Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития "условного-одаренного " ребенка.
материал по коррекционной педагогике на тему
Составление индивидуального маршрута развития "Условно- одаренного ребенка" , а также ведение дневника наблюдений за реализацией данного маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития
Фамилия, имя ребёнка – Миша Е.
Дата рождения – 18.10.2009 г.
№ группы – средняя «Б»
ДОУ - МБУ д/ №49 «Веселые нотки»
Воспитатель - Тьютор: - Тришина Ю. Ю.
Начат: …….. Окончен:…………..
Карта выявления склонности ребенка к интересующим видам самостоятельной деятельности
Дата наб- людения | Выбор предпочтительной деятельности ребенком и время включенности в нее | ||||||||
Настольно-печатные, речевые, игры | Шашки, шахматы | Конструкторы любых видов | Сюжетно-ролевые игры | Изобразительная деятельность традиционными и нетрадиционных материалами | Использование бросовых материалов и технических инструментов | Театр, музыка, танцы. | Исследовательская деятельность | Спортив- ные подвижные игры | |
03.11. | _ | _ | 10 мин. утро собирал машину из деревянного конструктора | 10мин после полдника был папой в сюжетно-ролевой игре «Семья» | 25 мин. вечер рисовал гуашью машину спец. Назначена (пожарную машину) | _ | _ | Проявлял интерес - почему цветы зеленые. | На прогулке был ведущим в подвижной игре. |
06.11 | 15 мин. утром Игра «Найди пару» | _ | _ | _ | 10 мин. Утро. Закрашивал Узоры дымковской росписи по образцу. | 15 мин. вечер поделка из шишек и пластилина «Медвежонок» | _ | _ | На вечерней прогулке проводил подвижную игру |
10.11 | 10 мин. после полдника Игра «Собери в корзину» | _ | 15 мин утро. Из большого конструктора собирал самолет | _ | 15 мин утро Рисовал восковыми мелками Домашних животных. | _ | 10мин. вечер был зайцем в сказке «Теремок» | На прогулке проявлял интерес к теме «Цвет неба – он какой» | _ |
12.11 | _ | _ | _ | 15 мин. утро играл в водителя автобуса | 15 мин. после полдника гуашью рисовал «Осень» | 10 мин утро лепил из пластилина «Яблоки» | _ | Проявлял интерес к разным видам красок «Чем гуашь отличает-ся от акварели | На прогулке был ведущим в игре |
17.11 | 10 мин утро Лото «Транспорт» | _ | _ | 15 мин. вечер был врачом | 15 мин. утро раскрашивал карандашами «Животных» в раскраске | _ | _ | _ | _ |
Анализ информации по карте
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Наиболее часто выбираемые ребенком виды деятельности, материалы и пособия самостоятельно? | Изобразительной деятельность традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры. |
2 | Наименее востребованные ребенком игры, пособия и материалы по собственной инициативе | Шашки, шахматы, театр, музыка, танцы. |
3. | На какие темы в интересующей деятельности чаще всего задает вопросы ребенок? | Вопросы в изобразительной деятельности «Почему таким цветом…? Каким еще бывает цветом…?» |
4. | Каким видом деятельности ребенок способен заниматься наиболее длительное время? | Рисование, изготовление поделок, настольно-печатные игры, двигательные игры. |
5. | Виды деятельности к которым ребенок в течении наблюдаемого периода не проявил интереса? | Музыка, танцы, шахматы, шашки. |
Вывод | ||
1.Какие направления деятельности наиболее и наименее интересны ребенку и почему? 2.Совпадает ли это с характеристиками его гендерного типа? 3.Успешен ли он в этих видах деятельности? 4.Замечает ли ребенок обновление предметно- развивающейся среды ? 5. Умеет ли ребенок пользоваться предметами и атрибутами, творчески преобразовывая их по собственному замыслу? 6.Проявлеет ли любознательность, творческий интерес в интересующих его областях. | Наиболее интересны: Изобразительная деятельность, конструктивная, познавательно - исследовательская, двигательная деятельность, так как у ребенка высокий уровень логического и проблемного мышления, склонность к обобщению, хорошо развита память, внимание, воображение, высокие моторно-двигательные способности, лидерские качества. Наименее интересны: Музыка, танцы, так как ребенок склонен к протестному поведению, высокая требовательность как к себе, так и к другим присутствует, высокомерие, склонность высмеивать результаты других. Совпадает с характеристиками гендерного типа. Успешен во многих видах деятельности, т. к.высокий уровень развития способностей. Замечает малейшие изменения в предметно-развивающей среде, т. к у ребенка отличная память, повышенная концентрация внимания. Легко преобразовывает предметы и атрибуты в необходимые именно ему в какой-либо деятельности, так как у ребенка развито воображение и логическое мышление. Проявляет любознательность и творческие способности в интересующих его видах деятельности, легко переключается, так как имеет яркие андрогинные проявления. |
Индивидуальный маршрут развития ребенка
1. Фамилия, имя ребёнка – Миша Е..
