Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития "условного-одаренного " ребенка.
материал по коррекционной педагогике на тему

Тришина Юлия Юрьевна

Составление индивидуального маршрута развития "Условно- одаренного ребенка" , а также ведение дневника наблюдений  за реализацией данного маршрута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития         

 Фамилия, имя ребёнка –  Миша Е.

  Дата рождения – 18.10.2009 г.

 № группы – средняя «Б»

 ДОУ -  МБУ д/ №49 «Веселые нотки»

 Воспитатель - Тьютор:  -    Тришина Ю. Ю.

 Начат: ……..    Окончен:…………..

  Карта выявления склонности ребенка к интересующим    видам самостоятельной деятельности

Дата наб-

людения

Выбор предпочтительной деятельности ребенком и время включенности в нее

Настольно-печатные, речевые, игры

Шашки,

шахматы  

Конструкторы любых видов

Сюжетно-ролевые игры

Изобразительная

деятельность традиционными и нетрадиционных материалами

Использование бросовых материалов и технических инструментов

Театр,

музыка, танцы.

Исследовательская деятельность

Спортив-

ные подвижные игры

03.11.

_

_

10 мин. утро собирал машину из деревянного конструктора

10мин после полдника был папой в сюжетно-ролевой игре «Семья»

25 мин. вечер рисовал гуашью машину спец. Назначена (пожарную машину)

_

_

Проявлял интерес - почему цветы зеленые.

На прогулке был ведущим

в подвижной игре.

06.11

15 мин. утром Игра «Найди пару»

_

_

_

 10 мин.

Утро.

Закрашивал Узоры дымковской росписи по образцу.

15 мин. вечер поделка из шишек и пластилина «Медвежонок»

_

_

На вечерней прогулке проводил подвижную игру

10.11

10 мин. после полдника Игра «Собери в корзину»

_

15 мин утро. Из большого конструктора собирал самолет

_

15 мин утро

Рисовал восковыми мелками Домашних животных.

_

10мин.

вечер был зайцем в сказке

«Теремок»

На прогулке проявлял   интерес к теме «Цвет неба – он какой»

_

12.11

_

_

_

15 мин.

утро играл в водителя автобуса

15 мин.

 после полдника гуашью рисовал «Осень»

10 мин

утро лепил из пластилина «Яблоки»

_

Проявлял интерес к разным видам красок «Чем гуашь отличает-ся от акварели

На прогулке был ведущим в игре

17.11

10 мин

утро

Лото «Транспорт»

_

_

15 мин.

вечер был врачом

15 мин. утро раскрашивал карандашами «Животных» в раскраске

_

_

_

_

                             

  Анализ информации по карте

№ п/п

                                Вопрос

                                          Ответ

1.

Наиболее часто выбираемые ребенком виды деятельности, материалы и пособия самостоятельно?

Изобразительной деятельность традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры.

2

Наименее востребованные ребенком игры, пособия и материалы по собственной инициативе

Шашки, шахматы, театр, музыка, танцы.

3.

На какие темы в интересующей деятельности чаще всего задает вопросы ребенок?

Вопросы в изобразительной деятельности «Почему таким цветом…? Каким еще бывает цветом…?»

4.

Каким видом деятельности ребенок способен заниматься наиболее длительное время?

Рисование, изготовление поделок, настольно-печатные игры, двигательные игры.

5.

Виды деятельности к которым ребенок в течении наблюдаемого периода не проявил интереса?

Музыка, танцы, шахматы, шашки.

                                             Вывод

1.Какие направления деятельности наиболее и наименее интересны ребенку и почему?

2.Совпадает ли это с характеристиками его гендерного типа?

3.Успешен ли он в этих видах деятельности?

4.Замечает ли ребенок обновление предметно- развивающейся среды ?

5. Умеет ли ребенок пользоваться предметами и атрибутами, творчески  преобразовывая их по собственному замыслу?

6.Проявлеет ли любознательность, творческий интерес в интересующих его областях.

Наиболее интересны: Изобразительная деятельность, конструктивная, познавательно - исследовательская, двигательная деятельность, так как у ребенка высокий уровень логического и проблемного мышления, склонность к обобщению, хорошо развита память, внимание, воображение, высокие моторно-двигательные способности, лидерские качества.

