Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»
методическая разработка по теме
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. А самое главное необходима система взаимодействия всего педагогического коллектива и родителей. Родители и воспитатели должны быть единомышленниками и друзьями, потому, что у них одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. И если обе стороны будут плодотворно сотрудничать в этом направлении. То можно предупредить и преодолеть возникающие трудности как в общественном так и в семейном воспитании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Исследования российских учёных, проводимые в начале XXI века, показали, что социально – экономические преобразования в стране отразились на семье и происходящем в ней процессе воспитания детей. Психологи и педагоги обратили внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение числа социально – незащищённых семей, социально – психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем, одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально – экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена (мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов, были выделены и глобальные проблемы: экологические, психические, локальные и региональные войны, эпидемии, наркомания, алкоголизм, научно – технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.
Социально – психологические и экономические причины, порождающие «болезнь» семьи в нашей стране привели к тому, что по многим показателям мы оказались «впереди планеты всей».
Перечень горьких цифр, за которыми скрываются традиции современного детства очень велик.
Изменения и деформации, которые произошли в семье за последнее время, не способствуют её прочности, неблагоприятно сказываются на семейных взаимоотношениях и воспитании детей. А суть этих деформаций заключается в том, что в общественном мнении обесцениваются традиционные идеалы семьи как единого супружества, родительства, родства. Это триединство обеспечивало преемственность поколений. Передачу семейных ценностей. Многие современники считают традиционный идеал семьи устаревшим, утратившим свою силу в нынешних условиях, игнорируя те ключевые нравственные принципы семейного взаимодействия, на которых он основывался: любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, почитание родителей и предков.
В результате, общественное мнение терпимо относится к распаду традиционного набора семейно – ролевых позиций - супружества, родительства, родства, оправдывает и одобряет супружество без детей, родительство вне брака, воспитание без участия прародителей.
Со второй половины ХХ века сформировался новый тип рождаемости, основанный на малодетности, позднем вступлении в брак. Единственный ребёнок становится стержнем многих современных семей, вокруг которого организуется вся её жизнь.
Психологи отмечают положительные моменты в воспитании современных единственных детей: более тесные эмоциональные узы, контакты ребёнка со взрослыми членами семьи, ему перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семьях с несколькими детьми.
Но условия воспитания единственных детей могут привести и к негативным последствиям в виде инфантильности ребёнка, эгоизма, несамостоятельности.
Другая характерная особенность развития единственных детей – они не имеют возможности близко общаться с другими детьми (братьями, сёстрами). Известно, что в психологическом отношении ребёнок всегда ближе другому ребёнку, чем взрослому. От взрослого он «берёт» информацию, усваивает способы действий, а в сверстника глядит как в зеркало: каков Я? У единственных детей отсутствует «зеркало», глядя в которое они сравнивают себя с другими детьми. В результате у них может сформироваться искажённая самооценка.
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка обоснована в трудах педагогов и психологов прошлого и настоящего времени, таких как К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Н.Ф.Виноградовой, Г.Н.Годиной, Л.В.Загик …,а также отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Законе «Об образовании», Семейном кодексе.
В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить воспитательную деятельность семьи.
Анализ современных социологических исследований (А.В.Алексеева, Е.В.Верёвкина, И.И.Гребнева и др.) убедительно показывает, что экономические возможности семьи по – разному влияют на здоровье, воспитание и развитие детей.
Если в западных странах учёные отмечают прямую зависимость состояния здоровья людей от их социально – экономического статуса, то в нашей стране такая зависимость не прослеживается. Представители бизнеса болеют не меньше, чем те, кто беден. Заболеваемость детей из семей с высоким достатком также пока не снижается. Кроме того, дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными. Они хорошо питаются и одеваются, окружены большим количеством игрушек. Однако в этих семьях, где мать одновременно и «бизнес – вумен», внимание к ребёнку с её стороны часто оказывается ограниченным. В таких семьях дети, как правило, воспитываются бабушками и дедушками, или после детского сада передаются на попечение нянь и гувернанток. Из-за этого они постоянно испытывают дефицит общения с родителями. Так возникает отчуждённость.
В семьях, где муж способен обеспечить семью, он практически не принимает участие в воспитании ребёнка. Матери в таких семьях чаще всего домохозяйки, которые по-разному подходят к воспитанию ребёнка.
Для одних, которые полностью заняты собой, характерно полное устранение от вопросов, связанных с личностным развитием ребёнка.
Для других - воспитание ребёнка является единственным способом самореализации. Гиперопека таких матерей приобретает уродливые формы и отрицательно влияет на здоровье и развитие ребёнка.
Стремление этих матерей в вопросах образования детей соответствовать занимаемому в обществе положению часто приводит к серьёзным нарушениям в физическом и психическом здоровье ребёнка.
