Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
методическая разработка

Якимова Елена Анатольевна

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

 Якимова Е.А., старший воспитатель

ГБДОУ № 81Калининского района Санкт-Петербурга

Актуальность

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью многих современных комплексных программ. Эта работа осуществляется в рамках образовательной программы дошкольного образования нашего ДОУ через разные виды детской деятельности

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

Цель: использование инновационных технологий  для формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах  города.

Задачи:

- Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

- Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

- Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на улицах города, в общественном транспорте, как основа культуры поведения на дороге.

Принципы в процессе образовательной деятельности:

Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.

Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.

Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.

Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.

Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Глоссарий

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Борис Тимофеевич).

Инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дорогах города:

игровые технологии;

технологии проблемного обучения;

технологии проектной деятельности;

технологии теории решения изобретательских задач;

информационно коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

мнемотехника

Игровые технология

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. В педагогической деятельности используются:                 - настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак», «Умный светофор»;

- игры-викторины: «Что? Где? Когда?»

- интеллектуальные игры: кроссворды, ребусы, лабиринты

- игры-рисунки: «Проедь по ровной (извилистой, узкой, широкой) дороге»                                                                                           - сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Метро», «Пешеходы и водители»;                        - дидактические игры: «Светофор», «Водители», «Угадай, какой знак»;

- театрализованные игры: «Случай в автобусе», «В метро»

- игры-путешествия «В стране дорожных знаков»

- интерактивная игра «Невнимательный художник», «Что изменилось?»

Игры способствуют усвоению детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. В работе можно использовать такие проблемные ситуации: «Нужны ли правила дорожного движения?», «Зачем на проезжей части нарисована зебра?», «Как нам помогают дорожные знаки?», «Что за поворотом?» и другие

При создании и решении проблемных ситуаций используются следующие методические приемы:

– подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

– обсуждаются разные ответы на один и тот же вопрос;

–  дети делают обобщения, выводы из ситуации, находят правильное решение

Технология проектной деятельности

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В образовательной деятельности можно реализовать следующие проекты: «Кто на дороге главный?», «Машины такие разные», «Мы-пешеходы», в которые включаются игры, проблемные ситуации, где дети делятся своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться в дорожном движении.

Информационно-коммуникационная технология

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма активно используются информационно – коммуникативные технологии. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребенка в реальную ситуацию. В деятельности используются:                                                                                                       - мультимедиа-презентации «Правила дорожного движения», «Виды транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы», «Наш друг - светофор»;

- обучающие мультфильмы Уроки тетушки Совы», «Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Академия светофорчика»;

- видеоролики «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки и правила»

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.  В процессе обсуждения используются следующие вопросы:

1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?

2. Как помогает человеку транспорт?

3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?

4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?

Здоровьесберегающие технологии

В процессе обучении детей правилам дорожного движения используются здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных упражнений отрабатываются действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Подвижные игры «Трамвай» «Автомобили», «К дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» развивают основные виды движений. Игры-соревнования «Водители, на старт», «Чья машина», «Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый» способствуют развитию координации движений. Эти игры способствуют закреплению представлений о ситуациях, которые могут произойти на дороге; также воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.

Мнемотехника

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непрерывной образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Пример использования мнемотаблицы для освоения правил дорожного движения можно посмотреть в приложении

Заключение

Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества. Активное сотрудничество с семьей помогает расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Использование инновационных технологий обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.

 

Литература.

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
  3. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  4. Светофор. программа

Методический и игровой комплекс «Дорожное движение» в ГБДОУ № 81:

  1. Дорожные знаки напольные 12 шт
  2. Светофор 3-х секционный магнитный напольный 2 шт
  3. Светофор 2-х секционный магнитный напольный 2 шт
  4. Светоотражающие жилеты детские 35 шт
  5. Игры магнитные 6 шт
  6. Игры настольные 6 шт
  7. Костюм инспектора ДД – 6 шт

Методический и игровой комплекс «Пешеходный переход» в ГБДОУ № 81:

  1. Дорожные знаки напольные 16 шт
  2. Светофор 3-х секционный напольный 2 шт
  3. Светофор 2-х секционный напольный 2 шт
  4. Пешеходный переход (коврик-зебра) 1 шт

Приложения:

Мнемотаблица

 

Консультация для воспитателей

MCj04325490000[1]Консультация для педагогов

"Что должен знать воспитатель о ПДД"

Центр  безопасности дорожного движения

Якимова Е.А., старший воспитатель ГБДОУ№81

3-4 года

Содержание работы:
1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
2. Части автомашины, грузовой машины.
3. Правила дорожного движения:

  • Поведение на улице
  • Поведение в общественном транспорте
  • Сигналы светофора

Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули
3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»

4-5 лет

Содержание работы:
1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда
1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки

Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

5-6 лет

Содержание работы:
1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2. Изучение работы регулировщика
3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.

Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрёстков
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4. Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»

Художественная литература:
Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»

6-7 лет

Содержание работы:
1. Учить детей соблюдать правила дорожного движения
2. Закрепить правила поведения на улице:

  • Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
  • Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги

Развивающая среда:
1. Макет, имеющий разные виды перекрёстков
2. Альбомы «Разные виды транспорта»
3. Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».

Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н «Самокат»

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения:

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с не-обозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.

Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.

Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...

«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

АктуальностьПрофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всегообщества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать сраннего возраста. Задача педаго...

«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и роди...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полу...