Наименее интересны: Музыка, танцы, так как ребенок склонен к протестному поведению, высокая требовательность как к себе, так и к другим присутствует, высокомерие, склонность высмеивать результаты других.

Совпадает с характеристиками гендерного типа. Успешен во многих видах деятельности, т. к.высокий уровень развития способностей.

Замечает малейшие изменения в предметно-развивающей среде, т. к у ребенка отличная память, повышенная концентрация внимания.

Легко преобразовывает предметы и атрибуты в необходимые именно ему в какой-либо деятельности, так как у ребенка развито воображение и логическое мышление.

Проявляет любознательность и творческие способности в интересующих его видах деятельности, легко переключается, так  как имеет яркие андрогинные проявления.

Индивидуальный маршрут развития ребенка

1. Фамилия, имя ребёнка – Миша Е..

2. Дата рождения – 18.10.2009г.р

3.  № группы  - средняя гр.»Б»     

 4.  Направление одарённости – художественные способности

5.  Гендерный тип – «Условно одаренный»»

6.  Воспитатель – тьютор – Тришина Юлия Юрьевна

 

Цель разработки индивидуального маршрута :  

Создание условий для расширения кругозора, формирования технических навыков, умение видеть ресурсы в области художественно - эстетической деятельности, интересующей Мишу, а именно: рисование в нетрадиционных техниках  

 Личностный портрет ребенка:

 Основные особенности развития ребенка

 Михаил посещает МБУ д /с №49 «Веселые нотки» с 01.01. 2011 года, зачислен переводом с МБУ д/с №162 «Олимпия» Комсомольского района г. Тольятти    Самарской обл..  В данной группе мальчик воспитывается второй год.  Адаптационный период в МБУ д/с №49 «Веселые нотки» у Михаила прошел с небольшими трудностями: мальчик иногда  плакал, капризничал. По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка опережает возрастные особенности

Психофизиологические особенности :    

Физическое развитие у ребенка в норме, соответствует возрастным особенностям, успешен в двигательной активности. Тонкая моторика развита нормально, но иногда затруднено   произвольные действия (застегнуть пуговицы, завязать шнурки), мальчик тревожен, склонен к протестному поведению, работает в основном правой рукой. Плохо ест, трудно засыпает, иногда бывает недоволен окружающими.  

Особенности развития познавательной сферы:

  • Повышенная концентрация внимание – быстрое переключение, ребенок андрогинен.
  • восприятие – раннее различение цветов, оттенков, формы ( 2 года),  выраженная избирательность к еде. Выраженный интерес к знаку, букве, цифре, форме и цвету, в творческой   деятельности, в частности к рисованию как традиционными материалами, так и нетрадиционными материалами.
  • Отличная память, преобладает зрительная память, непроизвольное запоминание, сохранение информации длительное время.    
  •  Хорошо развито наглядно-действенное, наглядно-образное мышление: соотносит и обобщает предметы с их функциональным значением. Считает хорошо до 10. Операцию сравнения производит очень хорошо, так как высокий уровень логического мышления. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок самостоятельно. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, т.к. высокий уровень проблемного мышления.  Превосходно понимает причинно-следственные связи, логически объясняет их. Хорошо ориентируется в пространстве. Иногда обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Высокая целенаправленность, сформирована функции самоконтроля. 

  Личностные особенности:

       Игровая деятельность стереотипная, но не всегда, в совместной игре со сверстниками   мальчик играет с удовольствием, но не долго, иногда возникают конфликты, так как проявляет склонность к доминированию, излишне требователен, непостоянен; имеется склонность к раннему речевому фантазированию. Михаил отдает предпочтение изобразительной деятельности с использованием традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры, игры для развития мелкой моторики, часто рассматривает иллюстрации в книгах и альбомах.  

     Мальчик   организован, доброжелателен, трудолюбив, обязанности и поручения всегда выполнят охотно, усидчив.   Наиболее ярко выраженные черты характера: любознательность, вежливость, трудолюбие.  

      Эмоционально-волевая сфера развита хорошо. Мальчик иногда бывает тревожен, самокритичен, обидчив, агрессивен. Он редко дерется с другими детьми и обижает их; у Миши ярко выражены лидерские качества. Мальчик слабо понимает эмоциональное состояние другого человека, но в тоже время   ему присуще позитивное отношение к чужим успехам.

      Речь у Миши громкая, на вопросы отвечает полным предложением, большой словарный запас, быстрое усвоение литературных оборотов речи, склонность к раннему речевому фантазированию.  

      Мишу можно отнести к группе «условно одарённых» детей», так как он проявляет сбалансированность проявлений импульсивности и рефлективности, экстропунитивности и интропунитивности, высокий уровень пластичности и экстравертности. Ребенок эмотивен, иногда бывает тревожен, склонен к протестному поведению.      Мальчик проявляет склонность к    художественной   деятельности, много и увлечено  хорошо рисует , используя различный материал для творчества, вносит необычные элементы в свой рисунок, пытается украсить его нетрадиционными материалами,  пытается подсказать и помочь другим детям рисовать, объясняя как нужно нарисовать   Работы ребенка отличает правильная композиция и цвет его рисунков, а  композиция рисунков  отличается оригинальность и привлекательность линий. У него развита усидчивость, склонность к мелкой кропотливой работе.    

Результаты мониторинга         

  По результатам мониторинга отмечен успешный уровень овладения общеобразовательной программой, в тоже время отмечается, что ребенок имеет  высокий  объем знаний по многим  разделам программы. Отмечен устойчивый интерес, активность, самостоятельность к изобразительной деятельности, быстрое вхождение в воображаемую ситуацию, радость от создания новых творческих работ. Использует разнообразие цветов и оттенков для создания выразительного образа; рисует аккуратно, не выходя за контуры, создаёт узоры, ритмично располагая элементы; правильно передаёт в рисунке форму, строение предметов, расположение и соотношение частей по величине и в пространстве, владеет некоторыми навыками нетрадиционных техник рисования;  

 

Проблемные области развития

При всех положительных характеристиках по результатам мониторинга, выявлена следующая проблема: мальчик мало использует нетрадиционные методы  и техники  рисования,   редко применяет их  творческой деятельности.

Задачи

  • Сформировать у ребёнка устойчивый интерес к подбору и использованию нетрадиционных техник в рисовании
  • Продолжать развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.
  • Формировать умение находить новые ресурсы изображения к нетрадиционным техникам;
  • Работать над   умением создавать творческую коллективную работу.

Рекомендации родителям

  • Консультация с родителями на тему «Что такое нетрадиционные методы и техники рисования?», «Рисуем вместе!», «Развиваем творческие способности»
  • Подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования,с целью развития кругозора родителей по данной теме.
  • Создать условия дома для самостоятельного рисования (например «Уголок художника»). Приобрести различные   материалы для самостоятельной творческой художественной деятельности, собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств, поощрять и стимулировать желание заниматься изобразительной деятельностью.
  • Посещать выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей
  • Принимать активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ детей   на городском, региональном, всероссийском, международном уровня
  • Подготовить портфолио ребенка.

 

          Программная карта деятельности по индивидуальному маршруту

Общеобразовательные области

В чем проявляется интерес к данной деятельности

Направление расширения образовательного интереса ребенка

Участие в общем проекте группы

Создание условий для работы по ИМР в семье

Познавательное развитие

 Интересуется материалами по изобразительной деятельности и способами их использования.

 Проявляет устойчивый интерес к нетрадиционным методам рисования.  

 Использовать разные формы работы, с использованием нетрадиционных средств и методов,  через которые можно развивать художественные способности

  Исследовательская деятельность: «Откуда пришли нетрадиционные техники в рисовании?» Формулирование вариантов гипотез: Зачем человеку нетрадиционные техники рисования? Какими станут рисунки без нетрадиционных техник?  

Приобрести различные   материалы для творческой художественной - деятельности,  собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств

Социально-коммуникативное развитие

Иногда в с/р игре использует поделки сделанные самим показывает другим детям способы и методы использования нетрадиционных форм рисования.

Формирование умения договариваться в процессе выполнения коллективной работы, с использованием нетрадиционных средств и методов рисования.

