Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23
ПАСПОРТ МУЗЕЯ
«Чудо-дерево»
Педагог: Гончарова Ю.В.
Содержание
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. План работы по созданию музея
4. Характеристика мини-музея
5. Перспектива развития мини-музея
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование музея: «Чудо-дерево»
Профиль музея: познавательный.
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников к окружающему миру посредством организации музейной деятельности.
Задачи:
- Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
- Включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развитие познавательной активности детей;
- Познакомить детей с деревом, его свойствами, значением для животных и человека
- Воспитывать бережное отношение к природе;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип опоры на интересы ребёнка;
- Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены следующие разделы:
-Деревянные игрушки ( матрешки, настольный театр «Репка», лото, паззлы, новогодние украшения)
-Предметы быта, (ваза с ветками дерева, кормушка, кухонные доски, лопатки , палочки для еды, расческа, пяльца ,шкатулки, карандаши, книги, рамки)
-Декоративно-прикладное искусство ( свистулька, шкатулка)
-Дары дерева (орехи, каштаны, шишки, спил дерева
-Уголок любознаек( д/п «Деревья наших лесов», трафареты листьев, )
Совет музея: 1 человек
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2014 году. Под экспозиции выделены отдельные полочки в игровом уголке.
Руководитель музея: Гончарова Юлия Валерьевна, воспитатель 1 средней группы
Структура управления музеем:
Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многие из нас с детства помнят строки С.Михалкова : «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Что такое мини-музей?
Во-первых, музей занимает очень маленькое пространство.
Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
- музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
- мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями и воспитателями .
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
№ | Этап | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1. | Подготовительный этап | Педсовет. Родительские собрания. Анкетирование. | Октябрь 2014 г. | 1. Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. 3. Выбор инициативной группы. |
2. | Практический этап | Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. | В течение года. Декабрь 2014 г.. | Создание мини-музея |
3. | Подведение итогов | Заседание инициативной группы. Экскурсии в мини-музей | Октябрь 2014 г. В течение года. | Воспитатель-экскурсовод мини-музея «Чудо-дерево» проводит экскурсии в мини-музее. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованная деятельность.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, энциклопедий;
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ д/с № 23
- Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________
- Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ________________________________________________________________________________________
- Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________
- Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
Социальный паспорт ДОУ
Социальный паспорт ДОУ общая информация....
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...