2. Дата рождения – 18.10.2009г.р
3. № группы - средняя гр.»Б»
4. Направление одарённости – художественные способности
5. Гендерный тип – «Условно одаренный»»
6. Воспитатель – тьютор – Тришина Юлия Юрьевна
Цель разработки индивидуального маршрута :
Создание условий для расширения кругозора, формирования технических навыков, умение видеть ресурсы в области художественно - эстетической деятельности, интересующей Мишу, а именно: рисование в нетрадиционных техниках
Личностный портрет ребенка:
Основные особенности развития ребенка
Михаил посещает МБУ д /с №49 «Веселые нотки» с 01.01. 2011 года, зачислен переводом с МБУ д/с №162 «Олимпия» Комсомольского района г. Тольятти Самарской обл.. В данной группе мальчик воспитывается второй год. Адаптационный период в МБУ д/с №49 «Веселые нотки» у Михаила прошел с небольшими трудностями: мальчик иногда плакал, капризничал. По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка опережает возрастные особенности
Психофизиологические особенности :
Физическое развитие у ребенка в норме, соответствует возрастным особенностям, успешен в двигательной активности. Тонкая моторика развита нормально, но иногда затруднено произвольные действия (застегнуть пуговицы, завязать шнурки), мальчик тревожен, склонен к протестному поведению, работает в основном правой рукой. Плохо ест, трудно засыпает, иногда бывает недоволен окружающими.
Особенности развития познавательной сферы:
- Повышенная концентрация внимание – быстрое переключение, ребенок андрогинен.
- восприятие – раннее различение цветов, оттенков, формы ( 2 года), выраженная избирательность к еде. Выраженный интерес к знаку, букве, цифре, форме и цвету, в творческой деятельности, в частности к рисованию как традиционными материалами, так и нетрадиционными материалами.
- Отличная память, преобладает зрительная память, непроизвольное запоминание, сохранение информации длительное время.
- Хорошо развито наглядно-действенное, наглядно-образное мышление: соотносит и обобщает предметы с их функциональным значением. Считает хорошо до 10. Операцию сравнения производит очень хорошо, так как высокий уровень логического мышления. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок самостоятельно. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, т.к. высокий уровень проблемного мышления. Превосходно понимает причинно-следственные связи, логически объясняет их. Хорошо ориентируется в пространстве. Иногда обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Высокая целенаправленность, сформирована функции самоконтроля.
Личностные особенности:
Игровая деятельность стереотипная, но не всегда, в совместной игре со сверстниками мальчик играет с удовольствием, но не долго, иногда возникают конфликты, так как проявляет склонность к доминированию, излишне требователен, непостоянен; имеется склонность к раннему речевому фантазированию. Михаил отдает предпочтение изобразительной деятельности с использованием традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры, игры для развития мелкой моторики, часто рассматривает иллюстрации в книгах и альбомах.
Мальчик организован, доброжелателен, трудолюбив, обязанности и поручения всегда выполнят охотно, усидчив. Наиболее ярко выраженные черты характера: любознательность, вежливость, трудолюбие.
