ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ
проект (старшая, подготовительная группа)

Организация детско-родительских проектов как одна из эффективных форм взаимодействия с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_semi_i_dou.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

      Детский сад и семья составляют для ребёнка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное образовательное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они могут создать оптимальные условия для гармоничного вхождения ребёнка в большой мир.

      Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в образовании и воспитании, которые могут быть достигнуты с помощью скоординированных действий и при условии развития у родителей интереса к образованию и обучению.

      В ФГОС ДО говорится о том, что на сегодняшний день патриотическое воспитание  является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности к народным традициям и обычаям.

      Проблема приобщения дошкольников к культурным традициям русского народа  может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи. Но, к сожалению, современные  семьи не всегда осознают значимость народных традиций в укреплении семьи, необходимость приобщения ребенка к традициям с  детства. В то время как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у ребенка системы ценностей, образа семьи.  В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие детского сада с семьей.

      Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к народным традициям выступают:

-установление партнерских отношений педагогов и родителей;

-просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к народным традициям и обычаям;

- разработка совместных проектов, мероприятий детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников патриотических чувств.

      В рамках ФГОС ДО дошкольные группы должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Помимо традиционных форм работы с семьями воспитанников, детский сад активно использует и инновационные формы. Одной из эффективных форм взаимодействия с семьей в нашей группе является организация  детско-родительских проектов.

      Родители, участвуя в реализации таких проектов, являются не только источниками информации, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

      Чтобы дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, был разработан познавательно – творческий проект «Пасхальные чудеса», участниками которого стали воспитатели, дети, музыкальный руководитель, семьи воспитанников.  

Цель проекта: Создание условий для расширения знаний воспитанников об истоках обрядов и традиций народного праздника «Пасха».

Задачи:

         - познакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи;

- развивать интерес к русской национальной культуре;

         - воспитывать патриотические чувства к православным традициями              русского народа, к народному творчеству.

      В ходе реализации проекта были проведены беседы: «Что такое Пасха?», «Пасхальное яйцо». Дети познакомились с произведениями  А. Майкова «Вербная неделя», «Христос воскрес!», разучили пальчиковые игры: «Стол пасхальный накрываем», «Поиграем с яичком», поиграли  в  народные  игры «Горелки», «Раскручивание яиц», «Катание яиц».  Детям были предложены дидактические игры  «Сложи картинку пасхального яйца», «Найди пару». Для родителей были подготовлены консультации: «Пасха - радостный и светлый праздник», «Как провести день Пасхи с детьми!».

       Итоговым    мероприятием стал мастер-класс «Пасхальные чудеса», который провели мамы и бабушки воспитанников. Дети познакомились с традициями празднования Пасхи в то время, когда их бабушки и дедушки были детьми. Мамы рассказали о том, какие традиции существуют в их семьях. Во время практической части мастер-класса  дети, разделившись на подгруппы, под руководством гостей  осваивали разные способы украшения пасхальных яиц.   В конце мероприятия была оформлена выставка яиц, украшенных в технике декупаж, стразами и с использованием гофрированной бумаги. Результат не оставил равнодушными  всех участников творческого процесса. Все были рады. Каждый из детей гордился своей работой.

      В заключение следует отметить, что  детско-родительские проекты являются  эффективной формой работы в вопросах патриотического воспитания дошкольников, а также качественно меняют  условия взаимодействия с семьями воспитанников.  

      От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые так много могут и умеют, у которых такие «золотые руки». Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Библиографический список

Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов  детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание.-2005. - № 6. — С. 66–70

Антонова Т. Народный праздник как средство приобщения ребенка- дошкольника к национальной культуре: педагогическая академия /

Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 6. - С. 43-44.

Зацепина М.Б., Мещанинова З.Н., Лисицина О.А. Проведение народных праздников в учреждениях дошкольного образования детей. //Детский досуг. - 2012. - № 2. - С.11- 27.

Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. М., 2005

Микляева Н.В. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н.В. Микляева – К.: Сфера,2013. – 144 с.;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей через приобщение к русским народным традициям

Статья посвящена актуальной современной проблеме - сохранение национальных традиций и установление связей между крестьанской календарно-обрядовой и современной культурами....

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ....

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»

Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования....

Организация взаимодействия с семьями детей групп компенсирующей направленности

Мы привлекаем родителей к активному сотрудничеству, поскольку только в процессе совместной деятельности специалистов и семьи удается максимально помочь ребенку....

План взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР

К области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики относятся: формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенк...

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Русская народная культура"

Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.Задачи:- обобщить знания детей о русской народной культуре и быте;- закреплять умен...