Конспект образовательной деятельности «Старинные русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»
план-конспект занятия (старшая группа)

Хасбатова Людмила Анатольевна

Занятие проводилось с целью привития любви к русским народным традициям, воспитания чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_starinnye_russkie_obychai.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

«Старинные русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Цель:

- Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Задачи:

- Знакомить детей со старинным русским бытом. Объяснить, происхождение русского обычая – гостеприимства.

- Повторить с детьми современные правила поведения в гостях, прием гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе.

- Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.

- Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

- Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умения придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.

Интеграция областей:

1.«Речевое»: Закрепить название различных предметов русского быта. Совершенствовать словарь новыми словами (гостеприимство).

2 .«Социально-коммуникативное»: Обогатить и расширить представление детей о быте. Формировать интерес к изучению народной культуры, его традициям.

Расширение детских компетенций в области истории русской культуры и традиций.

3. «Художественно-эстетическое»: Закреплять умения работать с соленым тестом.

Приобщать к народному фольклору.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважения к русским обычаям.

Словарная работа: гостеприимство, рушник, самовар, лавки.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций и картинок, проведение народных игр, чтение пословиц и поговорок о доме, слушание песенок.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей в беседе.

Методы и приемы:

  1. Наглядный (показ предметов старины, видеоролик);
  2. Практический (игровое взаимодействие);
  3. Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Материалы: самовар, печь,  муляжи сушек, пирогов, баранок, сухарей, рушник, ноутбук.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой:

Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок (приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро (правую руку в сторону)

Здравствуй, день (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень (обнимают друг друга)

- Ребята, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости?

Дети: Навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы.

Русский народ всегда отличался гостеприимством. Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству. Гостеприимство – это добрая и замечательная черта человека!

- А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о русских традициях гостеприимства (просмотр видео).

- А вот послушайте русские поговорки о гостеприимстве.

«Без обеда не красна беседа»

«Что есть в печи, все на стол мечи»

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»

«Добрый гость всегда впору»

«Гостю щей не жалей, а погуще лей»

«Где слова привета, там улыбка для ответа»

«Не дорог обед, - дорог привет»

«От учтивых слов язык не отсохнет»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Кто такой гость? Как нужно встречать гостей, чем угощать?

А давай те с вами поиграем в игру, которая так и называется «Гостеприимство».

Так как у нас с вами сегодня много гостей давайте встретим их гостеприимно. Для этого мы объединимся группами и накроем стол.

- Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся?

Дети: Играем с ними. Пьем чай. Танцуем. Водим хороводы.

Ребята, у русского народа в старину, всегда на столе красовался самый главный… Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Дети: Самовар.

Воспитатель: На столе всегда стоял горячий самовар (показ самовара). А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари.

А сейчас - время чаепития. Игра «Пригласи на чай». (Дети разбиваются на пары. Первый ребенок приглашает, второй благодарит за приглашение).

- Молодцы ребята. Теперь и вы научились быть гостеприимными. Как в русских традициях. Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Пили не наспех, с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями. Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и "просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием, причем любили чай крепкий и горячий, чтоб губы жег. Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее".

Заключительная часть:

- А что больше всего понравилось на занятии.

- Что было для вас самым интересным

- О чем раньше вы не знали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности. Тема: «Русский народный головной убор»

интегрированное занятие по Художественно-эстетическому развитию о народной вышивке...

Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие», Ознакомление с окружающим миром Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить откуда произошли русские обычаи: гостеприимство и взаимопомощь, где их исторические корни....

Конспект НОД по социальному миру «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.Задачи: Образовательные:Познакомить д...

Конспект образовательной деятельности "Предметы русского быта"

Конспект занятия на тему "Предметы русского быта"...

«Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».

Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.Задачи: познакомить детей с правилами поведения гостеприимного хозяина; продолжать развивать монологическую и диалогическ...

Конспект интегрированного занятия «Старинные русские обычаи – гостеприимство».

Задачи:знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские семейные обычаи – гостеприимство, где их корни.развивать навыки творческого рассказывания по теме за...