Эмоционально-волевая сфера развита хорошо. Мальчик иногда бывает тревожен, самокритичен, обидчив, агрессивен. Он редко дерется с другими детьми и обижает их; у Миши ярко выражены лидерские качества. Мальчик слабо понимает эмоциональное состояние другого человека, но в тоже время ему присуще позитивное отношение к чужим успехам.
Речь у Миши громкая, на вопросы отвечает полным предложением, большой словарный запас, быстрое усвоение литературных оборотов речи, склонность к раннему речевому фантазированию.
Мишу можно отнести к группе «условно одарённых» детей», так как он проявляет сбалансированность проявлений импульсивности и рефлективности, экстропунитивности и интропунитивности, высокий уровень пластичности и экстравертности. Ребенок эмотивен, иногда бывает тревожен, склонен к протестному поведению. Мальчик проявляет склонность к художественной деятельности, много и увлечено хорошо рисует , используя различный материал для творчества, вносит необычные элементы в свой рисунок, пытается украсить его нетрадиционными материалами, пытается подсказать и помочь другим детям рисовать, объясняя как нужно нарисовать Работы ребенка отличает правильная композиция и цвет его рисунков, а композиция рисунков отличается оригинальность и привлекательность линий. У него развита усидчивость, склонность к мелкой кропотливой работе.
Результаты мониторинга
По результатам мониторинга отмечен успешный уровень овладения общеобразовательной программой, в тоже время отмечается, что ребенок имеет высокий объем знаний по многим разделам программы. Отмечен устойчивый интерес, активность, самостоятельность к изобразительной деятельности, быстрое вхождение в воображаемую ситуацию, радость от создания новых творческих работ. Использует разнообразие цветов и оттенков для создания выразительного образа; рисует аккуратно, не выходя за контуры, создаёт узоры, ритмично располагая элементы; правильно передаёт в рисунке форму, строение предметов, расположение и соотношение частей по величине и в пространстве, владеет некоторыми навыками нетрадиционных техник рисования;
Проблемные области развития
При всех положительных характеристиках по результатам мониторинга, выявлена следующая проблема: мальчик мало использует нетрадиционные методы и техники рисования, редко применяет их творческой деятельности.
Задачи
- Сформировать у ребёнка устойчивый интерес к подбору и использованию нетрадиционных техник в рисовании
- Продолжать развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.
- Формировать умение находить новые ресурсы изображения к нетрадиционным техникам;
- Работать над умением создавать творческую коллективную работу.
Рекомендации родителям
- Консультация с родителями на тему «Что такое нетрадиционные методы и техники рисования?», «Рисуем вместе!», «Развиваем творческие способности»
- Подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования,с целью развития кругозора родителей по данной теме.
- Создать условия дома для самостоятельного рисования (например «Уголок художника»). Приобрести различные материалы для самостоятельной творческой художественной деятельности, собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств, поощрять и стимулировать желание заниматься изобразительной деятельностью.
- Посещать выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей
- Принимать активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ детей на городском, региональном, всероссийском, международном уровня
- Подготовить портфолио ребенка.
Программная карта деятельности по индивидуальному маршруту
Общеобразовательные области | В чем проявляется интерес к данной деятельности | Направление расширения образовательного интереса ребенка | Участие в общем проекте группы | Создание условий для работы по ИМР в семье |
Познавательное развитие | Интересуется материалами по изобразительной деятельности и способами их использования. Проявляет устойчивый интерес к нетрадиционным методам рисования. | Использовать разные формы работы, с использованием нетрадиционных средств и методов, через которые можно развивать художественные способности | Исследовательская деятельность: «Откуда пришли нетрадиционные техники в рисовании?» Формулирование вариантов гипотез: Зачем человеку нетрадиционные техники рисования? Какими станут рисунки без нетрадиционных техник? | Приобрести различные материалы для творческой художественной - деятельности, собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств |
Социально-коммуникативное развитие | Иногда в с/р игре использует поделки сделанные самим показывает другим детям способы и методы использования нетрадиционных форм рисования. | Формирование умения договариваться в процессе выполнения коллективной работы, с использованием нетрадиционных средств и методов рисования. | В ходе проекта предложить рассказать детям полученные знания о том, откуда взялись нетрадиционные техники в рисовании? Зачем человеку нетрадиционные техники рисования? | Предложить вместе с родителями посетить выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей Принимать активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ на городском, региональном всероссийском, международном уровнях |
Речевое развитие | Любит волшебные сказки рассказы, связанные с жизнью известных людей, с разными профессиями людей. Склонен к словотворчеству и сочинительству историй. | Создание библиотечки личных сочинений, историй ребенка. Подобрать иллюстрированную литературу, сказки по художественному творчеству. Создать художественные альбомы с творческими работами ребенка, с использованием нетрадиционных методов и техник рисования. | Совместно с детьми подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования. | Обсуждать с ребенком наиболее интересующие его вопросы, замыслы, связанные с его творчеством. Беседы о прочитанных рассказах, сказках, историй из жизни известных людей. Беседы о использовании в интерьере детских работ. |
Художественно-эстетическое развитие |
| Обучение использования нетрадиционные методов и техник рисования применение их в творческой деятельности, развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.
| Сбор разнообразных материалов для нетрадиционных методов изо. деятельности. Рефлексия на тему, какие техники рисования нравятся и не нравятся. | Создать условия для хранения детских творческих работ с использованием нетрадиционных материалов для рисования. Осуществлять подготовку к персональным выставкам. Посетить художественную школу. |
Физическое развитие | Особый интерес к подвижным играм, физкультурным минуткам. | Использование разных вариантов подвижных игр. Привлечь ребенка к придумыванию самостоятельных подвижных игр. | Привлечь детей к совместно-придуманным вариантам подвижных игр. | Привлечь родителей к совместным подвижным играм с ребенком дома. |
Ресурсная карта среды и образовательного пространства
Виды ресурсов кем применяются | Информационные ресурсы | Технологические ресурсы | Способы деятельности и качества, формируемые данной технологией | Предметно-развивающаяся среда | Социально-коммуникативные ресурсы |
Ребенок - тьютерант | 1.Книги и аудио -литература о художниках, использующих нетрадиционные способы и материалы рисования. 2.Иллюстрированная литература, сказки по художественному творчеству, художественные альбомы с творческими работами детей. 3 .Энциклопедия для детей. 4.Интернет ресурсы | 1.Технология смешивания нетрадиционных материалов 2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы 3.Технология исследовательского действия. 4. ТРИЗ-РТВ-технология 5.Рефлексия. | 1.Закрепление последовательности действий для использования нетрадиционных средств и методов рисования 2.Освоение приемов использования нетрадиционных материалов и средств рисования 3.Систематизация полученных знаний об использовании нетрадиционных средств и методов рисования 4.Умение находить ресурсы изобразительной деятельности для создания творческой работы 5.Умение видеть удачные и проблемные стороны своей творческой работы, дать им оценку. | 1.Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные 2.Набор разных по качеству природных материалов, для создания творческой работы 3.Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать 4.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавники, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д. | 1. Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества. 2.Выставочный зал краеведческого музея г. Тольятти. 3.Муниципальное учреждение культуры г.о. Тольятти «Детская картинная галерея». 4.Презентация продуктов детского творчества на конкурсах, перед сверстниками и родителями. 5.Участие в выставке между ДОО детских рисунков с использованием нетрадиционных средств и методов. 6.Обучение детей своей группы и младших по возрасту использованию нетрадиционных средств и методов рисования. |
