Педагогическая копилка
методическая разработка по логопедии ( группа) по теме
Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Плохое развитие фонематического слуха может привести к функциональной дислалии — нарушенному произношению отдельных фонем или групп фонем. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить. В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Развитие фонематического слуха: упражнения
Узнай звук
Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук, если проблем нет — выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.
Что общего?
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.
Раз, два, три — быстрей сообрази!
В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:
- Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
- Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
- Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).
- Подбери слово, в котором первый звук — с, а последний — к.
Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.
Кто-то что-то перепутал
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
Эхо
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия
Играть можно вдвоем или большой группой.
Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”. Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).
ЖИВАЯ АЗБУКА
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО
Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы. Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.
ПУТАНИЦА
Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
Игра для развития фонематического слуха
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”. Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.
Окошко
| |
Чистим зубки
| |
Месим тесто
| |
Чашечка
| |
Дудочка
| |
Заборчик
| |
Маляр
| |
Грибочек
| |
Киска
| |
Поймаем мышку
| |
Лошадка
| |
Пароход гудит
| |
Слоник пьёт
| |
Индюки болтают
| |
Орешки
| |
Качели
| |
Часики
| |
Блинчик
| |
Вкусное варенье
| |
Шарик
| |
Гармошка
| |
Барабанщик
| |
Парашютик
| |
Загнать мяч в ворота
|
Предварительный просмотр:
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. .И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
3. Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.
4. Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
5. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги. В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др. На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона. Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
8. Шнуровки - зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
9. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Для начала хорошо использовать:
- обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание второй половины рисунка;
- рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Также можно использовать различные нетрадиционные техники.
Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.
Подходит для создания фона.
Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге. Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.
10. Графические упражнения.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
11. Штриховка.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Виды штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см
При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки. Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:
Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».
Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)
Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.
Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.
Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.
Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Годовой план работы логопедической группы.
№ | Содержание | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Обследование речи детей и отбор детей для коррекционных логопедических занятий: А) обследование вновь принятых детей. Б) повторное обследование занимавшихся детей В) отбор детей для занятий, заполнение на них речевых карт. Организация и проведение занятий с детьми: А) комплектование детей в группы и индивидуально для занятий с учетом возрастных особенностей и степени речевого нарушения ( дефекта); Б)составление расписания занятий работы с детьми В) проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми. Учет посещаемости занятий Г) консультации в уголок для родителей Работа логопеда с воспитателями А) информация воспитателей об итогах обследования детей, продвижение детей на логопедических занятиях; Б) посещение занятий по развитию речи с целью проверки речевых возможностей детей, имеющих дефектную речь в условиях занятий. В) консультации воспитателям в организации фронтальной работы по развитию фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа слов; Г) консультации воспитателям о речевой работе с детьми - составление воспитателями «логопедических минуток» -подбор речевых игр с определенной целью ( выработка темпа, четкости, выразительности речи, закрепление словаря и т.д) - подготовка и проведение праздников Д) индивидуальные беседы с воспитателями об определении единых требований к детям Ж) сообщение на педсоветах, методических объединениях, касающихся речевой работы с детьми З) выступления на педагогических советах с очередным докладом о своей работе с целью пропаганды логопедических знаний среди воспитателей; И) участие в специальных семинарах Обследование речи детей. Работа с родителями А) личные беседы-консультации с родителями с целью вовлечения их в речевую работу с детьми; Б) выступление на родительских собраниях В) оформление памяток – рекомендаций для родителей. Связь с врачом А) личные беседы с врачом-психоневрологом об особенностях развития и возможностях детей Б) изучение данных медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения Работа по оформлению кабинета А) продолжать работу по оформлению кабинета Б)продолжать работу по накоплению практического материала (карточек, таблиц и т.д.) Обследование речи детей. Анализ работы. | Сентябрь 2012 До 21.09.12 До 21.09.12 В течении года В течении года 1 раз в квартал в течении года 2 раза в месяц 1 раз в месяц в течении года В течении года Январь 2013 В течении года В течении года В течении года Май 2013 |
Предварительный просмотр:
Документация логопункта:
- Список детей на логопункт, нуждающихся в логопедической помощи. Резервный список.
