педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности дошкольников;
- единое творческое пространство – система развивающих мероприятий по рисованию, лепке, аппликации на основе планирования;
- полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебными, наглядно-методическими практическими.
Первостепенное значение имеет опора на детское художественное творчество, творческое раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах художественной деятельности, в отличие от прежних программ, основанных на обучении элементам профессионального искусства.
Программа реализуется в форме непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в рамках кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем предложено базовыми программными задачами. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.
Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче изобразительных образов. В организованных мероприятиях чередуются различные виды деятельности и различные способы восприятия изобразительного искусства (рассматривание, слушание, искусствоведческие беседы, выполнение творческих заданий).
Специфика методики состоит в углублении и уточнении художественного опыта ребенка через «погружение» в ситуацию (дети 5-6 лет); в систематизации обобщенных способов действий и обобщенных представлений в разных видах творчества (дети 6-7 лет).
Содержание данной программы насыщено, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Последовательность мероприятий непосредственно образовательной деятельности и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Занятия в кружке проводится два раза в неделю, продолжительностью 25 - 30 минут.
Количество учебных часов в году в каждой возрастной группе –67ч.
Предполагаемый срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.
Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Общие показатели развития детского творчества:
- эстетическая компетентность
- творческая активность
- эмоциональность (возникновение «умных эмоций»)
- креативность (творчество)
- произвольность и свобода поведения
- инициативность
- самостоятельность и ответственность
- способность к самооценке
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
- восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- осмысленное «чтение» - распределение и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии; интерпретация формы и содержания, заключенного в художественную форму;
- творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
- самостоятельное созидание художественных образов в изобразительной деятельности;
- проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
- экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой)
- Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
- искренность, непосредственность;
- увлеченность;
- интерес;
- творческое воображение;
- характер вхождения в образ;
- специфические способности.
- Характеристика качества способов творческой деятельности:
- применение известного в новых условиях;
- самостоятельность в нахождении способов (приемов), новых для ребенка;
- нахождение оригинальных способов (приемов) создания образа;
- создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
- Характеристика качества продукции:
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
- соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
- проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа.
Уровень подготовки знаний дошкольников
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)
Анализ продукта деятельности
1. Форма
- 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
- 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
- 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция
- 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
- 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет
- 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
- 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
- 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна
- 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
- 2 балла – справляется при помощи взрослого;
- 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
- Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
- Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
- Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.
Педагогический анализ
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
- Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
- Общая ручная умелость.
Ожидаемый результат
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
- Формирование навыков трудовой деятельности
КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
(5 - 6лет)
Месяц | Неделя | Занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
1 | Свободный выбор материала | Вводное. Рисунок на свободную тему | Познакомить с профессией художника, с материалами, с которыми он работает. При осуществлении детьми своего замысла определить уровень творческого развития детей | ||
сентябрь | 2 | Рисование по представлению | «Деревья в нашем парке» | Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. | |
3 | Лепка | «Грибы» | Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой, овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. | ||
4 | Рисование красками | «В саду созрели яблоки» | Учить детей рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев. Закреплять умение рисовать красками. Развивать эстетическое восприятие. | ||
5 | Аппликация силуэтная с элементами рисования | «Цветные ладошки» (фантазийные композиции) | Вырезание по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов. | ||