Тьютор-воспитатель | 1.Комарова Н.В «Теория и методика изобразительной деятельности в ДОО» Учебное пособие для педагога. 2.Т.Дектярева «Умные поделки». 3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем» 4.Интернет – ресурсы. 5.В.Г.Богин «Обучение рефлексии как способу формирования творческой личности». | 1.Технология смешивания нетрадиционных материалов. 2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы. 3.Технология исследовательского действия. 4 ТРИЗ-РТВ - технология 5.Рефлексия | 1.Доступное для дошкольников изложение последовательности действий использования нетрадиционных средств и методов рисования. 2. Показ, объяснение приемов использования нетрадиционных методов рисования. 3.Систематизация знаний детей по использованию нетрадиционных средств рисования. 4.Использование алгоритма исследовательского действия, для выбора нетрадиц-х средств и методов рисования. 5.Формирование начальных представлений о мотивации, системе ценностей, самостоятельности, использование самоанализа. | 1 Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные. 2. Набор разных по качеству и структуре природных материалов, для создания творческой работы. 3.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавник и, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д. Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать. | 1.Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества. 2.Анализ работы по ИМР и обмен опытом с коллегами на педсовете, представление продуктов детского творчества на родительских собраниях. 3.Обмен опытом с помощью участий в конкурсах, в том числе и через интернет - конкурсы. 4.Обмен мнениями с родителями ребенка о результатах нашей работы. |
Родители | 1.Г.Е.Акимова «Изобразительное творчество детей» 2.Т.Дектярева «Умные поделки». 3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем» 4.Интернет-ресурсы | 1.Технология украшения интерьера поделками ребенка. 2.Рефлексия. 3.Трудовые поручения. | 1.Определение вместе с ребенком места для «Уголка художника» и средств в нем. 2.Позитивная оценка деятельности ребенка. 3.Учить пользоваться разными методиками по использованию нетрадиционных методов рисования. 4.Поощерение за успешную работу как дома, так и в группе. | 1.Фото для портфолио, поощрения, лакомства. 2.Место для хранения работ ребенка, секционные ящики, полки и т.п. 3.Материалы для уборки. | 1.Оценка результатов работы по ИМР через анкету на родительском собрании. 2.Обмен опытом развития детских интересов в семье. 3.Поощерение за умение пользоваться нетрадиционными средствами в рисовании. |
Календарный план и анализ работы по сопровождению индивидуального маршрута развития ребенка
Дата | Образовательная область | План работы по ИМР | Анализ работы по ИМР |
Познавательное развитие | |||
Социально-коммуникативное развитие | |||
Рече6вое развитие | |||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Физическое развитие |
Анализ работы за год по индивидуальному маршруту развития ребенка
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | В каких образовательных областях было достигнуто за отчетный период работы по ИМР существенное расширение знаний у ребенка? | |
2. | К каким видам деятельности проявился устойчивый интерес у ребенка в ходе работы по ИМР? | |
3. | Какие результаты исследовательской деятельности у ребенка (вновь открытые знания, практические продукты, коллекции) были достигнуты? | |
4. | Где и в каких формах осуществлялись достижений ребенка? | |
5. | Какая степень участия членов семьи в реализации индивидуального маршрута развития ребенка ? | |
6. | Какие интегрированные качества ребенка стали наиболее очевидны в процессе работы по ИМР? | |
7. | Испытывает ли ребенок потребность в дальнейшем взаимодействии с тьютором и в каких образовательных областях? | |
8. | В каких новых социальных контактах учавствовал ребенок? | |
9. | Оценка родителями качества работы тьютора |
Литература.
1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002
3 Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
5. Железнова С. В. «Рабочая тетрадь тьютора» (Методическое пособие опыта работы д/с№122 АНО ДО ЛАДА «Планета детства ЛАДА»)- г.Тольятти 2012 г.
6. Железнова С. В., Фалькова Т.А., Валиева И.В. «Гендорное воспитание дошкольников в условиях детского сада» г.Тольятти, 2008 г
7.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002
8.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
9. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.
10. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999
11. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
12. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная работа. Курсы повышения квалификации. Реализация индивидуального маршрута. ГБОУ 1527 "Сказка"
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это подбор моделей и технологий обучения, которые позволяют обеспечить каждому ребенку свою траекторию развития. Образование становится индив...
Проектирование и реализация индивидуальных маршрутов успешности
Работа опорной площадки.Итоги проделанной работы. Участники опорной площадки знакомятся с формами проведения диагностики, созданием интерактивных карт развития детей....
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников
ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...