«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»
материал
Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kryukova.docx | 22.2 КБ |
duhovno-nravstvenne_vospitanie_doshkolnikov.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям» .
Крюкова Ирина Викторовна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 27»
Слайд 1.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям.
Слайд 2.
Знакомство с традициями, обычаями, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, сохранить прошлое. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать всесторонне развитого человека. В связи с этим, духовно-нравственному воспитанию необходимо уделить особое внимание.
В ходе беседы с детьми был выявлен низкий уровень интереса и знаний по данной теме. Также, мною было проведено анкетирование родителей на предмет их отношения к духовно-нравственному воспитанию. По результатам анкетирования было выявлено, что 67% родителей обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей.
В результате чего, целью моей работы стало воспитание духовно - нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа.
Слайд 3:
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к народной культуре.
2. Расширить представления детей о фольклоре.
3. Сформировать у детей общее представление о традиционных праздниках.
4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость.
Слайд 5:
Работа по теме велась по трем основным направлениям:
- Работа с воспитанниками;
- Взаимодействие с родителями;
- Обмен опытом с педагогическим сообществом.
Слайд 6:
Для решения поставленных задач, я внесла дополнения в РППС группы. Был организован «Уголок русской культуры», который включает в себя:
- Макет «Русская изба»
Это один из любимых макетов в нашей группе, который пользуется пристальным вниманием детей. Дети погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет детям расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.
Слайд 7:
- Лэпбук «Русские ремесла»
Лэпбук знакомит детей с русскими народными ремеслами. Он помогает систематизировать знания детей о русском прикладном искусстве. Использую его в индивидуальной и подгрупповой работе, а также в самостоятельной деятельности детей.
Слайд 8: (фото)
- Оформлены альбомы: «Обряды и традиции русского народа», «Народные праздники»;
- Собрана библиотека художественной литературы.
- Картотеки: «Народные сказки», «Загадки, пословицы, потешки», «Народные игры».
Слайд 9:
Знакомство детей с русскими народными традициями и бытом также происходит в мини-музее «Русская изба», ранее созданном на базе нашего детского сада. Значительная часть экспонатов музея подлинная, все предметы старины находятся в доступности для воспитанников. Погружение в атмосферу и национальный быт позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа, вызывает положительные эмоции.
Слайд 10:
Свою работу я старалась выстраивать в соответствии с народным календарем, используя постепенное знакомство детей с обычаями, обрядами, ремеслами, историей, культурой. При ознакомлении детей с каким-либо народным праздником («Осенние посиделки», «Зимние святки», «Масленица», «Весна- красна», «Пасха в гости к нам пришла»), работа начинается задолго до наступления самого праздника. В книжном уголке выставляются иллюстрации и книги определенной тематики, а после происходит закрепление в продуктивных видах деятельности.
Слайд 11:
В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с народными традициями практически утрачен. В связи с этим, у родителей воспитанников появился устойчивый интерес к совместной деятельности по данной теме. Результатом сотрудничества стало создание «Родительского клуба».
Слайд 12:
Встречи «Родительского клуба» проводятся в уютной обстановке во время чаепития, что в свою очередь создает доверительное отношение друг к другу.
На первых встречах «Клуба» обсуждались насущные вопросы воспитания детей, родители знакомились с русскими народными традициями и обычаями. Постепенно формат наших встреч стал меняться. Это связанно с тем, что родители наших воспитанников стали проявлять творческую инициативу.
В последующем, в «Родительском клубе» был проведен мастер-класс Екатериной Сергеевной Б., мамой нашей воспитанницы, по изготовлению пальчиковых куклол для кукольного театра. Этот мастер-класс вызвал у родителей массу положительных эмоций. В результате наш кукольный театр пополнился большим количеством персонажей для инсценировки русских народных сказок.
При обсуждении темы «Народные куклы», родители заинтересовались историей их создания. В рамках «Родительского клуба» мною был проведен мастер-класс по изготовлению народной куклы «Колокольчик».
У родителей появился устойчивый интерес к совместной деятельности по данной теме, от них были получены благодарности и положительные отзывы.
Слайд 13:
Для трансляции своего опыта работы педагогам ДОО использую:
- Консультации, которые способствуют повышению педагогической компетентности воспитателей в развитии духовно-нравственных качеств детей.
- Открытое занятие «Делу время, потехе час».
- Мастер-класс «Изготовление сувенира к празднику Благовещение».
Слайд 14:
В результате моей деятельности у детей появился устойчивый интерес к возрождению народных традиций, к культуре русского народа. Наблюдения за воспитанниками показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к семье, родному дому, Родине, навыки культурного поведения, умение радоваться своим успехам и успехам сверстников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знакомство с традициями, обычаями, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к народной культуре. 2. Дать детям представление о фольклоре . 3. Формировать у детей общее представление о традиционных праздниках . 4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость.
«Уголок русской культуры»
Макет «Русская изба»
Лэпбук «Русские ремесла»
Лэпбук «Русские ремесла»
Мини-музей «Русская изба»
Народные праздники
Работа с родителями
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре
Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...
Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".
Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...
Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)"
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё....
формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям
Проект: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям...
Проект " Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре"
ПРОЕКТДуховно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Знакомство с традиционной русской народной игрушкой Матрешкой сформирует у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям
В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, к своим традициям.На...