В ходе проекта предложить рассказать детям полученные знания о том, откуда взялись нетрадиционные техники в рисовании?   Зачем человеку нетрадиционные техники рисования?  

 Предложить вместе с родителями  посетить выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей

 Принимать   активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ на городском, региональном  всероссийском, международном уровнях  

Речевое развитие

Любит волшебные сказки рассказы, связанные с жизнью известных людей, с разными профессиями людей. Склонен к словотворчеству и сочинительству историй.

Создание библиотечки личных сочинений, историй ребенка.

 Подобрать иллюстрированную литературу, сказки по художественному творчеству.

 Создать художественные альбомы с творческими работами ребенка, с использованием нетрадиционных методов и техник рисования.

Совместно с детьми подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования.

Обсуждать с ребенком наиболее интересующие его вопросы, замыслы, связанные с его творчеством.

Беседы о прочитанных рассказах, сказках, историй из жизни известных людей.

Беседы о использовании в интерьере детских работ.

Художественно-эстетическое развитие

  • Проявляет склонность к    художественной   деятельности, хорошо рисует, используя различный материал для творчества, вносит   необычные элементы в свой рисунок, пытается украсить его нетрадиционными материалами .  

Обучение     использования   нетрадиционные методов и техник   рисования применение их в творческой деятельности, развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.

   

Сбор разнообразных материалов   для нетрадиционных методов изо. деятельности.  

Рефлексия на тему, какие техники рисования нравятся и не нравятся.

Создать условия для хранения детских творческих работ с использованием нетрадиционных материалов для рисования.

Осуществлять подготовку к персональным выставкам.

Посетить художественную школу.

Физическое развитие

Особый интерес к подвижным играм, физкультурным минуткам.

Использование разных вариантов подвижных игр. Привлечь ребенка к придумыванию самостоятельных подвижных игр.

Привлечь детей к совместно-придуманным вариантам подвижных игр.

Привлечь родителей к совместным подвижным играм с ребенком дома.

                                       

                       

    Ресурсная карта среды  и образовательного пространства

          Виды

ресурсов

кем

применяются

Информационные ресурсы

Технологические ресурсы

Способы деятельности и качества, формируемые данной технологией

Предметно-развивающаяся среда

Социально-коммуникативные ресурсы

Ребенок - тьютерант

1.Книги и аудио -литература  о художниках, использующих нетрадиционные способы и материалы рисования.

2.Иллюстрированная литература, сказки по художественному творчеству, художественные альбомы с творческими работами детей.

3 .Энциклопедия для детей.

4.Интернет ресурсы

1.Технология смешивания нетрадиционных материалов

2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы

3.Технология исследовательского действия.

4.  ТРИЗ-РТВ-технология

5.Рефлексия.

1.Закрепление последовательности действий для использования нетрадиционных средств и методов рисования

2.Освоение приемов использования нетрадиционных материалов и средств   рисования

3.Систематизация полученных знаний об использовании нетрадиционных средств и методов рисования

4.Умение находить ресурсы изобразительной деятельности для создания творческой работы

5.Умение видеть удачные и проблемные стороны своей творческой работы, дать им оценку.

1.Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные

2.Набор разных по качеству природных материалов, для создания творческой работы

3.Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать

4.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавники, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д.

1. Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества.

2.Выставочный зал краеведческого музея г. Тольятти.

3.Муниципальное учреждение культуры г.о. Тольятти «Детская картинная галерея».

4.Презентация продуктов детского творчества на конкурсах, перед сверстниками и родителями.

5.Участие в выставке между ДОО детских рисунков с использованием нетрадиционных средств и методов.

6.Обучение детей своей группы и младших по возрасту использованию нетрадиционных средств и методов рисования.

Тьютор-воспитатель

1.Комарова Н.В

«Теория и методика изобразительной деятельности в ДОО»

Учебное пособие для педагога.

2.Т.Дектярева «Умные поделки».

3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем»

4.Интернет – ресурсы.

5.В.Г.Богин «Обучение рефлексии как способу формирования творческой личности».

1.Технология смешивания нетрадиционных материалов.

2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы.