2. Копии приказов о зачислении (отчислении) детей на логопункт.
3. График работы. Расписание занятий.
4. Поэтапно- творческий план учителя-логопеда.
5. Циклограмма деятельности учителя-логопеда
6. Речевая карта на каждого ребенка.
7. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы, на каждого ребенка.
8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
9. Журнал учета посещения занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт.
10. Журнал первичного обследования.
11. Лист динамического наблюдения.
12. Планы индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
13. Перспективное планирование занятий по формированию фонетико- фонетической стороны речи у детей с ОНР, ФФНР. (Подготовительная группа)
14. Перспективное планирование занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.(старшая группа)
15. Журнал регистрации учета индивидуальных консультаций, бесед.
16. Журнал движения детей.
17. Журнал взаимосвязи специалистов.
18. Экран звукопроизношения.
19. Акты обследования детей (средних, старших, подготовительных групп)
20. Инструкция по охране труда, должностная инструкция.
21. Положение о логопункте.
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________
Дата рождения__________________ Возраст на момент обследования__________________
Речевое окружение_____________________________________________________________
(недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность)
Краткий анамнез_______________________________________________________________
(беременность, ее течение, роды, раннее физическое развитие, заболевание раннего возраста)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие лепет_________________гуление___________________________
3-4 мес 5-6 мес
слово_________________фраза______________________________
к 1году к 3-м годам
Когда заметили нарушения в речи?_______________________________________________
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте_______________________________________
(Где? С каким результатом?)
_____________________________________________________________________________
Слух ,зрение__________________________________________________________________
Связная речь__________________________________________________________________
Общая характеристика речи_____________________________________________________
( в соответствии с возрастным уровнем)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качество рассказа(пересказа)____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Уровень наглядности___________________________________________________________
Типы используемых предложений________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Уровень необходимой помощи___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее звучание речи___________________________________________________________
(высотность, темп, плавность, голос ,дыхание, интонированность)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Звуковая сторона речи
Артикуляционный аппарат:
Строение_____________________________________________________________________
Двигательная функция__________________________________________________________
Звукопроизношение:
Отсутствие звука_______________________________________________________________
Смешение звука_______________________________________________________________
Замена звука__________________________________________________________________
(отражено в самостоятельной речи)
Искажение произношения_______________________________________________________
Слоговая структура слова_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звуковой анализ и синтез________________________________________________________
( по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начальные навыки чтения и письма______________________________________________
(только для читающих и пишущих)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарный запас
Общая характеристика словарного запаса_________________________________________
_____________________________________________________________________________
Количественный объем_________________________________________________________
Качественное употребление_____________________________________________________
Использование слов в расширенном или суженом значении___________________________
Соотношение активного и пассивного словаря______________________________________
_____________________________________________________________________________
Преимущественное употребление слов различных частей речи________________________
_____________________________________________________________________________
Иные особенности_____________________________________________________________
Грамматический строй речи
Словоизменения_______________________________________________________________
Словообразования_____________________________________________________________
Синтаксис____________________________________________________________________
(типы построения предложений и особенности нарушения их строения)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соответствие возрастному уровню_______________________________________________
Словосочетания_______________________________________________________________
(использование различных типов словосочетаний: согласование, управление, примыкание)
Понимание грамматических форм и конструкций___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Понимание текста______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(фактология и скрытый смысл)
иные особенности______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности речи, связанные с заиканием_______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________________Подпись специалиста_______________________________
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей детей с недостатками речи
Уважаемые родители!
Убедительно просим внимательно изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком. Для нас очень важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания в вопросах решения детских речевых проблем.
1. Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему?___________
_________________________________________________________________
2. Какие занятия любит посещать ребенок? __________________________
____________________________________________________________
З. Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения логопедической работы? ___________
___________________________________________________________
4. Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе? ________________________________________
5. Если изменилось, то в какую сторону и что способствовало этим изменениям? ______________________________________________________
6. Каковы речевые недостатки ребенка в начале учебного года:
— звукопроизношение _____________________________________________
— лексика (словарный запас)________________________________________
— грамматический строй речи (умение строить фразу) _________________
7. Изменения в развитии ребенка в данное время:
— в звукопроизношении и развитии речи ___________________________
— в подготовке к обучению грамоте___________________________________
(Взимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи) (I)
8. Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда и воспитателя при проведении: __________________________________________________
— групповых и индивидуальных занятий ___________________________
— консультаций ______________________________________________
открытых занятий (мероприятий), родительских собраний _______________
9. Изменилось ли Ваше отношение к пребыванию ребенка в логопедической группе?____________________________________________________________
10. Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимание, воображение, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и пр.)?____________________________
__________________________________________________________________
11. Ваши замечания, пожелания, предложения__________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей детей с недостатками речи
(первичная — ознакомительная)
Уважаемые родители!
Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка ____________________________________
__________________________________________________________________
2. Дата рождения ___________________________________________________
______________________________________________________________
З. Домашний адрес (телефон) ____________________________________
4. Фамилия, имя, отчество матери, место работы и номер телефона ________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Фамилия, имя, отчество отца, место работы и номер телефона___________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Кого из домашних ребенок больше слушается? _____________________
7. Чем ребенок больше всего любит заниматься? ________________________
______________________________________________________________
8. Какие трудности вы замечаете в речи ____________________________
________________________________________________________
9. Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка?_________________
______________________________________________________________
10. Какие особенности характера ребенка; по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (например, раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость и др.) _____________________
_____________________________________________________________
11. Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка:
— когда появилась лепетная речь? _______________________________
— когда появились первые слова? ________________________________
— когда появились простейшие фразы? ____________________________
- когда появилась развернутая речь? _____________________________
12. Какое детское образовательное учреждение посещал ребенок ________
___________________________________________________________
Спасибо за помощь!
Предварительный просмотр:
ДВИЖЕНИЯ, СОЧЕТАЕМЫЕ С РЕЧЬЮ.
- Упражнение с эспандерами. Даем каждому ребенку кистевой эспандер. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки смена рук.
Мячик сжать поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка- умнее.
2. Упражнение «Клювы». Ребенок собирает разложенные на столе счетные палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберет все четыре «клюва». На каждую строку осуществляется по одному взятию палочки.
Клюв длиннее
Не видал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!
3.Упражнение «Пальчики кивают». Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строку осуществляется кивание одного пальца по 2-4 раза.
Вот и встретилась семья. (большой)
Рад тебя увидеть я. (указательный)
Всех мы в гости пригласили, (средний)
Всех здороваться учили. (безымянный)
В знак приветствия кивать (мизинец)
Может пальчик номер пять, (мизинец)
Безымянный - может ниже. (безымянный)
Средний – силой не обижен, (средний)
Этот – знает все на свете, (указательный)
А вот этот любят дети!!! (большой)
4. Упражнение «Китайские шары». Ребенку дается по паре каучуковых мячиков или грецких орехов. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После второй строчки – смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
- «Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следите за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.
Вот – ладошка, вот – кулак!
Все быстрее делай так.
- «Оладушки». Правая рука лежит на колено ладонью вниз, левая – на другом колено ладонь вверх. Одновременная смена позиций: теперь правая - ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения темп движений можно ускорять.
Мы играли в ладушки –
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
- «Лягушка» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд(ладонь),
Лягушке (кулак) надоело (ребро) тут (ладонь).
