Паспорт Мини - музея: «Волшебница - вода» для подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Паспортные данные
Наименование мини - музея: «Волшебница - вода».
Профиль музея: познавательный.
Адресная направленность: дети подготовительной группы
Цель:
Развитие познавательного интереса и
систематизация знаний воспитанников о воде.
Задачи:
- Систематизировать и расширять представления детей о воде.
- Развивать желание рационального и бережного отношения к воде;
- Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека;
- Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года;
- Создавать условия для проведения практических опытов с водой.
- Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.
- Воспитание интереса к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.
Формы деятельности
Мини – музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Форма работы с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы по теме;
2. Проведение дидактических игр («Аквариум», «Где живет вода?», «Как человек использует воду?», «Вода в природе?», «Вода в сказках», «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д.) и сюжетно – ролевых игр «Моряки», «Семья», «Стирка» и т.д.
3. Проведение игровых занятий и познавательных бесед;
4. Выполнение творческих заданий.
5. Экспериментирование
Оформление мини – музея
Мини – музею выделен специальный уголок. Его представляет хозяйка – образ «Волшебница Вода» и придерживается следующих принципов:
- принцип безопасности (экспонаты, которые необходимы для совместной деятельности с воспитателем, стеклянные пробирки, стаканчики для экспериментирования находятся на верхних полках).
- принцип интеграции образовательных областей.
-принцип наглядности (в мини – музее многообразие наглядных пособий, макетов).
- принцип последовательности (знания о воде усложняется в зависимости от возраста)
- принцип сотрудничества (огромную помощь в пополнении мини – музея экспонатами, дидактическими пособиями и макетами оказывают родители).
- принцип гендерной специфики. Мальчики играют в сюжетно – ролевую игру «Моряки», девочки - сюжетно – ролевая игра «Семья», «Стирка», могут использовать воду для стирки кукольной одежды, для мытья посуды.
Важная особенность мини – музея: участие в их создании детей и родителей.
Дети чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini_muzeya_volshebnitsa_voda.docx | 371.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
Подготовили:
Снегова Л.Е
Прокофьева Н.С.
г. Семенов, 2020 год
Паспортные данные
Наименование мини - музея: «Волшебница - вода».
Профиль музея: познавательный.
Адресная направленность: дети подготовительной группы
Цель:
Развитие познавательного интереса и
систематизация знаний воспитанников о воде.
Задачи:
- Систематизировать и расширять представления детей о воде.
- Развивать желание рационального и бережного отношения к воде;
- Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека;
- Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года;
- Создавать условия для проведения практических опытов с водой.
- Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.
- Воспитание интереса к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.
Формы деятельности
Мини – музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Форма работы с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы по теме;
2. Проведение дидактических игр («Аквариум», «Где живет вода?», «Как человек использует воду?», «Вода в природе?», «Вода в сказках», «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д.) и сюжетно – ролевых игр «Моряки», «Семья», «Стирка» и т.д.
3. Проведение игровых занятий и познавательных бесед;
4. Выполнение творческих заданий.
5. Экспериментирование
Оформление мини – музея
Мини – музею выделен специальный уголок. Его представляет хозяйка – образ «Волшебница Вода» и придерживается следующих принципов:
- принцип безопасности (экспонаты, которые необходимы для совместной деятельности с воспитателем, стеклянные пробирки, стаканчики для экспериментирования находятся на верхних полках).
- принцип интеграции образовательных областей.
-принцип наглядности (в мини – музее многообразие наглядных пособий, макетов).
- принцип последовательности (знания о воде усложняется в зависимости от возраста)
- принцип сотрудничества (огромную помощь в пополнении мини – музея экспонатами, дидактическими пособиями и макетами оказывают родители).
- принцип гендерной специфики. Мальчики играют в сюжетно – ролевую игру «Моряки», девочки - сюжетно – ролевая игра «Семья», «Стирка», могут использовать воду для стирки кукольной одежды, для мытья посуды.
Важная особенность мини – музея: участие в их создании детей и родителей.
Дети чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
Характеристика мини – музея
Экспонаты мини – музея
№п/п | Название экспоната | Количество | Источник предоставления |
CD-диски с мультфильмами, познавательными фильмами о воде и ее обитателях, презентации | 4 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Альбом «Морские обитатели» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Альбом опытно – экспериментальной деятельности с водой «Удивительная вода» | 5 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Альбом «Водный транспорт» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Альбом «Обитатели моря» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Глобус | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Иллюстрации с изображением водных обитателей (морских, речных, пруда, болота, озера) | 4 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Иллюстрации с изображением водоемов (море, река, озеро, болото) | 4 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Иллюстрации с изображением свойств воды | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Искусственный снег | 1 набор | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Д/И «Где живет вода?» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Д/И «Аквариум» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Д/И «Как человек использует воду?» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Д/И «Кто живет в воде?» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Д/И «Вода в сказках» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Д/И «Рыбалка» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Дидактическое пособие «Путешествие капельки» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Картотека опытов с водой | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Картотека «Вода в природе» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Картотека физкультминуток о воде | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга р.н.с. «По щучьему веленью» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга А.С. Пушкина «Сказки» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга К.Чуковского «Мойдодыр» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга лучших сказок «Мама для мамонтенка» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книжка – раскраска «Маленькому почемучке» | 1 | ЦДБ им. А.С. Горького | |
Книга «Почему трава зеленая и еще много детских почему» | 1 | ЦДБ им. А.С. Горького | |
Книга «М. Константиновский «Почему вода мокрая» | 1 | ЦДБ им. А.С. Горького | |
Книга Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга «Рассказики» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга В.Степанов «Небылицы» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Книга «Морская азбука» | 1 | Родители воспитанников | |
Лепбук «Вода – источник жизни» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Макет «Круговорот воды в природе» | 1 | Родители воспитанников | |
Макет «Водоемы» | 1 | Родители воспитанников | |
Макет «Болото» | 1 | Родители воспитанников | |
Макет «Север. Льдины» | 1 | Родители воспитанников | |
Макет «Аквариум» | 2 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Мини – лепбук. Всемирный Экологический день: *День снега *День океанов * День охраны окружающей среды | 3 1 1 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Мельница | 2 | Родители воспитанников | |
Образ «Волшебница – вода» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Набор ракушек | 2 | Родители воспитанников | |
Набор камушек | 4 | Родители воспитанников | |
Набор для сюжетно – ролевых игр: *Стиральная машина *Посуда *Тазики для стирки *Штурвал *Фартуки *Костюм моряка *Костюм капельки *Маски – шапочки (капелька, снежинка, бескозырка) | 1 1 набор 2 1 2 1 1 3 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Набор для экспериментирования: * Баночки * Пробирки * Воронки * Сачки * Мерные стаканы * Трубочки * Губки * Лупа * Тазики *Лейки *Соль *Пипетки *Пищевые красители *Фартуки и нарукавники *Мыльные пузыри *Пищевые красители *Искусственный снег | 4 2 набора 5 4 3 набора 1 набор 1 набор 2 4 4 1баночка 6 1 набор 2 набора 2 1 набор 1 набор | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Папка «Стихи о воде» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Папка «Загадки о воде» | 1 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Цветные льдинки (продукт экспериментирования) | 1 набор | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Раскраски водой | 3 | МБДОУ №5 «Улыбка» | |
Энциклопедия «Планета Земля» | 1 | ЦДБ им. А.С. Горького | |
Энциклопедия «Тайны моря» | 1 | ЦДБ им. А.С. Горького | |
Энциклопедия «Подводный мир России» | 1 | Родители воспитанников |
Разделы мини - музея, особенности использования
Раздел «Жизнь в воде».
В данном разделе представлены экспонаты, которые отражают жизнь моря, озера, реки, болота. Это макеты разных водоемов с их жителями. А также разнообразные поделки, фигурки, сделанные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки; наглядные пособия, плакаты, иллюстрации, морские обитатели, рыбы, картинки, которые доказывают, что существует жизнь в воде.
Раздел «Вода в природе».
Материалы данного раздела направлены на знакомство детей с различными природными явлениями (дождь, снег, иней), состояниями воды твёрдое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар, круговоротом воды в природе – макет, раздел в лепбуке.
Раздел «Вода в жизни человека, растений и животных».
Данный раздел помогает раскрыть роль воды в жизни человека. Это иллюстрации, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, дидактические пособия и игры
Раздел «Лаборатория».
В данном разделе представлены материалы для экспериментирования с водой. Что позволит познакомить детей со свойствами воды. Это различные материалы для проведения опытов с водой: различные баночки, стаканчики, пищевые красители, водяная мельница, пипетки, соль, трубочки для коктейля и т. д.
Раздел «Библиотека».
Собраны авторские произведения о воде, загадки, пословицы, потешки, дидактические игры, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, различные альбомы, подбор картинок, художественные произведения и познавательные энциклопедии.
Раздел «Наше творчество»
Здесь представлены рисунки, поделки, которые дети сделали своими руками («Кораблик», «Рыбки в аквариуме», «Берегите воду», «Море в разную погоду», «Снежинки»). А также материалы для творчества детей: раскраски, трафареты, фломастеры, цветная бумага и т.д.
Раздел «Медиатека»
Подобраны детские мультфильмы, познавательные фильмы о воде и её обитателях, различные презентации («Снежная королева», «Капель», «Дед Мазай и зайцы», «Сказка о золотой рыбке» и т. д.)
Раздел «Игротека»
Здесь размещаются игры и атрибутика для игр. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом. Д/И «Где живет вода?», Д/И «Аквариум» ,Д/И «Как человек использует воду?» ,Д/И «Кто живет в воде?», Д/И «Вода в сказках»
Д/И «Рыбалка», Стиральная машина, посуда, тазики для стирки, штурвал,
фартуки, костюм моряка, костюм капельки, маски – шапочки (капелька, снежинка, бескозырка)
В мини – музее созданы условия для самостоятельной деятельности детей в каждом разделе. Для этого мы изготовили лэпбук «Вода – источник жизни», а также мини – лепбуки «Всемирные экологические дни» и макеты. Экспонаты можно использовать в образовательной деятельности.
Для облегчения своей работу мы создали для мини – музея различные картотеки: физкультминуток, пальчиковых, подвижных игр, дыхательной гимнастики, игр с водой, картотеку опытов с водой, беседы с детьми на тему вода.
Наряду с работой с детьми, продумана и работа с родителями. Для просвещения родителей проводятся консультации, беседы.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой. Родители помогают в пополнении экспонатами мини – музея, в оформлении разнообразных коллекций, экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море или приносили из дома, мастерили своими руками.
План мероприятий
Мероприятие | Цель |
Беседа «Что мы знаем о воде» | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Создание аппликации «Берегите воду» | Воспитание заботливого отношения к окружающему миру путем ручного труда |
Беседа «Чистота та же красота» | Прививать детям правила личной гигиены |
Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды | Создание условий для развития любознательности детей, желание познавать мир |
Познавательные макеты водоемов, круговорота воды в природе | Расширять представление детей о водоемах и процессе круговорота воды в природе через игровую ситуацию |
Экспериментирование | Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность. |
Коллективная работа - рисунки «Море в разную погоду» | Совершенствование умения работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе |
Активизировать внимание детей на рассматривании альбома «Животные морей и океанов» | Уточнять представления детей о животных морей. |
Ситуативный разговор «Чистая река» | Формировать представление детей об экологии. |
Чтение художественной литературы | Приобщение детей к художественной литературе, обогащение представлений о воде и ее обитателях |
Создание условий для подвижных народных игр («Рыбак и рыбки», «Удочка», «Ручеек», «Море волнуется раз…») | Формирование двигательных навыков, поддержание интереса и внимания |
Проведение дидактических игр | Расширение представлений о воде, ее значении в жизни человека, животных и растений |
Создание условий для сюжетно-ролевых игр | Развитие игровой деятельности |
Участие детей во Всероссийской викторине «Вода – источник жизни» | Выявление одаренности воспитанников детского сада |
Работа с родителями | Привлечение родителей к сотрудничеству в работе с детьми и ДОУ |
Перспектива развития мини-музея
- Пополнение коллекции обучающих мультимедийных презентаций, видеофильмов по этой теме;
– Пополнение детской литературой раздела «Библиотека»
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
Список литературы
1. ООП МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
2. Рыжова Н. А. и другие. Мини – музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М.: Линка – Пресс, 2008
3. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.
5. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада. - М.: Линка-Пресс, 2003.
6. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Волшебница-вода"
Паспорт мини-музея "Волшебница-вода"...
Паспорт мини-музея "Волшебница вода"
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате.Например, поделки, альбомы, дидактические игры, материалы для прове...
Паспорт мини музея "Волшебница соль"
Мини музей "Волшебница соль"...
Паспорт мини - музея "Волшебница - вода"
Паспортные данныеНаименование мини - музея: «Волшебница - вода».Профиль музея: познавательный.Адресная направленность: дети подготовительной группыЦель:Развитие познавательного интереса ис...
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ мини-музея "Волшебница - вода"
Формировать представления старших дошкольников о свойствах воды и о значении воды в жизни человека....
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ мини-музея " ВОЛШЕБНИЦА- ВОДА"
Формировать представления старших дошкольников о свойствах воды и о значении воды в жизни человека....
Паспорт мини-музея "Волшебница-вода"
Мини–музей «представляет» воду в твердом и жидком состоянии. Тучка, напоминающая, что вода может быть снегом, дождем размещается на стене. В мини – музей входят: иллюстрации ра...