Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством театральной деятельности"
консультация
Консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие речи ребёнка посредством театральной деятельности»
Дельянова Оксана Язмамбетовна
МБДОУ №18 "Мишутка"
г.Сургут
В настоящее время в условиях ФОП ДО значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей значительно уменьшается взаимодействие дошкольника с родными (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, совместных прогулок), все это приводит к недостаточному развитию речи и эмоциональной сферы ребенка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка.
Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.
Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т.к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием. Проблема состоит в том, что, к сожалению, в настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается без должного внимания и зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью нас воспитателей, а также отсутствием программного обеспечения по театрализованной деятельности, которое позволило бы педагогу заниматься развитием речи детей через театрализованную деятельность.
В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь. Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Для речевого развития детей младшего дошкольного возраста используются все виды игровой деятельности.
Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом- игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Следующий этап - отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру.
Третий этап - приобщение детей к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах».
Четвёртый этап - у детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Режиссерские игры - пятый этап, по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.
Уже со среднего возраста, происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное- сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат. В данном возрасте дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивается чувство партнерства.
В работе можно использовать обучающие упражнение типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей уже можно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с мало активными - драматизация произведений с небольшим количеством действий. Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я — петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!» (настольный театр). Для драматизации, как этюдный тренаж, можно использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку (сказка «Теремок»). Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого).
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В старшем дошкольном возрасте, дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси). Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игpe, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Таким образом, приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая копилка
Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....
Педагогическая копилка
Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...
Педагогическая копилка.
Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Методические разработки адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....
Педагогическая копилка
Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...
Педагогическая копилка
Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных учреждений....
Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...