Предварительный просмотр:
Отчет
о количестве обучающихся имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
в ДОУ БМ д\с «______________________»
результатах обучения за __________________________учебный год
нарушения устной речи нарушение письменной речи
классы | ОНР | ФФН | Фонемати ческое недораз витие | Фонема тический дефект | Заика ние | И | Наруше ния чтения и письма обуслов ОНР | Наруше ние чтения и письма обусловл ФФН | Нарушен Ние Чтения И Письма Обусловлен Фонемат. недоразвитием | И Т О Г О | В С Е Г О | |
Выявлено обучающихся | 5-6 лет 1кл 2-4кл | |||||||||||
Зачислено | 5-6 лет 1кл 2-4 кл | |||||||||||
Отчислено | 5-6 лет 1кл 2-4 кл | |||||||||||
Оставлено | 5-6 лет 1 кл 2-4 лет | |||||||||||
Выбыло | 5-6 лет 1кл 2-4 кл |
Председатель комитета заведующая ДОУ БМ д\с «_______________» - __________________
ИСП. ЛОГОПЕД Ф.И.О. _________________ дата_____________________
СВЕДЕНИЯ
Об учителе логопеде работающим в ДОУ БМ д\с «____________________»
№ п\п | Ф.И.О. логопеда | Год рождения | ОБРАЗОВАНИЕ Высшее Высшее дефект | Общий стаж | Стаж работы логопедом | Результаты аттестации | Адрес образова тельного учреждения | |
Председатель комитета заведующая ДОУ БМ д\с « ______________» - __________________________
ИСП. ЛОГОПЕД Ф.И.О.____________________
Предварительный просмотр:
Анализ логопедического занятия.
ФИО логопеда______________________________________________________
город (район)_______________________________________________________
№ ДОУ______________________дата____________________________________
Этап работы________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема_______________________________________________________________
Возраст детей_______________________________________________________
Анализирующий_____________________________________________________
Цель посещения_____________________________________________________
Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень
1. Анализ целей занятия
- соответствие целей занятия особенностям учебного материала; ______
- место данного занятия в системе занятий по теме;______
- уровень подготовленности группы (ребенка); ______
- постановка и доведение целей занятия до детей;_______
2. Степень достижения целей занятия
- образовательной;______
- коррещионно-развивающей; ______
- воспитательной;_______
3. Анализ структуры и организации занятия
- соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; ______
- логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; ______
- целесообразность распределения времени между этапами занятия; _______
- рациональность выбора форм обучения; _______
- наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;_______
- оборудование занятия; _______
- рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;_____
4. Анализ содержания занятия
- соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;_____
- полнота, достоверность доступность изложения; ______
- степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; ______
- связь занятия с жизнью; ______
- подведение детей к восприятию новых знаний;______
- формирование новых понятий; ______
- актуализация опорных знаний; ______
- организация самостоятельной работы детей; _______
- характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей) ______
- инструкции и помощь логопеда; _______
- степень усвоения нового материала (эффективность); _____
- связь нового с ранее изученным; ______
- повторение (организация, формы приемы, объем);______
5. Оценка коррекционной направленности занятия
- развитие понимания речи; _______
- воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; ______
- формирование практических навыков словообразования и слово изменения; _____
- формирование правильного произношения звуков; _______
- развитие фонематического слуха и восприятия; ________
- закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; ___
- контроль за внятностью и выразительностью речи; ______
- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; _____
- обучение самостоятельному высказыванию; ________
- усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; ______
- включение заданий с опорой на несколько анализаторов; ______
- упражнения на развитие высших психических функций; ______
- упражнения на развитие общей и мелкой моторики;________
6. Анализ методики проведения занятия
- определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; ______
- соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); ______
- разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; ______
- эмоциональность подачи материала; _______
- эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;____
- оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;_______
7. Анализ работы и поведения детей на занятии
- общая оценка работы группы (ребенка); _____
- внимание и прилежание; ______
- интерес к занятию; _______
- активность детей (ребенка);______
- формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; ______
- выполнение единых требований; _______
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; ______
- качество знаний, умений и навыков; ______
- глубина, осознанность и прочность знаний; ______
- умение детей применять знания в различных ситуациях; ______
- степень овладения практическими навыками; _______
- характер проверки знаний детей логопедом; _______
- работа над ошибочными ответами;_______
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия
- температурный режим; ______
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); _____
- освещение; _____
- предупреждение утомления и переутомления; ______
- смена видов деятельности; ______
- своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; ______
- соблюдение правильной рабочей позы; _____
- соответствие мебели росту ребенка; ______
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; _____
- посильность нагрузки речевого и дидактического материала; _____
- целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;______
9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим
10. Результаты занятия
- оптимальность обучающих действий логопеда; ______
- качество знаний, умений и навыков детей; ______
- тенденции в речевом развитии и коррекции детей;______
11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов
12. Недостатки занятия
- диагностика причин; _____
- предложения по их устранению;______
13. Личность логопеда
- собранность и внимательность логопеда на занятии; _____
- самообладание и самоорганизация ; ______
- стиль и тон в работе; _______
- речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);_____
- соотношение речи логопеда и детей (ребенка); ______
- доброжелательное отношение к детям; _______
- соблюдение норм педагогической этики; ______
- мастерство педагогического общения;_______
14. Общие выводы и предложения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоанализ логопедического занятия
ФИО логопеда______________________________________________________
город (район)_______________________________________________________
№ ДОУ______________________дата____________________________________
Этап работы________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема_______________________________________________________________
Возраст детей_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________200 г. Логопед ________________________
Схема самоанализа логопедического занятия
1.Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2.Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3.Характеристика логопедом ребенка (группы).
