План по самообразованию 2024
консультация

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoob_shchadneva_e.v.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

На тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО».

Составила  воспитатель                                                                                                              1 категории  Щаднева Е.В.

МДОУ «Детский сад № 216»

Ленинского района г. Саратова

Актуальность:

Воспитание у детей любви к своему отечеству - это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать… С. Лихачев «Все начинается с детства…» С.В. Михалков «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал» К.М. Симонов «…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины». К. Д. Ушинский: Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования,

Федеральная образовательная программа дошкольного образования  позволяет реализовать создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины

Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали и классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. «Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова). Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило нас к углубленной работе над этой темой. Одним из приоритетных направлений нашей работы является работа по патриотическому воспитанию детей путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям. Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества. Проведенная педагогическая диагностика позволила нам получить оперативные данные о текущем реальном состоянии сформированности представлений у дошкольников о своей семье, городе, природе, культуре родного края. На основе диагностики, анализа и индивидуальной работы с детьми и их родителями мы выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе и смутные представления о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания детей.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное,  делать обобщения, выводы.

Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому  необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но  и "живые"  наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Цель: Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Задачи:

- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей этому воспитанию;

- организация активного взаимодействия с семьями воспитанников;

- повышение уровня самообразования;

- разработка консультации для родителей;

- разработка плана работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

-  самоанализ и отчет о проделанной работе.

Формы и методы работы:

- занятия;

- беседы;

- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий;

- наблюдения.

- настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;

- метод решения проблемных ситуаций;

- чтение художественных произведений;

- знакомство с загадками и пословицами своего народа;

- виртуальные прогулки и экскурсии;

- использование средств изобразительной деятельности на тему любви к родине;

- семейные конкурсы, рисунки, поделки;

- досуги.

Ожидаемый результат:

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Этапы:

1 этап организационно-ознакомительный: знакомство с литературой, составление плана работы, подготовка практического материала, начальный этап диагностики.

2 этап – основной: внедрение в работу подготовленного материала, консультации для родителей, практическое применение наработанных материалов с детьми.

3 этап – заключительный: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

 

     Сроки

 проведения

               Мероприятия

        Результаты  

  1.

   Сентябрь

 2024 - май

      2025г.

Изучение методической             литературы по выбранной  теме

  2.

   Сентябрь

      2024г.

Подбор материала для работы с детьми по теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной деятельности.

  3.

   Сентябрь

      2024г.

Экскурсия по детскому саду. Беседа «Кто работает в детском саду».  

  4.

   Сентябрь

      2024г.

Чтение пословиц и поговорок о дружбе. Беседа «Что такое доброта?»

  5.

   Сентябрь

      2024г.

Повышение знаний воспитателя на образовательных платформах

  6.

   Октябрь

      2024г.

Развивать желание и интерес у детей к выбранной теме.

  7.

   Октябрь

      2024г.

Дидактическая игра:

«Мой город родной».                 Цель: познакомить с достопримечательностями родного города.

  8.

  Октябрь

    2024г.

Знакомство с символикой нашего города.                       Рисование «Герб Сартова».  Беседа по теме: «Моя малая Родина- Саратов- история родного города», «Улица, на которой я живу».

  9.

  Ноябрь

    2024г.

Знакомство с праздниками «Всемирный день ребенка», «День матери».

10.

  Ноябрь

   2024г.

Мини-проект «Моя семья».  Беседа «Моя семья». Рисование «Моя семья».

11.

  Декабрь

    2024г.

Знакомство с традициями празднования нового года.  Знакомство с зимними забавами и развлечениями.  Рисование «Наша нарядная елка».                                 Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка».  Чтение и заучивание новогодних стихотворений.  Выставка детского творчества.

12.

   Январь

    2025г.

Подготовить и провести открытое занятие в подготовительной логопедической  группе по нравственно-патриотичскому воспитанию детей дошкольного возраста.

13.

  Февраль

    2025г.

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».  Изготовление подарков для пап. Конкурс чтецов «Наша армия сильна.                                С/р игра «Мы солдаты».  Знакомство с военными профессиями.                            Чтение художественной литературы. Развлечение «День защитника Отечества».  Выставка детского творчества.

14.

    Март

    2025г.

Создать развивающую среду (уголок эстетического восприятия)

15.

  Апрель

   2024г.

Знакомство с достопримечательностями нашего города.  Рассматривание фотографий.  Беседа «Улица, на которой находится мой детский сад».  Рисование «Мой детский сад».

16.

Май 2024г.

Знакомство с праздником «День победы».  Конкурс чтецов «Победный май».  Изготовление открыток ко дню Победы.  Педагогическое мероприятие «День Победы».

  17.

 Май 2024г.                      

Презентация по выбранной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2024 учебный год

Материал содержит план по самообразованию 2018-2024 учебный год...

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в

План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....

План по самообразованию 2024

план по самообразованию 2024...

План по самообразованию 2024-2025 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посре...

План по самообразованию 2024 - 2027 учебный год

Ребенку на физкультурных занятиях необходимо осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать с...

План по самообразованию 2024-2025 г

Тема по самообразованию учителя –логопеда...