Конспект интегрированного занятия «Старинные русские обычаи – гостеприимство».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Балахнина

 

Задачи:

  • знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские семейные обычаи – гостеприимство, где их корни.
  • развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умения придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии, обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
  • воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русским традициям в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

(дошкольный уровень)

Конспект интегрированного занятия

«Старинные русские обычаи – гостеприимство».

Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

 (Подготовительная группа)

Разработала:

Балахнина Татьяна Николаевна, воспитатель

Бийск, 2024

Цель: Прививать любовь к русским семейным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Задачи:

  • знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские семейные обычаи – гостеприимство, где их корни.
  • развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умения придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии, обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
  • воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русским традициям в семье.

Предварительная работа: чтение загадок, пословиц, поговорок о гостеприимстве, слушание песен «Во поле береза стояла», «Калинка», «Каравай», рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений.

Методы и приемы: 

1.Словесные: рассказ педагога и детей о традициях русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.

2.Наглядные: демонстрация наглядных пособий (хлеб, предметы старины)

3.Практические: показ трудовых приемов при лепке из соленого теста хлебобулочных изделий.

4. Игровые: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: зал украшен в стиле старинной русской избы, компьютер, старинный самовар, подносы, рушник, каравай, соль, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, фартуки, нарукавники, заготовки для смайликов, влажные салфетки.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Организационный момент

Дети входят в музыкальный зал и встают полукругом перед гостями в народных костюмах с караваем на рушнике.

-Если мы хотим кого-то

-Встретить с честью и почетом,

-Встретить щедро, от души,

-С уважением большим,

-То гостей мы всех встречаем

-Круглым, пышным караваем.

-Вот он, хлебушко душистый,

-С хрустом, корочкой витой.

-Вот он тёплый, золотистый,

-Словно солнцем залитой.

-В нём здоровье, наша сила,

-В нём чудесное тепло,

-В нём земли родимой соки,

-Солнца свет весенний в нем.

-Он на блюде расписном,

-С белоснежным рушником,

-С караваем соль подносим,

-Поклонясь, отведать просим!

-Гости дорогие, отведайте нашего угощения!

Звучит русская народная песня

«К нам гости пришли, дорогие пришли»

Основная часть

-Навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы.

-Желание и умение принимать гостей.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

-Хлеб и соль.

- Красный угол?» -это самое светлое, солнечное, красивое и почётное место в доме.

-Добрый человек.

 

«Что есть в печи, все на стол мечи»

«Добрый гость всегда впору»

 «Где слова привета, там улыбка для ответа»

«Не дорог обед, - дорог привет»

«От учтивых слов язык не отсохнет»

 «Чем богаты, тем и рады»

-Самовар

-Делаем вид, будто месим тесто.

-Лепим пирожки.

-Хлопаем в ладоши.

-Показываем большой пирог.

-Дети лепят из солёного теста бублики, пироги и т.д., складывают всё на подносы.

-Дети повторяют движения за педагогом.

-А теперь присаживайтесь. Будем гостей развлекать, да всякую мудрость рассказывать.

-Ребята, к нам сегодня пришло много гостей.

-А, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости? -Русский народ всегда отличался гостеприимством.

-Ребята, занятие наше сегодня посвящено семейному традиционному гостеприимству.

Гостеприимство – это добрая и замечательная традиция русской семьи!

- А, что означает слово «гостеприимство»?

-Гостеприимство – это добрая и замечательная традиция русской семьи!

-Как вы думаете из каких слов оно образовано?  

-Правильно от слов «гость» и «принимать»

-Ребята, а как вы понимаете слово «гость»? Кто такой гость? - Это тот, кто приходит в гости, чтобы обсудить что-то важное, поделиться новостями, просто пообщаться, провести весело и интересно время.

- А что значит «Принимать»?

- А вы знаете, что гостей на Руси буквально зазывали к себе в дом. В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием.

- «Милости просим!» — такие слова говорили ласково, улыбаясь, глядя друг другу в глаза и кланялись низко.