В семьях с низким достатком существуют другие трудности. Родители, как правило, относятся к представителям гуманитарных профессий, работникам бюджетной сферы, а также это семьи. Где воспитанием ребёнка занимаются только один родитель (неполные) и опекунские, где воспитывают детей бабушки, дедушки и другие родственники. Чтобы как-то обеспечить семью, им приходится работать по-совместительству или искать иные источники дохода, что требует значительных затрат времени. Кроме того, эта категория характеризуется повышенным уровнем тревожности, связанным с нереализованными потребностями из-за отсутствия денег.
Именно поэтому, учитывая всё вышесказанное, в сложившихся условиях социально-экономических и культурных, к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка (что доказано отечественными и западными учёными). Например, Ш. Зауш - Гордон в книге «Социальное развитие ребёнка» пишет: «Ребёнок пребывает в точке схождения семейной и вне семейной, общественной системы детского сада, находясь в гармонии или противоречии с ними. Чтобы не остаться связанными только со своей семьёй, ребёнок должен научиться сочетать различные области социализации».
Различные окружения - семья и другие системы социализации и воспитания – играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребёнок – участник окружений, цели нормы и ценности которых могут быть сходными или вступать в противоречие. По мнению А. Валлона, несколько окружений могут совпадать внутри одного и того же индивида, и при этом могут вступить в конфликт.
Как считает Ш. Зауш – Гордон, через эти конфликты происходит подлинная внутренняя трансформация человека, а так же могут измениться условия отношений с «другими». От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит продвижение ребёнка в проблемном поле взросления: успешное с приобретением нового качества или неуспешное с последствиями для здоровья.
Часто перед педагогами встаёт вопрос: как эффективнее организовать процесс взаимодействия с родителями?
Действительно, современная практика дошкольного образования свидетельствует: не все педагоги готовы к взаимопониманию с семьями воспитанников.
Порой им непросто проявить свои профессиональные знания из – за неумения установить контакт с родителями, вследствие того, что они не владеют нужными коммуникативными и поведенческими умениями.
Мешает педагогам и существующая на протяжении многих лет традиция: работа с семьёй сводилась к воздействию на родителей с целью научить их воспитывать детей.
В настоящем же, требования времени таковы, что отношения между педагогами ДОУ и семьями воспитанников должны строиться на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений педагогов с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы личностное развитие и детей и их родителей.
Подводя итоги, хочется отметить, что организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. А самое главное необходима система взаимодействия всего педагогического коллектива и родителей. Родители и воспитатели должны быть единомышленниками и друзьями, потому, что у них одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. И если обе стороны будут плодотворно сотрудничать в этом направлении. То можно предупредить и преодолеть возникающие трудности как в общественном так и в семейном воспитании.
Семейные традиции - большая редкость в наши дни.
Между тем ничто так не сплачивает семью, как
традиции. Благодаря им в доме формируется
благоприятный психологический климат, добрые
взаимоотношения между всеми членами семьи.
Учитывая это, задача развития и возрождения
традиций должна стать общей для родителей и
педагогов. Ведь именно традиции выступают
основой воспитания детей.
Воспитание
у дошкольников
культуры
семейных традиций.
город Курган, 2012 год
Решающая роль в формировании личности ребёнка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности. К числу важнейших субъективных условий, оказывающих влияние семьи и домашнего общения на воспитание детей, относят семейные традиции.
Однако учёные отмечают, что современная семья утратила многие из добрых старых традиций, выполнявших воспитательные функции. Это относится в первую очередь к городской семье, живущей достаточно изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора, как постоянное общение детей друг с другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках, не позволяет ребёнку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо её развитие. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга. А поскольку семья и её ценности представляют собой элементы культуры, то любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Семейные традиции имеют свои специфические особенности. Родство и семья неразрывно взаимосвязаны. Семейно-родственные связи и отношения служат одним из важнейших каркасов построения культуры. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку. Именно через них многовековой опыт, традиции и обычаи передаются от старших поколений младшим.
Потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. В основе традиции лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В зависимости от ценностей и норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, истинных и мнимых традициях. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.
Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
ПОРТРЕТ
«ГАРМОНИЧНОГО» РОДИТЕЛЯ
рядом с которым ребёнок будет чувствовать себя лучшим, любимым, нужным, а значит счастливым.
«Гармоничный» родитель – человек, стремящийся к пониманию, который, доверяя своей интуиции, отдаёт себе отчёт в своём незнании ребёнка.
Это если и не большой оптимист, то, по крайней мере, человек, не лишённый чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной персоне.
Нет, идеальных людей не бывает. Они могут обладать и некоторыми отрицательными чертами, плюс к некоторым обязательны самокритичность, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарными жизни.
«Крупное везение для ребёнка, если таких родителей у него двое» (В. Леви), поскольку в дружной семье подобный «гармоничный» родитель получается из двух «половинок» - мамы и папы.