6 | Рисование гуашью | «Путешествие по радуге» | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | ||
7 | Печатанье из картофеля и ватными палочками | «Осенний портрет» | Познакомить детей с новым способом рисования -печатками из картофеля и ватными палочками . Закрепить умение детей аккуратно использовать гуашь при работе. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к процессу рисования и стремление доставить радость близким людям. | ||
8 | Рисование акварелью | «Волшебные свойства акварели» | Познакомить детей с акварелью и правилами работы с ней, заинтересовать экспериментированием с краской. | ||
октябрь | 1 | Лепка предметная из соленого теста | «Осенний натюрморт» | Лепка фруктов из соленого теста; создание объемных композиций; знакомство с натюрмортом. | |
2 | Аппликация из осенних листьев | «Осенние картины» | Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. | ||
3 | Рисование | «Осенний лес» | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. | ||
4 | Рисование | «Идет дождь» | Учить детей образному отражению в рисунках впечатлений от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить детей пользоваться приобретенными приемами | ||
разнообразной передачи явления. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами. | |||||
5 | Смешивание красок | «Светик-разноцветик» | Закрепить представление детей о цветовом многообразии, познакомить с хроматическими (основные) и ахроматическими цветами; расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения; закрепить навык закрашивания внутри. | ||
6 | Кляксография | «Веселые кляксы» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. | ||
7 | Рисование красками | «Овощной суп» | Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи. Продолжать формирование навыков изображения овальных форм, передавать их отличия от круглых, равномерно располагать несколько предметов на листе бумаги. | ||
8 | Свободный выбор материала | «Осенняя сказка» | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | ||
ноябрь | 1 | Аппликация | «Дома на нашей улице» | Учить детей передавать в аппликации образ городской (сельской) улицы. Закреплять знание предметов прямоугольной формы и различного положения их в пространстве, уточнять представления о величине. Воспитывать навыки коллективной работы. | |
2 | Рисование декоративное по мотивам народной росписи | «Золотая хохлома и золотой лес» | Знакомство детей с золотой хохломой, рисование узоров из растительных элементов по мотивам хохломской росписи. | ||
3 | Лепка – экспериментирование с художественными материалами | «Пернатые, мохнатые, колючие…» | Экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). | ||
4 | Аппликация обрывная | «Золотые березы» | Рисование осенней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. | ||
5 | Восковые мелки и акварель | «Фруктовая мозаика» | Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | ||
6 | Рисование ладошкой | «В подводном мире» | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. | ||
7 | Сухая кисть | «Кошка и котята» | Закреплять умение рисовать сухой кистью, учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. | ||
8 | Рисование | «Превращение камешков» | Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков), познакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы. | ||
декабрь | 1 | Лепка из соленого теста | «Звонкие колокольчики» | Создание объемных полых поделок из соленого теста и декоративное оформление по замыслу. | |
2 | Аппликация с элементами конструирования | «Елочки – красавицы» (панорамные новогодние открытки) | Изготовление поздравительных открыток – самоделок с сюрпризом (симметричным способом). | ||
3 | Рисование | «Зима» | Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, лесу, городе. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Развивать образное восприятие, творчество. | ||
4 | Составление узора из элементов Дымковской росписи | «Игрушки» | Познакомить детей с элементами дымковских игрушек учить украшать элементами декоративной росписи силуэты дымковских игрушек. | ||
5 | Рисование ватными палочками | Разноцветные рыбки» | Вызвать интерес к рисованию ватными палочками, стремление передавать образ рыки разными способами, добиваться выразительности образа. | ||
6 | Восковые мелки и акварель | «Елочка нарядная» | Учить детей передавать образ елки, показать технику рисования акварели на восковые мелки. | ||
7 | Рисование свечой | «Морозный узор» | Познакомить детей с новым видом рисования-фотокопия, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире. | ||
январь | 3 | Лепка сюжетная | «Зимние забавы» | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. | |
4 | Рисование ладошками | «Осьминожки» | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. | ||
5 | Рисование | «Зимние узоры» | Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования, развивать образное мышление, познакомить со свойствами воды. | ||
6 | Рисование сюжетное с элементами аппликации | «Весело качусь я под гору в сугроб…» | Развивать композиционные умения (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений). | ||
февраль | 1 | Лепка из бумажной массы (папье-маше) | «Муравьишки в муравейнике» | Познакомить детей с новой техникой папье-маше (лепкой из бумажной массы); развитие мелкой моторики. | |
2 | Рисование гуашью+аппликация | «Волшебный лес» | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение, учить наклеивать персонажей вырезанных из журнала. | ||