4.Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5.Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6.Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7.Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8.Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9.Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10.Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Интерпретация полученных в ходе анализа данных
Сложите все баллы и сравните сумму с «ключом».
114 и менее баллов—низкий уровень проведения логопедического занятия.
При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические особенности и речевые возможности детей (ребенка).
Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия, демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.
• Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.
145—200 баллов— средний уровень проведения логопедического занятия.
Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное выслушивание логопедом отвечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.
Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации, закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов, чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения квалификации.
201—252 балла— высокий уровень проведения логопедического занятия.
При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей.
Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия.
Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.
Предварительный просмотр:
Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы
Все мы в процессе своей педагогической деятельности периодически (к сожалению, в последние годы всё чаще) сталкиваемся с детьми, которых даже родители называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную учебную работу. Такие дети плохо читают, медленно и «коряво» пишут, делая большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в решении математических задач. Далеко не всегда это связано с тем, что ребёнок не старается хорошо учиться и быть успешным. Причины многих проблем учебной деятельности связаны с недостаточно сформированным межполушарным взаимодействием.
Как известно, правое и левое полушария головного мозга постигают внешний мир по-своему. Правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, даёт необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушария связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость в работе полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Практически в каждом виде учебной деятельности выделяют компоненты работы как правого, так и левого полушария. Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией, акалькулией.
Что собой представляет, например, процесс письма? Сначала мы вычленяем звук из потока речи, сравниваем его с другими; потом представляем, какой буквой этот звук обозначается, как она выглядит и располагается в пространстве. Затем это представление реализуем в моторике, т.е. букву пишем. Да еще вспоминаем при этом, под какое правило эта буква или это слово подпадает.
Для того, чтобы помощь слабоуспевающим детям была эффективной, необходимо как можно раньше выявить их зону трудностей. Коррекция межполушарного взаимодействия, необходимая для интеллектуального развития каждого ребёнка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества, включает в себя формирование или совершенствование фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации, слухоречевой и зрительной памяти, внимания, образного восприятия.
Т.к. невозможно в одном выступлении рассказать обо всех методах и приёмах коррекционной работы, я решила остановиться на самых, так сказать, нетрадиционных и, к сожалению, редко применяемых. Это двигательные упражнения и логопедический массаж. На необходимость использования этих методов указывают многие нейрофизиологи, психологи, логопеды. В последние годы даже пресса уделяет этому компоненту работы с неуспевающими детьми большое внимание. В журналах «Логопед», «Начальная школа», в газетах «Первое сентября» и «Комсомольская правда» появляются статьи с выразительными заголовками: «Коррекционные возможности массажа», «Чем больше умеют руки, тем лучше подвешен язык», «От двоек поможет... массаж», «Массаж для гениев».
Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Показаний для проведения логопедического массажа, массажа лицевой мускулатуры и кистей рук - масса. Не буду тратить время на их перечисление. Напомню основные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.
Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».
Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.
Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.
Логопедический массаж может быть расслабляющим (при гипертонусе мышц) или стимулирующим (при их слабости). В логопедической практике часто применяется массаж языка, нёба, губ. Швейцарский детский психолог профессор Фритц Р. Ауглин отмечает: « Наши исследования и тесты показали, что массаж ушей, надбровий и носа увеличивает у ребёнка возможности абстрактного мышления, вызывает двукратное улучшение памяти и способности мозга сопоставлять факты, что и называется интеллектом».