Главное, чтобы на «выпуклость» одного приходилась «вогнутость» другого.
По словам В. Леви, для создания такого «гармоничного» родителя и нужна СЕМЬЯ...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Основы нравственных отношений в семье»
- Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребёнка, будьте искренним – подражая, малыш очень скоро вернёт это Вам.
- Ваши показанные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребёнок вырастет и станет отзываться так же о Вас.
- Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка.
Я младший,
средний,
старший
или
единственный…
(памятки для педагогов и родителей, написанные от лица ребёнка, который хочет докричаться до своих родителей, помочь им, хочет подсказать своим родителям и педагогам, как его воспитывать)
Тема:
«Формирование осознанного понимания значимости матери в жизни ребёнка».
Вопросник для воспитателей
- Что значит воспитывать у детей любовь к
матери?
- Как часто вы обращаетесь в работе к этой
теме?
- В чём заключается эта работа?
- Привлекаются ли родители к этой работе?
Анкета для родителей.
- Хотели бы вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась специальная работа по воспитанию любви к матери?
- Считаете ли вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?
- Готовы ли вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада?
Вопросник для детей №1.
- Назови полное имя и отчество твоей мымы.
- Где работает твоя мама?
- Кем она работает?
- Чем занимается мама дома?
- Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.
- Назови, пожалуйста, любимый мамин цвет.
- Назови, пожалуйста, любимое мамино блюдо.
- Как ты думаешь: трудно быть мамой?
- А ты хочешь быть мамой, когда вырастешь?
(вопрос только для девочек)
Вопросник для детей №2
- Ты любишь свою маму?
- За что ты любишь свою маму?
- Как ты проявляешь свою любовь?
- Как ты поступаешь, если:
- мама устала;
- маме нездоровится;
- пришли гости, а в доме беспорядок?
5. Что будешь делать, если ты играешь в очень
интересную игру, а мама просит ей помочь?
6. Можешь ли ты понять, какое настроение у мамы?
7. Как ты это определяешь?
8. Хочешь ли ты быть похожей (вопрос для девочек) на
маму?
9. Составление устного портрета мамы:
«Представь себе, что я никогда не видела твоей мамы. Расскажи, какая она, чтобы я смогла её сразу узнать».
Информационный буклет
«Мама слово дорогое» (крылатые фразы)
«СЫР КАЛАЧА БЕЛЕЕ, А МАТЬ ВСЕХ ДРУЗЕЙ МИЛЕЕ».
Пословица.
«СЕРДЦЕ МАТЕРИ ЛУЧШЕ СОЛНЦА ГРЕЕТ».
Пословица.
«МАТЕРИНСКАЯ РУКА НА ЛАСКУ, ЧТО ПУХ МЯГКА»
Пословица.
«МАТЕРИНСКАЯ ЗАБОТА НА ДНЕ МОРЯ СПАСЁТ».
Пословица.
«У ДИТЯ ЗАБОЛИТ ПАЛЬЧИК, А У МАТЕРИ СЕРДЦЕ».
Пословица.
«КТО МАТЕРИ НЕ ПОСЛУШАЕТ,ТОТ В БЕДУ ПОПАДЁТ»
Пословица.
Тема:
«Мужской подход к воспитанию».
Воспитание детей во всём мире считается в первую очередь материнским занятием. Однако в последнее время наметились некоторые изменения.
В педагогическую копилку.
«ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ РОЛИ ОТЦА»
- Смена приоритетов. Мужчины склонны находить себя скорее в работе, чем в семье. Они считают, что карьера, зарплата и должность определяют степень их значимости.
- Утрата чувства долга и преданности.
- Потеря ощущения себя частью общества. Склонность к индивидуализму.
«КАК ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПАПАМИ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ»
- Рассказывайте папам об успехах их детей и о детсадовских проблемах, внушая, что без активного участия проблемы решить невозможно.
- Мужчинам всегда неприятно терять контроль над ситуацией. Предоставьте папам возможность контролировать важные вопросы, связанные с питанием детей, порядком организации развлекательных или спортивных мероприятий в детском саду.
- Учитывайте, что основное отличие мужской психологии от женской - это различное отношение к соперничеству и к оценке своей конкурентоспособности. Если вам удалось организовать соревнование между папами или в детском саду стал ощущаться дух соперничества, папы начнут активно включаться в жизнь детского сада.
- В основе эффективных связей и деловых контактов мужчин всегда была и остаётся игра. Принятые с детства правила соревнования – это главный тип межличностных отношений. Установите в детском саду определённые важные для всех правила, подключив к их выработке пап своих воспитанников.
- Жизнь для отцов в большей степени, чем для матерей, - это конкуренция и борьба. Создайте для пап ваших воспитанников условия, в которых они ощутили бы это в полной мере.
Разыгрывание «нестандартных» педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения отцов с детьми.
Папам предлагается стать участниками «нестандартных» педагогических ситуаций.
Ситуация №1 «Уставший папа»
Папа вернулся с работы. День был тяжёлым, заболел коллега, и ему пришлось выполнить двойной объём работы. Из-за этого папа не успел пообедать. Он очень голоден, раздражён.
Супруга не успела приготовить ужин, а ребёнок требует внимания, предлагает поиграть...
Как будет вести себя папа?
Ситуация №2 «Магазин игрушек»
Папа гуляет с ребёнком по городу. И, проходя мимо магазина игрушек, ребёнок просит купить ему дорогую игрушку. В папины планы не входила такая дорогая покупка.
Ребёнок начинает плакать, требовать...
Как поведёт себя папа?
Ситуация №3 «Выходной день»
Выходные дни. У папы нет возможности вывести детей на прогулку, сходить в гости, т.к. на улице очень холодно. Папа предлагает детям порисовать, почитать книгу, но в ответ получает отказ. Им хочется побегать, попрыгать и т.п.
Через некоторое время слышен детский плач, дети начинают драться, жаловаться друг на друга...
Как поведёт себя папа?
Информационный буклет
«Папа слово дорогое» (крылатые фразы)
- «БЕЗ ХОРОШИХ ОТЦОВ
НЕТ ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ,
НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ШКОЛЫ»
Н.М. Карамзин.
- «МАТЕРИ ЛЮБЯТ СВОИХ ДЕТЕЙ ТРЕВОЖНОЙ И СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ ЛЮБОВЬЮ,
КОТОРАЯ ПОРТИТ ИХ.
ЕСТЬ ДРУГАЯ ЛЮБОВЬ,
ВНИМАТЕЛЬНАЯ И СПОКОЙНАЯ,
КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ ИХ ЧЕСТНЫМИ.
И ТАКОВА
НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ ОТЦОВ»
Д.Дидро.
- «ОТЕЦ-САМЫЙ РОДНОЙ, САМЫЙ ДОРОГОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА МУЖЧИНА, В ОБРАЗЕ КОТОРОГО ВЫРАЖАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ, ЗА КАЖДЫЙ ЕГО ШАГ И ПОСТУПОК В ЖИЗНИ.
В ОТЦОВСТВЕ-ВЕЛИКАЯ МИССИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ, НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В НОВОЙ, СОЗДАННОЙ ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ ЛИЧНОСТИ»
В.А.Сухомлинский.
Ода отцу.
ИЗ ВСЕХ СВЯТЫНЬ, ЧТО ЕСТЬ НА СВЕТЕ
Я ЧТУ ВСЕГДА ЛЮБОВЬ К ОТЦУ
И НИКОГДА, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ
СТАРЬ НЕ ПОЙДЁТ ЕГО ЛИЦУ.
ОН ДАРОВАЛ МНЕ ЖИЗНИ ВЕК
И РЯДОМ БЫЛ ВСЕГДА СО МНОЙ
ОН САМЫЙ БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК
НАДЁЖНЫЙ, ВЕРНЫЙ, ПАПА МОЙ.
ОН НЕПОКОРЕН, КАК СКАЛА
И МЯГОК, КАК ВЕСЕННИЙ МОХ.
ЕГО НЕ КУПИТ ПОХВАЛА,
ОН СПРАВЕДЛИВ, ПОЧТИ КАК БОГ
ОН НЕНАВИДИТ ЛОЖЬ И ЛЕСТЬ
И В ЖИЛАХ ЗАКИПАЕТ КРОВЬ
КОГДА ОТСТАИВАЕТ ЧЕСТЬ,
ДОСТОИНСТВО, ДОБРО, ЛЮБОВЬ.
В МИНУТЫ ГРУСТИ ОН МОЛЧИТ
НАХМУРЯСЬ, ОПУСТИВ ГЛАЗА
ОТЕЦ, ПРОСТИ МЕНЯ ЗА БОЛЬ,
ЧТО ПРИЧИНЯЮ НЕ СО ЗЛА
ОТЦОВ Я ЛУЧШЕ НЕ ВИДАЛ
И ВСЕХ ДОСТОИНСТВ НЕ СОЧТЁШЬ,
МОЙ ПАПА, ТЫ-МОЙ ИДЕАЛ!
Я БУДУ НА ТЕБЯ ПОХОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы взаимодействия ДОУ с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»
В исследовательской деятельности мною за основу были взяты труды таких авторов, как Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, И.О. Пастухова. В данных источниках даются рекомендации и приемы решения...
Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".
Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Преодоление трудностей в воспитании детей в современном мире».
Консультация для родителей «Преодоление трудностей в воспитании детей в современном мире»...
Материалы педагогического совета №2 на тему: «Система работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...