Конспект НОД по социальному миру «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»
план-конспект занятия по окружающему миру

Машнова Анастасия Михайловна

Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».

Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со старинной русской жизнью людей.
  2. Изучить, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические корни.
  3. Рассмотреть с детьми современные правила поведения в гостях, приема гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе.
  4. Порассуждать о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.

Развивающая:

  1. Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия.
  2. Развивать умение придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.
  3. Развивать умение заканчивать предложение по смыслу, отвечая на вопрос.
  4. Развивать умение анализировать сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».
  5. Развивать логическое мышление, моторику рук при письме.
  6. Развивать умение объяснить значение пословиц и поговорок.

Воспитательная:

  1. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.
  2. Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему.
  3. Воспитывать желание оказывать помощь тому, кто оказался в беде и нуждается в помощи.
  4. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
  5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за историю своего народа.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Активизация словаря: хлеб и соль, чаепитие, чистоплотность, доброта, сочувствие, пир на весь мир, пир горой, угощение, утешение, добро, помощь, гостеприимство, хлебосольство, радушие, сострадание, помочь (помощь) – устаревшее.

Предварительная работа: чтение загадок, пословиц и поговорок о гостеприимстве, слушание русских народных песен, рассматривание репродукций картин о русской жизни.

Материалы и оборудование: картинный материал «Предметы быта», дидактический комплект «Бабушкины сказки», русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», комплекты практических заданий на каждого, репродукции картин русских художников: Венецианов А.Г. «Жнецы», Тропинин В.А. «Кружевница», Суриков В.И. «Сибирская красавица», Мясоедов Г.Г. «Страдная пора. Косцы», Пимоненко Н. «Сенокос», Маковской В. «Крестьянский обед в поле», Куликов И. «Зимним вечером», Максимов В.М. «Бабушкины сказки».

Методы и приёмы:

  1. Словесный: рассказ педагога и детей о традициях русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.
  2. Наглядный: демонстрация наглядных пособий (хлеб, предметы старины), репродукции картин художников.
  3. Практический: выполнение практических упражнений и заданий.
  4. Игровой: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_sotsialnomu_miru_po_skazke.docx447.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему:

«Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Подготовила: воспитатель,

Машнова Анастасия Михайловна.

Покачи – 2023 год

Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».

Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Познакомить детей со старинной русской жизнью людей.
  2. Изучить, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические корни.
  3. Рассмотреть с детьми современные правила поведения в гостях, приема гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе.
  4. Порассуждать о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.

Развивающая:

  1. Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия.
  2. Развивать умение придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.
  3. Развивать умение заканчивать предложение по смыслу, отвечая на вопрос.
  4. Развивать умение анализировать сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».
  5. Развивать логическое мышление, моторику рук при письме.
  6. Развивать умение объяснить значение пословиц и поговорок.

Воспитательная: 

  1. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.
  2. Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему.
  3. Воспитывать желание оказывать помощь тому, кто оказался в беде и нуждается в помощи.
  4. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
  5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за историю своего народа.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Активизация словаря: хлеб и соль, чаепитие, чистоплотность, доброта, сочувствие, пир на весь мир, пир горой, угощение, утешение, добро, помощь, гостеприимство, хлебосольство, радушие, сострадание, помочь (помощь) – устаревшее.

Предварительная работа: чтение загадок, пословиц и поговорок о гостеприимстве, слушание русских народных песен, рассматривание репродукций картин о русской жизни.

Материалы и оборудование: картинный материал «Предметы быта», дидактический комплект «Бабушкины сказки», русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», комплекты практических заданий на каждого, репродукции картин русских художников: Венецианов А.Г. «Жнецы», Тропинин В.А. «Кружевница», Суриков В.И. «Сибирская красавица», Мясоедов Г.Г. «Страдная пора. Косцы», Пимоненко Н. «Сенокос», Маковской В. «Крестьянский обед в поле», Куликов И. «Зимним вечером», Максимов В.М. «Бабушкины сказки».

Методы и приёмы:

  1. Словесный: рассказ педагога и детей о традициях русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.
  2. Наглядный: демонстрация наглядных пособий (хлеб, предметы старины), репродукции картин художников.
  3. Практический: выполнение практических упражнений и заданий.
  4. Игровой: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок.

Ход занятия:

Звучит русская народная песня «К нам гости пришли, дорогие пришли»

Дети входят в группу и встают полукругом перед доской в народных костюмах. Дети кланяются друг другу, и говорят: «Милости просим».

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей мы всех встречаем

Круглым, пышным караваем.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о старинном быте и гостеприимстве людей на Руси. Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству.

Воспитатель начинает беседу с детьми с просмотром картинного материала

Воспитатель: А вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости друг к другу? Как встречают людей в гостях? (ответы детей)

Воспитатель: А сегодня я вам об этом расскажу и покажу предметы старинного быта на Руси.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, и мы начинаем нашу беседу.

Воспитатель: На самом деле люди любили ходить в гости друг к другу, чтобы навестить родственников, поделиться какими-либо новостями, просто повеселиться и поиграть в настольные игры, отдохнуть и просто поговорить.

Русский народ всегда отличался своим гостеприимством. Гостеприимство – это добрая и замечательная традиция русского народа! Традиция встречать гостей за столом за беседами, играми и чаепитием.

