План взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Ольга Валерьевна

К области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики относятся: формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vzaimodeystviya_s_semey.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 346»

План взаимодействия учителя-логопеда

с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР

2020-2021 учебный год

Составила: учитель-логопед Смирнова О.В.

2020 год

   Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только логопеда, медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей (законных представителей).

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

   Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. В исследованиях ряда авторов (Н. Н. Авдеевой, Е. А. Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для построения системы профилактических и коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.

   Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны, и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.

Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка.

2. Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.

3. Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.

4. Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями)

Месяц

Форма работы

Тема

Цель

Сентябрь

Родительское собрание

Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста. Роль семьи в преодолении дефектов речи.

дать характеристику речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста;

познакомить родителей с основными направлениями, методами и формами коррекционного воздействия;

обсудить необходимость совместной работы по преодолению детьми речевых нарушений.

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Речевые игры

познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими коррекции речевых нарушений.

Анкетирование

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

выявить степень компетентности и заинтересованности родителей в речевом развитии детей

Октябрь

Индивидуальные консультации

Результаты диагностики

познакомить родителей с результатами обследования детей и планом индивидуальной работы

Практикум  

(в формате zoom-конференции)

Фонематический слух – основа правильной речи

дать необходимые знания родителям по работе над развитием фонематического слуха ребенка;

познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению фонематических нарушений

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы октября

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем

Ноябрь

Проект

(+практикум в формате zoom-конференции)

Читаем вместе с мамой

дать информацию родителям о книгах, которые нужно читать детям

познакомить родителей с приемами развития интонационной выразительности речи

Консультация

Как организовать занятия с ребенком дома

Познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий логопеда

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы ноября

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем.

Родительское собрание

Домашняя электронная игротека

познакомить родителей с развивающими компьютерными программами и играми

Декабрь

Практикум  

(в формате zoom-конференции)

«Секреты»  заучивания стихотворений  

Расширить знания родителей о методах и приемах   заучивания  наизусть   с  учётом  ведущего вида памяти

закрепить знания родителей о приемах развития интонационной выразительности речи

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы декабря

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем

Январь

Проект

(+практикум в формате zoom-конференции)

Интересная профессия

совместная с родителями подготовка презентаций на тему «Профессии»

знакомство родителей с методикой составления описательного рассказа

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы января

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем

Индивидуальные консультации

по вопросам родителей

информирование о ходе коррекционной работы

Февраль

Игровой практикум

Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий

познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими коррекции речевых нарушений.

Открытые индивидуальные занятия

Говори правильно

познакомить родителей с практическими приемами автоматизации и закрепления поставленных звуков речи.

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы февраля

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем

Март

Проект

(+практикум в формате zoom-конференции)

Мой любимый город

совместная с родителями подготовка презентаций знакомство родителей с методикой составления творческого рассказа

Открытое занятие

в соответствии с тематическим планированием

дать представление родителям о том, чему научились дети за истекший период

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы марта

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем

Апрель

Проект

(+практикум в формате zoom-конференции)

Читаем вместе с мамой

дать информацию родителям о книгах, которые нужно читать детям

познакомить родителей с приемами домашней театрализации

Родительское собрание

Результаты логопедической работы за 2020-2021 уч. год

подвести итоги работы за учебный год

Индивидуальные консультации

по вопросам родителей

информирование о ходе коррекционной работы

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы апреля

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем

Май

Проект

(+практикум в формате zoom-конференции)

Читаем вместе с мамой

дать информацию родителям о книгах, которые нужно читать детям

продолжить знакомство родителей с приемами домашней театрализации

Мастер-класс

Использование сенсорных игр в развитии речи детей

познакомить родителей с рядом сенсорных игр, стимулирующих речевое развитие ребенка

Индивидуальные консультации

по вопросам родителей

дать рекомендации родителям на летний период

Стенд «Логопедические страницы

Полезные материалы по речевому развитию

помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.

Фоторамка

Лексические темы апреля

Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников группы компенсирующей направленности

В аналитической записке предоставленны результаты анкетирования родителей с целью выявления степени удовлитворенности родителями качеством деятельности группы компенсирующей направленности....

Перспективный план взаимодействия воспитателей с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе «Солнышко»на 2018-2019 учебный годЦель: формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников для эффекти...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников группы компенсирующей направленности

Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что воспитатели группы применяют эффективные формы и методы взаимодействия с родителями на основе учета потребностей и интересов участников образовате...

Перспективный план сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» на 2022-2023 учебный год

Перспективный план сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок»на 2022-2023 учебный год...