-Мы с вами тоже говорили нашим гостям «Милости просим»

- Что это значит?» «Милости просим!»  - это вежливое приглашение прийти, приехать в гости. От слова милый, добрый. Прошу быть милым, добрым и зайти в гости.  Ребята, мы с вами встречали гостей хлебом, солью. Это старинная русская традиция.

-Тогда же возникло и слово «хлебосольство», как вы думаете, из каких слов произошло это слово?  

-Правильно, хлеб и соль.

-Почему у нас на Руси встречают гостей хлебом, солью?»

 - Хлебом, солью встречают, угощают, значит, показывают свою щедрость, доброту, доброжелательность и желают, чтобы в доме у всех и всегда были хлеб и соль. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям.

-Ребята, гостей сажали в красный угол.

-Ребята, что такое красный угол?»

-В красный угол сажают самых дорогих гостей.

-Ребята, есть такая поговорка «Широкая русская душа».

-Как вы ее понимаете?»

-Добрый человек. Даже запоздавших путников приглашают в дом, сажают за стол. Поят горячим чаем, угощают кушаньями, которые есть в доме. У русского человека всегда дверь открыта для гостей. Это и есть «широкая русская душа», русское гостеприимство.

-Ребята, а какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?»     Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся?

-Правильно, ребята! Играем с ними. Пьем чай. Танцуем. Водим хороводы.

-Ребята, у русского народа в старину, всегда на столе красовался самый главный…

-Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.

-У носатого у Фоки Постоянно руки в боки.

-Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

-Правильно. На столе всегда стоял горячий самовар.

-А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари. А сухарики и бублики раньше пекли вот в таких печах.

-Ребята, а что вы знаете про русскую печь?

Раньше главной в доме была печь. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. И даже ложились на неё и спали.

-Ну что же стол накрыт, самовар стоит, не хватает только баранок и бубликов.

-Мы сегодня будем делать их сами для наших гостей. А теперь попрошу всех сесть на места. Мы будем месить тесто. Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

-Тесто мы месили,

-Мы пирог лепили

- Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,

-Слепим мы большой пирог!  

-Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный.

-А когда высыхает, становиться твердым.

-Ребята, вам необходимо знать правила техники безопасности в мастерской-пекарне. Это стека– наш основной инструмент, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем.

-Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.

- Если захотите слепить пирожок, нужно скатать тесто в комочек, а затем уплостить его и немного вытянуть в длину. – Если баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы).

-Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

- Затем гости отдыхали от обильной трапезы, общались, обменивались шутками-прибаутками.

-Вот и мы с вами повеселим наших гостей.

-А после гости в пляс пускались, да отдыхать отправлялись, И мы с вами не будем отставать.

-Вставайте в хоровод, да пляс весёлый начинайте!

Ставлю на стол самовар

Показ печки

Показываю стеку.

Исполнение песни «Во поле береза стояла».

Звучит русская народная песня «Калинка-малинка»

Заключительная часть

-Ответы детей.

-Дети выражают своё настроение, рисуя лица на смайликах.

-Теперь пора нам узнать, как прощались на Руси.

 -Проводы гостей тоже сопровождались определёнными традициями.

-Перед уходом принято было посидеть на дорожку.  Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути.

-В старину на Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением, поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

-Сегодня мы много узнали о русском гостеприимстве.

-Что же вам больше всего запомнилось из семейной традиции гостей принимать?

-Ребята, а сейчас своё настроение, от проведённого занятия, выразите на смайликах. Нарисуйте им такое лицо, какое настроение осталось у вас после нашего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: Русские обычаи - гостеприимство. Традиции разных народов.

Цели проекта: - Приобщение детей к русскому обычаю - гостеприимство. - Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства. Подробно раскрыты задачи проек...

Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке "Лиса и заяц".

Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке"Лиса и заяц". Цель:Познакомить с русскими народными сказками о животных;ввести термин "анималистические"сказки; развивать мышление,уме...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект НОД «Старинные русские обычаи –гостеприимство» (интегрированное занятие) в подготовительной группе.

Цель:- Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа....