Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
статья по теме
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
В.В.Гюго
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Анатольевна Шакурская,
воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 142 ОАО «РЖД» г. Тобольск Тюменской области
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
В.В.Гюго
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения. Поэтому перед собой я поставила цель - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге. Для достижения цели определила задачи:
- Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
- Развивать у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке.
- Формировать у дошкольников привычки правильно вести себя на улицах города, в общественном транспорте, как основа культуры поведения на дороге.
Для знакомства дошкольников с правилами дорожного движения в своей работе я использую следующие инновационные технологии.
- Технологию проектной деятельности.
- Игровую технологию.
- Технологию проблемного обучения.
- Технологию теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
- Здоровьесберегающие технологии.
Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта «Эти разные и интересные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы «Умные машины», дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», изготовление машин из бросового материала и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей я направляю на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, лепке, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.
Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге я осуществляла совместно с родителями. Использовала консультации, беседы, папки-передвижки.
Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, я осуществляю целенаправленное взаимодействие и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Моё общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнѐра по общению. Единые требования мои и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.
В своей работе с родителями я использую с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению: анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы с инспекторами ГИБДД.
В своих сообщениях рассказываю им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием дошкольников, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения их на улице, обращаю внимание родителей на то, что дошкольников на улице необходимо всегда держать за руку. Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют мне установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особенности. Предлагаю им прочитать специально разработанные памятки.
Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. Примерный перечень консультаций и бесед:
- «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
На групповых собраниях с участием сотрудников ГИБДД знакомлю родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркиваю моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уделяю тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Моя роль заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
- Сюжетно-ролевые игры. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы - водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
- Настольно-печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
- Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак», «Распредели знаки по группам и др.
- Интеллектуально-познавательные игры. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
- В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
Технология проблемного обучения помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаю детям. Например: ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показывая картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему. Можно показать иллюстрацию, где ребёнок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чём опасность такого поведения. В своей работе чаще всего использую такие проблемные ситуации: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить улицу?», «На остановке общественного транспорта» и т.д.
При создании и решении проблемных ситуаций использую следующие методические приемы:
– подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
– предлагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет использовать мне нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Я использую в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? И др.
Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаю ребёнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать. Для развития системного мышления дошкольников я использую интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие.
В процессе обучении детей правилам дорожного движения использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Хочу рассмотреть использование двигательных игр на занятиях физической культуры. Одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений и т.д. Например, можно отрабатывать путём многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. С детьми определяем, где правая и где левая сторона. Чтобы закрепить с детьми, где левая и правая сторона, я детям надеваю на руки цветные браслеты, чтобы детям было легче ориентироваться. Затем из бумаги делаем пешеходный переход «зебра». Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу. Делают повороты налево, вправо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот на право, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца. Для закрепления пройденного материала, например «Дорожные знаки», команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак и больше их назовёт и другие.
Вывод:
Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, позволила сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создала модель поведения на дороге; привлекла родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приёмов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
Литература.
- Авдеева Н.Н. Безопасность: методическое пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.
- Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 70 с. Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
- Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора
- Хабибуллина Е.Я. "Дорожная азбука в детском саду",2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...
«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
АктуальностьПрофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всегообщества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать сраннего возраста. Задача педаго...
«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и роди...
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полу...