В лаборатории доктора Ауглина в Люцерне 100 детей в возрасте от 7 до 15 лет в течение 8 месяцев каждый день делали себе логопедический массаж ушей, надбровий и носа под наблюдением учёных. Уже после 3-х недель таких упражнений у 98% детей повысилась активность мозга.
Участвовавший в эксперименте 11 -летний мальчик рассказал корреспондентам, что выполнение этих упражнений в течение 10 минут перед завтраком вошло у него в привычку.
Начинает он с ушей. Сначала оттягивает их вперёд, затем назад, медленно считая до 10. 3 раза это упражнение выполняется с открытыми глазами, 3 раза с закрытыми.
Затем в течение 1 минуты мальчик массирует щёки круговыми движениями. Далее он двумя пальцами «рисует» круги на подбородке и лбу, считая до 13.
Затем в течение 1 мин массируются верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
После этого проводится логопедический массаж носа подушечками указательных пальцев путём нажимания на кожу от основания носа до ноздрей. Повторяется 20 раз. Последнее упражнение - движения челюстями: мальчик открывает рот и нижней челюстью делает энергичные движения сначала слева направо, потом наоборот. Всего 10 раз.
Профессор Ауглин не может объяснить точно, почему логопедический массаж лица даёт такой эффект, но предполагает, что всё дело во влиянии внешних импульсов на кору головного мозга.
Хочется остановиться на приёмах самомассажа и гимнастики для формирования двигательного навыка письма, которые полезны при несформированности зрительно-двигательных координаций, нестабильности графических форм (по высоте, ширине, наклону), отсутствии связных движений при письме, небрежном почерке, медленном темпе письма, треморе или сильном напряжении руки при письме. Думаю, часть из них можно выполнять с детьми на уроке, особенно перед объёмными и ответственными письменными работами. Эти упражнения будут полезны и преподавателям для повышения общего тонуса организма, укрепления мышц кисти, профилактики писчего спазма.
Комплекс логопедических упражнений для рук.
Упражнение 1. Возьмите ручку обычной толщины. Рука в рабочей позе для письма, ребром касается поверхности стола. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами (как при письме), одновременно сгибать, затем разгибать их. Делать упражнение ритмично, не отрывая ребра ладони от стола. Важно: работают только пальцы, напряжение не должно иррадировать вверх по руке.
Упражнение 2. Рука с ручкой в исходном положении на столе. Пальцами перебирать ручку от верхнего конца к нижнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке делать паузы, расслабляя мышцы.
Упражнение 3. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла.
Упражнение 4. Подушечки 4-х пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. «Пунктирными» движениями продвигаться к лучезапястному суставу. Проделать то же для другой руки.
Упражнение 5. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируем «пиление». То же для другой руки.
Упражнение 6. Растереть пальцы левой руки, поочерёдно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.
Упражнение 7. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону фаланги большого пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают палец снизу. Массировать спиралевидными движениями. Повторить для каждого пальца. Поменять руки.
Упражнение 8. Большим и указательным пальцами правой руки поочерёдно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев левой. Повторить для другой руки.
Упражнение 9. Руки упираются локтями в стол, ладони прямые. Согнуть пальцы, прикоснувшись подушечками к основаниям 3-х фаланг, затем к основаниям ладоней.
Упражнение 10. Руки упираются локтями в стол, пальцы « растопырены». Соединять одновременно указательный палец со средним, а безымянный с мизинцем («птичья лапка»).
Упражнение 11. Локти упираются в стол, ладони прямые. Пальцы каждой руки поочерёдно сгибать, стараясь, чтобы остальные в этот момент оставались прямыми.
Закончить комплекс необходимо поглаживанием рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев.
