«Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.
Задачи:
познакомить детей с правилами поведения гостеприимного хозяина; продолжать развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас; развивать творческое воображение; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gostepriimstvo.odt | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».
Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.
Задачи:
познакомить детей с правилами поведения гостеприимного хозяина; продолжать развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас; развивать творческое воображение; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Наглядные средства: проекционная техника (мультимедиа), магнитофон, презентация, рушник, каравай, соль, мольберты, листы бумаги, геометрические фигуры на магнитах.
Предварительная работа: чтение загадок, пословиц, поговорок о гостеприимстве, слушание песен «Во поле береза стояла», «Калинка», «Каравай», рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений.
Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени».
Дети входят в спальню и встают полукругом перед родителями в народных костюмах
Мама 1: Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Будем вас развлекать, да всякую мудрость рассказывать.
(Дети садятся на стулья перед экраном).
Русский народ всегда отличался гостеприимством. Гостеприимство – это добрая и замечательная черта человека!
- А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).
- А вот послушайте русские поговорки о гостеприимстве.
«Что есть в печи, все на стол мечи»
(Смысл: всё, что есть в доме съестного, всё ставь на стол. Говорит гостеприимный хозяин, обращаясь к хозяйке дома и предлагая угостить гостей всем, что в доме приготовлено.)
«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»
(нельзя критиковать что-то, с ходу, наоборот, требуется быть вежливым, тактичным. Чтобы после разговора осталось хорошее впечатление. )
«Гостю щей не жалей, а погуще лей»
(Данная пословица означает, что если вы пригласили гостя в свой дом, то нужно угощать его лучшими блюдами и напитками, даже если это обходится вам дороже, чем вы ожидали. Таким образом, вы проявляете уважение и гостеприимство к вашему гостю. Однако, не следует забывать о мере, и не стоит перегибать палку и готовить слишком много, чтобы не выглядеть навязчивым и не нанести вред вашему здоровью.)
«От учтивых слов язык не отсохнет»
(Поучительный смысл пословицы, состоит в том, что не надо скупиться на добрые слова. Они ничего не будут стоить гостю ("язык не отсохнет"), зато могут принести много пользы хозяину дома.)
Мама 2: Ребята, кто такой гость? Как нужно встречать гостей, чем угощать?
(ответы детей)
Слайд 1. «Приглашение»
А вы знаете, что гостей на Руси зазывали подолгу. В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости просим!» — такие слова говорили и кланялись низко. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Такое обращение показывало, что гостям в этом доме будет оказан радушный прием.
Ребята,, как встречали гостей?
Дети: Кланялись. Здоровались. Угощали хлебом.
Мама 1-хозяйка:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей мы всех встречаем
Круглым, пышным караваем.( слайд 1)
Мама 2-хозяйка:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником,
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Мама 1- хозяйка:
Вот он, хлебушек душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
Мама 2-хозяйка:
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло,
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
«Встреча гостей» (слайд 2)
Мама 1: Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!» Гость должен был съесть кусочек хлеба, обмакнув его слегка в солонку.(показать, как нужно пробовать хлеб, отломать небольшой кусочек каравая и опусть в соль). Затем он приветствовал и целовал радушную хозяюшку. После чего гости и хозяева снова обменивались поклонами. Так выглядел обряд целования, после которого гостей приглашали в дом.
В доме к приходу гостей было все чисто убрано, полы намыты, посланы половики, развешаны вышитые рушники.
Мы с вами сейчас побудем хозяевами и украсим рушники к приходу гостей.
Игра «Украсим рушник»
Мама 2: Мы разделимся на группы. На мольбертах чистые листы бумаги – это ткань рушника. Вы должны её украсить. Берите геометрические фигуры и придумайте свой узор.
Слайд 3. «Рушник»
Воспитатель: А вот вам небольшая подсказка. (Воспитатель показывает пример рушника на слайде презентации).
(Дети украшают листы бумаги с помощью фигур).
Молодцы! Постарались. Украсили наш дом.
Слайд 4: «Красный угол»
Мама 2: После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожёны. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.
