Развитие творческих способностей детей через приобщение к русским народным традициям
методическая разработка на тему
Статья посвящена актуальной современной проблеме - сохранение национальных традиций и установление связей между крестьанской календарно-обрядовой и современной культурами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkimi_narodnym_traditsiyami.docx | 477.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей среднего возраста в процессе приобщения их к русским народным традициям»
Знакомство с русскими народными традициями.
Петербург издревле считался Культурной столицей Руси и, чтобы сохранить это название мы должны приобщать детей к национальной культуре. Работа в нашей группе посвящена актуальной современной проблеме – сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно- православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.
Ценность занятий, на наш взгляд, заключается в уникальном объединении традиционного народного опыта и возможности импровизации для современного человека.
Мы хотим правильно и доступно объяснить и показать детям красоту и широту русских праздников и национальных традиций.
А начинать надо знакомство как можно раньше, т.е. с раннего детства.
Раннее детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становление его характера.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка.
Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие:
- Формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства.
- Художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности, под влиянием окружающей среды, у ребенка формируются основы эстетического сознания и художественного вкуса.
Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование художественных специальных потребностей – музыкальных, литературных; способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности; а так же развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения. На наш взгляд все это можно дать ребенку через фольклор.
Уже с момента рождения ребёнок устремлён в будущее. Он будет овладевать культурой взрослого мира, в котором живёт.
Празднично-игровая культура уходит своими корнями в далекое прошлое. Когда игры, которые мы с вами называем традиционными, выполняли функцию специфического образовательного пространства для детей и молодёжи. Это ценнейшее образовательное пространство обеспечивало всестороннее, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе и личного развития.
В современной системе образования игра не должна отходить на задний план.
В обществе, на всех ступенях образования совершается грубейшая антиисторическая ошибка: занятия вытесняют игру. В результате теряется стимул к знанию, творчеству, утрачивается культура производства игрушек и прочих игровых средств. Между тем, работы многих учёных показывают, что игра, в том числе и традиционная, детские игровые праздники с успехом могут обогатить пространство дошкольного и начального школьного образования.
Дошкольник приобщается к традиционной игровой культуре естественнее всего через участие в играх – игрищах вместе с взрослыми.
В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина своей страны.
А.С. Макаренко говорил на своих лекциях: «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Эти качества воспитываются и в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия и без активной деятельности – всегда плохая игра».
Если педагог обладает знаниями традиций праздничной культуры, то он сумеет познакомить с ними детей, привить интерес. С народными праздниками детей следует знакомить на познавательных развлечениях, где педагог рассказывает о празднике и привлекает детей к играм и т.д.
Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она отражает образы жизни, национальные традиции и обычаи.
Игра – часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. По утверждению Ушинского, в игре ребёнок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни…». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания. Он указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребёнка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Ушинский придавал большое значение совместным играм, т.к. в них завязываются первые общественные отношения. Он очень ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребёнка, однако, считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Многие исследователи народных детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых ребёнком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность доктора и т.д. В коллективных играх проявляются общественные чувства дружбы, товарищества. Ребёнку доставляет радость достижения результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха.
В большинстве проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, элементами художественного творчества. А.С. Макаренко писал о радости в игре, как о радости «творчества, радости победы, радости эстетической, радости качества».
Делая вывод из опыта своей работы, и, видя радостные лица детей, как они смеются и как стараются всё сделать, чтобы порадовать воспитателей и родителей. Рассуждать после этого об актуальности поведения фольклорных занятий я даже не вижу смысла. Конечно, мы считаем это необходимым в наши дни, потому что культурные традиции, которые раньше передавали из поколения в поколение, сейчас, можно сказать, забыты.
Наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек, типа «Тетрис», ребёнку совсем не помешает иметь представления о счете на камушках, о русской или какой-либо другой народной песне.
Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоёванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературе, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом рождения личности.
Дети – самый доброжелательный народ: им даёшь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно.
Дети – наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатыми и нравственными, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое – зависит только о нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому надо стимулировать, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности. Я...
Учебно - методическое пособие: мониторинг "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".
Предсавлен паспорт мониторинга, критерии уровней развития, игровые упражнения для старшего и подготовительного возраста детей с нарушением зрения....
Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".
Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения...
Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...
«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».
Тема моей педагогической работы «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщен...
Конспект ООД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (развитие творческих способностей в процессе приобщения к русской культуре)
Конспект ООД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (развитие творческих способностей в процессе приобщения к русской культуре).в средней группе«Рисунки для Алёнушки»...
"Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность" - традиции и инновации". Проект 2017 г.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравств...