Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»
Цель: Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход.
Задачи:
- уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны;
- расширить представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной;
- познакомить с природным явлением – ледоход;
- развивать свободное общения детей со взрослым;
- активизировать речь детей, побуждая строить ответы в виде полных предложений;
- обогащать детский словарь.
Оборудование: ноутбук проектор, колонки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети скажите, какое сейчас время года?
Дети: Ответы детей (Весна). Воспитатель: По каким признакам вы это определи? Дети: Ответы детей (Стало теплее. Солнышко стало пригревать. Снег растаял.)
Воспитатель: Правильно, так же начинают прилетать перелетные птицы, звучит капель, появляются первоцветы. В такую теплую солнечную погоду хочется отправиться в лес к озеру или речке на прогулку. Давайте закроем глаза и представим, что едем в лес на автобусе.
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Давайте погуляем по лесу.
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко мы устали
Ребята, посмотрите какая речка. На ней еще лежит лед. А что происходит со льдом весной, когда пригревает солнышко? (Показ слайда)
Дети читают стихи:
Что та такое?
Что случилось?
Что-то большое зашевелилось.
И заскрипело, и зашуршало,
И закряхтело, и зашагало.
Где-то что-то идет.
Это тронулся лёд!
На реке и треск, и гром,
Это значит — ледолом.
На реке идет лед,
Это значит — ледоход.
Ура! Весна и ледоход!
Плывёт, плывёт по речке лёд…
Глядят ребята там и тут,
Как льдины по воде плывут.
Ну чем тебе не корабли!
Но нет! – не уходи с земли!
На лёд коварный не ступай,
Опасно это — так и знай!
Такой корабль перевернётся,
На части может расколоться
Иль унесёт на центр реки…
Весной от речки прочь беги!
Воспитатель: Ледоход. А почему так говорят? (Показ слайда)
Дети: Ответы детей. (Потому что лёд ходит.)
Воспитатель: С изменением температуры (потепление) снег и лёд тают, на реке происходит движение льда – ледоход.
Ледохо́д — движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.
Великие поэты написали много стихов об этом опасном времени года, чтение стихотворения детьми.
Лед идет, лед идет! |
Воспитатель: Ребята, ледоход - это красивое природное явление?
Да действительно ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое привлекает многих людей, особенно детей, притягивает возможность не только полюбоваться ледоходом, но и попускать корабли по весенним ручейкам. Однако нельзя забывать, что этот период очень опасен!
Воспитатель: Как опасен весенний лед?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: К каким последствиям может привести катание на льдинах?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Дети осторожно, тонкий лёд!
Ребенок: Ледоход: лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лед в кусочки разбивает
Воспитатель: Самые опасные месяцы – март и апрель. Под лучами солнца лед на реках и озерах становится рыхлым и коварным. По нему нельзя ходить: в любой момент он может рассыпаться под ногами, не предупреждая, характерным для первого льда, потрескиванием.
Весенний ледяной покров на реках нельзя использовать для катания и переходов, – такой лёд очень тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека. Во льду образуются воздушные поры, которые при движении трудно заметить. Весенний лед на первый взгляд кажется прочным, но это обманчиво. Заходить на него запрещается. Попав в опасную ситуацию, вы не сможете помочь ни себе, ни вашему другу.
Под весенним солнцем лед тает и раскалывается на куски.
Льдины становятся неустойчивы. Они переворачиваются, сталкиваются между собой и их уносит течением.
Перебираться весной через реку можно только безопасным способом – через мост.
Нахождение и катание на льдинах опасно для жизни!
Один из опознавательных признаков прочности льда – его цвет. Во время оттепели или дождей лед становится белым (матовым, а иногда и желтоватым (значит он не прочен). Надежный ледяной покров имеет синеватый или зеленоватый оттенок.
В период весеннего паводка и ледохода запрещается:
Не выходите на лед во время весеннего паводка.
Не катайтесь на самодельных плотах, досках, бревнах и плавающих льдинах.
Не прыгайте с одной льдины на другую.
Не стойте на обрывистых и подмытых берегах - они могут обвалиться.
Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды.
Не подходите близко к заторам, плотам, запрудам, не устраивайте игр в этих местах.
Не подходите близко к ямам, котловинам, канализационным люкам и колодцам.
Помните:
- на весеннем льду легко провалиться;
- быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;
- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
Если человек провалился под лед, а поблизости никого нет, то не нужно паниковать. Необходимо широко раскинуть руки, опереться о край полыньи и выбираться из нее в ту сторону откуда пришли, по возможности скинуть с себя тяжелую одежду.
Во время весеннего па водка происходит немало несчастных случаев с людьми на воде из-за невыполнения элементарных правил предосторожности. Одни этих правил не знают, другие же ими пренебрегают. Во время весеннего паводка они должны выполняться каждым человеком. В период паводка очень опасны карьеры, мелкие водоёмы вода в них поднимается, заполняет водоём, и там, где ещё было мелко, глубина может резко увеличиться, что представляет большую опасность.
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли какая опасность подстерегает нас у водоемов?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Какой лед весной? Можно ли ходить и играть на льду?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что такое ледоход?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Дети, на этом наше путешествие закончилось, чтобы вернуться в детский сад надо закрыть глаза и сказать: «Раз, два, три, четыре, пять в сад вернемся мы опять!» Ребята дома с родителями за выходные нарисуйте рисунок на тему «Осторожно лед!», самые лучшие рисунки попадут на выставку нашего детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В игровой форме у детей можно развить и сформировать ыонематический слух и интониционность речи, что оч...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".
Закрепление о обобщение знаний детей о своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».
Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: « Продукты питания. Витамины».
Задачи1) Образовательные - познакомить с понятием «витамины», их ролью в жизнедеятельности человеческого организма; уточнить представления воспитанников о здоровой пище; ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста
Все мы должны оберегать и любить малую Родину, ведь это частичка нашего «я».Именно в детстве формируются такое понятие, как Родина. Маленькая или Большая Родина – это память, это нев...