Карта одаренного ребенка
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Карта одаренного ребенка
1.ФИО ребенка.
2.Возраст ребенка (год, месяц).
3.Сведения о родителях.
4.Результаты психологической диагностики
5.Результаты педагогической диагностики
6.Область одаренности
7.Признаки одаренности
8.Диагностика одаренности
9.Выводы и рекомендации
10.Определение целей и задач индивидуального образовательного маршрута
11.Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса.
12.Определение функций и содержания работы каждого субъекта индивидуального образовательного маршрута.
13.Мониторинг
ЭКСПРЕСС-АНЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
(для воспитателя)
Анкету заполнил:______________________________________________________
Группа:
№ | Вопросы | Ответы | |
1 | Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? | ||
2 | В чем проявляется одаренность ребенка? | Ф.И. ребенка | Проявления одаренности |
3 | Какое поведение у этих детей | Ф.И.ребенка | В нескольких словах о поведении каждого ребенка |
4 | Взаимоотношения детей со сверстниками | Ф.и. ребенка | Как сложились отношения с остальными детьми |
5 | Есть ли трудности в работе с этими детьми? | ||
6 | Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным? |
Инструкция по работе с картой диагностики и развития детей
1. Карта служит ориентиром в достижении основных результатов в процессе непрерывного выявления и развития задатков и склонностей детей.
Цель ведения карты – накопление в одном документе систематизированных данных об индивидуальных особенностях развития ребенка, начиная с выявления задатков и заканчивая индивидуальным планом развития и условиями его реализации вне зависимости от вида учреждения и используемых программ.
Карта предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые ее заполняют в течение учебного года, используя для этого организованное сравнительное наблюдение за успехами детей в ходе выполнения специальных занятий.
2. В карте выделяются направления развития ребенка в соответствие с видами одаренности. Каждое направление имеет подробную характеристику по основным задаткам и соответствует возрастным признакам ребенка.
Индивидуальные особенности проявления задатков ребенка оцениваются по десяти отобранным направлениям деятельности: интеллектуальное, логико-математическое, творческого мышления, естественно-техническое, лингвистическо-филологическое, театрально-артистическое, музыкально-исполнительское, двигательно-спортивное, художественно-изобразительное, лидерско-коммуникационное.
3. Карта диагностики и развития оформляется на ребенка по желанию родителей после подписания ими согласия на обработку персональных данных.
Необходимость оформления индивидуальной карты обусловлена тем, что нередко с ребенком работают разные педагоги: воспитатели, педагоги-предметники, педагог-психолог, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования. Каждому педагогу приходится собирать все данные заново.
Карта диагностики и развития помогает систематизировать и упорядочить процесс выявления и развития выявленных задатков каждого ребенка, а также наладить должное взаимодействие между всеми специалистами, участвующими в процессе воспитания ребенка, и родителями.
4. Заполнение «Индивидуальной карты одаренности ребенка».
На первом этапе фиксируются основные данные о ребенке и его родителях. В заполнение Карты включены и родители ребенка.
От них получают не только краткие сведения о признанных семьей и обществом достижениях родственников ребенка, в том числе не прямых (дяди, тети, двоюродные и далее родственники), но и обнаруженные ими задатки и склонности ребенка – в специальной графе.
Изучение (с согласия родственников) наследственных предпосылок ребенка по исследуемым направлениям деятельности дает важную информацию о возможных наследственных задатках ребенка.
5. Индивидуальная карта диагностики и развития представляет собой брошюру формата А4, 32 стр.) и включает 10 основных блоков по направлениям деятельности. Каждое направление представляет собой двухстраничный разворот, включающий как таблицу диагностики возможного проявления ребенком определенных склонностей, так и разделы отметки педагогом и родителями даты выявления задатка, рекомендаций по его индивидуальному развитию.
Программа предполагает диагностирование задатков ребенка в разных возрастных группах дошкольного воспитания (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная)
7. В течение полугодия может проводиться несколько сходных занятий, поэтому в одной клетке может быть выставлено две и более отметки (+).Таким образом, в таблицу задатков заносятся результаты ребенка на протяжении всего периода пребывания в учреждении. В процесс диагностики также включены и родители ребенка. Их наблюдения особых задатков ребенка также фиксируются в Карте.
Педагог имеет рабочую тетрадь, в которую в течение дня вносит успехи того или иного ребенка, справившегося с заданием на соответствующих занятиях лучше других. Раз в неделю, на основании зафиксированных данных, заполняются соответствующие разделы карты развития ребенка. Педагоги, заполняющие карты детей, выполняют работу в рамках основного рабочего времени.
8. Динамика развития задатков и успехи в одном или нескольких направлениях деятельности обсуждаются совместно с родителями и другими педагогами, принимающими участие в образовании и воспитании ребенка.
9. В процессе диагностики задатков и последующего оформления блоков карты педагог пользуется в основном методом сравнительного педагогического наблюдения за детьми в процессе проведения занятий, в ходе основной образовательной деятельности, а также сравнивает поведение ребенка в ходе режимных моментов и через изучение результатов продуктивной деятельности воспитанников и учащихся.
10. Карта помогает отслеживать временные изменения в динамическом процессе развития детей, «рассказывает» о его склонностях и особенностях по одному или нескольким направлениям деятельности, что, в свою очередь, позволяет более точно осуществлять индивидуально-ориентированный подход к развитию каждого ребенка. Это значит, что педагоги, а главное, родители могут наглядно проследить динамику в развитии способностей каждого ребенка.
При поступлении выпускников детского сада в школу, администрация ДОО передает их индивидуальные карты директору или завучу по начальной школе для использования в дальнейшей работе. Таким образом, классный руководитель, учителя и руководство школы могут заранее ознакомиться с результатами по выявлению задатков, развитию способностей и первых достижений данного ребенка в ДОО.
11. Далее, при необходимости, педагог, совместно с родителями определяет наиболее оптимальную траекторию последующего личностного развития выявленных задатков и способностей ребенка.
Затем педагоги рекомендуют родителям приступить к специальному развитию выявленных способностей ребенка у лучших специалистов дополнительного образования, возможно с активным использованием информационно-коммуникационных технологий.
12. На основании анализа результатов проведенных исследований родителями и воспитателями в каждой группе образовательной организации составляются списки детей с лучшими задатками-склонностями в одном или нескольких направлениях деятельности. Далее проводится общее сведение собранных данных в итоговые таблицы по всей образовательной организации и осуществляется предварительный анализ результатов, отражающий индивидуальные особенности конкретных ребят всех возрастных групп ДОО.
В такой таблице легко диагностируются все воспитанники, чьи задатки по итогам исследования оказались, в сравнении с другими детьми данной группы, наиболее ярко выраженными по конкретным показателям одной или нескольких групп способностей.
13. План индивидуального развития ребенка с расписанием дополнительных занятий в образовательной организации оформляет педагог-специалист соответствующей области деятельности совместно с воспитателем. Расписание составляется с учетом выполнения обязательных групповых занятий и уроков.
Дополнительные занятия для детей с одинаковыми задатками по направлению деятельности могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Приветствуется организация проведения дополнительных групповых занятий для разновозрастных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности
Презентация к докладу на педсовете...
Одаренному ребенку- одаренный педагог!
Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога. Какие ...
детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
статья на тему детская одаренность...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...
Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»
Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...
Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"
В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...