Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия.
картотека

Лобанова Светлана Юрьевна

Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия.

Дидактическая игра:  «Кому что нужно»

Цель: учить детей называть членов семьи; расширять представления о том, какие предметы нужны разным членам семьи; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинку на нижнем круге и назвать члена семьи. Затем, путём вращения верхнего круга, подобрать предмет, который нужен этому члену семьи.

Например, на нижнем круге изображена бабушка, давайте на верхнем круге найдём, что нужно бабушке. (Клубок ниток с иголками).

Дидактическая игра: «Необычные вещи»

Задачи: Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором". Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

Дидактическая игра: «Найди пару»

Задачи игры: развивать познавательную активность; продолжать знакомить детей с предметами быта и старины (что раньше, что потом); учить соотносить предметы на кругах по смыслу; совершать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук. Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинки и назвать их. Затем путем вращения подобрать нужную картинку, которая бы относилась к данному предмету.

Дидактическая игра: «Кому что нужно?» (профессии детского сада) 

Задачи игры: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи; расширять и закреплять знания о людях работающих в детском саду, их значимость. Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка человека той или иной профессии (врач, повар, воспитатель и т.д.); на 2 круге предмет необходимый для работы (витамины, кастрюля, метла и т.д.). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о людях, работающих в детском саду. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания. Игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (что случится, если у воспитателя будет кастрюля, а у прачки витамины). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации необычные, значит можно дать волю фантазии.

Дидактическая игра "Какой бывает транспорт?"

Цель: Расширять представления детей о видах транспорта (наземный, воздушный, водный). Формировать умение детей находить заданные виды транспорта и их «среды» путем соединения.

1 круг - изображение транспорта (наземного, воздушного, водного)

2 круг – картинки с изображением «земли»«реки»«неба» .

Задание по реальным ситуациям:

- определи и назови виды транспорта.

- расскажи, где мы можем увидеть этот транспорт

- назови назначение и особенности транспорта

Дидактическая игра "Необычные вещи"

Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).

"Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором

"Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать.

Дидактическая игра «На что похоже».

Цель:1.Учить угадывать общий признак предметов и называть его. 2.Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, мелкую мускулатуру рук.

3.Закреплять знание геометрических фигур «круглый», «квадратный», «треугольный».

Круг Луллия, состоящий из 2 кругов.

На 1-  изображения предметов, различных форм. 

На 2 – изображения геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в верхнем секторе, назвать предмет. Затем, путем вращения, подобрать геометрическую фигуру, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета. Например,  мяч круглой формы, огурец овальной формы.

Дидактическая игра

«Найди сочетание и придумай рассказ».

Цель:1.Учить придумывать небольшие рассказы по картинкам. 2. Развивать логическое мышление.3. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Круг Луллия, состоящий из 2 кругов.

На 1-  изображение объекта природы.

На 2 – изображения  детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинку на первом круге, затем подобрать соответствующую на втором круге. Придумать и рассказать небольшой рассказ.

Дидактическая игра

 «Найди и назови общий признак».

Цель:1.Учить угадывать общий признак предметов и называть его.2. Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук. 3. Обогатить активный и пассивный словарь.

Материал:   

Круг Луллия, состоящий из 2 кругов.

На 1-  изображения предметов.

На 2 – изображения  предметов, с одним общим признаком.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку назвать предмет и , прокрутив круг найти, предмет с общим признаком.

Дидактическая игра «Что у меня есть дома».

Дети садятся в круг, Незнайка передает «волшебную палочку». Ребенок, у которого оказалась палочка, должен назвать один предмет бытовой техники, который есть у него дома, рассказать, какие функции он выполняет (не повторяя уже названных). Если дети затрудняются, воспитатель помогает вопросами.

В: У кого дома есть утюг? Кто расскажет о нем? Холодильник, посудомоечная машина и т. д. Или провести игру: "Волшебник" (составление коротких описательных рассказов о бытовых приборах).

Например Маша хотела как можно больше узнать о бытовых приборах и предложила детям "превратиться" в бытовые приборы и рассказать о них. Я стиральная машина - я большая, электрическая, нужна людям для того, чтобы стирать белье и т.д. 3 часть.

Найти реальное сочетание. 