3.Технология исследовательского действия.

4 ТРИЗ-РТВ - технология

5.Рефлексия

1.Доступное для дошкольников изложение последовательности действий использования нетрадиционных средств и методов рисования.

2. Показ, объяснение приемов использования нетрадиционных методов рисования.

3.Систематизация знаний детей по использованию нетрадиционных средств рисования.

4.Использование алгоритма исследовательского действия, для выбора нетрадиц-х средств и методов рисования.

5.Формирование начальных представлений о мотивации, системе ценностей, самостоятельности, использование самоанализа.

1 Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные.

2. Набор разных по качеству и структуре природных материалов, для создания творческой работы.    

3.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавник

и, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д.

Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать.

1.Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества.

2.Анализ работы по ИМР и обмен опытом с коллегами на педсовете, представление продуктов детского творчества на родительских собраниях.

3.Обмен опытом с помощью участий в конкурсах, в том числе и через интернет - конкурсы.

4.Обмен мнениями с родителями ребенка о результатах нашей работы.

Родители

1.Г.Е.Акимова «Изобразительное творчество детей» 2.Т.Дектярева «Умные поделки».

3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем»

4.Интернет-ресурсы

1.Технология украшения интерьера поделками ребенка.

2.Рефлексия.

3.Трудовые поручения.

1.Определение вместе с ребенком места для «Уголка художника» и средств в нем.

2.Позитивная оценка деятельности ребенка.

3.Учить пользоваться разными методиками по использованию нетрадиционных методов рисования.

4.Поощерение за успешную работу как дома, так и в группе.

1.Фото для портфолио,

поощрения, лакомства.

2.Место для хранения работ ребенка, секционные ящики, полки и т.п.

3.Материалы для уборки.

1.Оценка результатов работы по ИМР через анкету на родительском собрании.

2.Обмен опытом развития детских интересов в семье.

3.Поощерение за умение пользоваться нетрадиционными средствами в рисовании.

               

Календарный план и анализ работы по сопровождению индивидуального маршрута развития ребенка

Дата

Образовательная область

План работы по ИМР

 Анализ работы по ИМР

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Рече6вое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

 

                                         Анализ работы за год по индивидуальному маршруту развития ребенка

п/п

Вопрос

 Ответ

1.

В каких образовательных областях было достигнуто  за отчетный период работы по ИМР  существенное расширение знаний у ребенка?

2.

К каким видам деятельности проявился устойчивый интерес у ребенка в ходе работы по ИМР?

3.

Какие результаты исследовательской деятельности  у ребенка (вновь открытые знания, практические продукты, коллекции) были достигнуты?

4.

Где и в каких формах осуществлялись достижений  ребенка?

5.

Какая степень участия членов семьи в реализации индивидуального маршрута развития ребенка ?

6.

Какие интегрированные качества ребенка стали наиболее очевидны  в процессе работы по ИМР?

7.

Испытывает ли ребенок потребность в дальнейшем взаимодействии с тьютором и  в каких образовательных областях?

8.

В каких новых социальных контактах учавствовал ребенок?

9.

Оценка родителями качества  работы тьютора

Литература.

1.   Белова Е. С.   Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.

2.  Богоявленская  Д. Б.   Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002

3   Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.

5.   Железнова С. В.  «Рабочая тетрадь тьютора» (Методическое пособие опыта работы д/с№122 АНО ДО ЛАДА  «Планета детства ЛАДА»)-  г.Тольятти 2012 г.

6.   Железнова С. В.,  Фалькова Т.А., Валиева И.В. «Гендорное воспитание дошкольников в условиях детского сада» г.Тольятти, 2008 г

7.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002

8.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

9. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.

10. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999

11. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

12. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа. Курсы повышения квалификации. Реализация индивидуального маршрута. ГБОУ 1527 "Сказка"

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это подбор моделей и технологий обучения, которые позволяют обеспечить каждому ребенку свою траекторию развития. Образование становится индив...

Проектирование и реализация индивидуальных маршрутов успешности

Работа опорной площадки.Итоги проделанной работы. Участники опорной площадки знакомятся с формами проведения диагностики,  созданием интерактивных карт развития детей....

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников

  ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...