3 | Аппликация предметно - декоративная | «Галстук для папы» | Освоение детьми и сравнение разных способов изготовления и оформления галстука из цветной бумаги (ткани) для оформления папиного портрета. | ||
4 | Рисование ладошкой | «Превращение ладошки» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. | ||
5 | Рисование | «Красивое развесистое дерево зимой» | Учить детей создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение. Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более темных частей изображения. | ||
6 | Рисование акварелью +восковые мелки | «Праздничный салют» | Закрепить свойства разных материалов, усвоить навык проведения непрерывных линий. | ||
7 | Рисование красками | «Солдат на посту» | Учить детей создавать в рисунке образ советского воина, передавая характерные особенности костюма, позы человека, его оружия. Закреплять умение располагать изображенное на листе бумаги, рисовать крупно. | ||
8 | Рисуем по шаблону | «Открытка для пап» | Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. | ||
март | 1 | Декоративное рисование | «Роспись кувшинчиков» | Учить детей расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Развивать эстетическое восприятие. | |
2 | Свободный выбор техники | «Портрет мамы» | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техник, развивать чувство композиции и цвета. | ||
3 | Рисование | «Картинка маме к празднику 8 Марта» | Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, хорошо располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. | ||
4 | Пластинография | «Город вечером» | Учить детей создавать декоративные рисунки на пластинах пластилином, с последующим выцарапыванием стекой изображения. | ||
5 | Лепка рельефная декоративная | «Солнышко, покажись!» | Учить детей создавать рельефные образы пластическими средствами по мотивам декоративно – прикладного искусства. | ||
6 | Рисование угольным карандашом | «Березка» | Показать детям особенности рисования угольным карандашом, научить изображать угольком березу, предавая его характерные особенности. | ||
7 | Аппликация с элементами рисования | «Нежные подснежники» | Воплотить в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности. | ||
8 | Рисование | Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» | Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги), закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи. | ||
апрель | 1 | Аппликация из цветной бумаги или ткани | «Наш аквариум» | Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников); активизировать способы вырезания кругов и овалов. | |
2 | Монотипия | «Необычные рисунки для Матроскина» | Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление, познакомить с новым методом рисования-монотипия. | ||
3 | Рисование коллективное по замыслу | «Морская азбука» | Изготовить с детьми коллективную азбуку на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита. | ||
4 | Рисуем по мокрому | «Город вечером» | Совершенствовать умение рисования по мокрому листу акварелью. | ||
5 | Лепка | «Белочка грызет орешки» | Закреплять умение лепить зверька, передавая его характерные особенности: маленькое тело, заостренная мордочка, острые ушки, позу. Отрабатывать приемы лепки двумя пальцами: прищипывание, оттягивание. Развивать образное восприятие и представление. | ||
6 | Набрызг | «Космические дали» | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное, вызвать эмоциональное отношение к образу. | ||
7 | Рисование | «Пришла весна, прилетели птицы» | Учить детей передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении изображения на листе. Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие. | ||
8 | Печать поролоном по трафарету | «Космос» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету, развивать цветовосприятие. | ||
май | 1 | Аппликация силуэтная симметричная | «Нарядные бабочки» | Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию | |
2 | Тычкование | «Вишня в цвету» | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе, совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. | ||
3 | Рисование красками | «Салют над городом в честь Праздника Победы» | Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху салют. | ||
4 | Пастель | «Волшебные цветы» | Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы с пастелью, развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятия. | ||
5 | Лепка сюжетная коллективная | «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» | Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. | ||
6 | Набрызг | «Цветущая ветка сирени» | Закреплять умение детей закрашивать цветки набрызгом, размыванием цвета. Вливанием краски в краску. | ||
7 | Рисование предметное дидактическое | «Радуга - дуга» | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. | ||
8 | Мониторинг | Мониторинг | Провести диагностику за учебный год. |
КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
(6-7 лет)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические пособия:
- книга серии «Занятия в ИЗОстудии» («Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии») содержит систему занятий изобразительным творчеством с детьми дошкольного возраста. Сценарии непосредственно образовательной деятельности представлены тематическими сериями в форме оригинальных путешествий: «Цветной мир», «Мир детства», «Мир дома», «Жаркие страны», «Холодные страны», «Аквамир», «Далекий мир», «Древний мир», «Сказочный мир». Описаны оригинальные художественные техники, изобразительно-выразительные средства. Представлены варианты художественных образов и композиций. Предусмотрены разные уровни сложности творческих задач.
- Пособие «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии». Пособие содержит систему занятий по развитию художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Приведены разные варианты планирования. Предложены вариативные сценарии непосредственно образовательной деятельности. Представлены циклы (блоки) непосредственно образовательной деятельности по темам: «Мир воды», «Мир цветов», «Мир животных», «Мир сказки», «Мир домашних предметов», «Мир игрушек», «Мир людей», «Далекие миры (космос)», «Маленький мир». Предусмотрены разные уровни сложности творческих заданий. Описаны художественные техники, изобразительно-выразительные средства (цвет, форма, композиция).
Наглядно- методические издания:
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
- технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т.д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки» и др.).
Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования
Бумага, основа для композиций
- Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, A3.
- Альбомы для детского художественного творчества.
- Рулоны обоев на бумажной основе.
- Белый и цветной картон.
- Наборы цветной и бархатной бумаги.
- Фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя; рулоны фольги.
- Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты (фактурная по окраске бумага); старые календари.
- Салфетки бумажные (белые и цветные).
- Картонные коробки (для техники, обуви, кондитерских изделий и т.д.).
- Спичечные коробки для создания композиций-миниатюр.
Художественные материалы, инструменты и их «заместители
- Пластилин
- Песок речной и декоративный.
- Кисти разных размеров (круглые, плоские и флейцы).
- Краски гуашевые.
- Краски акварельные.
- Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги).
- Цветные и простые карандаши.
- Фломастеры.
- Гелевые ручки и краски.
- Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий).
- Клей, клеящие карандаши, клейстер.
- Клеевые кисточки.
- Стеки, зубочистки.
- Степлеры и канцелярский нож.
- Ватные палочки.
- Губки и мочалки разных размеров,
- Ткань грубого плетения, тряпочки.
- Штампики, колпачки фломастеров.
- Скрепки и прищепки декоративные.
- Скотч, лейкопластырь.
Бытовой и бросовый материал
- Фантики на бумажной основе.
- Трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые.
- Упаковки из-под молочных продуктов, парфюмерные флаконы, аптечные пузырьки, картонные коробки.
- Пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутки ткани.
- Проволока мягкая.
- Колпачки фломастеров и авторучек.
Природный материал
- Осенние листья и лепестки цветов.
- Соломка (круглая и в виде лент).
- Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и других плодов.
- Крылатки клёна и ясеня.
- Шишки (еловые, сосновые, пихтовые).
- Жёлуди, каштаны, орехи, косточки.
- Скорлупа грецких орехов.
- Ягоды шиповника, рябины, бузины.
- Камешки и раковины.
- Перья и пух (птичий, тополиный).
- Палочки, веточки.
- Кора берёзы и других деревьев.
- Злаки, травы, хвоя, сухостой.
Оборудование, одежда
- Фланелеграф.
- Салфетки бумажные и матерчатые.
Основные средства обучения
- Музыкальный центр.
- Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
- Видеоматериал: «Наш город», «Природа края», «Мой дом – Ямал».
- Ноутбук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
- Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Владос, 2001.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение,1991
- Лялина Л..А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития 2 -7 лет «Цветные ладошки» - М. - 2007
- Малышева Н.А. Художественный труд. - М.: АСТ-Пресс, 2003.
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование - М.: Республика, 1995.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21»
Артемовского городского округа
Дополнительная программа по наставничеству (воспитатель-ребенку)
художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет
Воспитатель: Можаева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Старший дошкольный возраст....
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Программа разработанна для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Для воспитанника: Возраст ребенка: Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.Задачи: Создание условий для развития творческого потенциа...
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по музыкальному воспитанию и образованию одаренного ребенка
Данный материал содержит цели, задачи Индивидуального Образовательного Маршрута, характеристику качеств личности и методы работы с одаренным ребенком, формы взаимодействия с ребенком участников ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития "условного-одаренного " ребенка.
Составление индивидуального маршрута развития "Условно- одаренного ребенка" , а также ведение дневника наблюдений за реализацией данного маршрута....
Карта одаренного ребенка
Методическая разработка "Одаренный ребенок"...