В: Ребята, а еще у Незнайки есть волшебные круги. Нужно помочь определить объект с которым взаимодействует прибор. (реальное сочетание). Например: чайник - крышка, фен - насадки, стиральная машина - отверстие куда кладут белье, посудомоечная машина - дверца, утюг - регулятор температуры, пылесос - шланг, холодильник - шнур, кофемашина (кофеварка) - таймер.

Незнайка: А, что нужно чтобы эти все приборы работали?

 Д: Нужно, чтобы они были целыми, исправными.

В: А еще?

Д: Чтобы прибор работал нужно, чтобы было электричество. Бытовые приборы часто ломаются, если нет электричества - не будут работать приборы, можно поранить себя, если не быть осторожными.

Незнайка: А без какой части не сможет работать не один прибор?

Дети: Без электрошнура и электрического тока.

В: Электрический ток используется как для освещения помещения, так и для питания различных бытовых приборов, включается при помощи соединительного электрошнура (провод) и вилки.

В: А что было бы если бы не было холодильника? Не было пылесоса?

Д: Ответы детей.

4 часть: Незнайка: Объясните с чем взаимодействуют приборы? Например: фен - волосы, стиральная машина - с грязным бельем, холодильник - с продуктами, кофемашина - с кофе, пылесос - с пылью, утюг - с чистым бельем, посудомоечная машина - с посудой, чайник - с чашкой.

 5 часть: Объяснить необычное сочетание.

 В: Объясните необычное сочетание: объектов и частей других объектов. Например: холодильник - шланг пылесоса, утюг - насадка для фена и т.д.

6 часть. Придумать реальную историю про объект. Например: Девочка Маша гуляла зимой без варежек, промокла, куртка грязная, очень замерзла. Пришла домой. Что нужно сделать Маше чтобы согреться и не заболеть?

Дети: Чтобы согреться нужно выпить горячего чая, сделать зарядку, попрыгать, побегать.

В: А чтобы попить чай, что нужно?

Дети: Нужна вода и чайник.

В: А чтобы вода в чайнике была горячей, что нужно?

Дети: Ее нужно вскипятить.

В: А если нет чайника в доме? Можно ли его заменить другим предметом? Каким?

Д: Кастрюлей. Можно вскипятить воду в кастрюле.

Д: А чтобы Машина одежда была чистой ее надо постирать или высушить на батареи.

В: А чтобы постирать грязную одежду, что нужно?

Д: Нужно чтобы была стиральная машинка.

В: А еще?

Д: Вода и стиральный порошок.

В: А если нет стиральной машины?

Д: Можно постирать белье в тазу. Как вы думаете, могут ли бытовые приборы быть опасными? В каких случаях? Почему иногда при пользовании электрическими бытовыми приборами возникают пожары? например: Девочка Маша пригласила детей попить чай. Мама ставит чайник на плиту. Плита горит, она какая? - горящая Вода в чайнике кипит, она какая? -....Крышка стучит о чайник, он какой?...Вот чайник уже засвистел, он какой?... Можно ли самостоятельно включать электрический чайник, пылесос? Почему?

В: Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось беды?

Дети: Не подходить близко к работающей газовой плите. Быть осторожным с электроприборами и электропроводами. Не трогать руками светящую лампочку. Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы. 7 часть: Придумать фантастическую историю по бытовой прибор. Например: история о том, как волшебник заколдовал пылесос и он стал печь пирожки или как холодильник стал делать мороженное и т.д.

Вывод: В: Бытовые приборы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не знаем, как обходиться без них. Бесполезных электронных помощников не бывает – все они сделаны, чтобы облегчить нам наш быт и сделать пребывание в доме более комфортным. А без некоторых видов бытовой техники вообще не обойтись – они обязательно должны быть в доме.

В: Чем удобны современные приборы?

Дети: Можно быстро убрать квартиру, сварить вкусный суп, включить лампу, играть на компьютере и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»

Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход....

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста: «Пришла весна».

Использование ИКТ позволяет  проводить занятия в интересной и разнообразной форме, поддерживать мотивацию и активность детей во время организации образовательной деятельности....

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста "Пришла весна".

Использование ИКТ позволяет проводить занятия в интересной и разнообразной форме, поддерживать мотивацию и активность детей во время организации образовательной деятельности....

Актуальный педагогический опыт: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия»

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия....

Картотека игр по нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия

Картотека игр по нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия...

Картотека игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия.

Картотека игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием кругов Луллия....