Ребята, почему почётное место для гостей называли – красный угол.
Дети: Самое красивое место. Украшали его специально. Самое светлое место в доме.
Ребята, у русского народа в старину, всегда на столе красовался самый главный… Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Дети: Самовар.
На столе всегда стоял горячий самовар. (показ картинки самовара) А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари. А сухарики и бублики раньше пекли вот в таких печах. (показ картинки печки). Ребята, раньше главной в доме была печь. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. И даже ложились на неё и спали.
Слайд 5: «Пир горой»
Мама 1: Угощение на Руси готовилось богатое, разнообразное и обильное. Например, на княжеских пирах могло быть до 500 перемен блюд. Хозяева старались, чтобы столы чуть ли не ломились под тяжестью угощения. Это был еще один способ показать гостю свое почтение. Подавали пироги с разной начинкой, мясные блюда и запечённую птицу («жаркое») и рыбу. Затем следовала перемена блюд. Хозяйка угощала супами.
Затем гости отдыхали от обильной трапезы, общались, обменивались шутками-прибаутками. Вот и мы с вами обменяемся шутками-прибаутками.
- Где ты, брат Иван? - В горнице.
- А что делаешь? - Помогаю Петру.
- А Пётр что делает? - Да на печи лежит.
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали и смотрели, все пенёчки оглядели.
Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
На что тебе сено?
- Коровок кормить.
На что тебе коровки?
- Молоко доить.
А зачем молоко?
- Деток поить.
- Маленькая девочка, скажи, где ты была?
- Была у старой бабушки на том конце села.
- Что ты пила у бабушки?
- Пила с вареньем чай.
- Что ты сказала бабушке?
- «Спасибо» и «прощай».
В конце застолья угощали гостей сладостями. Как вы думаете какими?
Дети: Сладкие пироги, мед, варенье, леденцы.
Слайд 6: «Сладкие угощения»
Вы правы. И пироги были сладкие и бублики, леденцы да мёд. Не зря на Руси говорили: «Пир – радость, на уста – сладость». А после гости в пляс пускались, да отдыхать отправлялись, в баньке парились. И мы с вами не будем отставать. Вставайте в хоровод, да пляс весёлый начинайте.
(Звучит русская народная песня «Калинка-малинка», дети повторяют движения за педагогом).
Мама 2: Устали мы немного, отдохнем.
Психогимнастика «Поделись своим теплом»
Предложить детям найти свое сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Затем предложить поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: «Я хочу поделиться с тобой своим теплом». Затем дети делятся своими ощущениями.
Теперь пора нам узнать, как прощались на Руси. Проводы гостей тоже сопровождались определёнными традициями. Перед уходом принято было посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.
Сегодня мы много узнали о русском гостеприимстве. Что же вам больше всего запомнилось из традиции гостей принимать?
(Дети закрепляют полученные ранее знания о последовательности приёма гостей).
Давайте хором пожелаем всем путникам: «Доброго пути. Скатертью дорога»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"старинные семейные обычаи"
консультация для родителей. Познакомить родителей со старинными семейными обычаями: рождение младенца, крещение, выбор имени....
Конспект НОД «Старинные русские обычаи –гостеприимство» (интегрированное занятие) в подготовительной группе.
Цель:- Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа....
Проект Народные промыслы и народные обычаи и традиции" в подготовительной группе
В данном проекте размещены материалы по русскому народному творчеству:как жили в старину русские люди ,чем пользовались в быту,(орудия труда,быт,музыкальные инструменты,творчество и многое другое),как...
Конспект Открытого занятия по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины. «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект Открытого занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.«Народная игрушка. Тряпичная кукла»...
Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие», Ознакомление с окружающим миром Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»
Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить откуда произошли русские обычаи: гостеприимство и взаимопомощь, где их исторические корни....
Конспект НОД по социальному миру «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»
Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.Задачи: Образовательные:Познакомить д...
Конспект интегрированного занятия «Старинные русские обычаи – гостеприимство».
Задачи:знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские семейные обычаи – гостеприимство, где их корни.развивать навыки творческого рассказывания по теме за...