Конспект интегрированного занятия «Старинные русские обычаи – гостеприимство».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задачи:
- знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские семейные обычаи – гостеприимство, где их корни.
- развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умения придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии, обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
- воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русским традициям в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
(дошкольный уровень)
Конспект интегрированного занятия
«Старинные русские обычаи – гостеприимство».
Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
(Подготовительная группа)
Разработала:
Балахнина Татьяна Николаевна, воспитатель
Бийск, 2024
Цель: Прививать любовь к русским семейным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские семейные обычаи – гостеприимство, где их корни.
- развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умения придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии, обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
- воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русским традициям в семье.
Предварительная работа: чтение загадок, пословиц, поговорок о гостеприимстве, слушание песен «Во поле береза стояла», «Калинка», «Каравай», рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений.
Методы и приемы:
1.Словесные: рассказ педагога и детей о традициях русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.
2.Наглядные: демонстрация наглядных пособий (хлеб, предметы старины)
3.Практические: показ трудовых приемов при лепке из соленого теста хлебобулочных изделий.
4. Игровые: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: зал украшен в стиле старинной русской избы, компьютер, старинный самовар, подносы, рушник, каравай, соль, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, фартуки, нарукавники, заготовки для смайликов, влажные салфетки.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Организационный момент | ||
Дети входят в музыкальный зал и встают полукругом перед гостями в народных костюмах с караваем на рушнике. | -Если мы хотим кого-то -Встретить с честью и почетом, -Встретить щедро, от души, -С уважением большим, -То гостей мы всех встречаем -Круглым, пышным караваем. -Вот он, хлебушко душистый, -С хрустом, корочкой витой. -Вот он тёплый, золотистый, -Словно солнцем залитой. -В нём здоровье, наша сила, -В нём чудесное тепло, -В нём земли родимой соки, -Солнца свет весенний в нем. -Он на блюде расписном, -С белоснежным рушником, -С караваем соль подносим, -Поклонясь, отведать просим! -Гости дорогие, отведайте нашего угощения! | Звучит русская народная песня «К нам гости пришли, дорогие пришли» |
Основная часть | ||
-Навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы. -Желание и умение принимать гостей. Ответы детей. Ответы детей. -Встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки. -Хлеб и соль. - Красный угол?» -это самое светлое, солнечное, красивое и почётное место в доме. -Добрый человек.
«Что есть в печи, все на стол мечи» «Добрый гость всегда впору» «Где слова привета, там улыбка для ответа» «Не дорог обед, - дорог привет» «От учтивых слов язык не отсохнет» «Чем богаты, тем и рады» -Самовар -Делаем вид, будто месим тесто. -Лепим пирожки. -Хлопаем в ладоши. -Показываем большой пирог. -Дети лепят из солёного теста бублики, пироги и т.д., складывают всё на подносы. -Дети повторяют движения за педагогом. | -А теперь присаживайтесь. Будем гостей развлекать, да всякую мудрость рассказывать. -Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. -А, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости? -Русский народ всегда отличался гостеприимством. -Ребята, занятие наше сегодня посвящено семейному традиционному гостеприимству. Гостеприимство – это добрая и замечательная традиция русской семьи! - А, что означает слово «гостеприимство»? -Гостеприимство – это добрая и замечательная традиция русской семьи! -Как вы думаете из каких слов оно образовано? -Правильно от слов «гость» и «принимать» -Ребята, а как вы понимаете слово «гость»? Кто такой гость? - Это тот, кто приходит в гости, чтобы обсудить что-то важное, поделиться новостями, просто пообщаться, провести весело и интересно время. - А что значит «Принимать»? - А вы знаете, что гостей на Руси буквально зазывали к себе в дом. В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. - «Милости просим!» — такие слова говорили ласково, улыбаясь, глядя друг другу в глаза и кланялись низко. -Мы с вами тоже говорили нашим гостям «Милости просим» - Что это значит?» «Милости просим!» - это вежливое приглашение прийти, приехать в гости. От слова милый, добрый. Прошу быть милым, добрым и зайти в гости. Ребята, мы с вами встречали гостей хлебом, солью. Это старинная русская традиция. -Тогда же возникло и слово «хлебосольство», как вы думаете, из каких слов произошло это слово? -Правильно, хлеб и соль. -Почему у нас на Руси встречают гостей хлебом, солью?» - Хлебом, солью встречают, угощают, значит, показывают свою щедрость, доброту, доброжелательность и желают, чтобы в доме у всех и всегда были хлеб и соль. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. -Ребята, гостей сажали в красный угол. -Ребята, что такое красный угол?» -В красный угол сажают самых дорогих гостей. -Ребята, есть такая поговорка «Широкая русская душа». -Как вы ее понимаете?» -Добрый человек. Даже запоздавших путников приглашают в дом, сажают за стол. Поят горячим чаем, угощают кушаньями, которые есть в доме. У русского человека всегда дверь открыта для гостей. Это и есть «широкая русская душа», русское гостеприимство. -Ребята, а какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?» Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся? -Правильно, ребята! Играем с ними. Пьем чай. Танцуем. Водим хороводы. -Ребята, у русского народа в старину, всегда на столе красовался самый главный… -Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе. -У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. -Фока воду кипятит, и как зеркало блестит. -Правильно. На столе всегда стоял горячий самовар. -А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари. А сухарики и бублики раньше пекли вот в таких печах. -Ребята, а что вы знаете про русскую печь? Раньше главной в доме была печь. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. И даже ложились на неё и спали. -Ну что же стол накрыт, самовар стоит, не хватает только баранок и бубликов. -Мы сегодня будем делать их сами для наших гостей. А теперь попрошу всех сесть на места. Мы будем месить тесто. Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто» -Тесто мы месили, -Мы пирог лепили - Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, -Слепим мы большой пирог! -Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. -А когда высыхает, становиться твердым. -Ребята, вам необходимо знать правила техники безопасности в мастерской-пекарне. Это стека– наш основной инструмент, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем. -Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба. - Если захотите слепить пирожок, нужно скатать тесто в комочек, а затем уплостить его и немного вытянуть в длину. – Если баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). -Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному. - Затем гости отдыхали от обильной трапезы, общались, обменивались шутками-прибаутками. -Вот и мы с вами повеселим наших гостей. -А после гости в пляс пускались, да отдыхать отправлялись, И мы с вами не будем отставать. -Вставайте в хоровод, да пляс весёлый начинайте! | Ставлю на стол самовар Показ печки Показываю стеку. Исполнение песни «Во поле береза стояла». Звучит русская народная песня «Калинка-малинка» |
Заключительная часть | ||
-Ответы детей. -Дети выражают своё настроение, рисуя лица на смайликах. | -Теперь пора нам узнать, как прощались на Руси. -Проводы гостей тоже сопровождались определёнными традициями. -Перед уходом принято было посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. -В старину на Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением, поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути. -Сегодня мы много узнали о русском гостеприимстве. -Что же вам больше всего запомнилось из семейной традиции гостей принимать? -Ребята, а сейчас своё настроение, от проведённого занятия, выразите на смайликах. Нарисуйте им такое лицо, какое настроение осталось у вас после нашего занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: Русские обычаи - гостеприимство. Традиции разных народов.
Цели проекта: - Приобщение детей к русскому обычаю - гостеприимство. - Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства. Подробно раскрыты задачи проек...
Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке "Лиса и заяц".
Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке"Лиса и заяц". Цель:Познакомить с русскими народными сказками о животных;ввести термин "анималистические"сказки; развивать мышление,уме...
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
старший дошкольный возраст...
материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
старший дошкольный возраст...
Конспект НОД «Старинные русские обычаи –гостеприимство» (интегрированное занятие) в подготовительной группе.
Цель:- Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа....