Доклад на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дороге посредством использования современных образовательных технологий»
материал
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_bezopasnogo_povedeniya_na_doroge.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района
Белгородской области
Доклад на тему:
«Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дороге посредством использования современных образовательных технологий»
Подготовила:
воспитатель
Трибой Ю.А.
с. Шелаево, 2024 г.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, в своей работе использую следующие образовательные технологии:
- игрового обучения
- квест-технологии
- технология проблемного обучения
- кейс-технологии
- технология проектной деятельности
- технология «Лэпбук»
- STEАM – технология
- здоровьесберегающие технологии
- технология «Помогатор»
Технология игрового обучения
Игра–ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому значительное место в формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах уделяю игровым технологиям, позволяющим организовать различные виды деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольника к изучению правил дорожного движения.
Сюжетно-ролевые игры, разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы-водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, даёт советы дорожной безопасности). Сюжетно-ролевые игры, ситуативны их можно проводить на территории детского авто городка, так и в помещении. («Пешеходы и водители». «Регулируемый перекрёсток»).
Подвижные игры так же помогают дошкольникам закрепить знания по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый», «Передаем жезл». «Водители», «Зебра», «Мы юные автомобилисты», «Светофор», «Перекрёсток», «Собери пешеходный переход».
С помощью игр драматизаций и театрализованных игр, учу детей общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. Например: «Теремок», «В гостях у царя Светофора», «Правила уличного движения».
Настольно-печатные игры позволяют мне закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения, направлены на развитие логического мышления, внимательность и культуру безопасного поведения детей на дороге. Самые любимые: домино «Дорожные знаки», «Веселые магнитики ПДД», «Светофор». «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак», «Умный светофор». Ценность данных их в том, что их можно изготовить самостоятельно.
Дидактические игры. Игры с готовыми правилами использую как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» «Найди пару», «Распредели знаки по группам» и др.
Макет - огромный помощник в изучении ПДД. Применение макета очень многообразно. Я используют его и в самостоятельной деятельности детей, и в сюжетно-ролевых играх, где дети моделируют ситуацию на дороге. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
Квест-технологии (поиск предметов, поиск приключений) данную технологию применяю как форму организации образовательной деятельности, направленную на решение игровых поисковых задач. «Поможем Незнайке», «На помощь Светофорчику». В ходе данной технологии дети с увлечением решают все поисковые задачи, помогают героям. Тем самым, переходя от одного задания к другому, закрепляют правила дорожного движения.
Технология проблемного обучения заключается в воспитании у детей способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и самостоятельно находить правильный ответ. Основа проблемного обучения - вопрос и задание, которое предлагают детям. «Для чего нужны правила дорожного движения»?, «Как переходить улицу»?, «На остановке общественного транспорта». Например, во время экскурсии к пешеходному переходу я использовала проблемную ситуацию «Как переходить через дорогу, если нет светофора? При этом побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки. Это способствует самостоятельности детей, закреплению уже имеющихся знаний, а также формированию познавательного интереса в вопросах изучения правил дорожного движения.
Кейс-технология. Работа с кейсами развивает логическое мышление детей, умение анализировать, работать в команде, находить выход из проблемных дорожных ситуаций. В работе с детьми использую кейсы отражающие реальные жизненные ситуации на дорогах, на перекрёстках города: фото-кейсы и кейсы-иллюстрации; кейсы-драматизации; кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений; кейсы наоборот; кейсы из серии картинок; кейсы варианты развития событий.
Решение кейса: сначала знакомлю с ситуацией, далее выделяю основную проблему, в итоге предлагаю один или нескольких вариантов последовательности действий, указываю на важные проблемы, механизмы их предотвращения.
Например, в фото-кейсе «Светофор»: детям предлагается открыть кейс. В нём красный, жёлтый и зелёный круги, а также фото с вариантами движений. Дети, посмотрев на фото, должны совместить круги цвета с цветами светофора. В завершении организуется игра, где ведущий показывает по очереди круги светофора, а участники выполняют соответствующее движение. В процессе решения этого кейса вводится понятие «пешеход»; дети знакомятся с некоторыми правилами для пешеходов; расширяются и углубляются знания детей о различных видах транспорта.
Для развития познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, развития творческого мышления в своей работе применяю технологию проектной деятельности.
Например. Долгосрочный проект (1 год) «Безопасность на дороге» включал совместную деятельность с детьми, взаимодействие с родителями и сотрудниками ОГИБДД.
В результате целенаправленной работы дети получили глубокие знания по теме «Правила дорожного движения». Продуктом проекта стало – совместное создание макета. Нами были также реализованы краткосрочные проекты: «Маленький пешеход в городе», продуктом стало – совместное создание тематического альбома на липучках. «Светофор – наш верный друг», продукт – выставка творческих работ. «Дорога и дети», продукт – изготовление лэпбука «Дорога и я». «Мои друзья – дорожные знаки», продуктом стало изготовление совместными усилиями детей и их родителей дорожных знаков.
Технология ЛЭПБУК. Это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления, повторения знаний по какой-то определённой теме. Данная технология развивает познавательные способности детей, развивает умение планировать предстоящую деятельность, искать нужную информацию. Моё дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которое можно пополнять и усложнять развивающими играми, стихами, раскрасками. Игра с Лэпбуком не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей. Данное пособие я использую на занятиях, в самостоятельной и игровой деятельности. В процессе работы с лэпбуком по ПДД дети познакомились с правилами дорожного движения, видами светофоров, дорожными знаками, правилами перехода проезжей части, правилами поведения на улице и в транспорте; научились предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.
Информационно – коммуникативные технологии
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма активно используются информационно – коммуникативные технологии. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной, динамичной, помогают погрузить ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия.
Мной подобрана картотека мультимедийных презентаций, обучающих мультфильмов, видеороликов, интерактивных игр.
Так с помощью интерактивной игры «Я иду в детский сад» сформировались знания детей об участниках дорожного движения, правилах дорожного движения, дорожных знаках, видах транспорта.
Одной из самых любимых детьми форм обучения безопасному поведению на дороге у дошкольников в нашей группе является STEАM – технология в которую входит Лего-конструирование, Робототехника, Мультистудия.
Создание среды при использовании STЕАM – технологии невозможно без конструирования. Так, например, с детьми старшего дошкольного возраста было проведено мероприятие «Правила дорожного движения для пешеходов», где дети конструировали из конструктора - лего город и учились правильно расставлять знаки для пешеходов. Дети проявляли инициативу, обсуждали проблемные ситуации.
STЕАM набор Робомышь – это мини робот, который позволяет детям начиная с младшего возраста освоить навыки программирования. Игровой набор, я дополнила разнообразными обучающие карточками по ПДД, с помощью которых на поле создается дорожная ситуация. Дети анализируют дорожную ситуацию, выкладывают алгоритм, программируют робомышь. Робомышь продвигается по маршруту, если программа была создана правильно, то робомышь безопасно достигнет заданной цели.
Таким образом дети имеют возможность наглядно проанализировать правильно ли робомышь прошла маршрут, тем самым убедится, что алгоритм для программы был создан верно.
Мультстудия — это современная технология с использованием мультимедийных и технических средств, в основе которой лежит совместная деятельность ребёнка и взрослого по созданию нового продукта — мультфильма.
Работа в мультистудии интересна и увлекательна для дошкольников, и я решила использовать «Мультстудию» для формирования представлений о правилах безопасного поведения на дороге у дошкольников.
Началом совместной творческой работы по созданию мультфильма стало обсуждение актуальности соблюдения правил дорожного движения. И принятие решения снять мультипликационный фильм «Безопасность на улицах города». Основу сценария составила история про мальчика, который не знал правила дорожного движения, которую придумали совместно с воспитанниками. Далее осуществлялся выбор ролей и распределение заданий.
Следующий этап - создание персонажей мультфильма.
Для создания мультфильма использовалась кукольная техника или стоп-моушен. Для съёмок изготовили персонажей и подобрали другие объекты, необходимые для построения сценарного плана. Эффект анимации достигался за счёт покадровой съёмки изменённых фигурок.
Съёмка кадров осуществлялась с помощью вебкамеры через программу AnimaShooter Junior. Звукозапись и монтаж в программе Movavi Video.
Заключительный этап демонстрация мультфильма, обсуждение увиденного.
Работая над созданием мультфильма, дети закрепили правила безопасности дорожного движения, совершенствовали умения самостоятельно придумывать сюжет, создавать декорации. Таким образом, благодаря использованию технологии мультипликация у детей повысился уровень знаний правил дорожного движения.
Здоровьесберегаюие технологии
Арттерапия - рисование на песке, игры с песком. Игры с песком выступают в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка в желании изучать правила дорожного движения, помогают разнообразить методы и приемы обучения
Игры с песком – естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности и являются одним из методов обучения дошкольников правилам дорожного движения.
Данную технологию я использую для моделирования различных дорожных ситуаций.
Организуя песочные игры в помещении детского сада, использую следующие материалы, игрушки и оборудование:
Водонепроницаемый контейнер, чистый просеянный песок, фигурки людей; детали настольного конструктора, игрушки – транспортные средства, предназначенные для передвижения; дорожные знаки, модели светофоров.
Игры: «Построим улицу», «Мой безопасный маршрут», «Пешеходный переход», «Дорожный знак».
В работе с родителями применяю технологию «Помогатор». Данная технология пользуется большой популярностью у родителей. «Помогатор» - это образовательный бокс, содержащий в себе различный дидактический, игровой, развивающий, познавательный и методический материал по дорожной безопасности, который можно взять домой и интересно организовать совместный семейный досуг, что способствует профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и укреплению детско-родительских отношений.
Тематику и наполняемость «Помогатора» определяю с учетом пожеланий и запросов родителей воспитанников.
Таким образом использование инновационных технологий по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге повышает эффективность деятельности всего детского сада.
Результатом является отсутствие детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников нашего дошкольного учреждения.
Показателями эффективности работы также являются знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах. Воспитанники неоднократно являются победителями и призерами конкурсов различного уровня.
В дальнейшем планирую продолжать работу по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дороге посредством использования современных образовательных технологий. Привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов» в изучении правил дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...
Выступление на РМО на тему «Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах посредством театрализованной деятельности»
С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах, а также интенсивность и скорость движения, что влечет за собой рост дорожно - транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получа...
«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
АктуальностьПрофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всегообщества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать сраннего возраста. Задача педаго...