«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

НЯНИНА АЛЕНА ЮРЬЕВНА

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщение  к русским народным традициям». 

Это тема актуальна тем, что  дошкольный возраст – самый благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщение  к русским народным традициям».

Главной целью моей  работы является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Тематика и содержание моих проектов разнообразна – это фольклорные, православные и календарные праздники, традиции, желания и интересы детей.

Это тема актуальна тем, что  дошкольный возраст – самый благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

У детей недостаточные знания  о народных праздниках, традициях, обычаях. Мало знают стихи, песни, пословицы, поговорки,  считалки, народные и хороводные игры.

В своей работе по духовно-нравственному  воспитанию с детьми я использую различные формы и виды деятельности :

Организованная образовательная деятельность.

Досуги, развлечения.

Экскурсии, прогулки.

Конкурсы, выставки, но самым главным для меня остается эмоциональное воздействие на их чувства.

 Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

Федеральные образовательные стандарты  выдвигают новые требования к вопросам духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников и такая форма, как реализация проекта «Широкая Масленица» для детей дошкольного возраста в полной мере им соответствует. Данный проект  мы рассматриваем, как интеграцию различных образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».  

Поэтому и возникла  идея подготовки и проведения данного проекта под названием  «Широкая Масленица» силами родителей и ребят.

Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника.

Реализация данного проекта позволила решить следующие задачи:

Работая по данной теме удалось достичь:

1. Использования творческого подхода при подготовке детей к празднику «Широкая  Масленица»;

2. Высокого уровня сформированности у дошкольников интереса к русскому национальному фольклору.

    Проект не только помог детям лучше усвоить материал, творчески подойти к подготовке праздника, но и заинтересовал  родителей воспитанников, которые активно участвовали в его реализации.

 Проект «Широкая Масленица»  оказался значимым для всех его участников:

Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения запланированных  мероприятий.

Педагоги продолжили освоение метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который  дал возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители получили новые знания по данной теме, возможность сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания,  и закрепляя их совместно с дошколятами  в ходе выполнения предложенных педагогами  заданий.

Результаты детей

возрождение  интереса к обрядовым русским праздникам;

воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

обогащение духовного мира воспитанников и их родителей;

ориентирование родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

При разработке  проекта «Широкая Масленица» осуществлялось активное взаимодействие специалистов детского сада: музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, педагога-психолога, воспитателей и родителей.

Совместно с педагогами и родителями  в рамках масленичной недели при участии специалистов детского сада мною был разработан цикл мероприятий в соответствии с днями масленичной недели:

Рисование символа Масленицы «Блинчики, смотрите, все на солнышко похожи!»

Изготовление поделок –  обрядовых кукол  на Масленицу, солнечных лучиков «Солнышко весеннее, мы тебя встречаем!»

Презентация кулинарной книги «Семейные секреты», полностью изготовленной руками и силами родителей и детей и ими же презентованной (разрешите представить вам эту кулинарную книгу)

Разучивание фольклорных игр и хороводов «Мы ни сколько не скучаем, в игры весело играем», где активными участниками были родители, бабушки, дедушки

Лепка из соленого теста «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки»

Проводы Масленицы «Блинный пир на весь мир» (развлечение на улице с участием детей, не посещающих дошкольное учреждение)

Совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины-оладьи уплетаем!»

Многолетняя практика сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения (№ 47, 49) и другими социальными объектами (библиотека им. А.Гайдара, дом детского творчества «Росток» и др.) позволяет в полном объеме реализовать педагогические проекты. И говоря о достижениях и успехах, разрешите отметить тот факт, что проекты, реализованные мною, были отмечены на городском уровне: 2015г., городской конкурс «Общественное признание», 2 место в номинации «Читающий город», проект « Новое поколение выбирает чтение».

В заключение своего экспресс-выступления хотелось бы отметить, что моя педагогическая инициатива заключается в том, чтобы дети в процессе игры получили и расширили свои знания о народных праздниках. Могли легко и с удовольствием применять свои знания и умения, искать творческое решение предлагаемых заданий. Любые праздники – это замечательная возможность ненавязчиво, исподволь приобщить ребенка к народному творчеству: песням, играм, танцам, обрядам. Показать всю палитру красочных праздников, привить любовь к своей культуре, своей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ"

laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность...

Парциальная программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры»

Парциальная программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры». Материал для воспитателей, методтстов ДОУ, где описаны цели, ...