Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".
консультация
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации дошкольного образования, в своей педагогической деятельности педагоги могут использовать следующие инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дороге:
- Игровую технологию;
- Технологию проблемного обучения;
- Технологию проектной деятельности;
- Технологию теории решения изобретательских задач;
- Информационно - коммуникативные технологии;
- Здоровье сберегающие технологии.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Борис Тимофеевич).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Медвежонок»
Консультация для педагогов
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах.
Выполнила
Воспитатель: Штельнюк А.И
г. Химки
2019г
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
В.В.Гюго
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации дошкольного образования, в своей педагогической деятельности педагоги могут использовать следующие инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дороге:
- Игровую технологию;
- Технологию проблемного обучения;
- Технологию проектной деятельности;
- Технологию теории решения изобретательских задач;
- Информационно - коммуникативные технологии;
- Здоровье сберегающие технологии.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Борис Тимофеевич).
1.Игровая технология.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей я направляю на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, лепке, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.
Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге я осуществляла совместно с родителями. Использовала консультации, беседы, папки-передвижки.
Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, я осуществляю целенаправленное взаимодействие и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Моё общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнѐра по общению. Единые требования мои и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.
В своей работе с родителями я использую с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению: анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы с инспекторами ГИБДД.
В своих сообщениях рассказываю им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием дошкольников, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения их на улице, обращаю внимание родителей на то, что дошкольников на улице необходимо всегда держать за руку. Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют мне установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особенности. Предлагаю им прочитать специально разработанные памятки.
Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. Примерный перечень консультаций и бесед:
- «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
На групповых собраниях с участием сотрудников ГИБДД знакомлю родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркиваю моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уделяю тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Моя роль заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
- Сюжетно-ролевые игры. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы - водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
- Настольно-печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
- Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак», «Распредели знаки по группам и др.
- Интеллектуально-познавательные игры. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
- В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
Технология проблемного обучения помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаю детям. Например: ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показывая картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему. Можно показать иллюстрацию, где ребёнок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чём опасность такого поведения. В своей работе чаще всего использую такие проблемные ситуации: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить улицу?», «На остановке общественного транспорта» и т.д.
Технология проблемного обучения
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаем детям. В своей работе чаще всего используем проблемные ситуации: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить улицу?», «На остановке общественного транспорта» и т. д.
При создании и решении проблемных ситуаций используем следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
– предлагаем разные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Технология проектной деятельности
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.В своей педагогической деятельности воспитатель может реализовать следующие проекты: «Путешествие на площадку ПДД», «Я знаю правила дорожного движения и с тобою поделюсь» - в проекты можно включить игры, проблемные ситуации, где дети старшего дошкольного возраста поделятся с ребятами младшими дошкольниками своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться возле проезжей части.
Информационно-коммуникационная технология
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма необходимо использовать информационно – коммуникативные технологии. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить»
ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. В своей деятельности педагоги могут использовать: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, видеоролики. Презентации: «Правила дорожного движения», «Виды транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы», «Наш друг - светофор»; мультфильмы: «Уроки тетушки Совы», «Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Академия светофорчика»; видеороликов: «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки и правила» и т. д.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Данная технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. В процессе обсуждения педагог использует следующие вопросы:
1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?
2. Как помогает человеку транспорт?
3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?
4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?
Здоровьесберегающие технологии
В процессе обучении детей правилам дорожного движения помогают здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных упражнений отрабатываем действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Играем в подвижные игры: «Трамвай» «Автомобили», «К дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт».Игры-соревнования: «Водители, на старт», «Чья машина», «Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый». Эти игры способствуют закреплению представлений о ситуациях, которые могут произойти на дороге; также воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.
Вывод
Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества. Активное сотрудничество с семьей способствует расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Использование высокотехнологичных приёмов обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.
Литература.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность: метод. пособие/ Н. Н.Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л. Б.Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л. А. Вдовиченко.- Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
4. Лих ачев Б. Т.Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б. Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,—б07с.
5. Интернет ресурсы.
6.Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 70 с. Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...
«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
АктуальностьПрофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всегообщества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать сраннего возраста. Задача педаго...
«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и роди...
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полу...