Воспитатель: А, как вы думаете, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто такой «гость»? (ответы детей)

Воспитатель: Это человек, который приходи к нам домой в гости с какой-то целью, например, сообщить важную новость, пообщаться просто так или ещё за чем-либо.

Воспитатель: Раньше люди зазывали к себе гостей на Руси. В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием, с угощениями и чаем на столах. «Милости просим!» - такие слова говорили ласково, улыбаясь, глядя друг другу в глаза и кланялись низко при встрече гостей на пороге.

Воспитатель: Ребята, а что это значит «Милости просим!»? (ответы детей)

Воспитатель: Так вот это значит: что человек вежливо просил с милостью и радостью приехать или прийти к нему в гости. Это всё от слов: милый и добрый, т.е. быть добрым и милым.

Воспитатель: Раньше людей встречали в гостях хлебом и солью. Это была такая старинная русская традиция. Именно тогда возникло и новое слово для людей – это «хлебосольство».

Воспитатель: А как вы думаете, почему встречают именно хлебом и солью, а не чем-то другим? (ответы детей)

Воспитатель: Когда хозяйка встречала гостей на пороге с караваем и солью, то она показывала свою щедрость, доброжелательность и, конечно же, желала и другим быть такими же, чтобы у них дома были и хлеб и соль. Раньше соль была очень дорогой и редким продуктом на рынках. Её ценили на вес золота, и подавалась солонка только важным и знатным гостям.

Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое «красный угол»? (ответы детей)

Воспитатель: Красный угол – это то место в избе, куда усаживали важных гостей. По себе это очень светлое и красиво украшенное место в доме для дорогих гостей.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнём и потом продолжим нашу беседу.

Дети повторяют движения под русскую народную песню «Калинка-малинка»

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает пословицы и поговорки о гостеприимстве? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы с вами прочитаем некоторые из них и попробуем объяснить их смысл.

«Без обеда не красна беседа»

«Что есть в печи, все на стол мечи»

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«Гостю щей не жалей, а погуще лей»

«Где слова привета, там улыбка для ответа»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Ребята, у русского народа в старину, всегда на столе красовался самый главный предмет быта. Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же это.

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Ответы детей: Самовар

Воспитатель: Все верно. На столе всегда был горячий самовар с кипятком, а пили чай из красивых блюдечек. А угощением было: бублики, баранки, сухари да сушки, которые пекли в русских печах. Но печь была не только для приготовления еды, но и для того, чтобы дома было тепло, чтобы сушить одежду и продукты, травы.

Воспитатель: А после того, как гости попью чай, то они отдыхали от трапезы, пели песни, танцевали и играли в народные и настольные игры, читали при зажженной свече.

Воспитатель: Сегодня и мы с вами познакомимся с одной сказкой под названием «Петушок и бобовое зёрнышко».

Воспитатель читает сказку детям и проводит беседу по вопросам.

Воспитатель: А сейчас давайте побеседуем с вами по сказке.

  1. Как случилось, что петушок подавился?
  2. Как курочка решила ему помочь?
  3. К кому она обратилась вначале?
  4. К кому её отправила хозяйка?
  5. Что попросила корова?
  6. Что понадобилось хозяину, чтобы скосить траву?
  7. Помогло ли масло петушку?
  8. Почему курочка забеспокоилась о петушке? Находился ли он в опасности?
  9. Можно ли назвать курочку доброй?
  10. В каких случаях не стоит торопиться?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам выполнить несложные задания по сказке.

Практическая деятельность детей. Дети самостоятельно выполняют задания и проводят взаимопроверку с соседом.

Воспитатель: В старину на Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след

уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой

пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

Итог занятия.

Воспитатель: Сегодня мы много узнали о русском гостеприимстве.

-Что же вам больше всего запомнилось из традиций гостей принимать? (ответы детей)

-Что вам понравилось на занятии больше всего?

-Что вы нового узнали сегодня?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а сейчас своё настроение, от проведённого занятия,

выразите на смайликах. Нарисуйте им такое лицо, какое настроение осталось

у вас после нашего занятия.

Приложения

Задания по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Жил-был петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился.

Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило.

Петушок вскочил и во все горло закричал:

- Ку-ка-реку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и этическому воспитанию «Русское гостеприимство»

Цель: формирование основ социального поведения, этических и нравственных принципов, норм культурного поведения в гостях....

Конспект занятия по социальному миру для средней группы "Никого роднее мамы в целом мире нет"

На этом занятии используются литературные произведения о маме, проблемные ситуации, в которых ребёнок должен принять правильное решение самостоятельно. Дети учатся заботиться о маме, выражать свои чув...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "День народного единства" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с праздником – День народного единства.Задачи:- Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения праздника День народного един...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Русские народные игры" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с русскими народными играми.Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное...

Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие», Ознакомление с окружающим миром Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить откуда произошли русские обычаи: гостеприимство и взаимопомощь, где их исторические корни....

Конспект занятия по окружающему миру "Старинные предания" для старших дошкольников

Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на знаниях культуры малой Родины.Задачи:Знакомить детей с особенностями устного народного творчества Сибири, показать взаимосвязь народного фолькло...

«Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство».

Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями и гостеприимством в доме.Задачи: познакомить детей с правилами поведения гостеприимного хозяина; продолжать развивать монологическую и диалогическ...