Предварительный просмотр:
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
№1 Лодочка | Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням. | ||
№2 Дудочка | Пальцы собраны в щепотку | ||
№3 Лопата | Пальцы рук врозь, веером | ||
№4 Солнышко | Кисти рук вверх на момент поднятия языка на верхнюю губу, согнуть пальцы на угол 90 градусов к ладони на момент опускания языка на нижнюю губу. | ||
№5 Заборчик | Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально | ||
№6 Иголочка | Пальцы собраны в щёпоть | ||
№7 Чашечка | Соединить кисти рук ребрами, ладони вверх - «лепешка». Соединяя одноимённые пальцы рук, приподнять прижатые к ладоням большие пальцы. | ||
№8 Бублик | Соединять поочерёдно с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала одной рукой, потом двумя одновременно. | ||
№9 Качели | Движения кистью руки вверх вниз, сгибая в лучезапястном суставе. | ||
№10 Вкусное варенье | Кисть руки горизонтально, сгибать пальцы в ритм движению языка по губе в рот. | ||
№11 Орешки | Рука стоит на столе ребром. Сгибать кисть в лучезапястном суставе вправо - влево. Обязательное условие: кисть руки сгибается в ту же сторону, в которую двигается язык. | ||
№12 Пароход | Обе ладони поставлены на рёбра, кончики одноимённых пальцев соединены, а большие пальцы вытянуты вверх. | ||
№13 Чистим зубки | Пальцы рук согнуты на 90 градусов к ладони, двигаются вправо - влево, синхронное языком. | ||
№14 Индюк | Руки ладонями вверх горизонтально, двигая языком по губе в рот, сгибать пальцы. Ритм движений рук соответствует ритму движения языка. | ||
№15 Часики | Указательный палец выпрямлен, а все остальные согнуты и прижаты к ладони, двигать указательным пальнем в том же направлении, куда и язык (вправо-влево) | ||
| |||
№16 Лошадка | Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху па неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху (уши). | ||
№17 Грибок | Указательный палец - ножка гриба - приставляем к ладони другой руки - шляпке, под медленный счет меняем положение рук. | ||
№19 Барабан | Пальчики «маршируют» в ритм с ударами языка. | ||
№20 Забей мяч в ворота | Щёлкать по мячику (из поролона или ваты) поочерёдно указательным и другими пальцами от большого. Выполнять шелбаны сначала одной рукой, потом другой. | ||
№21 Лягушка | 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палеп прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. | ||
№ 22 Горка | Кисти рук приподняты над столом, соединены поименные пальцы (подушечки одной руки на ногтях другой). | ||
№23 Маляр | Движениями от кончиков пальцев до лучезапястного сустава и обратно «красить» потолок-ладонь одной руки кончиками пальцев другой, в одинаковом направлении с движением языка. | ||
№24 Змейка | Пальцы плотно прижаты друг к другу, движения кистью из стороны в сторону, вперед-назад (при движении назад - со сгибанием пальцев под углом 90 градусов к ладони) | ||
№ 25 Язычок - счетовод | Загибать поочередно пальцы, молча считая-дотрагиваясь языком до каждого зуба. Загибать пальцы на одной, а затем и на другой руке. | ||
№26 Дождик | Ударять указательным и поочередно последующими пальцами одной руки, как капельками дождя, по ладони другой. Затем сменить положение рук. Движения выполнять в такт ударам языком. | ||
№27 Пила | Самомассаж рук (растирание): одна рука лежит на столе, ребро другой - на ней перпендикулярно, рука двигается ребром (пилой) от ногтей к запястью. | ||
№28 Кошка лакает молоко | «Кошка»: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и округлены. | ||
№29 Гармошка | Положить руки на стол ладонями вниз, пальцы сомкнуты. Раздвигать и соединять пальцы в ритм закрыванию и открыванию рта. | ||
№30 Три ступеньки | Большой палец одной руки ложиться на большой палец другой, на него указательный одной и другой рук, кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга - лесенка. |
Предварительный просмотр:
Логопедический самомассаж мышц лица, губ
К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Основные приемы массажа:
поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
- Для снижения тонуса мышц– основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.
- Для активизации работы мышц – основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.
Требования к выполнению упражнений:
- Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
- В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
- По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.
Методика проведения:
- Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало ), а затем и без него.
- Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
- Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин.
- Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
- Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю - для активизации, медленную – для расслабления).
Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек).
Самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Противопоказания к самомассажу: Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.
Описание упражнений:
Схематичное изображение действия | Стихотворные строчки | Выполняемые действия ребенком | |
Самомасаж мышц лица | |||
1.
| И расслабились прилежно. | Расположить ладони обеих рук | |
2. |
Умываюсь я всегда, | Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны, | |
3. |
И поглажу лоб, Чтоб он хмуриться не мог | Поглаживание лба от центра к вискам. | |
4. |
Как погладить лобик нам Не сдвигая кожу там. |
Круговые растирание от середины | |
5.
| Постучали пальчики, | Легкое постукивание или похлопывание | |
6. | Мы по складочкам пройдем,
| Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым | |
7. | Щечки крепко разомнем – Рисовать там круг начнем. | Круговое разминание щек, | |
8. | Гусь пришел, и гусь гогочет. Пощипать за щечки хочет. | Легко пощипывать щеки указательным | |
9. | Пожалею щёки я, Поглажу их любя. | Легкое круговое поглаживание щек. | |
10. | Язык рисует большие круги, а ладонью щечку сильнее | Круговые движения языка с внутренней | |
11. | Погладим сверху вниз, сверху вниз – это мой такой каприз. | Указательными пальцами поглаживать | |
12. | Самовар пыхтит: «Пых-пых!» - | Сжать губы, надуть щёки, | |
| |||
Самомассаж губ | |||
Схематичное изображение действия | Стихотворные строчки | Выполняемые действия | |
1. | Чтоб расслабилась губа – | Движение указательными пальцами | |
2. | В уголках я рта кручу – | Круговое разминание в углах рта | |
3. | Да-да-да есть у деда борода. Ду – ду – ду – расчешу я бороду. Да – да – да – надоела борода. Ды – ды – ды – больше нет бороды. | Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины | |
4. |
С губами я играю, то найду, то потеряю. |
Всасывать верхнюю и нижнюю губы | |
5. | Зажму я верхнюю | Зажимать между пальцами верхнюю и | |
6. |
Побегу по лесенке | Указательным и средним пальцем | |
7. |
Зубы как расческа,
| Поглаживать губ зубами. | |
8. |
У индейцев клич такой, Постучи вот так рукой. | Длительно говорить «а» и |
Предварительный просмотр:
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка
Сделаем полезный массаж языку - чтобы наш язычок стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, постукивать. А теперь внимательно посмотри на рисунки - подсказки и постарайся их запомнить.
Лопаточка языка | |
делаем движения губами | |
делаем движения зубами | |
поглаживаем | |
похлопываем (постукиваем) |
Сначала надо сделать язык лопаточкой, а потом делать так:
Язычок мы наш погладим ласково губами | ||
А теперь мы постучим бережно губами: | ||
Язычок мы наш погладим ласково зубами | ||
нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами | ||
и опять погладим ласково зубами | ||
а потом мы будем хлопать бережно губами | ||
и в конце мы их погладим ласково губами | ||
Сделай массаж язычку еще раз. Чувствуешь как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать все так, как ты ему велишь.
Игры - упражнения для формирования движения губ
Родителям: Ребенок должен научиться правильно делать две основные губные позы: широкую улыбку, которая необходима для произнесения звуков, [ И ] , [ Э ] , [ С ] , [ С'] , [ З ] , [ З ] , [ Ц ] и трубочку — вытягивание губ вперед, необходимую для правильного артикулирования звуков ,
[ О ] , [ У ] , [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ].
Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не показываем.
просыпаемся с утра, |
Упражнение “трубочка”: вытягиваем губы в трубочку
сделал трубочкой я губы |
Предлагаю тебе сделать гимнастику для губ, произнося пары звуков.
Очень внимательно слушай и выполняй:
Улыбнись и протяни звук и-и-и | |
сделай губы трубочкой и потяни у-у-у |
А теперь чередуем звуки и-у, и-у, и-у:
и-у | и-у | и-у |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая копилка
Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....
Педагогическая копилка
Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...
Педагогическая копилка.
Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Методические разработки адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....
Педагогическая копилка
Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...
Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...
педагогическая копилка
Приведенный материал содержит игры и упражнения, целью которых является расширение диапазона детского голоса.Приведенный материал содержит также музыкально-дидактические игры на закрепление знаний дет...